Урок обучения чтению в 1-м классе на тему "Звуки [х], [х']. Буквы Х, х"
методическая разработка по чтению (1 класс)

Аветисян Наталья Даудовна

Цель: познакомить с согласными звуками [х], [х'], буквами Х, х.

 

Задачи:

- выделить звуки (х) (х), буквами Х, х;

- учить распознавать на слух выделенные звуки;

- формировать представление о буквах Х, х, умение правильно называть их;

- учить чтению слогов с новой буквой;

- продолжить формировать навык плавного слогового чтения и навык чтения целыми словами;

- развивать речь, мышление, память, творческие способности учащихся;

- воспитывать необходимость использования толерантных способов взаимодействия с самим собой, другими людьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_na_rmo_avetisyan_.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения чтению в 1-м классе на тему "Звуки [х], [х']. Буквы Х, х"

Цель: познакомить с согласными звуками [х], [х'], буквами Х, х.

Задачи:

- выделить звуки (х) (х), буквами Х, х;

- учить распознавать на слух выделенные звуки;

- формировать представление о буквах Х, х, умение правильно называть их;

- учить чтению слогов с новой буквой;

- продолжить формировать навык плавного слогового чтения и навык чтения целыми словами;

- развивать речь, мышление, память, творческие способности учащихся;

- воспитывать необходимость использования толерантных способов взаимодействия с самим собой, другими людьми.

Ход урока

1. Организационный момент.                               (личностные УУД .Создание ситуации успеха)

Если хочешь много знать,

 Многого добиться,

 Обязательно читать

 Должен научиться!

- Это наш девиз урока чтения.

2. Актуализация знаний.                                       (познавательное УУД

- Ребята, мы продолжаем путешествовать по городу Алфавитинску  (презентация 1)

- Давайте вспомним, что интересного мы здесь узнали.

а) Дом с гласными буквами.

- Какие буквы живут в левых квартирах?

- Буквы, которые указывают на твердость согласного звука.

б) Какие буквы живут в правых квартирах?

- Буквы, которые указывают на мягкость согласного звука.

в) Дом с согласными буквами, которые обозначают непарные звонкие согласные звуки.

г) Дом с парными согласными буквами.

д) Дом с Ъ и Ь, которые звука не обозначают.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

- Сегодня мы пойдем в гости в дом, который еще не заселен и познакомимся с очень важной буквой.

Звучит музыка “Спят усталые игрушки

- Что такое, ребята? Утро, а звучит песня из передачи … “Спокойной ночи, малыши”?

- Да просто мы идем в гости к герою этой передачи…

- Хрюше!

- Вы рады?

- Хрюша нас встречает с хлебом и солью. Почему? Сейчас Лера нам объяснит. (презентация 2)

- Хлебушек. Так ласково и с уважением называют хлеб на Руси. А иначе и быть не может. Никакая еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят, что хлеб – всему голова. Долог путь хлеба от поля до твоего стола. Тысячи людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зернышка получился пышный румяный каравай. Помни всегда об этом.    (познавательное УУД)

 Учитель:  Хлеб всегда был важным продуктом. И нет для человека запаха более приятного, чем запах свежего хлеба. Я неслучайно сказала, что Х – это очень важная буква. С неё начинается важное слово, которое обозначает очень важный продукт питания     - хлеб. (презентация 3)

 

Подберите слова, называющие людей или предметы, которые имеют отношение к хлебу.  (Хлебушко, хлебец, хлебница, хлебопекарня, хлебороб).

 -Ученик:  Мягкий, пушистый и душистый. Он и чёрный, он и белый и бывает подгорелый. Вот как говорят о хлебе.

Учитель: - Так почему Хрюша встречает нас хлебом-солью?

( Как дорогих и почетных гостей).

4. Изучение нового материала

- Хрюша очень смешной персонаж передачи. Давайте прочтем о нем стихотворение. (презентация)

Хрю-ша сел на пе-ту-ха,

 Мы сме-я-лись: “Ха-ха-ха!”

 Со-чи-нять он стал сти-хи,

 Мы смеялись: “Хи-хи-хи!”

- Прочтем по слогам медленно.

- Прочтем про себя.

- Прочтем выразительно вслух.

- Давайте выделим первый звук из слова ха.

- Произнесите его друг другу, сделайте выводы:     - [X]

- Cогласный (встречает во рту преграды)

- Твердый (“а” указывает на твердость согласного и нет улыбки)

- Глухой (ладошками прикрыли ушки, не слышим звук)

- Давайте выделим первый звук из слова хи.

- [X']

- Cогласный (встречает во рту преграды)

- Мягкий (“и” указывает на мягкость согласного, есть улыбка)

- Глухой (ладошками прикрыли ушки, не слышим звук)

- Кто догадался, какая будет тема сегодняшнего урока?

- Тема: Звуки [х], [х']. Буквы Х,х

- Учитывая тему урока, сформулируйте его цель.

- Познакомиться со звуками [х], [х'], с буквой, которая их означает.

- Задачи:

- учиться отличать звуки [х], [х'] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;

- учиться читать слоги и буквы с новой буквой;

- развивать речь, внимание, память.

- Будем работать дружно и помогать друг другу.

5. Первичное закрепление.

-  На что похожа буква “ха”? (учебник)

«ха» -строчная;  «Ха» - заглавная.

- Зачем нужна заглавная буква?

Вывод: Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой.

Стихотворение читает учитель.

Ха- забавная игрушка,

Деревянная вертушка-

Ветру вольному подружка.

- Сложите эту букву из счетных палочек. Конструируйте в парах (1 в.-большую, 2 в. –маленькую)

Путешествие продолжается. Теперь мы отправляемся на улицу Слияний. На этой улице все буквы дружные. Давайте нашу букву Х познакомим с ними.

Учитель:

Прибежал весёлый А, прочитали дети  (ха).       (характер,уха, муха)

Прибежал задорный О, прочитали дети  (хо).     (хорошо,хорёк, хочу)

Прибежал упрямый У, прочитали дети  (ху).       (художник, хулиган)

Прибежал малютка И, прочитали дети (хи).         (химия, хирург)

Прибежал тихоня Е, прочитали дети (хе)              (хек, археолог)

-Дополните слоги до слов

Прочитаем второй столбик. Это не только слоги, но и слова.

(ах, ох, ух, их. ех). В русском языке они называются – междометия.

- Ребята, это что за теремок? Он не низок не высок. Бежала мимо буква (в) .

(ученик  с карточкой  -в, продолжает сказку)

- буква в, обозначаю согласный звук (в) – звонкий, твёрдый.

Учитель: Смотрит, никого в тереме нет. Вошла буква (в) в теремок и стала там жить. На следующий день шла мимо ещё одна буква ).

-Тук – тук. Кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?

Первый ученик отвечает:

- Это я, буква (в), обозначаю звук «в» -согласный, звонкий, твёрдый.

-А я буква «о», обозначаю гласный звук. Пусти меня к себе жить!

 Заходи!

(И стали буквы жить вместе). Шла мимо теремка буква (д)

 - Тук – тук. Кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?

Отвечают буквы ( в о). Это я , буква «в» - обозначаю звук (в) – согласный, звонкий, твёрдый. А я буква «о», обозначаю звук (о). А ты кто?

- А я буква «д», обозначаю звук (д) – согласный, звонкий, твёрдый. Пустите к себе жить!

 -Заходи!

Учитель: И стали они жить втроём! Как – то раз шла мимо теремка ещё одна буква.

-Тук-тук. Кто в тереме живёт. Кто в невысоком живёт? (буквы представляются).

- А я буква «Х», обозначаю звук (х х)- согласный, глухой, твёрдый,мягкий).Пустите к себе жить!

- Заходи!

Учитель: Буквы в тереме стали жить дружно, поэтому из них составилось слово, какое? (вход).

Учитель: Какое слово можно составить ещё? (вдох).

 -Как называются такие слова? (анаграммы). (презентация 9)

(халва –хвала, хороши –шорохи)

Физкультминутка.

Хомка, Хомка хомячок,

 Полосатенький бочок.

 Хомка раненько встаёт,

 Шейку моет, щёчки трёт.

 Подметает Хомка хатку

 И выходит на зарядку.

 Раз, два, три, четыре, пять

 Хомка хочет сильным стать.

6. Работа по дальнейшему углублению знаний. (диск к уроку) Улица слияний

- Слого – звуковой анализ слова. (схемы слов) .

Продолжаем путешестврвать по городу Алфавитинск. Улица Учебная  (открыть по закладке).

- Нас встречал Хрюша хлебом и солью. Прочитаем пословицы и объясним смысл.

Вывод по беседе делают дети.

Учитель: Долог путь хлеба от поля до твоего стола. Тысячи людей вложили знания и сердце, чтобы из маленького зёрнышка получился пышный и румяный каравай. Помни всегда об этом!

7. Подведение итогов урока.

- Какие задачи ставили?

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

- Дайте характеристику  этих звуков.

- Определим место буквы «Х» в ленте букв. (презентация 10, 11)

8. Завершение урока.

- Путешествие закончилось.

- Встаньте те , кто считает, что он сильно постарался на уроке.

- Давайте сделаем салют из нашего настроения.

Красная фишка – отличное настроение, бодрое.

Жёлтая – спокойное.

Зелёная – грустное.

- Покажите, какое настроение  получилось (наклеивают на доску)

- Что нужно сделать, чтобы настроение на уроке было отличное? (Трудиться на уроке, слушать внимательно учителя и одноклассников).

 - Жедаю вам плодотворной работы.

- Спасибо за урок! (презентация 12)

Я считаю, что компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Данный урок достиг целей, дети работали активно, с интересом.

Методический материал и разработку данного урока могут использовать многие учителя на уроках обучения чтению в букварный период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 – м классе по теме: "Знакомство с буквой «Ч, ч». Сравнение чисел. Измерение расстояний между точками."

Знакомство с новой согласной буквой; выявить, что звук [ч] – всегда мягкий;развитие фонематический слух, умение вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ слова;развитие умение на осн...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 «Б» КЛАССЕ ТЕМА: «ЗВУКИ [д] – [д,], БУКВА Д д»

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, УРОК  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1  КЛАССЕ ФГОС ,   ТЕМА:  «ЗВУКИ  [д] – [д,], БУКВА Д д»...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 «Б» КЛАССЕ ТЕМА: «ЗВУКИ [п] – [п,], БУКВА П п»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯВ 1 «Б» КЛАССЕ  ТЕМА: «ЗВУКИ  [п] – [п,], БУКВА П п»...

Урок обучения чтению в 1 Б классе (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Слог. Деление на слоги.Тип урока: Объяснение нового материала.Цель: Познакомить учащихся с понятием слог, делением слов на слоги.Задачи:Предметные:- формировать умение делить слова на слоги;- по...

Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе по теме «Письмо строчной буквы т»

Урок обучения грамоте по теме «Письмо строчной буквы т» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Планета знаний»....

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1-м классе по теме "Знакомство с буквой е".

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1-м классе (технологическая карта)....