Урок обучения грамоте в 1 – м классе по теме: "Знакомство с буквой «Ч, ч». Сравнение чисел. Измерение расстояний между точками."
план-конспект урока (1 класс) на тему
- Знакомство с новой согласной буквой; выявить, что звук [ч] – всегда мягкий;
- развитие фонематический слух, умение вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ слова;
- развитие умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;
- продолжение работу по сравнению чисел и решению задач, изученных видов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_feldman_iv.docx | 221.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1 – м классе по теме:
«Знакомство с буквой «Ч, ч». Сравнение чисел.
Измерение расстояний между точками.
Учитель: Фельдман И. В.
Цели:
- познакомить с новой согласной буквой; выявить, что звук [ч] – всегда мягкий;
- развивать фонематический слух, умение вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ слова;
- развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;
- продолжить работу по сравнению чисел и решению задач, изученных видов.
Оборудование: грамзапись, видеозапись, домики зеленый и синий, звуковички, трафа-реты букв, карточки с видами часов, вагончики с заданиями, таблицы-выводы, звезды, счетный и геометрический материалы.
- Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, вы готовы?
Начинаем точно в срок.
Учитель. Сейчас я буду называть слова. Если слово начинается с гласного звука, сядут дети 1 ряда; если с мягкого согласного звука, сядут дети 2 ряда; если с твердого согласного звука, сядут дети 3 ряда.
кошка апельсин винт
гармошка утка бинт
На места все тихо сели,
Не нарушив тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
- Повторение, подготовка к изучению нового.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в интересное путешествие, а по дороге познакомимся с новой буквой, научимся правильно и красиво ее писать, узнаем много интересного.
( Стук в дверь, входит почтальон Печкин).
- Кто это? (Почтальон Печкин).
- Для вашего класса получено заказное письмо.
- Ребята, давайте откроем письмо и посмотрим, что там находится?
- Что это? (Кассета). Послушаем ее.
( Грамзапись).
« Здравствуйте, дорогие ребята!
Я принц из сказки. Меня заколдовала злая ведьма. Сам прийти я к вам побоялся, но очень прошу вас помочь мне. Расколдовать меня можно только, если каждый из вас за время урока получит звезду за знания. Я очень жду того момента, когда стану человеком и очень надеюсь на вас.»
Учитель. Ребята, хотите отправиться в путешествие, чтобы помочь принцу? А на чем будем путешествовать, узнаете, отгадав загадку.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд).
- Какой звук издает поезд? (У-у-у).
(Дети гудят, имитируют движение поезда, и раскачиваясь в такт под мелодию песни «Голубой вагон», хором читают стихотворение).
Торопится поезд,
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят… (На доске иллюстрация поезда).
Учитель. А вот и остановка (из первого вагона поезда беру конверт с заданием).
У меня в руках два домика. Почему они разного цвета? В первом домике живут мягкие согласные звуки, а во втором твердые согласные.
- Какие буквы обозначают всегда только твердые согласные? ( ЖЭ, ША). Поселим звуковичков в синий домик. Какое правило правописания знаем с этими буквами?
- Какие буквы обозначают всегда только мягкие согласные? Мы знаем одну такую букву ( И краткое ). Прикрепим звуковичка в зеленый домик.
Сегодня мы узнаем, есть ли еще жители в этих домиках.
- Физминутка.
Движение поезда продолжается. Но вот и остановка. Выйдем из вагончиков поезда и отдохнем. Ой, ребята, нам навстречу выбегает хомячок.
Физминутка «ХОМКА».
- Работа по учебнику над новым материалом.
Учитель. Поезд двигается дальше. Следующее задание из третьего вагона.
- Звукобуквенный анализ слов.
- Что изображено на картинках? ( Чайник, спички).
- Напечатайте слова в схемах. Сделайте звукобуквенный анализ ( девочки слова чайник, мальчики слова спички).
а | й | |||||||||||
∆ |
- Произнесите выделенные звуки. Что вы можете о них сказать?
- Чтобы определить какой звук [ ч ] сейчас я наш класс превращаю в научно-исследовательский институт и делю его на кафедры по 3 направлениям:
- 1 кафедра – анализирует эти слова и делает вывод:
звук [ ч ] – гласный или согласный?
- 2 кафедра – анализирует эти слова и делает вывод:
звук [ ч ] – твердый или мягкий?
- 3 кафедра – анализирует эти слова и делает вывод:
звук [ ч ] – звонкий или глухой согласный?
Вывод: [ ч ] – согласный, мягкий, глухой.
- Найдите схему на странице 168. Обведите зеленый квадратик и запомните.
Ч ?
- Знакомство с буквой Ч, ч.
- Замените фишки в схемах слов буквами, прочитайте слова.
- Буквосочетание ча (в слове чайник) пишем только с буквой А!
- - Сколько всего букв в этих словах? ( 12 )
- - Сколько разных букв в этих словах? ( 8 ) Назовите их.
- - Разделите слова на слоги. Сколько слогов? Почему?
- - Определите ударный слог.
- Игра «Живые звуки» со словом спички.
4. Придумай слово.
- Назовите как можно больше слов, для записи которых потребуется буква ч.
5. Чтение слогов.
Обратить внимание на правописание сочетаний: ЧА, ЩА.
6. Чтение слов
реч доч
печ ка точ ка
поч
боч коч
- Среди этих слов найдите и прочитайте слова, которые соответствуют модели:
- Что нужно изменить в этой модели, чтобы ей соответствовали оставшиеся слова?
( Первую синюю фишку поменять на зеленую ).
7. Чтение цепочки слов.
точка тачка пачка почка печка
речка ручка
- Какие изменения происходили в словах?
На доске:
РУЧКА
- Выясним лексическое значение слова «ручка».
( 1. Человеческая. 2. Дверная. 3. Авторучка. )
- Придумайте три предложения, употребив в каждом из них это слово в разных значениях.
8. Просмотр видеофрагмента из мультфильма «Бобик в гостях у Шарика».
- Чем заинтересовался герой из мультфильма? ( Что такое часы?).
- Что можно узнать, если посмотреть на часы?
9. Чтение стихотворения В. Орлова «Часы».
- В каком случае говорят: «Часы стоят?» ( Не тикают, их не завели).
- В каком случае говорят: «Часы спешат?» ( Стрелки показывают больше времени, чем есть на самом деле).
- В каком случае говорят: «Часы идут, но немножко отстают?» ( Стрелки часов показывают меньше времени).
- Какие вы знаете виды часов? Правильно. В каждом доме, конечно, есть часы. И, скорее всего, их несколько. Будильник, который помогает не проспать в школу, настенные часы с маятником и боем, удобные электронные и наручные. На кухне можно увидеть песочные часы ( ими могут отмерять, например, время на процедурах в поликлинике). Есть часы кремлевские, водяные, а вот самыми первыми появились солнечные часы.
( Демонстрация видов часов ).
Говорят: «Не сбережешь минуту, час потеряешь».
- Как понять смысл этой пословицы?
- Физминутка ( остановка поезда).
А как часы идут?
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так.
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так.
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так.
- Работа в тетради «Грамота».
Продолжаем двигаться дальше. Откройте рабочую тетрадь по грамоте.
1.Сравните буквы на верхней строке. Выявите их сходства и различия.
2. Физминутка «Капустка».
Чтобы нам красиво и правильно написать букву, мы должны подготовить руку к письму.
Мы капустку рубим – рубим, (движение прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капустку солим – солим, (поочередное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капустку трем – трем, (потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмем – жмем. (сжимать и разжимать кулачки)
3. Письмо заглавной и строчной печатной буквы.
- - На что похожа буква Ч?
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
( Показ учителем на доске. Письмо в воздухе).
- Обведение буквы.
( Дети находят печатную букву Ч у себя в конвертах, вырезанную из бархатной бумаги и обводят ее указательным пальцем 5 раз. Затем пишут в тетради).
- Дописывание недостающего элемента письменной буквы ч.
- Преобразование письменного шрифта в печатный.
- Буквосочетания ча и чу:
В сочетании ча – пишем только букву а!
В сочетании чу – пишут только букву у!
Подберите и запишите слова, в которых пишутся данные буквосочетания.
- Физминутка для глаз: «Вверх – вниз, влево – вправо».
(Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до 10).
- Работа по учебнику.
- Решение задач.
- Послушайте задачу №1 стр.169.
«Пятерым детям дали по 2 апельсина. Сколько всего апельсинов отдали детям?»
? | = |
- Выложите на парте фишки так, чтобы они соответствовали условию данной задачи.
- Ниже, под фишками, составьте решение задачи.
- Объясните свой выбор.
- Послушайте задачу №2.
- Деление задачи на смысловые части.
- Самостоятельное решение задачи.
- Какое выражение составили?
- Сравнение чисел.
Больше? Меньше?
6 или 8 7 или 6
9 или7 12 или 13
- Состав числа 9.
- Разложите 9 фишек в две ладошки.
- Сколько в левой? Правой?
- Дополните каждое число до 9.
9 – это 5 и … 9 – это 2 и …
9 – это 6 и … 9 – это 4 и … и т.д.
- Измерение расстояния между точками одинакового цвета.
- Измерьте расстояние между точками синего (красного, желтого) цвета.
- Какими способами можно выполнить это задание?
- с помощью линейки;
- с помощью вычитания: 11 – 1;
- подсчитать, сколько шагов надо сделать, чтобы попасть из одной синей
точки в другую синюю точку.
- Покажите результат с помощью цифр из кассы.
- Сравните полученные результаты.
( Расстояние между точками одного цвета равны между собой и составляют
10 см или 1 дм ).
- Назовите другие пары чисел на линейке, расстояние между которыми 10 см:
( 9 и 19, 7 и 17, 0 и 10, 10 и 20 и др.).
- Работа в тетради «Грамота».
- Составление и решение задач по схематическим рисункам.
- Рассмотрите верхнюю схему и расскажите, что обозначает в этой схеме красная (синяя) замкнутые линии?
- Составьте задачу по рисунку. Что требуется узнать в задаче?
- Запишите решение в клетках под схемой.
- Рассмотрите нижнюю схему и расскажите, чем она похожа и чем отличается от верхней?
- Составьте задачу по этой схеме; определите, что требуется узнать в задаче; запишите решение.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Решение задачи. Представление чисел от 11 до 19 в виде суммы разрядных слагаемых.
- Прочитайте задачу.
- Анализ и решение задачи.
- Рассмотрите схемы на доске и выберите ту, которая соответствует условию задачи; объясните свой выбор.
- Решите примеры по образцу, данному в тетради.
- Дифференцированная работа.
- Чтение рассказа о маленьком автомобильчике «Малыш у себя дома».
- Как называл хозяин свой маленький автомобильчик?
- Какие звуки и в каких случаях издавал Малыш?
2. Слушание песни из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена».
3.Работа в тетради «Я учусь писать и читать».
- Раскрасьте картинку. Кто получился? (Чебурашка).
- Из какого произведения этот герой?
- Кто был лучшим другом Чебурашки?
- Вставьте пропущенные буквы в словах.
- Разделите слова на слоги, поставьте знак ударения.
- Итог урока.
- Игра «Подбери пару»
черника черная
чай чистый
чайник честный
человек чудесный
чертёж червивый
чернослив чёткий
- С какой буквой познакомились?
- Что вы о ней узнали?
- Что узнали о звуке [ ч]?
- Как вы думаете в каком домике будет жить звуковичок буквы Ч? Почему?
- Кому мы сегодня помогали в пути?
- Как вы думаете, мы помогли принцу? Все задания выполнили успешно и получили звезды.
Послушаем ещё раз кассету «Принц из сказки».
«Большое спасибо, ребята, за вашу помощь. Мы вместе победили злую ведьму, а вы выполнили свои задания. И я понял, что вам на уроке было очень интересно. Ещё раз спасибо. До свидания».
Принц благодарит нас за урок словами, в которых есть буква Ч.
Чудесно. Очаровательно.
Умнички. До встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Письмо строчной буквы р "
Научить писать строчную букву “р”. Закрепление графических и каллиграфических навыков письма.Развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость, пространственные соотношения букв...
Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Знакомство с буквой Мм"
Разработка и презентация урока обучения грамоте в 1 классе...
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: Звук Ш, буквы Ш,ш.
Данный урок предназначен тем, кто интересуется структурами сингапурского обучения, составлен по УМК "Планета знаний"...
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Звук и буква Ч"
Урок обучения грамоте с использованием игровой и личностно- ориентированной технологий....
Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классепо теме: «Знакомство с буквой Н»
Презентация составлена для знакомства с новой буквой по программе "Школа 21 века"...
Фрагмент урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Звук "ч", буква Ч"
На уроке проводилась работа в группах на этапе актуализации знаний....
Технологическая карта урока русского языка (обучение грамоте) в 1 классе по теме "Знакомство с буквами Пп". Программа "Начальная школа 21 века" ФГОС НОО
Технологическая карта с мультимедийным приложением....