Конспект урока по литературному чтению "И. Тургенев «Воробей»"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тетеревлёва Ксения Владимировна

Конспект + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc83.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Практикант: Тетеревлёва Ксения Владимировна                      

Класс: 2 «Б»

Дата проведения урока: 16.12.2014г.

Тема урока: И. Тургенев «Воробей».

Цель урока: знакомство с произведением И. Тургенева «Воробей».

Задачи урока:

  1. Познакомить с биографией И. Тургенева и его произведением «Воробей». Продолжить работу над совершенствованием  навыка выразительного, вдумчивого и правильного чтения, а также продолжить обогащать словарный запас учащихся.
  2. Развивать память, внимание, мышление и речь.
  3. Воспитывать  бережное отношение ко всему живому, умение любить и дарить радость другим.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ученик познакомится с произведением И. Тургенева «Воробей».
  • Ученик продолжит работу над совершенствованием  навыка выразительного, вдумчивого и правильного чтения

Личностные: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Оборудование: учебники, книги И. Тургенева,  презентация к уроку.

Подпись учителя: Левченко Н.В.  _______________           дата ______________________

Подпись методиста: Агеева В.А.____________                           дата ______________________

Этап урока

Деятельность

Формирование УУД

Учителя

Учащихся

1.Организация начала урока.

Слайд 1. Приветствие.

Мы урок наш начинаем,

Что-то новое узнаем.

Интересно нам читать,

Думать, мыслить, рассуждать.

 -Здравствуйте, меня зовут Ксения Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Приветствуют учителя. Настраиваются на плодотворную работу.

Регулятивные УУД:

-умение определять цель деятельности на уроке;

 -умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 

Познавательные УУД:

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализов объектов делать выводы;

- умение устанавливать аналогии;

-умение обобщать и классифицировать по признакам. 

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и понимать других;

-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

-умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2.Формулирова-ние темы урока

Слайд 2. -И так сегодня мы начинаем работу над новым разделом. Посмотрите  по содержанию название раздела.

-С какими авторами и произведениями мы будем работать в этом разделе?

-С какими авторами вы уже знакомы?

-С какими произведениями вы уже знакомы?

-А теперь откройте учебник на с. 145.

Слайд 3. -Внимательно посмотрите на иллюстрацию, кого вы видите?

-Скажите, о чем нам предлагает порассуждать летучая мышь?

-В гости к Ёжику и Медвежонку Машу, Мину и Мальвину привела Алёнушка.

-А вы помните Алёнушку и братца Иванушку?

Слайд 4. -А помните, как Алёнушка пожалела Ваню, героя рассказа Л. Толстого «Косточка»? 

-Аленушка (как персонаж сказки и как участник интриги учебника) — очень добрая и жалостливая, склонная сочувствовать людям.

Слайд 5. -У вас что же, все книги о животных? -спросил Миша у Ёжика и Медвежонка. –Есть и о людях,-сказал Медвежонок. –У нас все книги- о любви, -уточнил Ёжик.

-Так о чем в этом разделе предстоит читать  и рассуждать?

В гостях у Ёжика и Медвежонка.

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Открывают учебник.

Ёжика, Медвежонка, летучую мышь, мальчика и девочку.

О любви.

Когда Ваня съел сливу вместе с косточкой и мама стала ругаться, а Алёне стало жалко Ваню

Слушают учителя.

О любви

3.Первичное восприятие

Слайд 6. -Посмотрите, какое первое произведение мы будем читать. Кто его автор?

-А что вы уже знаете о И. Тургеневе?

Слайд 7. - Иван Сергеевич Тургенев родился в г. Орле В этом году ему бы исполнилось 196 лет. Начал учебу в университете, когда ему еще не было 15 лет. Любил учиться и был прилежным учеником. Написал много повестей, романов, рассказов для взрослых и детей. А также занимался переводами книг, его знают и за рубежом.  Журналы с удовольствием печатали его произведения. Самые значимые его книги для детей «Записки охотника», «Муму». (Выставка книг)

-Отличительной чертой Тургенева была большая голова. Поэтому при жизни писателя называли человеком с самой большой головой, а после его смерти было установлено, что он являлся обладателем рекордно крупного головного мозга, вес которого составлял целых 2 кг, что на порядок больше, чем у других людей! Не мудрено, что в такой голове рождались действительно гениальные литературные произведения.

Слайд 8. -Посмотрите на иллюстрацию воробья. Что вы про него уже знаете?

-Воробей-маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заостренный. У него короткие, но сильные ножки. Хвостик держит поднятым вверх. Воробьи чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Воробьи помогают сохранить урожай, так как поедают вредных насекомых.  Но вредят тем, что поедают ягоды, зерно. А также они питаются семенами и крошками. Живут в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.

- Перед чтением произведения И.С. Тургенева «Воробей» разберём слова, которые встретятся в тексте. Слайд 9-10. Посмотрите на слайд.

Аллея сада - дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.

Красться- перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным.

Дичь- животное, которое является объектом охоты.

Желтизна- желтый цвет, оттенок.

Беспомощно-  не будучи способным без посторонней помощи справиться с чем-либо.

Растопырив- развести в стороны, врозь крылышки.

Черногрудый- черная грудь.

Взъерошенный- растрёпанный, взлохмаченный.

Искаженный- приобретший неестественный, уродливый вид.

Детище- то же, что ребёнок (сын или дочка) (устар.)

Жертвовать - подвергать опасности  ради кого-то.

-Давайте прочитаем их по слогам, с ударением, быстро, тихо, громко.

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуть, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Слайд 11. 

-А сейчас давайте прочитаем рассказ.  И после вы мне скажите, от чьего имени ведется рассказ.

-Итак, от чьего имени ведется рассказ?

-Соответствует ли название рассказа его теме или основной мысли?

-Придумайте название, выражающее основную мысль. Можно использовать строчки из текста.

- Почему автор назвал воробья «героической птицей»?

-Как вы думаете благоговеть- это значит гордиться? Восхищаться? Уважать? Преклоняться?

-Кто же испытывает чувство благоговения? В какой части текста мы можем найти эту строчку?

-Кто ещё, кроме рассказчика, признал силу родительской любви?

«Воробей»

И. Тургенев

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Разбирают слова.

Читают слова.

Повторяют за учителем

Читают рассказ.

От имени героя рассказчика.

Да.

Да

Герой рассказчик.

В конце.

Трезор

  1. Вторичный синтез

-Давайте прочитаем ещё раз 1 часть, найдем в ней и отметим, где происходят описанные события?

-Так, где происходят описанные события?

-Прочитайте, как повела себя собака.

-Кого увидел автор на аллее?

-Прочитайте, как описан воробей.

— Почему он сидел неподвижно, беспомощно расставив крылышки?

-Как можно озаглавить эту часть?

-А теперь прочитаем 2 часть и найдем, как выглядел воробей.  

-Так как выглядел воробей?

-Как оказался воробей рядом с собакой?

-А если бы летел, как пушинка, как шарик, изменилось бы содержание эпизода?

- Что заставило старого воробья спасать молодого?

-Давайте прочитаем 3 часть.

-Скажите, каких много предложений по интонации? Почему?

-Какой по сравнению с ним казалась собака?

- Прочитайте, как чувствовал себя воробей в этот момент?

— Какое чувство у вас появилось к старому воробью?

— Как сказать по-другому? Как выразить его внутреннее состояние в этот момент?

— Но что же им двигало?

-Как можно озаглавить эту часть?

-Читаем следующую 4 часть.

- Какие чувства испытывал рассказчик? Почему?

-Как повела себя собака? Прочитайте.

-Что значит «смущенный пес»?

- Прочитайте, как автор называет воробья.

-Как можем озаглавить эту часть?

Читают и отвечают на вопросы учителя.

В аллее сада.

Начала красться.

Воробья.

С желтизной около клюва и пухом на голове.

Не умел летать.

Возвращение с охоты.

Старый, черногрудный, взъерошенный, искажённый.

Камнем упал, ринулся спасать, заслонил собой

Да

Родительские чувства

Восклицательных.

Громадное чудовище

Всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип.

Уважения.

Ему было страшно

Чувство ответственности, любовь

Встреча собаки и воробья

Уважения, гордости, восхищения…

Остановился, попятился.

Маленькой героической птицей

Сила родит. любви

  1. Итог урока

-В каком разделе мы начали работу?

-С каким произведением познакомились?

-Кто автор этого произведения?

-Как рассказ «Воробей» перекликается с темой нашего урока: «любовь»?

Домашняя работа:

-Прочитайте дома это произведение ещё раз.

В гостях у Ёжика и Медвежонка.

Воробей.

И. Тургенев

Воробей любил своего птенца и кинулся на его защиту несмотря ни на что.

Записывают д/з.

  1. Резерв

Слайд 12. -А проверить, как вы надежно запомнили, поможет кроссворд.

По горизонтали:

  1. Кличка собаки охотника?
  2. Откуда упал воробей?

3. Птичка - невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок - получается прыжок.

  1. Чувство, заставившее воробья жертвовать собой.

6. Кем должна была казаться воробью собака?

8. Кого заслонил собой воробей?

По вертикали:

1. Фамилия охотника.

5 .Как удалился герой рассказчик?

7. Что было на голове воробья?

9. По аллее чего шёл охотник? 

Разгадывают кроссворд.

Трезор

Из гнезда

Воробей

Любовь

Чудовищем

Своё детище

Тургенев

Благоговея

Пух

Сада


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

« В гостях у Ёжика и Медвежонка »

Слайд 4

Л. Толстой «Косточка» »

Слайд 6

И. Тургенев «Воробей»

Слайд 9

Аллея сада

Слайд 10

Аллея сада Красться Дичь Желтизна Беспомощно Растопырив Черногрудый Взъерошенный Искаженный Детище Жертвовать / / / / / / / / / / / /

Слайд 11

И. Тургенев «Воробей»

Слайд 12

Т Р Е З О Р 2. Г Н Е З Д О 7 . 6 . 5 . 4 . 3 . 8 . 9 . 1 . В О Р О Б Е Й Л Ю Б О В Ь Ч У Д О В И Щ Е Д Е Т И Щ Е УРГ НЕ ЛА Г Г В Я П Х СА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон""

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон"". Учебник: Климанова Л.Ф. и др. Родная речь 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект урока по литературному чтению "Сила родительской любви в рассказе И.Тургенева "Воробей"" (УМК "ПНШ" 2 класс)

Данный конспект урока стал одним из этапов работы по самообразованию. Тема работы - "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Герои произведения. Характеристика героев. К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2014)Тема урока: Герои произведения. Хар...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс " И.С. Тургенев "Воробей"

Урок по литературному чтению посвящен изучению и анализу смыслового содержания произведения И.С. Тургенева "Воробей" с целью развития у детей чувства любви к ближнему, смелости, умения прийт...

Конспект урока по литературному чтению "Растрёпанный воробей"

Цель:Формировать умение давать характеристику персонажам, анализировать и  сравнивать героев произведения, делать выводы.Задачи:1.Обучающие : продолжить знакомство с произведением К.Паустовс...