Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МИФ. «ХРАБРЫЙ ПЕРСЕЙ»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Создать условия для совершенствования навыков публичного чтения и пересказа литературного текста; представить универсальную картину мира и роли человека в нем средствами разных искусств; способствовать формированию позитивного восприятия окружающей действительности; содействовать воспитанию чувства прекрасного через осознание эмоционально-образного единства мифов, поэзии, живописи, музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literaturnomu_chteniyu_drevnegrecheskiy_mif._hrabryy_persey.zip | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МИФ. «ХРАБРЫЙ ПЕРСЕЙ»
(учебник, с. 189–214, рабочая тетрадь, с. 89)
Тип урока: постановка учебной задачи | ||
Педагогические задачи: создать условия для совершенствования навыков публичного чтения и пересказа литературного текста; представить универсальную картину мира и роли человека в нем средствами разных искусств; способствовать формированию позитивного восприятия окружающей действительности; содействовать воспитанию чувства прекрасного через осознание эмоционально-образного единства мифов, поэзии, живописи, музыки | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с древнегреческим мифом о Персее; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста | Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); коммуникативные: готовят небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений; осознают цель своего высказывания | Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников |
Образовательные ресурсы: карточка для индивидуальной работы |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. | Сообщают о готовности | Слушают в соответствии с целевой уста- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Предлагает выполнить упражнение, направленное на эмоциональный и психологический настрой на предстоящую работу на уроке (см. ресурсный материал) | ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | новкой, принимают и сохраняют организационные задачи | |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Расскажите о работе в группе по созданию детского журнала. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Каждая группа учащихся представляет свой детский журнал. | Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения |
2. Речевая разминка | Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорку по слогам. – Прочитайте сердито, удивленно, скороговоркой 3 раза. Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы | Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке | |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? – Завершает нашу учебную книгу по чтению раздел… («Зарубежная литература».) – Каких зарубежных писателей вы знаете? – Есть ли у вас любимый зарубежный писатель? – Из какой он страны? – Какое его произведение ваше любимое? – Чем оно вам нравится? – Вы знаете много произведений зарубежных авторов, но открывают раздел не они. Сегодня мы начинаем знакомство с мифами и легендами Древней Греции. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя опре- | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Мы попытаемся выяснить, как в древности люди представляли себе устройство мира и законы, которые им управляют, кого эти люди считали героями, что с их точки зрения означают такие понятия, как долг, честь, слава, бессмертие, героический подвиг | деляют задачи чтения и составляют план чтения | строят речевое высказывание в устной форме | |
IV. Знакомство с греческой мифологией | Рассказывает о греческой мифологии (см. ресурсный материал) | Слушают рассказ учителя, рассматривают иллюстрации. Задают вопросы | Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. | Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Как вы понимаете значения слов миф, легенда? – А теперь посмотрим, как объясняет значение данных слов толковый словарь. Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах. Легенда – 1. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. 2. Вымысел. | Работают с толковым словарем. Учащиеся находят в толковом словаре значения слов миф и легенда и записывают их в тетрадь по чтению. | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказыва |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
2. Первичное чтение произведения | Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Миф, который мы прочитаем сегодня, поведает нам о храбром Персее. Слышали ли вы это имя? Знаете ли вы подвиги Персея? Сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них. Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – К какому жанру относится это литературное произведение? (Это миф Древней – Это один из мифов – народное сказание о легендарном герое Персее. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – Понравился ли вам Персей? – Какие его качества вас особенно привлекли? (Храбрость, мужество, то, что он не мог остаться равнодушным к чужой беде, сообразительность, смекалка, доброта, сострадание, отзывчивость.) | Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения | ние в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению. Осуществляют контроль по результату |
VI. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Есть ли в этом мифе отрицательный герой, не вызывающий сочувствия? (Полидект.) – Кто такой Полидект? (Царь города.) – Как поступил Полидект, когда на город и его жителей обрушилась большая беда? (Убежал из дворца и спрятался со своими вельможами в погребе, глубоко под землей.) – Как звали храбреца, жившего в этом городе? (Персей.) – Каким был Персей? (Персей был смелым, храбрым, отважным человеком.) – Найдите описание Персея. («К счастью, жил в этом городе храбрый Персей. | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои | Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Формули- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Он никогда никого не боялся».) – Какое решение принял Персей, узнав о Медузе Горгоне? (Найти и убить.) – Найдите в тексте описание Медузы Горгоны и подчеркните слова, которые помогут изобразить ее. (Медуза Горгона – это крылатая женщина.) – Почему Персей решил сразиться с Медузой Горгоной, несмотря ни на что? (Персей захотел отомстить Медузе Горгоне за ее злые дела.) – Кто ему помог найти злую колдунью? (Знакомый рыбак.) – Какая опасность исходила от Медузы Горгоны? (Нельзя смотреть на нее– окаменеешь.) – Какую хитрость придумал Персей перед началом битвы? (Смотреть в щит, в котором отражается Медуза Горгона.) – Как вы думаете, можно ли этот поступок Персея назвать подвигом? (Да, он спас Андромеду, рискуя своей жизнью.) – Персей очень любил свою родину, своих родных, близких. «Я убью эту злую колдунью. Я спасу от нее свою родину!» – Перечитайте еще раз текст, проанализируйте, как действовал Персей. (Персей все делал очень быстро, так как могли проснуться сестры Медузы Горгоны.) – Перечитайте описание погони и найдите самый напряженный момент. Какие слова помогают это определить? («Сейчас они вонзят в него свои острые медные когти!», «Персей бежал без оглядки».) – Какой еще подвиг совершил Персей? (Спасая прекрасную Андромеду, Персей сразился со страшным морским чудовищем.) – Какую положительную роль выполнила Медуза Горгона? (При помощи ее головы Персей смог победить страшного морского дракона, который каждый день пожирал людей одного из городов.) – Прочитайте об этом. – Найдите и перечитайте отрывок о борьбе Персея с драконом, подчеркните глаголы. – Подумайте, почему в тексте употреблены именно эти глаголы? (Эти глаголы усиливают впечатления читателя об опасности, угрожающей Персею.) | ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Читают: – Она была очень красивая. «Ее крылья сверкали, как радуга, у нее было такое прекрасное, печальное, задумчивое молодое лицо...» – Медуза Горгона спокойная. Но ее спокойствие – это злость и жестокость. Читают со слов: «Я останусь здесь, – сказал Персей. – Я спасу и тебя, | руют, аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Работа с таблицей (см. ресурсный материал). 2. Работа по карточке (см. ресурсный материал). 3. Работа с пословицами. 4. Слушание стихотворения Н. Гумилева. 5. Работа в рабочей тетради | – Рассмотрите таблицу. – Почему Афина Паллада сделала подарок Персею? – Как встречали Персея люди, живущие с Андромедой в одном городе? – Как люди увековечили память о Персее? (Его именем и именем прекрасной Андромеды названы созвездия.) – Прочитайте отрывок, который рассказывает об этом. Проводит работу в парах. – Перечитайте текст на карточке. Вставьте пропущенные слова в отрывок из произведения. Дети выполняют задание самостоятельно. Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Почему царь посчитал Персея безумцем? – А как об этом сказано в мифе? Прочитайте. – Что помогло Персею победить Медузу Горгону? (Мужество и бесстрашие, вера в справедливость, ум, а также и его медный щит, который он использовал для исполнения своего замысла.) – Прочитайте пословицы, записанные на доске. Работая в парах, объясните их смысл. Выберите те пословицы, которые соответствуют этому произведению. Запишите их в тетрадь по чтению. На доске: • Смелый там найдет, где робкий потеряет. • Двум смертям не бывать, а одной не миновать. • За правое дело своей головы не жалей и чужой не милуй. – Послушайте отрывок из стихотворения Н. Гумилева «Скульптура Кановы» (см. ресурсный материал). – Поделитесь мыслями об этом стихотворении. – Найдите и зачитайте строки из мифа «Храбрый Персей», из которых видно, что борьба Персея с чудовищем – это борьба Верхнего мира с Нижним? Организует работу с рабочими тетрадями. Просит ответить на вопросы. – Какие мифы Древней Греции вы читали? Запишите в тетрадь. – Составьте список имен героев Древней Греции. | Работают самостоятельно, затем выполняют взаимопроверку |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. • Подготовить творческий пересказ от лица Персея. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит рефлексию по содержанию учебного материала, использует методику «Цветочная поляна». Цветок – вид деятельности на уроке: чтение текста, анализ произведения. К концу урока появляется цветочная поляна. – Поместите свою бабочку над тем цветком, какой вид работы понравился больше всего на уроке | Отвечают на вопросы. на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности. Формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем |
Ресурсный материал к уроку
УПРАЖНЕНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
НА ПРЕДСТОЯЩУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ
Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, наклоните головы на парты.
Под тихую музыку учащиеся повторяют за учителем:
– Я в школе на уроке. – Сейчас я начну учиться. – Я радуюсь этому. – Внимание мое растет. – Я как разведчик, все замечу. – Память моя крепка. – Голова мыслит ясно. – Я буду внимателен на уроке. | – У меня хорошее настроение. – Я хочу учиться. – Я очень хочу учиться. – Я готов к работе. – Работаю! – Мы внимательны. – Все будет хорошо. – Мы успеем все сделать. И т. п. |
Фразы произносятся 1–2 раза с улыбкой хором или мысленно. Каждый раз учитель импровизирует варианты «установочных» слов. После установки на мобилизацию восприятия, памяти, мышления работа на уроке проходит в быстром темпе.
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ
Давным-давно – так давно, что даже время тогда текло в обратном направлении, на Балканском полуострове жили древние эллины, которые оставили народам всего мира богатейшее наследство. Это не только величественные здания, прекрасная античная настенная живопись и мраморные статуи, но и великие произведения литературы, а также дошедшие до наших дней древние предания – мифы Древней Греции, в которых отражено представление древних греков об устройстве мира и, в целом, обо всех процессах, происходящих в природе и в обществе. Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение.
Мифографы появились в Греции около IV века до н. э.
В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.
По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении ее древних жителей.
В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей, и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:
Зевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей.
Гера (Ира) – супруга Зевса, покровительница семьи.
Посейдон – владыка морей.
Гестия (Эстия) – защитница семейного очага.
Деметра (Димитра) – богиня земледелия.
Аполлон – бог света и музыки.
Афина – богиня мудрости.
Гермес (Эрмис) – бог торговли и вестник богов.
Гефест (Ифестос) – бог огня.
Афродита – богиня красоты.
Арес (Арис) – бог войны.
Артемида – богиня охоты.
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
Прочитайте глаголы первого столбика. Исходя из контекста, соедините глаголы с соответствующими синонимами.
Задание: | Ответы: | |||
Рыскать | Широко раскрыть | Рыскать | Торопливо бегать, блуждать | |
Пожирать | Разорвать на части, располосовать зубами | Пожирать | Есть, кушать, вкушать | |
Растерзать | Торопливо бегать, блуждать | Растерзать | Разорвать на части, располосовать зубами | |
Ринуться | Есть, кушать, вкушать | Ринуться | Стремительно броситься, бежать стремглав | |
Разинуть | Стремительно броситься, бежать стремглав | Разинуть | Широко раскрыть |
РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ
«Глядя в _________ (зеркальный) щит, в котором отражалась Медуза, Персей подбежал к ней и сразу одним ударом меча отсек ее _________ (ужасную) голову. Голова отлетела прочь и покатилась к _________ (ручью). Но Персей и теперь не ____________ (взглянул) на нее, потому что и теперь она могла превратить его в __________ (камень). Он взял мешок, сшитый из __________ (козьего) меха, бросил туда голову Медузы и быстро побежал по _______ (горам)».
СКУЛЬПТУРА КАНОВЫ
Его издавна любят музы, Как хороши, как человечны
Он юный, светлый, он герой. Когда-то страшные глаза,
Он поднял голову Медузы Черты измученного болью,
Стальной, стремительной рукой. Теперь прекрасного лица...
И не увидит он, конечно, Мальчишескому своеволью
Он, в чьей душе всегда гроза, Нет ни преграды, ни конца.
Н. Гумилев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс
Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....