Конспект урока по литературному чтению "Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе на тему "Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока литературного чтения в 1 классе "Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление"" | 36.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление.
Цели:
Обучающие:
- Закрепить знания о звуках [с, с,]. Учить обучающихся давать характеристику звуков, узнавать начертания букв, формировать навыки чтения.
Коррекционные:
- Развивать речь, фонематический слух, внимание, память, логическое мышление, воображение.
Воспитывающие:
- Прививать интерес к чтению, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, фишки красного, синего и зеленого цвета, «звуковая» дорожка, схемы слов и картинки к ним, плакат с буквой С, картинка санок, индивидуальные карточки, цветная проволока для букв, кормушка, семена в пакетиках.
Этапы урока:
- Оргмомент.
- Артикуляционная гимнастика.
- Постановка темы и целей урока.
- Повторение пройденного.
- Работа по теме урока.
- Характеристика звуков [с, с,].
- Дыхательная гимнастика.
- Определение позиции звуков [с, с,] в словах.
- Звуковой анализ слов.
- Физкультминутка.
- Работа над чтением.
- На что похожа буква С.
- Гимнастика для глаз «Снежинка».
- Чтение слогов.
- Чтение слов, предложений.
- Релаксация. Чтение текста.
- Итог урока. Рефлексия.
Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление.
- Оргмомент.
Милые мои, ребята,
Видеть вас я очень рада
И надеюсь я на вас.
Замечательный мой класс.
А девиз у нас такой:
То, что знаешь, не скрывай, на вопросы - отвечай!
- Артикуляционная гимнастика.
-А чтобы четко отвечать, нужно язычок потренировать.
- Повторяем за мной.
Са – са - са - в лесу бегает лиса.
Сы – сы – сы – хвост пушистый у лисы.
Со – со – со – у лисы колесо.
Су – су – су – холодно в лесу.
- Постановка темы и целей урока.
- У нас на улице тоже холодно, морозно.
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Послушайте стихотворение, которое выучила Настя, и скажите, какие признаки зимы в нем описаны.
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. Слайд 2
- Перечислите признаки зимы, которые описаны в стихотворении? (Солнце греет слабо. Трещит мороз, вода в реке замерзла, вьюга злится, снег кружится)
- Вот вьюга успокоилась, подул легкий ветерок и у нас сразу засвистело над ушками. Фонематическая зарядка.
- Произнесем, как свистит тихий ветер [с-с-с].
- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие в зимний лес и будем работать со звуками [с, с,] и буквой «с».
IV. Повторение пройденного.
- Но сначала повторим, что мы знаем про звуки.
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
- Ульяна, поставь фишку, которой обозначаем гласные звуки.
- Что вы знаете про гласные звуки? (Гласные звуки поются и тянутся, при произношении воздух во рту не встречает преграды)
- Маша Г, поставь фишки, которыми обозначаем согласные звуки.
- Что скажете про согласные звуки?
( «Согласные не поются и тянутся, когда мы их произносим воздух во рту встречает преграду. Согласные могут быть твердые и мы обозначаем их синей фишкой. Согласные могут быть мягкие, обозначаем их зеленой фишкой»)
V. Работа по теме урока.
1. Характеристика звуков [с, с,].
- На чем же нам отправиться путешествовать?
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы… (Санки)
- Нас много, поэтому мы отправимся путешествовать на больших волшебных санях.
Слайд 3
Хором:
Нас в сани посадили.
До чего быстры они.
Сели в сани. Покатили.
Ну-ка, ветер, догони.
- Произнесите слово «сани», выделяя голосом первый звук.
- Какой первый звук вы слышите? [с]
- Какой фишкой обозначаем звук [с]? (Синей)
- Почему? (Этот звук согласный, твердый)
- Положите синюю фишку перед собой. (Выставляют на доске.)
- Но что – то наши сани не едут.
2. Дыхательная гимнастика
- Давайте толкнем их с силой. Вздохнули носом и одновременно выдохнули и оттолкнулись сани руками. Молодцы, какие вы сильные!
- Произнесите первый звук в слове «сильные». [с,]
- Какой фишкой будем обозначать звук [с,]? (зеленой, выставляю на доске)
- Положите перед собой зеленую фишку.
- Делаем вывод: звук [с] – согласный, твердый [с] и мягкий [с,].
- Все, ребята, путь свободен.
3. Определение позиции звуков [с, с,] в словах.
- Сани поедут быстрее, если мы 3 раза проговорим скороговорку: «По семеро в сани уселись сами».
- Что - то у нас на пути. Освободится дорога, если мы правильно определим позицию звука [с, с,] в словах. Смарт презентация Слайд- 4
- Приготовьте фишки и «звуковую дорожку». Посмотрим, какой ряд справится быстрее.
Слова: сова, лиса, лось
3 –е работают у доски, остальные на местах.
Работа по группам:
1 ряд (слабые) - сова, 2 ряд (средние) – лиса, 3 ряд (сильные) – лось.
– Молодцы, ребята! Пора отправляться в путь!
- Звуковой анализ слов.
Смарт презентация Слайд 5
- Но что-то сани не едут. На пути .. мост.
- Сделаем звуковой анализ слов:
Средние – мост
Сильные – слогозвуковой анализ: санки (на доске Дима)
+ индивидуально (на парте Аня): к заданной схеме выбрать рисунок, Настя консультант.
Слабые – сук, закрасить в слове звук [с] (Ульяна - индивидуально), Дима консультант.
VI. Физкультминутка.
- Ребята, посмотрите, вдали кто-то виднеется, подъедем поближе. Слайд 6
- Ой, да это медведи скользят по скользкому льду.
- Ребята, мы с вами устали сидеть в санях, давайте покатаемся с ними на коньках, отдохнем! (Песня из мультфильма «Маша и медведь», дети выполняют танцевальные движения).
VII. Работа над чтением.
1. На что похожа буква С.
- Покатались на коньках и снова садимся в сани, едем дальше.
- Какие звуками мы сегодня повторяем? (Согласные звуки с, с,)
- Какая буква обозначает звуки с, с, ? (Эти звуки обозначает буква «эс»)
- Аня и Саша сделают букву «эс» из проволоки.
- Кто помнит стих про букву с?
Месяц вышел из-за тучи,
По нему учиться лучше –
Сразу узнаётся «эс»,
Смотрит буковка с небес. (На доске картинка)
(Показ букв, которые сделали ребята)
2. Гимнастика для глаз "Снежинка"
- Ребята смотрите, что-то опустилось мне на ладошку. Вы узнаете, если отгадаете загадку:
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Легкие пушинки,
Белые ….. (снежинки)
-Приготовим наши глазки к чтению. Слайд 7
3. Чтение слогов (хором, с доски) Слайд 8
- Посмотрите, как много снежинок намело, не проехать нам, если не прочитаем слоги. – Но сначала прочитаем буквы, которые обозначают гласные звуки (по ленте букв: а, о, у, ы, и).
- Найдем букву С на ленте букв. Какие звуки она обозначает?
ас ос ус ыс ис (Хором читаем по 2 раза, потом повторяют Ульяна и Аня)
са со су сы си
- А это что за буква? (н)
- Назовите звуки, которые она обозначает.
4. Чтение слов, предложений. Слайд 9
- Сугробы стали чуть поменьше, но нужно еще прочитать слова и предложения.
(Саша, Юра - читают, повторяют: Ульяна, Аня) – чтение слов с доски, по цепочке
- Прочитаем слова. Спрашивать значение слова! Поставить ударение!
са ни сос - на о – си – на
Маша «Собери слово» сос - ны о – си – ны
- Молодцы, ребята, вот мы и в лесу.
- Откроем Азбуку на стр. 48
Дима, Маша, Саша – чтение предложений, остальные следят.
Нина у осины.
Инна у сосны.
- Ау, Нина! Ау!
- Переверните страницу, Денис читает предложение.
- Почему, слова: Нина, Инна, у Сони написано с заглавной буквы?
5. Релаксация. Чтение текста. Слайд 10
- Поедемте глубже в лес!
-Сейчас я буду читать текст «В зимний лес», а вы внимательно слушайте и запоминайте, о чем я читаю. (Музыка)
- Сначала закройте глазки и представьте красоту зимнего леса…
(Чтение текста учителем под музыку)
В зимний лес.
Стоят тихие зимние дни. Мы идем по лесу. Под ногами скрипит снег. Вот пищит птица. Это снегирь. Снегири прилетают к нам в зимние дни. Они любят клевать ягоды рябины.
Вопросы:
- Какие стоят дни? (Стоят зимние дни)
- Какие птицы прилетают к нам зимой? (К нам зимой прилетают снегири)
- Что снегири любят клевать? Слайд 11
- Сейчас Настя и Маша прочитают нам этот текст еще раз. Вы внимательно слушайте и постарайтесь запомнить слова со звуком [с].
- Зимой птицам приходится трудно. Им холодно и голодно, ведь корма для них очень мало.
- Как мы можем помочь птицам зимой? (Надо для птиц сделать кормушки и кормить их.) Слайд 12
- Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Пора возвращаться в класс.
Хором:
Нас в сани посадили.
До чего быстры они.
Сели в сани. Покатили.
Ну-ка, ветер, догони.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Вот мы и в классе.
- Понравилось вам путешествие?
- Какие звуки мы сегодня повторяли? Какие они?
- А как называется буква, которая обозначает эти звуки?
- Вы сегодня, ребята, молодцы!
- Посмотрите, что это такое? (Кормушка для птиц) Птички ждут вас, чтобы вы их покормили. В гпд мы повесим кормушку и покормим птиц. (Показ пакетиков с семенами)
- Поднимите руку, кто считает, что сегодня активно работал на уроке
- Поднимите руку, кому на уроке было интересно.
- Кому урок подарил хорошее настроение? Что вам понравилось на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"
Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...
Конспект урока по обучению грамоте по теме " Буквы о - ё". 1 класс УМК "Гармония"
Цель урока: -познакомить детей с буквой ё и её « работой»- обозначать звук –о- и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с букв...
Конспект урока обучения чтению "Звуки [г], [г\']. Буквы «Г, г»" 1 класс по программе "Планета знаний"
Конспект урока обучения чтению "Звуки [г], [г\']. Буквы «Г, г»" 1 класс по программе "Планета знаний"...
План-конспект урока по литературному чтению "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И"
Разработка урока для 1 класса....
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Буква Х, х и звуки х, х*" 1 класс
Конспект открытого урока в 1 классе с указанием целей и задач урока, УУД по прогамме "Школа России". Урок построен с использованием презентации и иллюстративного материала....
конспект урока письма "Написание строчной и заглавной буквы и, И" (1 класс, УМК "Школа России", пропись Горецкий В.Г., Федосова Н.А., 1 часть)
Написание строчной и заглавной буквы и, И...
конспект урока по литературному чтению по теме: "Буква ь - показатель мягкости предшествующего согласного"
конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) по теме: "Буква ь - показатель мягкости предшествуюшего согласного"...