"Начальная школа XXI века", урок литературного чтения 3 класс,"Творчество С. Есенина"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Годунова Анна Юрьевна

 

Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века», по теме «Творчество С. А. Есенина».

Это урок обобщения  и проверки усвоения изученного материала  по пройденной теме.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Данный урок был проведен с целью определения сформированности навыка выразительного чтения стихотворений автора, проверки умения работать с произведениями.

результат, так как это не только организовывает учащихся, но и развивает у них навыки анализа и самоанализа.

Формированию  навыков анализа и самоанализа способствовал  проведенный на уроке тест и его самопроверка. Ведь умение контролировать свою  работу, видеть и исправлять ошибки, соотносить результат с требованиями задания - необходимое условие успешности учения и интереса к нему. Работа  с тестом  продуктивна и своевременна:

во-первых, за короткий промежуток времени  учащиеся класса не только отвечают  на ряд вопросов по пройденной теме,  но и могут  осуществить самопроверку данного теста;

во-вторых, появляется  возможность провести индивидуальную работу со слабочитающими учениками по отработке навыков выразительного чтения стихотворения.

         Проводится словарная работа. Эта работа очень важна, так как дети не только уясняют значение того или иного слова,  но у них формируется навык чтения и работы с текстом произведения. Эта работа очень важна для начинающих читателей, она пробуждает интерес и внимание не только к слову, но и к его конкретному смыслу в контексте произведения.

         Одной из основных задач на данном уроке была работа над выразительным чтением стихотворений.

В течение всего урока при выполнении разнообразных заданий учащиеся неоднократно читают  стихотворения С.А. Есенина, отрабатывая при этом навык выразительного чтения. При этом обращается внимание детей на то, что очень важно понять: могут существовать разные варианты выразительного чтения, так как оно отражает неодинаковое восприятие людьми одного и того же художественного произведения.

           На данном уроке  работа была с  мультимедийной установкой. Считаю, что она была   целесообразна по ряду причин:

-использование в работе различного рода схем («заместители» жанров, тем, сравнительные характеристики произведений)  помогли учащимся провести анализ изученных  стихотворений;

-показ на слайдах  картин родной природы (береза, клен)  способствовал  формированию  у учащихся любви к окружающей природе; дети не только услышали, как автор образно описывает красоту этих деревьев, но и смогли увидеть то, о чем говорил поэт;

презентация слайда теста дала возможность осуществить на уроке за короткое время  самопроверку.

На каждом уроке литературного чтения уделяется внимание  тому, как усваиваются литературоведческие понятия детьми, как при изучении отдельного произведения, так и при знакомстве с индивидуальным художественным миром писателя.

На данном уроке внимание детей обращалось не только на содержание (что происходит, что описано), но и на форму (как выражено). Учащиеся  вспомнили, что называется олицетворением, записали определение в тетрадь, нашли примеры олицетворений в произведениях СА. Есенина. Такой подход в формировании читательской деятельности позволяет ученикам не только глубоко изучить произведение, но и понять авторскую точку зрения, выясняя, какие слова подбирает автор для описания героя, какими художественными  средствами выразительности пользуется и почему. У начинающего читателя формируется умение видеть художественное слово и работать с ним, овладевая не только литературоведческими представлениями, но и понятиями.

Все вопросы и задания к  этому уроку носили поисковый характер, нацеливали учащихся на анализ текста, понимания смысла и особенностей произведений,  а именно понимание  содержание – одна из учебных задач, которая  решалась на данном уроке.

Работа над содержанием произведений постоянно опирается  на творческое воображение детей: представь место действия, картину, эмоциональное состояние; как, с помощью каких средств, слов, описаний изображается персонаж,  передается отношения к нему автора, какие чувства вызывает у читателя. Учащиеся готовили иллюстрации к прочитанным произведениям, что  вызвало необходимость анализа стихотворения.

Одним из этапов  урока был сравнительный анализ  произведений о детях  И.Сурикова и С.Есенина. Эта форма работы была введена для обобщения полученных знаний, развития читательской зоркости, внимания к слову. Необходимо было установить признаки данных произведений, сравнить их содержание. Учащиеся сравнивали эти стихотворения, указывали сходство и различия, наблюдения фиксировались в таблице, при этом дети еще раз обращались к тексту уже прочитанных ранее произведений, проверяли верность своих  ответов.   Таким образом,  была установлена общность сюжетов стихотворений и обнаружены отличия в форме изложения и содержания.

Использование  в процессе работы дифференциации позволило дать посильную работу и «сильным», и «слабым» учащимся. В течение  урока  все учащиеся были задействованы, каждый находился в поле зрения учителя. Проведение такого вида работы   на уроках литературного чтения становится возможным благодаря использованию  рабочих тетрадей по данному предмету, где авторами комплекта предусмотрены разноуровневые задания.

Одной из форм работы над обобщением знанием по прочитанным произведениям было решение кроссворда. Кроссворд- это задание, которое активизирует работу учеников с произведениями, обогащает их читательский опыт, развивает внимание к тексту произведения. Поиск ответов, перечитывание и просматривание произведений закрепляют знания, формируют читательскую эрудицию.  Чтение вопросов- заданий, работа с произведением - вот дополнительные упражнения в чтении и обогащении словаря учащихся.

Считаю, что подготовка домашнего задания тоже будет способствовать формированию умения работать над содержанием стихотворения. Ведь учащимся для того, чтобы сделать  модель обложки книги, иллюстрацию необходимо еще раз проанализировать его, определить тему. А изготовление на следующем уроке книжки- самоделки « Сборник любимых произведений С.А. Есенина нашего класса» - это прекрасная форма повторения и закрепления пройденного.

Цель урока была достигнута: учащиеся в течение всего урока активно работали, давали на поставленные вопросы  полные ответы, показали хорошие знания по пройденной теме, умение анализировать текст и читать его выразительно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебные задачи:

-формировать понятие о содержании стихотворения (мысли и чувства поэта)

-учить сравнивать темы стихов, их интонационные рисунки, чувства поэта

-учить видеть в тексте произведений эпитеты, сравнения, олицетворения

-учить передавать свои чувства через чтение

Учебные умения:

-называть стихи С.Есенина, вошедшие в круг чтения, определенного программой

-передавать содержание стихотворения (какие мысли  и чувства высказывает поэт)

-читать наизусть стихотворения С. Есенина

Оборудование:

мультимедийный проектор (для демонстрации слайдов): музыкальный центр, бланки для проведения теста, рисунки детей к произведениям Есенина, учебники литературного чтения 3 класс, рабочие тетради по литературному чтению 3 класс

Ход урока:

  1. Организация класса:

-На сегодняшнем уроке, ребята, мы продолжим разговор о  творчестве замечательного русского поэта, с произведениями которого мы имели удовольствие работать на предыдущих уроках.

Сегодня у нас с вами появилась возможность вспомнить эти произведения и продолжить работу над  выразительным чтением  стихотворений Есенина.

(презентация 1 слайда)

  1. Проверка домашнего задания:

-А сейчас проверим домашнее задание.

А) чтение наизусть стихотворения:

Итак, ребята, мы проводим следующий этап нашего конкурса

« Лучший чтец  стихотворений С.Есенина».

Мы послушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Бабушкины сказки».

(Проводится в виде конкурса лучших чтецов; после чтения стихотворения учащиеся вручают цветные жетоны тому участнику, чье выступление понравилось больше всего)

(Лучшим чтецам вручается  медаль).

Б) Коллективная проверка выполнения заданий в тетрадях:

-А теперь откройте, пожалуйста,  тетради и мы проверим выполнение домашнего задания в тетрадях.

-Задание 1. Напомните, пожалуйста, что нужно было сделать?

-Задание «Проталинки». Нужно было вписать в четверостишие пропущенные слова.

-Во втором задании перед вами стоял выбор: как сказать по -другому?

-по задворкам - за двором

разухабистой гурьбой - веселой беспорядочной толпой

Идем, бредем  домой - идут домой неспешно

В) Тест.

( презентация 3 слайда)

-В процессе работы с произведениями Есенина мы пополнили свой словарь и другими словами, которые я предлагаю вам сейчас вспомнить.

Возьмите бланки тестов  и в задании №1 запишите, как можно сказать по-другому:

-ряд свисающих кистей или нитей  (бахрома)

-войско   (рать)

-брось, оставь  (кинь)

1) Дифференцированная работа:

-А теперь, ребята, я предлагаю вам поработать самостоятельно над вопросами теста,  а мы тем временем  с Ильей и Владиславом поработаем над выразительным  чтением стихотворения.

1 группа  (на данном этапе в 1 группе и «сильные», и «слабые» учащиеся, так как индивидуальная работа необходима с плохочитающими детьми)

2 группа (работа предусмотрена с детьми, у которых очень слабо формируется навык выразительного чтения)

Самостоятельная работа  над вопросами  теста ( ученики из второй группы, испытывающие затруднения в работе, могут пользоваться материалами учебника)

Отработка навыков выразительного чтения стихотворения «Бабушкины сказки»

(Учащиеся поочередно читают четверостишия).

Самопроверка и самооценка выполненной работы

Выполнение задания №8 теста.

2) Самопроверка.

-Пока Илья и Владик выполнят задание 8 теста, вы, ребята, проверьте правильность выполнения заданий в тесте и оцените свою работу.

(презентация 4  слайда)

3.Работа над     тематикой произведений С.Есенина.

-Попрошу вас, ребята, обратить внимание на последнее задание теста.

Почему этот треугольник красного цвета?

-Сергей Есенин  немало произведений написал о Родине. А тема Родины обозначается в «заместителях» красным цветом.

-Назовите,  с какими произведениями о Родине мы с вами познакомились?

-«Я покинул родимый дом»

-«Но и тогда, когда во всей планете»

-«Если крикнет рать святая»

Прочитайте, пожалуйста, отрывки наизусть.

(дети читают)

-О каких чувствах поэта мы с вами узнаем, читая эти произведения?

-Мы узнаем о том, что Есенин очень любил свою Родину.

-Какие произведения  Есенина вы вспоминаете, видя треугольник зеленого цвета?

-Зеленый цвет- «заместитель « темы природы».

-Какие стихотворения автор посвятил природе?

- «Нивы сжаты, рощи голы»

- «Стихи о березе»

- «Топи да болота»

- «Сыплет черемуха снегом»

(презентация 5 слайда)

-О чем еще писал свои произведения Есенин?

-Сергей Есенин писал стихотворения о детстве. Эту тему в  «заместителях» мы отмечаем желтым цветом.

-К этой теме относится стихотворение «Бабушкины сказки».

5. Сравнительная характеристика произведений.

-А помните ли вы произведения других   поэтов о детстве?

-Мы  читали стихотворение И.Сурикова «Детство».

- В стихотворении «Помню я, бывало няня» И, Никитина говорится о детстве.

( презентация  6 слайда)

-Ребята,   сравните,  что общего и чем различаются стихотворения И.З. Сурикова и С.А. Есенина.

Работать  будем по вариантам:

Анализ стихотворения И.Сурикова будут делать  ученики 1 варианта, а стихотворения С.Есенина - ученики 2 варианта.  Можно пользоваться   материалом учебника.

(презентация 7 слайда)

И.З. Суриков «Детство»

(работают ученики 1 варианта)

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

(работают ученики 2 варианта)

Кто главный герой произведения?

дети

дети

В какое время года происходят события?

зимой

зимой

В какие игры дети играли?

катались на санках

катались на санках

Чем дети занимались вечерами?

слушали сказки

слушали сказки

Кто рассказывал детям сказки?

бабушка

бабушка

О ком  были сказки?

Об Иване - царевиче

Об Иване - дураке

Как дети слушали сказки?

слушая, засыпали; снится сказка

просили еще рассказать сказку

-Ребята, а теперь отгадайте загадку:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

-Это береза.

(презентация 8 слайда)

-А как вы думаете, почему на уроке чтения мы вспомнили об этом дереве?

-Береза - любимое дерево Сергея Есенина. Он много писал о ней стихотворений.

- Ребята,  а почему именно береза стала любимым деревом поэта?

-Издавна березы считались символом России, а Есенин очень любил свою Родину.

-Знакомясь со стихами о березе Есенина, вы  готовили к ним иллюстрации.

( презентация 9 слайда)

-Прочитайте, пожалуйста, отрывок стихотворения, в котором описывается береза осенью.

(стихи впечатать)

-Прочитайте отрывок, в котором  описана   зеленокосая береза.

(презентация 10 слайда)

(стихи впечатать)

-Назовите произведение, к которому могли бы послужить иллюстрацией эти рисунки.

(презентация 11 слайда)

- Я думаю, что эти рисунки могли бы послужить иллюстрацией к стихотворению «Береза», потому что в нем описывается березка зимой.

- С помощью какого литературного приема Есенин описывает березку?

- Для описания березы поэт использует олицетворение.

- Ребята, вспомните, что называется олицетворением?

- Описание предмета как живого существа называется олицетворением.

-Предлагаю поработать по группам.

Пока ребята из второй группы запишут в тетрадях по литературному чтению определение олицетворения и ответят на вопрос №1 на стр. 21, мы с ребятами из первой группы найдем в стихах о березе олицетворение.

(дифференцированная работа)

1 группа

2 группа

Фронтальная работа с текстом стихотворений о березе, выделение олицетворения. (золотистые косы, зеленокосая, сонная тишина, обходя лениво, в юбчонке белой, холщовый сарафан, березки стан)

Самостоятельная работа в тетради, стр. 21.

  1. запиши имя и отчество Есенина

(Сергей Александрович)

2) олицетворение – о предмете говорят как о человеке, живом существе.

- А какое еще дерево описывает автор, используя олицетворение, и в каком произведении?

- В стихотворении «Я не скоро вернусь», описывается дерево клен.

- Прочтите, пожалуйста, это стихотворение.

(дети читают стихотворение)

(презентация слайда 12)

- Назовите олицетворение в описании клена.

- Стережет голубую Русь, стоит на одной ноге , головой на меня похож.

- В своих стихах Есенин часто описывал деревья. С каким еще деревом мы встретились при знакомстве с произведениями автора?

- Мы прочитали о черемухе.

- В заключении урока, ребята, предлагаю вам  решить кроссворд, при выполнении задания которого нам очень пригодятся полученные сегодня знания.

(решение кроссворда)

(презентация слайда13)

  1. дерево, которое «сыплет» снегом весной (черемуха)
  2. дерево, которое «стоит в юбчонке белой» (береза)
  3. дерево, которое «стережет голубую Русь» (клен)

(дети заполняют в процессе работы кроссворд в тетрадях по литературному чтению на стр. 22)

6. Итог урока.

-Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами не только получили возможность расширить опыт общения с лирической поэзией, но и услышать индивидуальный голос замечательного русского поэта. Думаю, что мы научимся узнавать имя этого автора по его речи. Что для нее характерно?

- Стихотворение Есенина отличает легкая грусть, задумчивость

- Стихотворения Есенина очень спокойные, напевные. Мне мама рассказывала, что на стихи Есенина написаны романсы.

- В каждом стихотворении Есенина звучит любовь к Родине.

-Стихи Сергея Александровича Есенина  добрые. От них исходит душевное тепло автора.

- Спасибо вам, ребята, за урок, надеюсь, что произведения Есенина никого из вас не оставили равнодушным. У каждого из вас, наверное, появилось любое стихотворение этого автора.

7. Домашнее задание.

-Я предлагаю вам, ребята, подготовить к следующему уроку выразительное чтение того стихотворения С.А. Есенина, которое вам понравилось больше всего.

Подготовьте к этому стихотворению обложку – заместитель с иллюстрацией. На следующем уроке литературного  чтения мы подготовим с вами сборник любимых произведений Сергея Александровича Есенина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тест по чтению ученика (цы) ___________________________________

1. ___________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Отметь имя и отчество Есенина:

А) Александр Сергеевич

Б) Николай Алексеевич

В) Иван Савич

Г) Сергей Алексеевич

Д) Спиридон Дмитриевич

3) Кто автор стихотворения «Бабушкины сказки»?

А) А.А. Фет

Б) С.А. Есенин

В) И.З. Суриков

Г) А. П. Мягков

Д) Н.А. Некрасов

4) Из какого стихотворения  С.А. Есенина эта строфа?

«Сыпь ты, черемуха снегом,

Пойте вы, птахи в лесу,

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу»

А) «Топи да болота»

Б) «Берег»

В) «Сыплет черемуха снегом»

Г) «Пороша»

5) Отметь лишнее слово:

А) эпитет

Б) олицетворение

В) сравнение

               Г) загадка

6) Отметь фамилию поэта:

А) А.П. Чехов

Б) И.С. Тургенев

В) С.А. Есенин

Г) А.И. Куприн

Д) К.Г. Паустовский

7) Отметь жанр,  в котором работал С.А. Есенин

А) Песня

Б) Художественный  рассказ

В) Сказка

Г) Стихотворение

8) О чем писал С.А. Есенин. Обозначь темы произведений цветом в схеме

Оценка ученика_____________________

Оценка учителя_____________________

Есенин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по творчеству С. Есенина

В данном материале представлена презентация к уроку литературного чтения по творчеству С. Есенина...

Урок литературного чтения по творчеству С. Есенина

В данном материале представлена презентация к уроку литературного чтения по творчеству С. Есенина...

УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)

Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает  понять   содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...

ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...

Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоят...

Конспект урока литературного чтения по творчеству С. Есенина

Открытый урок литературного чтения в 4 классе по творчеству С. Есенина...