урок литературного чтения "Жучка"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
- Познакомить с рассказом В.Л. Дурова «Наша Жучка».
- Совершенствовать навыки работы с текстом: ответы на вопросы, акцентное вычитывание.
- Учить решать нравственные проблемы на основе текста художественного произведения.
- Развивать умение высказывать свои мысли, аргументировать их.
- Развивать эмоциональную сферу детей.
- Расширять словарный запас на основе знакомства со словами, обозначающими чувства.
- Познакомить со страницами жизни автора.
- Формировать навыки работы в парах и в группах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок чтения.
Тема: В.Л.Дуров «Наша Жучка»
Задачи урока:
- Познакомить с рассказом В.Л. Дурова «Наша Жучка».
- Совершенствовать навыки работы с текстом: ответы на вопросы, акцентное вычитывание.
- Учить решать нравственные проблемы на основе текста художественного произведения.
- Развивать умение высказывать свои мысли, аргументировать их.
- Развивать эмоциональную сферу детей.
- Расширять словарный запас на основе знакомства со словами, обозначающими чувства.
- Познакомить со страницами жизни автора.
- Формировать навыки работы в парах и в группах.
Ход урока
Прозвенел звонок для нас
Все зашли сегодня в класс?
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво
Тихо сели , спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда
Ну начнем урок друзья
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
I. Подготовка первичного восприятия текста
1. Работа с загадкой
На стене или на тумбе
Я плакатиком висела.
Приглашала, зазывала –
Видеть вас в гостях хотела.
На зверей полюбоваться
И жонглерам удивиться –
Замечательным спектаклем
Всей душою насладиться.
– Что это такое? (Афиша)
- Подбери к нему однокоренные слова
Исследуйте текст загадки и по нему ответьте на несколько вопросов.
Что такое афиша?
| Куда приглашает афиша?
|
Где расклеиваются афиши?
| Кто будет развлекать зрителей?
|
На какого человека похожа афиша своими действиями?
| Каким обещает быть спектакль?
|
4. Проверка самостоятельной работы в парах
– Какие ответы получились?
– Кто такой глашатай? (В старину: человек, который громко, во весь голос, всенародно объявляет что-то).6. Работа с плакатом-афишей.– Рассмотрите афишу (Она яркая, с рисунками).
Внимание! Внимание! |
– Давайте подумаем, каким по характеру человеком нужно быть, чтобы выбрать профессию дрессировщика? Выйдите к доске 4 человека, выберите карточки для ответа и встаньте перед классом
смелый | терпеливый | спокойный |
– Прочитайте про себя слова, которые выбрали ребята. Заметили: вы выбрали для характера дрессировщика слова, которые обозначают самые лучшие человеческие качества. А теперь – внимание! Как вы думаете, почему на уроке чтения мы поговорили обо всем этом? Какие у вас есть предположения?
Версия 1: Возможно, мы будем читать рассказ о животных, которые работают в цирке.
Версия 2: Возможно, это случай из жизни цирка.
Версия 3: Возможно, этот рассказ написал человек, который работает с животными – дрессировщик.
– Давайте проверим ваши предположения. Как это можно сделать? (Прочитать произведение)
– Что для этого нужно знать? Запросите у меня необходимую вам информацию.
- Где в учебнике это произведение?
- Кто его автор?
- Как оно называется?
– Я отвечу вам только на вопрос, где находится это произведение. Все остальное узнайте сами.
7. Работа с текстом ДО чтения
– Рассмотрите страницы, отведенные этому произведению. Какие подсказки содержания вы увидели? (Заглавие, фамилия автора, годы его жизни, иллюстрация).
– Что вы можете сказать о тексте, не читая его, ДО чтения?
(– Это не стихотворение, не басня и не сказка. По всей вероятности, это рассказ.
– Рассказ называется «Наша Жучка». Жучкой обычно кличут собаку, значит, рассказ о собаке. Иллюстрация тоже подсказывает, что это о собаке.
– Жучка «наша», значит, у нее есть хозяева. Может быть, это тот мальчик, который на рисунке?
– Рассказ написал В.Л. Дуров.Кто же такой Дуров?Найдите портрет его?
А кто изображен рядом?
Соедините слова из двух столбиков. Что вы можите сказать о нем ?
с детства лаской
мечтал УголокДурова
убежал циркач Ринальдо
дрессировал дедушкаДуров
построил животных
прозвище дрессировщик
послушайте биографию Дурова.(текст из учебника)
– Дополнительно к тому, что вы выяснили, я предлагаю вам прочитать опорные слова, взятые из текста.
любили
гладкая
плеснул кипятком
повесить
добить
ласкается
не помнит зла
– На какие две группы можно разделить эти слова? (Добрые и злые)
– Что могло произойти в рассказе, из которого взяты вот такие слова?
– Как проверить ваши предположения? (Прочитать).
II. Первичное восприятие
– Поднимите руки те, кому интересно узнать, что же на самом деле произошло в рассказе «Наша Жучка». Послушайте рассказ. Я вам его прочитаю. Учебники закройте, слушайте, представляйте себе то, что происходит, и сравнивайте со своими предположениями, расставьте слова по порядку.
III. Проверка первичного восприятия– Какое из ваших предположений оправдалось? (Это рассказ-воспоминание дрессировщика Дурова о своем детстве).
IV. Работа с текстом во время чтения1. Работа с опорными словами (в парах)
– Как вы думаете, к кому относятся опорные слова, с которыми мы работали? Не открывая учебники, обозначьте это буквами:
н Ж | Ж | н «д» | р |
Условные обозначения:н Ж – наша жучка
Ж – Жучка надзирателя
Н «д» – надзиратель, «дядька»
Р – ребята
КТО? | Опорные слова | КОГО? |
р | любили | н Ж |
2. Проверка работы в парах
– Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Учитель вносит обозначения в таблицу)
– Удивились? Сколько заданий я дала? (Одно)
– А сколько ответов прозвучало? (Много, разные).
– Почему? (Плохо знаем текст).
– Как исправить возможные неточности? (Перечитать текст).
– Итак, посмотрите, как все перемешалось в нашей схеме: ребята любили собаку и ребята же решили повесить; Жучка надзирателя ходила гладкая, значит, он за ней хорошо ухаживал, а другую Жучку кипятком облил; Жучку надзирателя вешали, а она ласкается. В жизни тоже так: не сразу поймешь, кто прав, а кто виноват; что хорошо, а что плохо; какие события и как могут повлиять на судьбу человека.
– Прочитайте последнее предложение последнего абзаца. Сейчас позвучит очень трудный вопрос. Как вы думаете…
Учитель вывешивает карточку с вопросом на доску.
КТО научил мальчика Дурова любить животных? |
(Родители, надзиратель, Жучка надзирателя, друзья, артисты цирка, куда он в детстве ходил на спектакли)
– Что снова произошло с вашими ответами? (Их много, они разные).
– Как можно проверить их правильность? (Поискать ответ в тексте, читать текст и размышлять над ним.
4. Акцентное вычитывание текста
– Будем читать текст по абзацам и думать над содержанием.
1 абзац
– Чему не учила ребят военная гимназия? (Любить, жалеть, заботиться).
– Как ребята-гимназисты восполнили эту пустоту? (Завели собаку, любили, играли, кормили).
– Создаем все вместе «Словарь урока». (Учитель вывешивает словарную карточку):
казенный обед |
– Подберите антоним. (Домашний обед)
– Для чего Дуров использует это слово? Ведь без него вполне можно было бы обойтись. (Мальчики были детьми, они скучали по дому, по добрым отношениям).
2 абзац
– Как вы думаете, надзиратель знал о собаке мальчиков? (Да, нет).
– Предположите, почему надзиратель завел свою Жучку? (Может, скучал по дому, может, завидовал, может, собака приблудилась, оказалась ласковой, поэтому и не выгнал).
– За что он мог плеснуть кипятком собаку мальчиков?
– Надзиратель любил животных? (Да, он заботился о своей Жучке. Нет, он обижал чужую. Это не настоящая любовь к животным. Если любишь животных, нельзя их делить на своих и чужих).
– Найдите предложение, которое описывает состояние мальчиков? («Мы страшно разозлились на «дядьку»).
– Что такое укромный уголок?
укромный уголок |
– Почему для решения вопроса, как отомстить, надо было прятаться? (Мальчики понимали: месть – это зло. Зло это плохо, это стыдно, это нужно скрывать).
3 абзац
– Почему в этом отрывке так много восклицательных знаков? (Мальчики сердятся, они взволнованы, кричат, перебивают друг друга).
– Обратите внимание, как злобились ребята.
отомстить ЕМУ |
– Почему так получилось? (Ребята понимали, что у них нет возможности отомстить взрослому человеку, а потому всю свою злобу перенесли на Жучку).
– В чем заблуждались ребята? (Месть не сделает плохого человека лучше. Надзиратель без сожаления заведет себе другую Жучку).
4 абзац
– Найдите в этом абзаце самые страшные слова. (После ответа – таблица).
недолго |
– Почему эти слова можно считать самыми страшными? (Решение о лишении жизни было принято быстро. Ни один из мальчиков не выступил против. А слово палач точно определяет смысл их поступка).
– Почему никто не хотел быть палачом? (Страшно. Кричать всем вместе легко. Выполнить злое дело очень трудно).
5 абзац и 6 абзац
– Найдите в тексте объяснение слова жребий.
жребий |
– Какие чувства испытал мальчик Дуров во время жребия? (С легким сердцем, неприятно, позавидовал).
– Чем вы можете их объяснить?
7 абзац и 8
Зачем автор Дуров в этом месте включает в рассказ предложение: «Ишь, гладкая! А у нашей весь бок облезлый»? (Друзья видели, что их товарищу неприятно. Они хотели укрепить его решимость. Они и сами понимали, что трудно сделать зло собаке, которая тебе доверяет).
– Для чего автору нужна фраза: «В сарае было темно»? (Злые дела не любят быть на виду. Есть надежда, что темнота помешает убийству).
9, 10 абзац
– Докажите, что здесь и собаке, и мальчику одинаково плохо.
– Как вы объясните вот это:
страх | } добить |
жалость | |
любовь |
11, 12 абзац
– Почему мальчик плохо спал в ту ночь? (Снились кошмары, потому что грызла совесть, было стыдно за то, что сделал).
– Озаглавьте эти 2 абзаца (Страшная ночь. Утро после казни. Жуткий сон).
13 абзац
– Что автор назвал чудом?
– Как в тексте объясняется слово плац?
плац |
– Что еще неожиданное произошло? (Собака помахивала хвостом, ласково повизгивала и терлась у ног).
14 абзац
– Здесь мальчик плачет во 2 раз. Если дети не отвечают: – Это одинаковые слезы? (Слезы бывают разные: слезы горя и слезы радости, облегчения).
V. Работа с текстом после чтения
1. Обобщающая беседа
– Кто же из героев рассказа приобрел самый большой и самый печальный жизненный опыт? (Мальчик Дуров).
– Читаем последний абзац
– Итак, возвращаемся к главному вопросу урока: КТО научил мальчика Дурова любить животных? (По итогам ответов учитель выставляет на доску карточки):
н Ж | Ж | н «д» | р |
– У нас снова появилось несколько ответов на один вопрос.
– Попробуйте обосновать свой ответ. (Надзиратель. Он заставил испытать огромное чувство жалости к собаке и чувство ненависти к человеку, который её изуродовал.
Друзья-гимназисты. Мальчику выпал жребий пройти через задуманное зло и испытать самые разные чувства.
Наша Жучка. Среди ежедневной военной строгости и муштры она была островком радости. Мальчики, общаясь с ней, учились любить живое.
Жучка надзирателя. Она доверяла, не ждала зла, прошла через беду, простила, не помнила зла и подарила новую ласку).
– К какому же выводу мы с вами пришли? (Все, кто были участниками этих событий, помогали Дурову дожить до высокого светлого чувства любви к животным).
– Давайте проследим это (в классе или дома).
2. Работа в парах: «Доживи до любви»
– Поднимаясь к вершине, запишите все чувства, через которые прошел мальчик
(Жалость, решимость мстить, неприятно быть палачом, позавидовал друзьям, страх, жалость, слёзы горя, стыд, ужас, удивление, слезы радости, любовь).
– Как же повлияли все эти события на судьбу В.Л. Дурова? (Он стал дрессировщиком).
– Какой главный закон общения вывел для себя Дуров? (Дрессировать не палкой, а лаской).
– Прочитайте высказывание древнего церковного деятеля, философа Василия Великого. Он жил очень давно, в 330–379 г.г.: Никто не исцелил зла злом. (Таблица). Как вы понимаете эти слова? (Если отвечать злом на зло, рождается еще более страшное зло).
– Вы хотите узнать о жизни В.Л. Дурова больше, чем написано в этом рассказе?
VI. Итог урока
– Подведем итог нашего большого и серьезного разговора. На мои вопросы вы ответите все вместе. Помните, что у хорового ответа есть закон: чтобы он был красивым, нужно прислушиваться друг к другу. Ваш ответ будет звучать либо «да», либо «нет». Итак, слушайте внимательно.
- У нас был урок русского языка? (Нет)
- Мы читали рассказ В.Л. Дурова? (Да)
- В.Л. Дуров был зоопсихологом? (Да)
- Рассказ Дурова называется «Собака Бишка»? (Нет)
- Вы согласны, что «Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца» (Ариосто, итальянский поэт, писатель – 1474–1533)? (Да)
- Кто в рассказе самый мудрый?
– Удивились? Чему? (На последний вопрос хоровой ответ не получился).
– Почему? (Трудно сразу ответить).
– С этого вопроса мы начнем следующий урок чтения. Какое домашнее задание нужно выполнить, чтобы разговор получился? (Перечитать рассказ ещё раз, подумать над этим вопросом).
– Подумать можно устно, а можно письменно. Получится сочинение-миниатюра.
Допиши предложение :
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я понял, что…
5. теперь я могу…
6. я почувствовал, что…
7. меня удивило…
8. урок дал мне для жизни…
9. мне захотелось…
Предварительный просмотр:
Урок - проект по литературному чтению во 2-м классе
Система учебников «Перспектива»
Тема урока: Здравствуй, матушка – зима!
Вид урока: урок рефлексии (системно - деятельностный подход).
Форма урока: урок – проект.
Цели урока:
1.Систематизировать представление о зиме на основе изученных произведений.
2.Развивать творческие способности обучающихся.
3.Формировать метапредметные умения и навыки.
Оборудование:
1. Мультимедийная презентация, под названием «Зимняя сказка».
2. Аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П.И. Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».
3. Учебник «Литературное чтение». 2 класс. Часть – 2. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.
4. Листы формата А-3.
5. Карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал.
Ход урока:
- Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)
1. Организационный момент
Чтобы в классе было тихо,
Чтоб запомнился урок,
Сядьте, дети, так, как будто
Тихо падает …(отгадайте загадку) снежок.
Загадка про снежинку.
Как песчинки малые
Землю прикрывают,
Все без крыльев рождены,
Но легко летают. (Снежинки)
2. Актуализация знаний.
- Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка… Легкая, пушистая, красивая…
Вы полюбовались её красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинку с руки. Повторите 3 раза.
Произнесите предложение, записанное на доске, делая ударение каждый раз на другом слове.
С неба падают снежинки
-Что же умеют делать снежинки?( ответы детей)
- Давайте посмотрим, какие бывают снежинки.
(Показ иллюстраций: Какие бывают снежинки - слайд 2)
Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году (128 лет) американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Он фотографировал снежинки почти 50 лет. Весной 1944 года в Москве выпали хлопья размером до 10 см, а в Сибири наблюдались снежные хлопья диаметром до 30 см.
Назовите тему нашего занятия .Чем будем заниматься, какие умения отрабатывать?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила(зима)
-Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времен года, народ ласково называет зиму – зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.
Как выражают люди свою любовь к зимней природе, природе вообще? (Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии – создают произведения).
-Давайте мы с вами выразим свое чувство любви к зимней природе через создание проекта на тему «Зимушка-зима»
Результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. А знание изученных произведений о зиме поможет вам в создании этой газеты.
-Давайте вспомним произведения, с которыми мы познакомились в разделе: «Люблю природу русскую. Зима»
-Работать будете в группах. Каждая группа будет работать на создание своей «зимней» страницы. Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и работа ваша получится интересной и красивой.
Создание продукта проектной деятельности.
Основная часть урока.
Задание № 1.
-Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнем нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат листы А-3 и конверты. Откройте конверт под номером 1, в нем есть несколько вариантов заголовка вашей газеты. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и приклейте заготовку на вашу страницу.
Варианты названия странички:
1. Гостья – зима.
2. Волшебница – зима.
3. Матушка – зима.
4. Чародейка – зима.
5. Проказница –зима.
6. Зимушка-зима
Дети объясняют свой выбор
Задание № 2.
- Да, зима чудесное время года.
А какие ассоциации у вас вызывает это время года? Подумайте и запишите их на заготовке. Оформите работу.
По окончании работы и зачитывают ассоциограммы.
Задание №3.
Достаньте заготовки. Вы берете карточку с отрывком из произведения, которые изучали в разделе. Читаете отрывок из произведения ,дописывайте пропущенные слова, называете автора. Затем приклеить заготовку на страничку.
Задание №4
Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, и композиторов. Зима в России долгая и снег в разное время выглядит по разному Показ слайдов.
. Из рассказа Сергея Иванова “Каким бывает снег”. Писатель приглашает нас понаблюдать за особенностями снега в разные месяцы зимы.
Снег у него будто живой.
Следующее задание называется “волшебная палитра” У каждой пары будет свой снег. У одних это октябрьский или апрельский снег, у других январский или февральский. Найдите отрывок из рассказа С. Иванова “Каким бывает снег”, внимательно прочитайте его и на “Волшебную палитру”, которая есть у вас в раздаточном материале, ваш снег выпишите те слова и словосочетания которыми автор изображает особенности снега.
Расположите палитру на листе и приклейте её.
Задание №5
Составьте стихотворение из строчек
1. Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаете зиму?
2. Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаете зиму?
3. На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину,
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
4. Мы принесем густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаете зиму?
Задание №6
Зимние пословицы. Выберите пословицы для своей газеты.
В зимний холод всякий молод.
Сугроб да вьюга — два друга.
Береги нос в большой мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Зима — не лето, в шубу одета
Зимой солнце сквозь слезы смеется.
В зимней шубке и морозы — шутка.
Зима лодыря морозит..
Задание№7составить своё стихотворение
---------------------зима
-------------------снежинка
-------------------поля
-----------------леса
Задание №8Представление (защита) работ по плану
План:
1) Представиться. (Авторы работы)
2) Защита работ. (Дети комментируют композиции рисунков, темы, цветовое решение, включая в ответы цитаты из изученных произведений.)
3) Назвать источники информации.
4) Определить, где можно использовать готовый продукт.
-Подошёл к концу наш урок. в нем лежат снежинки и снеговые тучки. Если вы довольны своей работой, то выберите снежинку. Если вы не очень довольны своей работой, то выберите снеговую тучку.
Продолжите: Я узнал(а), что…
Я понял(а), что…
-Из ваших страничек мы обязательно сделаем зимнюю газету и украсим ими наш этаж перед Новогодним праздником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....