Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин "Черемуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 3 классе.
Тема: С. Есенин «Черёмуха».
Цели:
- продолжить знакомство учащихся с биографией С. Есенина, ознакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Черемуха»;
- формирование знаний об эпитете как образном средстве языка, формирование умения и навыков выразительного чтения стихов;
- развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,
развитие внимания, творческого воображения;
- воспитание интереса к предмету и культуры общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Ход урока.
- Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас не простой урок. У нас гости. Давайте
поприветствуем их.
Проверка домашнего задания.
– Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем?
– Какие произведения в нём помещены?
– Чем стихотворения отличаются от других произведений? (рифма, ритм, краткость, точность)
– Со стихотворениями, какого русского поэта вы познакомились вчера?
– Послушаем, как вы подготовили чтение стихотворений наизусть.
Чтение наизусть стихотворений А.А.Блока «Ворона», «Ветхая избушка», «Сны».
IV. Изучение новой темы.
1. Беседа о поэте.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром...
– Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Кто его автор? (Сергей Есенин.)
– Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина.
– Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина.
Есенин – нежное имя, соловьиный звон.
Кудрями золотыми звенел весёлый клён.
Из солнечного ливня весеннее лицо
Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.
-о жизни и творчестве С.А.Есенина нам расскажет Злата Хорпякова
Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом.
2. Актуализация знаний. Постановка цели.
Тема урока: Сергей Есенин „Черему
Учитель: Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Черёмуха», научимся выразительно читать это стихотворение; будем находить в нём образные средства; попробуем проникнуть во внутренний мир поэта, в его
душу, мысли и определим с какой целью Есенин написал это стихотворение.
3. Изучение нового материала
Учитель: Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен.
И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.
– Что вам известно о черёмухе?
Одна из первых я цвету. ( Настя Третьякова)
В садах стою я вся в цвету,
И белый мой наряд,
И горький запах всех влечёт:
-Гляди, черёмуха цветёт!-
Все люди говорят.
И вся благоуханная, (Арсений Тигунов)
Роняя лепестки,
Цветёт, цветёт черёмуха
В овраге у реки. (В. Жуковский)
Арсений Щеренко;
– Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.
4. Прослушивание лирического стихотворения Сергея Есенина
«Черемуха» в грамзаписи.
– А сейчас послушайте стихотворение “Черемуха” в грамзаписи. Мне очень нравится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.
5. Обмен впечатлениями о прочитанном.
Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали? Выберите из предложенных вариантов: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.
Дети: Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”.
Учитель: Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:
чтобы передать радость общения с природой;
чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.
(Выбрать нужное, при необходимости добавить своё утверждение).
Учитель: «Черёмуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.
6. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
– Прочитайте стихотворение самостоятельно. Найдите слова, которые вам не понятны.
7. Словарная работа
– Объясните значение выражений:
Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;
Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;
Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;
Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;
Вкрадчиво – осторожно, доверительно;
Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)
VI. Продолжение изучения темы.
8. Выразительное чтение стихотворения «Черемуха».
Учитель: Мы с вами уже говорили о том, что автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор. Сейчас один ученик будет читать строки о черёмухе, а второй ученик – о ручье.
Учитель: Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? (неторопливо, с любованием)
– Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее? ("А рядом у проталинки…серебряный ручей"). Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.
10. Работа над иллюстрацией на с.55.
Учитель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение З. Александровой «Черемуха» и хочу, чтобы вы оценили поступки людей.
Расцвела черемуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много дней.
Это чья черемуха?
Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далекий путь,
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки.
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
(3.Александрова)
Молчание. Слушание выводов учеников – оценка поступков прохожих.
Учитель: Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой? (Ответы учащихся)
Учитель: Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.
Вывод: Такую красоту природы надо видеть и бере
Учитель: Сергей Есенин прожил очень мало – всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого. Стихи поэта очень музыкальны, напевны, всеми любимы, поэтому многие композиторы создавали произведения на стихи Есенина. Сейчас вы услышите романс на стихи Есенина “Черемуха”, давайте окунемся в глубину цвета и музыки, написанной на великолепные стихи.
VI. Итог урока. Выставление оценок.
– С каким произведением вы познакомились на уроке?
– Кто автор? Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворении?
– С какой целью автор написал это стихотворение? (Это было нужно для того, чтобы передать свою радость, чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы и вызвать сопереживание.)
– Поднимите руку, кто захотел увидеть черемуху, цветущую в природе.
VII. Домашнее задание
с. 55 учить наизусть.
с. 56 задание 6 (Сделать иллюстрацию к стихотворению «Черёмуха)
–
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...