Конспект урока по литературному чтению "Растрёпанный воробей"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель:Формировать умение давать характеристику персонажам, анализировать и сравнивать героев произведения, делать выводы.
Задачи:
1.Обучающие : продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие их словам, обучать краткому пересказу;
2. Развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;
3. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 58.27 КБ |
kharakteristika_geroev.docx | 12.46 КБ |
tsepochka.docx | 12.11 КБ |
000f53d7-5e2e3b5a_1.pptx | 1.03 МБ |
vzeroshenny_vorobey.pptx | 684.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
УМК: Школа России
Тема: «К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей. Герои произведения, их характеристика".
Тип урока: Комбинированный. Закрепление и систематизация новых знаний
Данному уроку предшествовали темы:
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Знакомство с автором и произведением.
Формы организации учебной деятельности:
• групповая; в парах; индивидуальная;
• фронтальная
Оборудование и ресурсное обеспечение: портрет К.Г. Паустовского, видеозапись фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского, учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., карточки с заданием для групповой, индивидуальной работе и работе в парах, букетик.
Цель: Формировать умение давать характеристику персонажам, анализировать и сравнивать героев произведения, делать выводы.
Задачи:
1.Обучающие : продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие их словам, обучать краткому пересказу;
2. Развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;
3. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим".
Планируемые результаты:
Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, принятие чужой точки зрения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о различии сказки и рассказа, анализировать, сравнивать характеристика героев и их поступка.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения на события
Предметные – воспринимать прочитанный текст, уметь пересказывать сказку близко к тексту, осмысленно правильно читать, отвечать на вопросы, соотносить пословицу с темой урока, давать характеристику героям и их поступкам.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой
Учитель: Включает отрывок и мультфильма «Взъерошенный воробей».
II. Актуализация знаний
Учитель: Ребята, вы узнали из какого произведения эти герои?
Ответы детей: Это герои из сказки «Растрепанный воробей».
Учитель: А кто автор этой сказки?
Ответы детей: Константин Георгиевич Паустовский. (Слайд 1-портрет К.Г. Паустовского)
Учитель: Что вы запомнили о писателе?
Ответы детей: К.Г. Паустовский писал рассказы и сказки о людях и животных. Основными темами К. Г. Паустовского являются Родина, природа. Своими поэтическими произведениями К. Паустовский внушает великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. Его проза, музыкальная, легкая, грациозная, несет в себе огромный запас знаний о мире, о его могучем животворном начале, но и о его хрупкости.
Ответы детей: К какому жанру мы отнесли это произведение – сказке или рассказу?
Ответы детей: Это сказка.
Учитель: Почему?
Ответы детей: Потому что здесь вымышленная история. Воробей не может на самом деле найти и вернуть пропавшую вещь. (Другие высказывания детей, подтверждающие, что это сказка).
Учитель: А можно ли его отнести к рассказу?
Ответы детей: Можно.
Учитель: Почему вы так думаете?
Ответы детей: Здесь описываются реальные люди и события, которые могли произойти на самом деле.
III. Подготовительный этап
1)Постановка проблемы
Учитель: Теперь давайте перечислим героев сказки «Растрепанный воробей».
Ответы детей: Герои сказки – это девочка Маша, ворона, воробей Пашка, мама, Нянюшка Петровна.
Учитель: Кто из них является главными героями?
Ответы детей: Главные герои – это Маша, воробей Пашка и ворона.
Учитель: Как вы думаете, зачем мы перечислили героев сказки?
-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-Кто попробует назвать тему и цель урока?
Ответы детей: Будем говорить об этих героях.
Давать им характеристику, рассказывать об их жизни.
Будем учиться давать характеристику персонажам.
Тема: «Характеристика главных героев».
Цель: Научиться давать характеристику героям, уметь работать с учебником. (Слайд 4 – тема урока)
2) Работа в парах
Учитель: Дома вы перечитали сказку-рассказ. Сначала давайте вспомним события по порядку, которые происходят в сказке «Растрепанный воробей». У вас на партах лежат листочки с основными названиями этих событий. Ваша задача восстановить цепочку этих событий, найти правильные ответы и соединить стрелками в правильном порядке.
(На партах лежат листочки с основными сюжетными линиями (На листах номера и стрелки проставлены неправильно. Дети распределяют эти события в нужной последовательности и соединяют стрелками.)
Проверка. Один ребенок выходит к доске расставляет цифры по порядку, другой рисует стрелочки. (Слайд – цепочка)
Цепочка событий
IV. Изучение нового материала.
Работа с текстом.
Учитель: Ребята, с каким из героев сказки мы знакомимся вначале произведения?
Ответы детей: Первой мы узнаем Машу.
Учитель: Что вы знаете о семье Маши? (краткий пересказ эпизодов)
- Кем был Машин отец?
Ответы детей: Машин отец был моряком, что потом «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раз тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется нескоро, только весной».
- Что можем сказать про ее маму?
Ответы детей: Машина мама – балерина: «… она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу», «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».
- Что вы знаете о нянюшке?
Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, что она уже пожилой человек. Что она добрая и немного строгая.
Учитель: Где мы видим первое появление вороны? (Зачитайте ответ)
- При каких обстоятельствах знакомимся с воробьем Пашкой? (Зачитайте)
Работа в группах.
Учитель: Мы вспомнили содержание сказки, теперь давайте объединимся и поработаем в группах. Вам нужно на листочках написать, как можно больше качеств, которыми обладает данный персонаж по вашему мнению. О каком герое вы будете писать, узнаете, когда выберите себе листок. Воспользуйтесь планом, который у вас в тетрадях или смотрите на слайде. Вы помните, что мы даем краткую характеристику и не всегда пользуемся всеми пунктами плана. Пользуйтесь учебниками и указывайте странички в подтверждение своих слов. (Слайд с планом характеристики героя)
Дети выбирают лист с картинкой героя. Вторая сторона листа чистая. Пишут на ней фломастером.
План характеристики литературного героя
1. Описание внешности (портрет)
2. Поведение, поступки героя.
3. Чувства, переживания, мысли.
4. Речь - о чем и как говорит герой.
5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу.
6. Отношение к герою других действующих лиц.
Маша |
ворона |
воробей |
Проверка задания.
1. Проверка образа Маши. Представитель от группы зачитывают качества персонажей, другие представители дополняют, но не повторяются. Вопросы:
Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила» Стр.18. Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша»(стр.19).
Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. (стр.14)
Любопытная. «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.(стр.19)
Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены».
- Посмотрите, сошлись ли ваши словесные описания с тем, как вы изобразили героев. Посмотрите, пожалуйста, на свои рисунки. (Рисунки детей вывешены в классе).
- А теперь давайте сравним ваши образы с тем, какими видит этих героев мультипликатор. Для этого мы посмотрим фрагменты из мультфильма по сказке К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей». (Слайды с фрагментами из мультфильма)
(Просмотр фрагментов о Маше, воробье и вороне) Рассуждаем, совпало ли словесное описание героев учащимися с образом мультипликатора?
2. Рассмотрим образ вороны, который записан на листочках, вторая подгруппа дополняет, но не повторяется.
Седая (стр. 14) Но непонятнее всего была седая ворона. Наглая (стр.15) Как только Петровна и Маша уходили, ворона протискивалась в комнату, хватало первое, что попадалось на глаза, и удирала. Разбойница (стр.15) –Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла. Скупая, сварливая (стр.15) Ворона была скупая и сварливая. Ребята, а как вы понимаете значение этих слов. ( ответы детей). А давайте найдем точное значение этих слов в толковом словарике и зачитаем. (Дети находят значение слов).
Жестокая (стр.17) Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула…
Посмотрите на свои рисунки. Сравниваем ваши слова с рисунками. А как видит мультипликатор эту героиню посмотрим на слайде.
Физкультминутка
Учитель: Хорошо поработали, пришло время и отдохнуть. (проводит один из уч-ся под музыку)
Вот на ветках посмотри (руки вверх, показывают веточки)
В серых майках воробьи (руками хлопают по бокам, показывают грудки)
Распустили перышки (руки слегка в стороны)
Греются на солнышке (шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят (повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (бегут на месте, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели. (машут руками)
А мы на место тихо сели. (садятся на места)
3) Отвлеклись, расслабились и продолжаем работать над образами. У нас остался самый главный герой –это воробей. Посмотрим первый фрагмент.
- А что вы записали о воробье? Зачитайте свои ответы. Похоже ли ваше описание с мультяшным героем?
Беспризорный (стр.17) –Эх ты, беспризорник!- сказал милиционер. (Как вы думаете, кто такой беспризорник? –ответы детей). Несчастный (стр. 17) Невесёлой жизни ты воробей! Голодный (стр.17) Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Благодарный (стр. 18) С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклёвывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Сообразительный. (стр.20) Потом, когда мама пошла на репетицию в театр, Пашка увязался за ней. Юркий (стр.17) Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларёк…Ребята, а как вы понимаете слово юркнуть? – ответы детей. Найдите, пожалуйста это слово в словарике. Растрепанный (стр.22) … в то самое время в зрительный зал ворвался маленький, растрепанный воробей. А как вы понимаете это слово? – ответы детей. Давайте дадим точное определение этому слову. Ищем в толковом словаре.
Посмотрим на ваши рисунки, вывешенные на доске. Так ли вы описали его на бумаге.
Давайте посмотрим 2 фрагмент. Что задумал Пашка? Смог ли он в одиночку одолеть ворону?
Кто пришел к нему на помощь? Вспомним пословицы о дружбе. (Один в поле не воин. Один за всех и все за одного).
Индивидуальная работа
Учитель: А сейчас я хочу проверить, насколько внимательно вы читали текст и хорошо ли вы помните подробные детали о других героях произведения. Поработаем с тестом. (Индивидуальный тест для каждого ребенка лежит у каждого на парте)
1. Как звали нянюшку Маши?
а) Ивановна;
б) Степановна;
в) Петровна.
2. Мама Маши в театре:
а) пела;
б) играла;
в) танцевала.
3. Мама готовилась танцевать:
а) Снегурочку;
б) Золушку;
в) Красную Шапочку.
4. Маленький букет цветов был сделан из:
а) хрусталя;
б) тонкого стекла;
в) толстого стекла.
5. Папа должен был вернуться:
а) весной;
б) летом;
в) осенью.
6. Ворона сидела на ветке за окном и ждала:
а) когда Петровна уйдет;
б) когда Петровна уйдет и уведет Машу;
в) когда Петровна откроет форточку и уйдет с Машей.
Проверка: Я читаю вопрос, дети дают ответы, кто выполнил верно- поставьте себе 5.
V.Закрепление.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста на слайд. На нем зашифрована пословица, давайте составим ее. «НА ДОБРЫЙ ПРИВЕТ – БЛАГОДАРНЫЙ ОТВЕТ». К какому из героев он подходит?
Ответы детей: К воробью.
Учитель: Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Дети дают ответы).
Учитель: Как же воробей отблагодарил Машу? Пауза. Ответов детей нет.
Появляется воробей. Он приносит букетик.
- Как вы думаете, какое чувство испытывала мама в это время?(счастье, радость)
- Ребята, а какие пословица вы помните о счастье? (Счастье не ищут, а делают.. Всякому свое счастье.
Объясните, как вы понимаете эти пословицы. (высказывания детей)
VI. Рефлексия
Наш урок подходит к концу. Вы все хорошо потрудились, и пришло время подвести итоги.
Оцените свою работу (Дети по желанию читают начало фразы и дают свои ответы 1-2 слова)(Слайд)
сегодня я узнал…
было интересно…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
меня удивило…
мне захотелось…
VII. Подведение итогов. Выставление отметок
Все сегодня работали хорошо. Но хочу отметить тех, кто работал сегодня на уроке более активно. По работе с тестами так же все получат отметки.
VIII. Домашнее задание
Давайте поспешим, друзья
Записать задания
Приложить прошу
Максимум внимания
1)Пересказ наиболее понравившегося эпизода из сказки «Растрепанный воробей».
2) Инсценировать эпизод из сказки.
3)Проследить за поведением птиц в их жизни и сочинить свою сказку.
Подошел к концу урок.
Прозвенит сейчас звонок.
Всем мальчишкам и девчонкам,
Всем, всем, всем, СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Маша
Добрая __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | Злая __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | Любознательная __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ |
Хитрая __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | Впечатлительная __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | Невоспитанная __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ |
Воробей
Злой __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | Смелый __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | Трусливый __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ |
Сообразительный __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | Благодарный __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | Невоспитанный __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ |
Ворона
Наглая __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | Умная __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | Честная __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ |
Хитрая __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | Жестокая __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | Вежливая __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ |
Предварительный просмотр:
Ворона клюнула Пашку в голову | Пашка разведал дорогу в театр | Маша и няня на спектакле | Разговор мамы и Машки вечером |
Маша взяла Пашку домой | Пашка принёс маме букетик | Пашка приносит украденные вещи | Воробьиный бой с вороной |
Ворона украла букетик | Милиционер положил Пашку в карман | Пашка увидел, как Ворона украла рыбью голову | Ворона клюнула Пашку в голову |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Воробей мама Ворона Маша
Чичкин Какое прозвище носил Пашкин дед? Воробей 1
Потому , что машины заменили лошадей и не стало овса Почему воробьиное племя поредело? Воробей 2
милиционер Кто подобрал воробья и посадил его в варежку? Воробей 3
Маше на воспитание отдал Пашку милиционер. Как Пашка оказался у Маши? Воробей 4
Приносил ворованные вещи из ларька Как Пашка пытался отблагодарить Машу за заботу? Воробей 5
Ворона 11 Она оставляла на столе мокрые следы Как Петровна и Маша догадывались, что в комнате побывала ворона?
Ворона 2 В заколоченном на зиму ларьке, в котором летом продавали мороженое. Где жила ворона?
Ворона 3 Как воробьи прокрались в ларёк и выдалбливают из щелей кусочки замёрзшей колбасы Что часто снилось вороне?
Ворона 4 Стукнула Пашку клювом по голове и выбросила его из ларька Что ворона сделала с Пашкой , когда он пробрался в ларёк?
Ворона 5 Стеклянный букетик цветов Какую ценность однажды украла ворона ?
Маша 1 Как лошади срываются с крыши на площадь и устраивают переполох Что представляла Маша, когда смотрела на чугунных лошадей на крыше театра?
Маша 2 В стране со странным названием «Камчатка» и вернётся не скоро, только весной. Где находится Машин отец и когда он вернётся?
Маша 3 Пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила. Что сделала Маша с воробьём, когда принесла его домой?
Маша 4 Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом. Что сделала Маша, чтобы увидеть, как ворона протискивается в форточку?
Маша 5 - «Когда ты прикалывала букет, ты вспомнила о папе?» О чём спросила сквозь сон Маша свою маму в конце произведения?
Мама 1 Мама Маши танцевала в театре. Кем и где работала мама Маши?
Мама 2 Она готовилась впервые танцевать Золушку Почему в последние дни мама Маши очень волновалась?
Мама 3 «От маленькой радости смеются, а от большой- плачут» Что ответила в конце произведения мама Маше на вопрос: «Почему ты плачешь?»
Мама 4 Она дрожащими пальцами приколола его к своему платью. Что сделала мама Маши, когда воробей на лету бросил ей в ладони маленький хрустальный букет?
Мама 5 Мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки. О чём думала мама Маши, когда смотрела в окно в конце произведения?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К какому жанру вы отнесли бы это произведение – сказке или рассказу?
Перечислите героев сказки « Растрепанный воробей».
Кто из них является главными героями?
Тема : «Характеристика главных героев».
Цепочка событий
с каким из героев сказки мы знакомимся вначале произведения?
Где мы видим первое появление вороны?
При каких обстоятельствах мы знакомимся с воробьем Пашкой ?
Работа в парах Правила?
1. Как звали нянюшку Маши? а) Ивановна; б) Степановна; в) Петровна.
Мама Маши в театре: а) пела; б) играла; в) танцевала.
Мама готовилась танцевать: а) Снегурочку; б) Золушку; в) Красную Шапочку
Маленький букет цветов был сделан из: а) хрусталя; б) тонкого стекла; в) толстого стекла.
Папа должен был вернуться: а) весной; б) летом; в) осенью.
Ворона сидела на ветке за окном и ждала: а) когда Петровна уйдет; б) когда Петровна уйдет и уведет Машу; в) когда Петровна откроет форточку и уйдет с Машей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Л. Квитко. "Смелые воробьи" (по учебнику "Литературное чтение. 2 класс" (авт. - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) )
Урок построен с применением технологии формирования правильного типа читательской деятельности (автор - Н.Н. Светловская). Содержание материала спосбствует развитию коммуникативных способностей ...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон""
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон"". Учебник: Климанова Л.Ф. и др. Родная речь 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»
Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Конспект урока по литературному чтению "Сила родительской любви в рассказе И.Тургенева "Воробей"" (УМК "ПНШ" 2 класс)
Данный конспект урока стал одним из этапов работы по самообразованию. Тема работы - "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Герои произведения. Характеристика героев. К. Паустовский «Растрёпанный воробей».
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2014)Тема урока: Герои произведения. Хар...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс " И.С. Тургенев "Воробей"
Урок по литературному чтению посвящен изучению и анализу смыслового содержания произведения И.С. Тургенева "Воробей" с целью развития у детей чувства любви к ближнему, смелости, умения прийт...
- Мне нравится (1)