Конспект урока литературного чтения. 4 класс.С.А.Есенин «Лебедушка».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Фёдорова Алёна Андреевна

Сергей Александровия Есенин "Лебедушка" 4 класс. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eseninin.odt40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока


Предмет: Литературное чтение

Тема: С.А.Есенин «Лебедушка».

 

Цель урока: развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное.


Планируемые результаты:

Предметные:
- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова.


Личностные:
- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;
- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания, милосердия.

Тип урока: комбинированный урок


Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор, экран.


Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Организационный

2-3 мин.

Посмотрите вокруг, улыбнитесь друг-другу. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок.

Приветствовать учителя

Р: настраиваться нна урок

Мотивационный

Словесный: учебный диалог






Практический: работа с кроссвордом

5-6 мин.

 -Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением в разделе «Поэтическая тетрадь», а кто его автор вы узнаете, отгадав кроссворд.

-Я вам читаю строки из стихотворений, а вы должны добавить пропущенные слова

1. Черёмуха душистая

С весною … (расцвела) (Черёмуха)

2. Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей … поёт (песенки) (Черёмуха)

3. Поёт зима аукает,

Мохнатый … баюкает. (Лес)

4. Воробышки игривые

Как детки сиротливые

Прижались у … (окна)

5. Ночь. Вокруг тишина

В природе всё спит

Своим блеском луна

Всё вокруг … (серебрит)

6. Белая берёза под моим … (окном) (Белая берёза)

-Кто автор этих произведений? (Серге Есенин).

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С.А.Есенина.

Вставлять пропущенные слова



Разгадывать кроссоврд

Уаствовоать в учебном диалоге с учителем















Разгадывать кроссоврд

Уаствовоать в учебном диалоге с учителем



П: активизировать

свои занания по заданной теме









Р: соблюдать

дисциплину








Постановка учебной задачи



Словесный: учебный рассказ





Словесный: учебный рассказ





Словесный: учебный рассказ


Словесный: учебный диалог



















Словесный: прослушивание аудиозаписи


Словесный: беседа

15 мин.

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин - то не просто имя, -

России стихотворная душа…

Душа поэта – тонкая струна, 
Дотронешься – и зазвучит она!
 
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть
.

(Рассказывают учащиеся).

- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга (Слайд1).

Родители Есенина были бедные крестьяне.

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных (Слайд 2,3).

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни (Слайд 4).

Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года. И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

- Какие стихи Есенина вы знаете? («Черёмуха», «Белая берёза», «Пороша») (Слайд 5).

- О чем эти стихи? (Поэт пишет о красоте родной природы, о душевном состоянии человека).

-Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Всё – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

 Подготовка к восприятию стихотворения.

- Прочитайте название стихотворения (Слайд 6).

-Как вы думаете, о чём это стихотворение?

-Что интересного вы знаете о лебедях?

- Лебедь – величавая и грациозная птица, символ чистоты, благородства, верности (Слайд 7).

- В каком произведении встречались с этой птицей? (Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»).

- Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке, чему научиться? ( Научиться читать выразительно это стихотворение, узнать, зачем поэт написал это стихотворение).

-Послушайте стихотворение.

 Прослушивание стихотворения в аудиозаписи. Обмен впечатлениями (Слайд 8)

- Какое настроение, какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас? ( Чувство грусти, печали, горести, страха и восхищения).

- Кто главные герои стихотворения?

Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)

Слушать внимательно рассказ одноклассников






Слушать внимательно расска учителя

Слушать внимательно рассказ одноклассников






Слушать внимательно рассказ учителя

Слушать внимательно рассказ учителя

Участвовоать в учебном диалоге с учителем








Участвовоать в учебном диалоге с учителем


Слушать аудиозапись

Участвовать в учебном диалоге с учителем

П: усваивать новый материал










Р: соблюдать дисциплину












Р: соблюдать дисциплину







П: Усваивать новый материал










Р: соблюдать дисциплину








П: формулировать тему и цели урока

Решение учебной задачи

Словесный: объяснение значений словосочетаний












Практический: чтение текста



Частично-поисковый: осуществлять поиск олицетворений в строфах текста











Частично-поисковый: осуществлять чтение текста с целью поиска определенных строк







Словесный: рассказ учителя

15 мин.

 Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

- трава шелковая – нежная;

- цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;

Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (Для описания природы. У автора природа живая. Камыши, роса, зоря, как живые существа) (Слайд 10).

- Какие действия можно отнести к лебёдушке? К лебежатушкам?

7.Чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строфы).

- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.

- Кто из вас помнит, что такое олицетворение? Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.

- А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

-Где можно встретить такие выражения? (В сказках, былинах).

-Поэзия С.Есенина очень близка к фольклору, к произведениям устного народного творчества.

8.Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок, где надвигается беда (Слайд 11).

- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей.

- Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным?

- Могла ли она спастись от смерти?

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чём говорит поступок матери – лебеди?

(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей. Она их любит, дети -частичка её самой).

Такой поступок называется самопожертвованием.

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?

-Лирика Есенина очень живописна. Большое значение имеет описание цвета (Слайд 12).

Зеленый - слияние человека и природы.

Синий - цвет неба, реки.

Красный – цвет радости, юности.

Белый (цвет лебеди) – чистота, нежность и предчувствие неизбежности.

Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

- Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Французский композитор Шарль – Камиль Сен – Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из этого произведения и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой.

Слушание отрывка из произведения Сен – Санса «Лебедь», Отрывка из произведения П.И.Чайковского «Лебединое озеро» (Слайд 13).

- Какие картины вы себе представили? К какому моменту стихотворения можно отнести этот отрывок? (Гибель лебедя.)

- Русский композитор П.И.Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро», а великие балерины изобразили красоту птицы на сцене.

- Послушайте отрывок из этого произведения и попробуйте определить, к какому отрывку стихотворения он относится? (Лебедята)

Объяснять значение словосочетаний



Участвовать в учебном диалоге с учителем








Читать стихотворение вслух и про себя


Следить за чтением других  учеников

Читать текст выборочно

Анализировать строфы на наличие в тексте олицетворения

Отвечать на вопросы учителя



Выборочно читать стихотворение








Слушать рассказ учитаеля

П: анализировать словосочетания с целью объяснения их значения

К: развивать умение вести диалог с учителем









Р: соблюдать дисциплину




П: Анализировать строфы на наличие в тексте олицетворения



Р: соблюдать дисциплину

П: осуществлять чтение текста с целью поиска определенных строк

Р: соблюдать дисциплину

Рефлексия

-Поделитесь своими чувствами от прочитанного стихотворения? Что поразило вас в нем? (Потрясла смерть Лебёдушки, умерло живое, часть природы. Мы все являемся частью природы, умирает природа, значит чего-то лишается человечество).

-Что хотел сказать нам автор стихотворения? (Нужно бережно хранить всё, что окружает нас, не быть равнодушными, любить близких, ценить материнскую заботу, любить природу, любить Родину, учиться сопереживать, сострадать) (Слайд 14).

-Если урок затронул вашу душу, научил быть добрее, значит, поэзия С.Есенина помогла вам проникнуть в мир милосердия и сострадания.

10. Домашнее задание.

Прочитайте ещё раз стихотворение С.Есенина «Лебёдушка». Напишите сочинение - отзыв о прочитанном произведении.

Участвовать

в диалоге с учителем













Записывать домашнее задание

К: Развивать умение вести диалог с учителем



П: анализировать полученный материал

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(1 часть)

Материал данного  урока охватывает наиболе интересеные для учащихся аспекты жизни Великого Русского поэта, благодаря которым учащиеся могут гораздо лучше узнать поэта, его жизнь и творчество....

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(2 часть)

Благодаря наличию презентации, учащиеся могут не только услышать, но и увидеть некоторые фрагменты и факты из биографии Великого Русского поэта, что позволит усвоть материал гораздо лучше, ведь как из...

Урок литературного чтения в 4 классе С.Есенин "Лебедушка"(УМК Школа России)

Разработка урока по стихотворению С.Есенина "Лебедушка" с использованием презентации...

Урок по литературному чтению С.Есенин "Лебедушка"

Это презентация к уроку "Лебёдушка" С.Есенина, надеюсь пригодится моим коллегам....

Конспект урока по литературному чтению "С. Есенин. Лебедушка."

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями С. А. Есенина ...

Лебедушка. С.Есенин. Литературное чтение 4 класс. Конспект урока

Конспект урока по литературному чтению в 4 класс, УМК "Школа России"...