Конспект урока литературного чтения. 4 класс.С.А.Есенин «Лебедушка».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Сергей Александровия Есенин "Лебедушка" 4 класс. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eseninin.odt | 40.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Тема: С.А.Есенин «Лебедушка».
Цель урока: развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное.
Планируемые результаты:
Предметные:
- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;
- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова.
Личностные:
- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;
- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания, милосердия.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор, экран.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Организационный | 2-3 мин. | Посмотрите вокруг, улыбнитесь друг-другу. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок. | Приветствовать учителя | Р: настраиваться нна урок |
Мотивационный | 5-6 мин. | -Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением в разделе «Поэтическая тетрадь», а кто его автор вы узнаете, отгадав кроссворд. -Я вам читаю строки из стихотворений, а вы должны добавить пропущенные слова 1. Черёмуха душистая С весною … (расцвела) (Черёмуха) 2. Ручей волной гремучею Все ветки обдаёт И вкрадчиво под кручею Ей … поёт (песенки) (Черёмуха) 3. Поёт зима аукает, Мохнатый … баюкает. (Лес) 4. Воробышки игривые Как детки сиротливые Прижались у … (окна) 5. Ночь. Вокруг тишина В природе всё спит Своим блеском луна Всё вокруг … (серебрит) 6. Белая берёза под моим … (окном) (Белая берёза) -Кто автор этих произведений? (Серге Есенин). -Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С.А.Есенина. | Вставлять пропущенные слова Уаствовоать в учебном диалоге с учителем Уаствовоать в учебном диалоге с учителем | П: активизировать свои занания по заданной теме дисциплину |
Постановка учебной задачи
Словесный: учебный диалог | 15 мин. | Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его - Россия - Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными По-прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин - то не просто имя, - России стихотворная душа… Душа поэта – тонкая струна, (Рассказывают учащиеся). - С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга (Слайд1). Родители Есенина были бедные крестьяне. У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных (Слайд 2,3). В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни (Слайд 4). Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов. Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года. И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище. - Какие стихи Есенина вы знаете? («Черёмуха», «Белая берёза», «Пороша») (Слайд 5). - О чем эти стихи? (Поэт пишет о красоте родной природы, о душевном состоянии человека). -Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Всё – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью. Подготовка к восприятию стихотворения. - Прочитайте название стихотворения (Слайд 6). -Как вы думаете, о чём это стихотворение? -Что интересного вы знаете о лебедях? - Лебедь – величавая и грациозная птица, символ чистоты, благородства, верности (Слайд 7). - В каком произведении встречались с этой птицей? (Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»). - Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке, чему научиться? ( Научиться читать выразительно это стихотворение, узнать, зачем поэт написал это стихотворение). -Послушайте стихотворение. Прослушивание стихотворения в аудиозаписи. Обмен впечатлениями (Слайд 8) - Какое настроение, какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас? ( Чувство грусти, печали, горести, страха и восхищения). - Кто главные герои стихотворения? - Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.) | Слушать внимательно рассказ одноклассников Слушать внимательно рассказ одноклассников Слушать внимательно рассказ учителя Участвовоать в учебном диалоге с учителем Участвовоать в учебном диалоге с учителем Слушать аудиозапись | П: усваивать новый материал П: Усваивать новый материал |
Решение учебной задачи Словесный: объяснение значений словосочетаний | 15 мин. | Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний: - гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале; - тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением; - тихозвонные ручейки - спокойно протекающие; - росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро; - покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи; - молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки; - трава шелковая – нежная; - цветы лазоревые - светло-синий тон; - волны пряные - издающие запах; - Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (Для описания природы. У автора природа живая. Камыши, роса, зоря, как живые существа) (Слайд 10). - Какие действия можно отнести к лебёдушке? К лебежатушкам? 7.Чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строфы). - Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения. - Кто из вас помнит, что такое олицетворение? Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ. - А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения. - зорюшка рассыпала, - сосны наряжали, - камыши шепталися, - перешёптывались лилии, - цветы улыбались. -Где можно встретить такие выражения? (В сказках, былинах). -Поэзия С.Есенина очень близка к фольклору, к произведениям устного народного творчества. 8.Выборочное чтение. - Прочитайте отрывок, где надвигается беда (Слайд 11). - Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. - Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? - Могла ли она спастись от смерти? - Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним) - О чём говорит поступок матери – лебеди? (Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей. Она их любит, дети -частичка её самой). - Такой поступок называется самопожертвованием. - Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей. - Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории? -Лирика Есенина очень живописна. Большое значение имеет описание цвета (Слайд 12). Зеленый - слияние человека и природы. Синий - цвет неба, реки. Красный – цвет радости, юности. Белый (цвет лебеди) – чистота, нежность и предчувствие неизбежности. - Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям. - Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Французский композитор Шарль – Камиль Сен – Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из этого произведения и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой. Слушание отрывка из произведения Сен – Санса «Лебедь», Отрывка из произведения П.И.Чайковского «Лебединое озеро» (Слайд 13). - Какие картины вы себе представили? К какому моменту стихотворения можно отнести этот отрывок? (Гибель лебедя.) - Русский композитор П.И.Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро», а великие балерины изобразили красоту птицы на сцене. - Послушайте отрывок из этого произведения и попробуйте определить, к какому отрывку стихотворения он относится? (Лебедята) | Объяснять значение словосочетаний
Читать текст выборочно
| П: анализировать словосочетания с целью объяснения их значения К: развивать умение вести диалог с учителем
П: осуществлять чтение текста с целью поиска определенных строк Р: соблюдать дисциплину |
Рефлексия | -Поделитесь своими чувствами от прочитанного стихотворения? Что поразило вас в нем? (Потрясла смерть Лебёдушки, умерло живое, часть природы. Мы все являемся частью природы, умирает природа, значит чего-то лишается человечество). -Что хотел сказать нам автор стихотворения? (Нужно бережно хранить всё, что окружает нас, не быть равнодушными, любить близких, ценить материнскую заботу, любить природу, любить Родину, учиться сопереживать, сострадать) (Слайд 14). -Если урок затронул вашу душу, научил быть добрее, значит, поэзия С.Есенина помогла вам проникнуть в мир милосердия и сострадания. 10. Домашнее задание. Прочитайте ещё раз стихотворение С.Есенина «Лебёдушка». Напишите сочинение - отзыв о прочитанном произведении. | Участвовать в диалоге с учителем | К: Развивать умение вести диалог с учителем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(1 часть)
Материал данного урока охватывает наиболе интересеные для учащихся аспекты жизни Великого Русского поэта, благодаря которым учащиеся могут гораздо лучше узнать поэта, его жизнь и творчество....
"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(2 часть)
Благодаря наличию презентации, учащиеся могут не только услышать, но и увидеть некоторые фрагменты и факты из биографии Великого Русского поэта, что позволит усвоть материал гораздо лучше, ведь как из...
Урок литературного чтения в 4 классе С.Есенин "Лебедушка"(УМК Школа России)
Разработка урока по стихотворению С.Есенина "Лебедушка" с использованием презентации...
Литературное чтение в 4-м классе. С.Есенин. "Лебедушка"
кнспек урока...
Урок по литературному чтению С.Есенин "Лебедушка"
Это презентация к уроку "Лебёдушка" С.Есенина, надеюсь пригодится моим коллегам....
Конспект урока по литературному чтению "С. Есенин. Лебедушка."
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями С. А. Есенина ...
Лебедушка. С.Есенин. Литературное чтение 4 класс. Конспект урока
Конспект урока по литературному чтению в 4 класс, УМК "Школа России"...