Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Буква Х, х и звуки х, х*" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Мотурняк Алла Геннадьевна

Конспект открытого урока в 1 классе с указанием целей и задач урока, УУД по прогамме "Школа России". Урок построен с использованием презентации и иллюстративного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1_klassword_14.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

(обучение грамоте)

в 1 А классе

Тема «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]».

Учитель начальных классов

Мотурняк Алла Геннадьевна

Цели урока: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Х,х; развития речи, логического мышления, памяти.

Задачи урока:

Образовательная: общеучебные – отличать новое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательные цели; логические – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Развивающая: развитие фонематического слуха, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;

Воспитывающая : способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому предмету, воспитывать чувство взаимопомощи, способствовать воспитании доброты, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.

Оборудование урока: компьютер, слайды, презентация, учебник                       
Тип урока: открытие новых знаний 

      Методы обучения: деятельностный метод обучения

  • создание проблемной ситуации;
  • поисковый;
  • наглядно-иллюстративный;
  • словесный

Формы организации деятельности:

  • парная
  • индивидуальная

Средства обучения:

  • учебник, ч.1
  • мультимедиа проектор
  • наглядные пособия

Основные этапы

урока. (Время)

Содержание урока

Формирование УУД

1.

Этап мотивации (1мин)

Учитель:

Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Сегодня у нас  на уроке гости. Поприветствуйте наших гостей. Скажите, в какой стране мы живём? ( В России) Россия славится своим гостеприимством,  и  мы с вами должны подтвердить своим поведением эту традицию. Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим гостям и друг другу.

Девиз: Учись доброму, плохое на ум не придет.Слайд №1

  - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.

Личностные УУД

(самоопределение).

Создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

(5 мин)

Учитель:

К какому уроку приготовились? Какие наказы давали вам родители, когда отправляли в школу? (хорошо учись)
Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать,

Должен научиться.
Зачем надо хорошо читать?

- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко»

Хрюша сел на петуха.
Мы смеялись: ::!
(ха - ха - ха!)

Сочинять он стал стихи -
Мы смеялись ::!
(хи - хи - хи!)

С каких звуков начинались досказанные слова? Тема:

- Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.       Слайд №2        

Учитель:

- Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока(слайд №3):

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)

Учиться читать … (слоги, слова  с новой буквой.)(плакат на доске)

Итак: Что мы сделали?

Назвали тему, поставили задачи?

Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. С чего начнем?

Вспомним, чему учились на прошлых уроках.

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Наша устная  речь состоит из …

Звуки бывают…

Когда произносим гласный звук….

При произнесении согласного звука…

Согласные бывают…

Гласные буквы а, о, у, ы, э указывают на…

Гласные буквы я, ё,  и, е указывают на…

Буквы е, ё,  я в начале слова…
а где ещё обозначают 2 звука?

Познавательное

УУД (логическое).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным)

Личностное УУД (жизненное самоопределение)

3.

Этап построения

проекта

коррекции

выявленных

затруднений.

(Работа над новым материалом в учебнике).

(8 – 10 мин)

1.Какие первые звуки слышали  в досказанных словах?

- Вспомните, как вы смеялись?

 2.Как характеризуем звуки?

Работа в парах.(сог-гл, м-т, п-н, з-г)
Игра. «Хлоп-топ». Если в слове есть звук х, х* -хлопаем, если нет- топаем.
халат
салат
хижина
лыжня
хобот
робот
хоккей
воздух
хохот
пастух
Давайте составим звуковую схему слова «пастух» и определим место звука в слове . А если не один? «Пастухи».Разбор слов, составление схем.Слайд №5

Что мы делали на этом этапе?

ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.Слайд №4

Какую задачу выполняли?

Оцените свои успехи.

Я умею слышать и отличать звуки х, х* от других.

 Знакомство с буквой.

Учитель:

- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной                                   (маленькой). ПОКАЖИТЕ в учебнике.

«Ха» - большой (заглавной).

- Зачем нужна заглавная буква?

ВЫВОД.

Имена собственные и начало предложений пишутся с большой

буквы, а остальные слова – с маленькой.

- На что похожа буква Ха?(картинка)

(На ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)

Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку.

Раз – листочки поднимаем,

Два – листочки загибаем,

Три – еще разок свернем,

На четыре – развернем.

Буква спряталась внутри,

Кто догадлив – назови!

- На что похожа буква? Слайд№6

«Х» на ножницы похожа,

 Но в работе, а не лежа.

Хочешь – режешь,

Хочешь – шьешь,

Хочешь  сам себя стрижешь.

Ха – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

- Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Ха?

Вырыл дом подземный ловко,

Натаскал пшена в кладовку.

Вечно в сумке за щекой

Носит зернышки с собой.

Кто же он?- наверняка

Вы узнали…(хомяка)
Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 –

Хочет хомка сильным стать.

Оцените по второму  критерию свои успехи.

Я знаю букву Х

Чему еще научимся на уроке?

Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в книге, работать по ней).

Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные УУД (мыслительные

операции): решаются путём привлечения интриги.  Суждения детей взаимно дополняют друг друга и не вступают в противоречие.

Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие.

4.

Первичное закрепление.

(3 мин)

  1. Чтение слогов с новой буквой.

- Посмотрите на задачи урока.

Первую задачу мы выполнили.

- Вторую цель  достигли.

- Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать.

- Почитаем слоги в учебнике.

Игра «Эхо».

- Я читаю, вы повторяете. Следите внимательно.Слайд №8

Регулятивные УУД (мыслительные операции) и познавательные УУД

5.

Включение нового знания в систему знаний.

(7 мин)

  1. Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками. С.39

У. Отгадайте загадки:Слайд №14-17

  1. Рос сперва на воле в поле,
    Летом цвел и колосился,
    А когда обмолотили,
    Он в зерно вдруг превратился.
    Из зерна – в муку и тесто,
    В магазине занял место
    Рассмотрим иллюстрацию на с. 38. Что изображено в центре?
    Что изображено в правом верхнем углу?
    Кого принято встречать хлебом и солью?
    Для чего это делают?
    Каким изображено солнышко?
    Где выращивают хлеб?
    Что изображено в нижней части иллюстрации?
    Какую роль в жизни человека имеет пшеница?
    Что изображено на заднем плане иллюстрации?
    Почему солнцу, звёздам и месяцу отведена большая часть иллюстрации?

  Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова».

- Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:

          .ХЛЕБ – растение ( снопик пшеницы)

  • ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)
  • ХЛЕБ - любая пища человека,( продовольствие.)

Родственные слова.

- Ласково назовём ... (хлебушек)

- Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)

- Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка)

- Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат)

- Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб)

- Можно ли эти слова назвать родственными?  ( Да. У них есть общая часть, общее в значении.)

Сели ровно. Дыхательная гимнастика.
Вдыхаем носом, выдыхаем ртом. Задуваем свечу.

Чтение текста с 39

2. О чём говорится в тексте? Как озаглавить?

3. Работа по содержанию текста:

- Какое время года наступает?

- Почему дрожат осины?

- Где появился ледок?

- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?

Активизация словаря.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество.

Познавательные УУД (информационные).

Коммуникативное сотрудничество как взаимодействие.

Познавательные УУД (логические):

анализ объектов целью

выделения в них существенных признаков.

6.

Задания на развитие речи и внимания.

(4 мин)

- Какой же путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек, пирожков, макарон…?

Рассказ учителя по иллюстрациям:

а) сначала готовят землю к посеву, вспахивают, боронуют;

б) зерно  сеют на поле;

в) всходы поливают, самолеты распыляют отраву, чтобы не было сорняков и вредителей;

г) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат.

д) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку.

е) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки и…

Вывод:

- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.

Как мы должны относиться к хлебу?

Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори!

Бросил хлеб – обидел свет.

Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб

Личностные УУД:

эстетическая ориентация: пословицы, поговорки, загадки.

Познавательные УУД (подведение под понятие)

7.

Итог урока.

Рефлексия.

(2 мин)

- Какие задачи ставили?Слайд №18

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

.Слайд №19

Хорошо хвалить, хихикать,
Худо - хвастаться и хныкать.
Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Самооценка

работы

Оцените свою работу по критериям.(На столах буква на листочке)

Раскрасьте букву х. У кого всё получалось, кто доволен своей работой – зелёным цветом,
кто испытывал трудности – жёлтым,
кто ничего не понял, просигнальте нам тревожным красным.

- Спасибо за урок!Слайд 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

Конспект урока по литературному чтению (обучение чтению) "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Разработка урока по обучению чтению в 1 классе по ФГОС "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р....

Урок литературного чтения (обучение грамоте). Буква "В"

Цель: познакомить со звуками [в], [в′], буквой В в и их обозначением на письме.Задачи:Формировать навык слогового, правильного, сознательного чтения; развивать навыки связной речи...

Конспект урока по литературному чтению ( обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Буквы З, з и звуки[ з], [ з’].»

Задачи урока:познакомить с буквой З, з; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;познакомить с понятием «дружба»;развивать ф...

План- конспект урока по литературному чтению ( обучению грамоте )для 1 класс по ФГОС

Конспект урока содержит поэтапное планирование урока литературного чтения в соответствии с требованиями ФГОС....