Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МИФ. «ХРАБРЫЙ ПЕРСЕЙ»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Создать условия для совершенствования навыков публичного чтения и пересказа литературного текста; представить универсальную картину мира и роли человека в нем средствами разных искусств; способствовать формированию позитивного восприятия окружающей действительности; содействовать воспитанию чувства прекрасного через осознание эмоционально-образного единства мифов, поэзии, живописи, музыки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МИФ. «ХРАБРЫЙ ПЕРСЕЙ»
(учебник, с. 189–214, рабочая тетрадь, с. 89)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для совершенствования навыков публичного чтения и пересказа литературного текста; представить универсальную картину мира и роли человека в нем средствами разных искусств; способствовать формированию позитивного восприятия окружающей действительности; содействовать воспитанию чувства прекрасного через осознание эмоционально-образного единства мифов, поэзии, живописи, музыки

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с древнегреческим мифом о Персее;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения
в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

коммуникативные: готовят небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений; осознают цель своего высказывания

Личностные:

осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников

Образовательные ресурсы: карточка для индивидуальной работы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность («настроен

Слушают в соответствии с целевой уста-


Продолжение табл.

1

2

3

4

Предлагает выполнить упражнение, направленное на эмоциональный и психологический настрой на предстоящую работу на уроке (см. ресурсный материал)

ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

новкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Расскажите о работе в группе по созданию детского журнала.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Каждая группа учащихся представляет свой детский журнал.

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой

установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения

2. Речевая разминка

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте сердито, удивленно, скороговоркой 3 раза.

Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принес на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

– Завершает нашу учебную книгу по чтению раздел… («Зарубежная литература».)

– Каких зарубежных писателей вы знаете?

– Есть ли у вас любимый зарубежный писатель?

– Из какой он страны?

– Какое его произведение ваше любимое?

– Чем оно вам нравится?

– Вы знаете много произведений зарубежных авторов, но открывают раздел не они. Сегодня мы начинаем знакомство с мифами и легендами Древней Греции.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя опре-

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее

и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Мы попытаемся выяснить, как в древности люди представляли себе устройство мира и законы, которые им управляют, кого эти люди считали героями, что с их точки зрения означают такие понятия, как долг, честь, слава, бессмертие, героический подвиг

деляют задачи чтения

и составляют план чтения

строят речевое высказывание в устной форме

IV. Знакомство с греческой

мифологией

Рассказывает о греческой мифологии (см. ресурсный материал)

Слушают рассказ учителя, рассматривают иллюстрации. Задают вопросы

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

– Как вы понимаете значения слов миф, легенда?

– А теперь посмотрим, как объясняет значение данных слов толковый словарь.

Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах.

Легенда – 1. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. 2. Вымысел.

Работают с толковым словарем.

Учащиеся находят в толковом словаре значения слов миф и легенда и записывают их в тетрадь по чтению.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказыва


Продолжение табл.

1

2

3

4

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Миф, который мы прочитаем сегодня, поведает нам о храбром Персее. Слышали ли вы это имя? Знаете ли вы подвиги Персея? Сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них. Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– К какому жанру относится это литературное произведение? (Это миф Древней
Греции.)

– Это один из мифов – народное сказание о легендарном герое Персее.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.

– Понравился ли вам Персей?

– Какие его качества вас особенно привлекли? (Храбрость, мужество, то, что он не мог остаться равнодушным к чужой беде, сообразительность, смекалка, доброта, сострадание, отзывчивость.)

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

ние в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются

и приходят

к общему мнению. Осуществляют контроль по результату

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Есть ли в этом мифе отрицательный герой, не вызывающий сочувствия? (Полидект.)

– Кто такой Полидект? (Царь города.)

– Как поступил Полидект, когда на город и его жителей обрушилась большая беда? (Убежал из дворца и спрятался со своими вельможами в погребе, глубоко под землей.)

– Как звали храбреца, жившего в этом городе? (Персей.)

– Каким был Персей? (Персей был смелым, храбрым, отважным человеком.)

– Найдите описание Персея. («К счастью, жил в этом городе храбрый Персей.

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Формули-


Продолжение табл.

1

2

3

4

Он никогда никого не боялся».)

– Какое решение принял Персей, узнав о Медузе Горгоне? (Найти и убить.) 

– Найдите в тексте описание Медузы Горгоны и подчеркните слова, которые помогут изобразить ее. (Медуза Горгона – это крылатая женщина.)

– Почему Персей решил сразиться с Медузой Горгоной, несмотря ни на что? (Персей захотел отомстить Медузе Горгоне за ее злые дела.)

– Кто ему помог найти злую колдунью? (Знакомый рыбак.)

– Какая опасность исходила от Медузы Горгоны? (Нельзя смотреть на нее– окаменеешь.)

– Какую хитрость придумал Персей перед началом битвы? (Смотреть в щит, в котором отражается Медуза Горгона.) 

– Как вы думаете, можно ли этот поступок Персея назвать подвигом? (Да, он спас Андромеду, рискуя своей жизнью.)

– Персей очень любил свою родину, своих родных, близких. «Я убью эту злую колдунью. Я спасу от нее свою родину!»

– Перечитайте еще раз текст, проанализируйте, как действовал Персей. (Персей все делал очень быстро, так как могли проснуться сестры Медузы Горгоны.)

– Перечитайте описание погони и найдите самый напряженный момент. Какие слова помогают это определить? («Сейчас они вонзят в него свои острые медные когти!», «Персей бежал без оглядки».)

– Какой еще подвиг совершил Персей? (Спасая прекрасную Андромеду, Персей сразился со страшным морским чудовищем.)

– Какую положительную роль выполнила Медуза Горгона? (При помощи ее головы Персей смог победить страшного морского дракона, который каждый день пожирал людей одного из городов.)

– Прочитайте об этом.

– Найдите и перечитайте отрывок о борьбе Персея с драконом, подчеркните глаголы.

– Подумайте, почему в тексте употреблены именно эти глаголы? (Эти глаголы усиливают впечатления читателя об опасности, угрожающей Персею.)

ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Читают:

– Она была очень красивая. «Ее крылья сверкали, как радуга, у нее было такое прекрасное, печальное, задумчивое молодое лицо...»

– Медуза Горгона спокойная. Но ее спокойствие – это злость и жестокость.
– Это была бессердечная женщина. «На лужайках, в садах, на улицах бегало много детей. Они играли в веселые игры, прыгали, плясали, смеялись и пели. Но стоило Медузе Горгоне пройти мимо них, как они превращались в холодную груду камней».

Читают со слов: «Я останусь здесь, – сказал Персей. – Я спасу и тебя,
и твой город от злого дракона…» до слов: «Девушка была спасена».

руют, аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации


Продолжение табл.

1

2

3

4

1. Работа с таблицей (см. ресурсный материал).

2. Работа по карточке (см. ресурсный материал).

3. Работа с пословицами.

4. Слушание стихотворения Н. Гумилева.

5. Работа в рабочей тетради

– Рассмотрите таблицу.

– Почему Афина Паллада сделала подарок Персею?

– Как встречали Персея люди, живущие с Андромедой в одном городе?

– Как люди увековечили память о Персее? (Его именем и именем прекрасной Андромеды названы созвездия.)

– Прочитайте отрывок, который рассказывает об этом.

Проводит работу в парах.

– Перечитайте текст на карточке. Вставьте пропущенные слова в отрывок из произведения.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Почему царь посчитал Персея безумцем?

– А как об этом сказано в мифе? Прочитайте.

– Что помогло Персею победить Медузу Горгону? (Мужество и бесстрашие, вера в справедливость, ум, а также и его медный щит, который он использовал для исполнения своего замысла.) 

– Прочитайте пословицы, записанные на доске. Работая в парах, объясните их смысл. Выберите те пословицы, которые соответствуют этому произведению. Запишите их в тетрадь по чтению.

На доске:

•  Смелый там найдет, где робкий потеряет.

•  Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

•  За правое дело своей головы не жалей и чужой не милуй.

– Послушайте отрывок из стихотворения Н. Гумилева «Скульптура Кановы» (см.

ресурсный материал).

– Поделитесь мыслями об этом стихотворении.

– Найдите и зачитайте строки из мифа «Храбрый Персей», из которых видно,

что борьба Персея с чудовищем – это борьба Верхнего мира с Нижним?

Организует работу с рабочими тетрадями. Просит ответить на вопросы.

– Какие мифы Древней Греции вы читали? Запишите в тетрадь.

– Составьте список имен героев Древней Греции.

Работают самостоятельно, затем выполняют взаимопроверку


Окончание табл.

1

2

3

4

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подготовить творческий пересказ от лица Персея.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит рефлексию по содержанию учебного материала, использует методику «Цветочная поляна». 

Цветок – вид деятельности на уроке: чтение текста, анализ произведения. К концу урока появляется цветочная поляна.

– Поместите свою бабочку над тем цветком, какой вид работы понравился больше всего на уроке

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние

на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности. Формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем

Ресурсный материал к уроку

УПРАЖНЕНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
НА ПРЕДСТОЯЩУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ

Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, наклоните головы на парты.

Под тихую музыку учащиеся повторяют за учителем:

– Я в школе на уроке.

– Сейчас я начну учиться.

– Я радуюсь этому.

– Внимание мое растет.

– Я как разведчик, все замечу.

– Память моя крепка.

– Голова мыслит ясно.

– Я буду внимателен на уроке.

– У меня хорошее настроение.

– Я хочу учиться.

– Я очень хочу учиться.

– Я готов к работе.

– Работаю!

– Мы внимательны.

– Все будет хорошо.

– Мы успеем все сделать. И т. п.

Фразы произносятся 1–2 раза с улыбкой хором или мысленно. Каждый раз учитель импровизирует варианты «установочных» слов. После установки на мобилизацию восприятия, памяти, мышления работа на уроке проходит в быстром темпе.

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ

Давным-давно – так давно, что даже время тогда текло в обратном направлении, на Балканском полуострове жили древние эллины, которые оставили народам всего мира богатейшее наследство. Это не только величественные здания, прекрасная античная настенная живопись и мраморные статуи, но и великие произведения литературы, а также дошедшие до наших дней древние предания – мифы Древней Греции, в которых отражено представление древних греков об устройстве мира и, в целом, обо всех процессах, происходящих в природе и в обществе. Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение.

Мифографы появились в Греции около IV века до н. э.

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.

По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении ее древних жителей.

В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей, и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:

Зевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей.

Гера (Ира) – супруга Зевса, покровительница семьи.

Посейдон – владыка морей.

Гестия (Эстия) – защитница семейного очага.

Деметра (Димитра) – богиня земледелия.

Аполлон – бог света и музыки.

Афина – богиня мудрости.

Гермес (Эрмис) – бог торговли и вестник богов.

Гефест (Ифестос) – бог огня.

Афродита – богиня красоты.

Арес (Арис) – бог войны.

Артемида – богиня охоты.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

Прочитайте глаголы первого столбика. Исходя из контекста, соедините глаголы с соответствующими синонимами.

Задание:

Ответы:

Рыскать

Широко раскрыть

Рыскать

Торопливо бегать, блуждать

Пожирать

Разорвать на части, располосовать зубами

Пожирать

Есть, кушать, вкушать

Растерзать

Торопливо бегать, блуждать

Растерзать

Разорвать на части, располосовать зубами

Ринуться

Есть, кушать, вкушать

Ринуться

Стремительно броситься, бежать стремглав

Разинуть

Стремительно броситься, бежать стремглав

Разинуть

Широко раскрыть

РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ

«Глядя в _________ (зеркальный) щит, в котором отражалась Медуза, Персей подбежал к ней и сразу одним ударом меча отсек ее _________ (ужасную) голову. Голова отлетела прочь и покатилась к _________ (ручью). Но Персей и теперь не ____________ (взглянул) на нее, потому что и теперь она могла превратить его в __________ (камень). Он взял мешок, сшитый из __________ (козьего) меха, бросил туда голову Медузы и быстро побежал по _______ (горам)».

СКУЛЬПТУРА КАНОВЫ

Его издавна любят музы,                Как хороши, как человечны

Он юный, светлый, он герой.                Когда-то страшные глаза,

Он поднял голову Медузы                Черты измученного болью,

Стальной, стремительной рукой.                Теперь прекрасного лица...

И не увидит он, конечно,                Мальчишескому своеволью

Он, в чьей душе всегда гроза,                Нет ни преграды, ни конца.

                Н. Гумилев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....