Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_vorobe_vorobeiche.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича,
Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»»
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить с рассказом Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».
Планируемые результаты:
предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;
личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.
Оборудование: Учебник Л. Ф. Климанова: Литературное чтение: 3 класс 2 часть, презентация.
Этап урока. Методы и приемы. | Хронометраж | Содержание. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
1. Орг. момент. Мотива-ционный Словес.: слово учителя Нагляд.: презентация | 1 мин | Я настрой себе нашел, | Эмоционально настраиваются на работу | К.: планирование учебного сотрудничества |
2. Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: учебный диалог Практич.: артикуляционные упражнения Словес.: беседа, ответы на вопросы Нагляд.: презентация Словес.: слово учителя Нагляд.: презентация
| 5 мин | Речевая разминка - Итак, начнем мы наш урок с развития и активизации наших органов речи. На слайде вы видите скороговорку. Послушайте: Воробей попросил Ворону Ерша вызвать к телефону. - Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко. - Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно! - Отлично! Кто может произнести скороговорку с вопросительной интонацией? А кто с восклицанием, восхищением? Давайте попробуем произнести ее, постепенно понижая голос. Кто желает попробовать? А теперь наоборот, постепенно повышая голос. - Очень хорошо! - Ребята, о ком говорится в скороговорке? (О воробье и ерше) - Да! Сегодня именно Воробей и Ерш будут главными участниками нашего урока. Так кто же из вас уже догадался, с каким произведением мы познакомимся сегодня? («Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу») Верно! Какие главные цели мы поставим на урок? (1)узнать о жизни и творчестве автора; 2)познакомиться со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»; 3)выполнить анализ произведения). - Хорошо! Давайте откроем учебник на стр. 86. Назовите, пожалуйста, автора сказки (Д. Мамин-Сибиряк). - Вы уже знакомы с творчеством этого писателя? Какие произведения вы уже читали? - Я рада, что вы уже знакомы с произведениями этого замечательного писателя. Слово об авторе - Сейчас я вам немного расскажу о его жизни. Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852 — 1912) — русский писатель, прозаик, драматург и сказочник. Родился Дмитрий в Свердловской области, которая находится по соседству с нашей Челябинской областью. Его отец Наркис был священником и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. В семье было четверо детей. Жили скромно: отец получал маленькое жалованье, но при этом Дмитрий получил прекрасное образование на дому и поступил в местную школу для продолжения образования. Потом он решил отправиться в Санкт-Петербург. Он поступил в Медико-хирургическую академию на ветеринара, но он не нашел себя в этой профессии и перевелся на юридический факультет, но и это оказалось не его профессией. В результате шестилетнего "хождения" по разным факультетам он так и не получил полного образования. В этот период времени он понимает, что всем сердцем хочет стать литератором. Из под его пера рождается первое произведение, которое называется "Тайны темного леса". Он женится на артистке и у них рождается дочь. Девочку назвали Аленушкой. Именно благодаря любимой доченьке Мамин-Сибиряк открылся читателям как очаровательный сказочник. Когда она была маленькой, Дмитрий сочинял для нее сказки и рассказывал их, а позже опубликовал сборник сказок для детей «Алёнушкины сказки», который был посвящен его дочери ("Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост", "Ванькины именины", "Сказка о том, как жила-была последняя Муха", "Умнее всех", "Пора спать") и ряда других известных сказок, в том числе и той, с которой нам предстоит познакомиться. Почти всю свою жизнь он прожил в Екатеринбурге и очень много путешествовал по Уралу. Природа его родного края вдохновляла писателя. Последние годы жизни писатель тяжело болел. Наш земляк, уральский писатель Мамин-Сибиряк оставил после себя огромное литературное наследие. Его сказки всегда пронизаны не только любовью и пониманием, но и высокой моралью. Он защищал свою родную природу и старался научить тому же читателей. | Читать, правильно артикулируя с соответствующей интонацией Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение Определяют тему и цели урока Внимательно слушают рассказ учителя | П: осмысленно читают текст К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: структурирование знаний. Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование. |
3. Решение частных задач Словес.: учебный диалог Практич.: слушание и чтение текста Словес.: ответы на вопросы Практич.: выборочное чтение Практич.: слушание и чтение текста Словес.: ответы на вопросы Практич.: выборочное чтение по ролям Практич.: выполнение задания по прочитанному тексту (работа в группах) | 20 мин | - Сделайте предположение, о чем будет говориться в произведении с таким название? - Будут ли Воробей и Ерш приятелями, друзьями? Что у них может случиться? -Интересно вам стало узнать, о чем она? - Давайте же тогда начнем знакомство со сказкой. Начинаем читать, ваша задача внимательно слушать, следить, и подумайте, как можно будет озаглавить первую часть и почему? - Вот мы и прочитали первую часть. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем. Словарная работа (Трубочист - тот, кто занимается чисткой печных труб и дымоходов; Присядет на конек – присядет на конец крыши, где есть резное украшение, обычно в виде головы коня; Душа в душу – дружно, в согласии; Краюшка - краюха, кусок, кусочек, горбушка; Браниться – ругаться; Речная осока - многолетняя болотная трава с узкими и длинными листьями). - Отлично! Ребята, расскажите об отношениях Воробья и Ерша между друг другом. Найдите подтверждение в тексте - Как им жилось зимой? Какие неприятности и трудности были у друзей? А как летом? Зачитайте отрывки, которые рассказывают нам об этом. - Какие неприятности и трудности были у друзей? - Как мы озаглавим первую часть? («Душа в душу живем») - Отлично! Физ. минутка
- Молодцы! Продолжим наш урок. Давайте перейдем ко второй части. Слушаем внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы. - Ребята, скажите из-за чего возник шум и спор у старых друзей? Как должны звучать слова Воробья Воробеича: гневно, торопливо, громко, с возмущением, обиженно? А как должны звучать слова Ерша Ершовича: спокойно, уверенно, с интонацией оправдания? Давайте прочитаем этот эпизод выразительно по ролям. Нам нужно 3 человека (1 - Яша, автор; 2 - В.В; 3- Е.Е.) - Спасибо! Давайте проанализируем работу ребят. Получилось ли у них передать те чувства и эмоции, которые испытывали герои в тот момент? - Верно! А как они смогли это передать? Какой интонацией? - Расскажите, как Яша разбирал дело по совести. Объясните смысл этого выражения. - Как вы понимаете выражение «дело правое»? (Справедливое, правдивое) - Что предложил Яша? Прочитайте его слова так, чтобы слушатели поняли, как он мирил маленьких озорников. - Почему между рыбами и птицами произошла драка? - Ребята, а как мы озаглавим эту часть? («Схватка») - Верно! А чтобы подвести итоги по прочитанной сказке, я придумала для вас интересные вопросы. Работать будем в группах. (Задания: 1 группа: Что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других? Они думают больше о других или о себе? А как вы чаще всего поступаете в подобных ситуациях или как бы поступили? 2 группа: Имеет ли сказка Д. Мамина-Сибиряка концовку? Перечитайте ее. Какая она: необычная, смешная, поучительная? Почему автор придумал именно такое окончание? Обратите внимание на поступок Аленушки. 3 группа: Сравните основную мысль сказки (сформулируйте и назовите ее при ответе) с пословицей: «Не делай другому того, что себе не пожелаешь». Сделайте вывод по прочитанному.) - Итак, время закончилось. Начинаем отчёт по группам. - Спасибо! Ребята, вы согласны со своими одноклассниками? Правильно они ответили? | Отвечают на вопросы Слушают внимательно одноклассников, следят по тексту. Работают с незнакомыми словами. Высказывают свое мнение, делятся впечатлением о прочитанном. Выполняют физические упражнения Слушают внимательно одноклассников, следят по тексту. Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы. Внимательно слушают задание учителя. Выполняют задание по рядам. Осуществляют проверку. | П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез. Р: планируют свое действие в соответ. с задачей. П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста. П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез. Р: планируют свое действие в соответ. с задачей. К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
4. Подведение итогов. Рефлексия. Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ Нагляд.: презентация Словес.: прощаются с учителем | 5 мин | - О чем хотел сказать нам писатель своим произведением? - Чему учит сказка? - А вы будете поступать так? Хорошо ли это? - Очень хорошо! Я рада, что вы справились со всеми заданиями. А теперь, откройте свои дневники и запишите домашнее задание: подготовить пересказ сказки от лица Аленушки. - А сейчас, давайте подведем итоги нашего урока. - Вспомните, какие мы ставили цели? - Мы их достигли? - Я очень рада, что многие из вас со всем справились! Молодцы! Желаю вам дальнейших успехов. - Что ж, наш урок подошел к концу. Благодарю вас за урок, мне было приятно с вами работать! | Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы. Делают нравственный выбор. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: осуществляют итоговый контроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению по теме "Сказка - цепочка"
Данный урок направлен на достижение метапредметных и предметных результатов. Ученики самостоятельно определяют тему урока и формулируют задачи урока. Данный урок направлен на формирование ...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Саша Чёрный "Воробей" 3 класс "Перспектива"
"Саша Чёрный "Воробей"...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Сказка о глупости. И. Франко". 2 класс.
Конспект урока по литературному чтению на тему "Сказка о глупости. И. Франко". 2 класс....
Презентация к уроку по литературному чтению на тему "Сказка о глупости. И. Франко". 2 класс.
Презентация к уроку по литературному чтению на тему "Сказка о глупости. И. Франко". 2 класс....
Конспект урока по литературному чтению на тему: сказка "Гуси-лебеди"
Конспект урока по литературному чтению на тему: сказка "Гуси-лебеди" ...
Презентация к уроку по литературному чтению "К.Г.Паустовский."Растрепанный воробей" (3 класс, Школа России)
Презентация к уроку по литературному чтению "К.Г.Паустовский."Растрепанный воробей" (3 класс, Школа России)...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Сказки А.С.Пушкина" (УМК "Школа России") 3 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему "Сказки А.С.Пушкина" (УМК "Школа России") 3 класс...