Конспект урока по литературному чтению "И. Тургенев «Воробей»"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 83.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Практикант: Тетеревлёва Ксения Владимировна
Класс: 2 «Б»
Дата проведения урока: 16.12.2014г.
Тема урока: И. Тургенев «Воробей».
Цель урока: знакомство с произведением И. Тургенева «Воробей».
Задачи урока:
- Познакомить с биографией И. Тургенева и его произведением «Воробей». Продолжить работу над совершенствованием навыка выразительного, вдумчивого и правильного чтения, а также продолжить обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать память, внимание, мышление и речь.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому, умение любить и дарить радость другим.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Ученик познакомится с произведением И. Тургенева «Воробей».
- Ученик продолжит работу над совершенствованием навыка выразительного, вдумчивого и правильного чтения
Личностные: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
- Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Оборудование: учебники, книги И. Тургенева, презентация к уроку.
Подпись учителя: Левченко Н.В. _______________ дата ______________________
Подпись методиста: Агеева В.А.____________ дата ______________________
Этап урока | Деятельность | Формирование УУД | |
Учителя | Учащихся | ||
1.Организация начала урока. | Слайд 1. Приветствие. Мы урок наш начинаем, Что-то новое узнаем. Интересно нам читать, Думать, мыслить, рассуждать. -Здравствуйте, меня зовут Ксения Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. | Приветствуют учителя. Настраиваются на плодотворную работу. | Регулятивные УУД: -умение определять цель деятельности на уроке; -умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: - умение выявлять сущность, особенности объектов; - умение на основе анализов объектов делать выводы; - умение устанавливать аналогии; -умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: -умение слушать и понимать других; -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; -умение оформлять свои мысли в устной форме; -умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Личностные УУД: - умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. |
2.Формулирова-ние темы урока | Слайд 2. -И так сегодня мы начинаем работу над новым разделом. Посмотрите по содержанию название раздела. -С какими авторами и произведениями мы будем работать в этом разделе? -С какими авторами вы уже знакомы? -С какими произведениями вы уже знакомы? -А теперь откройте учебник на с. 145. Слайд 3. -Внимательно посмотрите на иллюстрацию, кого вы видите? -Скажите, о чем нам предлагает порассуждать летучая мышь? -В гости к Ёжику и Медвежонку Машу, Мину и Мальвину привела Алёнушка. -А вы помните Алёнушку и братца Иванушку? Слайд 4. -А помните, как Алёнушка пожалела Ваню, героя рассказа Л. Толстого «Косточка»? -Аленушка (как персонаж сказки и как участник интриги учебника) — очень добрая и жалостливая, склонная сочувствовать людям. Слайд 5. -У вас что же, все книги о животных? -спросил Миша у Ёжика и Медвежонка. –Есть и о людях,-сказал Медвежонок. –У нас все книги- о любви, -уточнил Ёжик. -Так о чем в этом разделе предстоит читать и рассуждать? | В гостях у Ёжика и Медвежонка. Слушают и отвечают на вопросы учителя. Открывают учебник. Ёжика, Медвежонка, летучую мышь, мальчика и девочку. О любви. Когда Ваня съел сливу вместе с косточкой и мама стала ругаться, а Алёне стало жалко Ваню Слушают учителя. О любви | |
3.Первичное восприятие | Слайд 6. -Посмотрите, какое первое произведение мы будем читать. Кто его автор? -А что вы уже знаете о И. Тургеневе? Слайд 7. - Иван Сергеевич Тургенев родился в г. Орле В этом году ему бы исполнилось 196 лет. Начал учебу в университете, когда ему еще не было 15 лет. Любил учиться и был прилежным учеником. Написал много повестей, романов, рассказов для взрослых и детей. А также занимался переводами книг, его знают и за рубежом. Журналы с удовольствием печатали его произведения. Самые значимые его книги для детей «Записки охотника», «Муму». (Выставка книг) -Отличительной чертой Тургенева была большая голова. Поэтому при жизни писателя называли человеком с самой большой головой, а после его смерти было установлено, что он являлся обладателем рекордно крупного головного мозга, вес которого составлял целых 2 кг, что на порядок больше, чем у других людей! Не мудрено, что в такой голове рождались действительно гениальные литературные произведения. Слайд 8. -Посмотрите на иллюстрацию воробья. Что вы про него уже знаете? -Воробей-маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заостренный. У него короткие, но сильные ножки. Хвостик держит поднятым вверх. Воробьи чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Воробьи помогают сохранить урожай, так как поедают вредных насекомых. Но вредят тем, что поедают ягоды, зерно. А также они питаются семенами и крошками. Живут в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах. - Перед чтением произведения И.С. Тургенева «Воробей» разберём слова, которые встретятся в тексте. Слайд 9-10. Посмотрите на слайд. Аллея сада - дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам. Красться- перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным. Дичь- животное, которое является объектом охоты. Желтизна- желтый цвет, оттенок. Беспомощно- не будучи способным без посторонней помощи справиться с чем-либо. Растопырив- развести в стороны, врозь крылышки. Черногрудый- черная грудь. Взъерошенный- растрёпанный, взлохмаченный. Искаженный- приобретший неестественный, уродливый вид. Детище- то же, что ребёнок (сын или дочка) (устар.) Жертвовать - подвергать опасности ради кого-то. -Давайте прочитаем их по слогам, с ударением, быстро, тихо, громко. Физминутка Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуть, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. Слайд 11. -А сейчас давайте прочитаем рассказ. И после вы мне скажите, от чьего имени ведется рассказ. -Итак, от чьего имени ведется рассказ? -Соответствует ли название рассказа его теме или основной мысли? -Придумайте название, выражающее основную мысль. Можно использовать строчки из текста. - Почему автор назвал воробья «героической птицей»? -Как вы думаете благоговеть- это значит гордиться? Восхищаться? Уважать? Преклоняться? -Кто же испытывает чувство благоговения? В какой части текста мы можем найти эту строчку? -Кто ещё, кроме рассказчика, признал силу родительской любви? | «Воробей» И. Тургенев Слушают и отвечают на вопросы учителя. Разбирают слова. Читают слова. Повторяют за учителем Читают рассказ. От имени героя рассказчика. Да. Да Герой рассказчик. В конце. Трезор | |
| -Давайте прочитаем ещё раз 1 часть, найдем в ней и отметим, где происходят описанные события? -Так, где происходят описанные события? -Прочитайте, как повела себя собака. -Кого увидел автор на аллее? -Прочитайте, как описан воробей. — Почему он сидел неподвижно, беспомощно расставив крылышки? -Как можно озаглавить эту часть? -А теперь прочитаем 2 часть и найдем, как выглядел воробей. -Так как выглядел воробей? -Как оказался воробей рядом с собакой? -А если бы летел, как пушинка, как шарик, изменилось бы содержание эпизода? - Что заставило старого воробья спасать молодого? -Давайте прочитаем 3 часть. -Скажите, каких много предложений по интонации? Почему? -Какой по сравнению с ним казалась собака? - Прочитайте, как чувствовал себя воробей в этот момент? — Какое чувство у вас появилось к старому воробью? — Как сказать по-другому? Как выразить его внутреннее состояние в этот момент? — Но что же им двигало? -Как можно озаглавить эту часть? -Читаем следующую 4 часть. - Какие чувства испытывал рассказчик? Почему? -Как повела себя собака? Прочитайте. -Что значит «смущенный пес»? - Прочитайте, как автор называет воробья. -Как можем озаглавить эту часть? | Читают и отвечают на вопросы учителя. В аллее сада. Начала красться. Воробья. С желтизной около клюва и пухом на голове. Не умел летать. Возвращение с охоты. Старый, черногрудный, взъерошенный, искажённый. Камнем упал, ринулся спасать, заслонил собой Да Родительские чувства Восклицательных. Громадное чудовище Всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип. Уважения. Ему было страшно Чувство ответственности, любовь Встреча собаки и воробья Уважения, гордости, восхищения… Остановился, попятился. Маленькой героической птицей Сила родит. любви | |
| -В каком разделе мы начали работу? -С каким произведением познакомились? -Кто автор этого произведения? -Как рассказ «Воробей» перекликается с темой нашего урока: «любовь»? Домашняя работа: -Прочитайте дома это произведение ещё раз. | В гостях у Ёжика и Медвежонка. Воробей. И. Тургенев Воробей любил своего птенца и кинулся на его защиту несмотря ни на что. Записывают д/з. | |
| Слайд 12. -А проверить, как вы надежно запомнили, поможет кроссворд. По горизонтали:
3. Птичка - невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок - получается прыжок.
6. Кем должна была казаться воробью собака? 8. Кого заслонил собой воробей? По вертикали: 1. Фамилия охотника. 5 .Как удалился герой рассказчик? 7. Что было на голове воробья? 9. По аллее чего шёл охотник? | Разгадывают кроссворд. Трезор Из гнезда Воробей Любовь Чудовищем Своё детище Тургенев Благоговея Пух Сада |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« В гостях у Ёжика и Медвежонка »
Л. Толстой «Косточка» »
И. Тургенев «Воробей»
Аллея сада
Аллея сада Красться Дичь Желтизна Беспомощно Растопырив Черногрудый Взъерошенный Искаженный Детище Жертвовать / / / / / / / / / / / /
И. Тургенев «Воробей»
Т Р Е З О Р 2. Г Н Е З Д О 7 . 6 . 5 . 4 . 3 . 8 . 9 . 1 . В О Р О Б Е Й Л Ю Б О В Ь Ч У Д О В И Щ Е Д Е Т И Щ Е УРГ НЕ ЛА Г Г В Я П Х СА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон""
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон"". Учебник: Климанова Л.Ф. и др. Родная речь 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»
Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Конспект урока по литературному чтению "Сила родительской любви в рассказе И.Тургенева "Воробей"" (УМК "ПНШ" 2 класс)
Данный конспект урока стал одним из этапов работы по самообразованию. Тема работы - "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Герои произведения. Характеристика героев. К. Паустовский «Растрёпанный воробей».
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2014)Тема урока: Герои произведения. Хар...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс " И.С. Тургенев "Воробей"
Урок по литературному чтению посвящен изучению и анализу смыслового содержания произведения И.С. Тургенева "Воробей" с целью развития у детей чувства любви к ближнему, смелости, умения прийт...
Конспект урока по литературному чтению "Растрёпанный воробей"
Цель:Формировать умение давать характеристику персонажам, анализировать и сравнивать героев произведения, делать выводы.Задачи:1.Обучающие : продолжить знакомство с произведением К.Паустовс...