Конспект урока по литературному чтению "Сила родительской любви в рассказе И.Тургенева "Воробей"" (УМК "ПНШ" 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Данный конспект урока стал одним из этапов работы по самообразованию. Тема работы - "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по рассказу И.Тургенева "Воробей" | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование представления о нравственной силе родительской любви.
Задачи:
- Познакомить с произведением И.С. Тургенева «Воробей»;
- Развивать умение работать с художественным текстом;
- Воспитывать чувство глубокого уважения к родителям;
Оборудование: учебник Н.А. Чуракова «Литературное чтение» часть 1; тетрадь для самостоятельной работы № 1 О. В. Малаховская «Литературное чтение»; маршрутный лист урока на каждого ученика (см. Приложение); портрет И.С. Тургенева; карточки-раскладушки с названием групп; модель весов, нарисованная на доске; карточки со словами «страх», «любовь»; песочные часы на 1 минуту.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок — сигнал к работе. Проверьте, готовы ли вы к ней.
Перед уроком я попросила вас разделиться на группы и выбрать лидеров по критерию «самый быстрый чтец». Прошу лидеров групп выйти к доске. Выберите название своей группе. (Карточки-раскладушки с названиями групп находятся на столе учителя. «Денискины друзья», «Ученые котята», «Фантазеры»).
Учитель: Какое литературное произведение помогло назвать вашу группу? Назовите автора этого произведения.
Дети: В. Драгунский «Денискины рассказы», А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...», Н.Носов «Фантазеры».
II. Введение в тему урока.
Учитель: Ребята, назовите тему урока.
(Дети находят тему урока по «Содержанию» учебника).
Дети: И. Тургенев «Воробей».
Учитель: Какое русское имя начинается на букву «И»?
Дети: Иван.
Учитель: Правильно, Иван Сергеевич Тургенев. (Учитель вывешивает портрет на доску). К какому литературному жанру вы бы отнесли произведение «Воробей», судя по «Содержанию»?
Дети: Рассказ или сказка.
III. Целеполагание.
Учитель: Тему вы обозначили. Что необходимо сделать для дальнейшей работы на уроке?
Дети: Поставить цели урока и обозначить пути их достижения.
Учитель: В этой работе я вам немного помогу. Лидеры каждой группы получают маршрутные листы урока, на котором вы можете прочесть главную цель. Какова она?
Дети: Понять, кто самый сильный?
Учитель: Что поможет нам достичь цели?
Дети: План урока.
Учитель: Посоветуйтесь в группах и пронумеруйте этапы урока.
(Ответы детей)
План урока
1) Познакомиться с произведением.
2) Назвать главного героя.
3) Понять, почему герой так поступил?
4) Ответить на вопрос: Как автор относится к главному герою?
5) Ответить на вопрос: Хочу ли я поступать как главный герой ? Почему?
IY. Знакомство с произведением.
Учитель: Откройте нужную страницу. Прочтите пиктограммы.
Дети: Работа в группах. Работа с толковым словарем.
Учитель: Знакомить вас с произведением Ивана Сергеевича Тургенева «Воробей» будут лидеры групп по цепочке. Лидеры групп, обозначьте границы прочитанного вами текста.
(Лидеры групп читают рассказ вслух «по — цепочке», ориентируясь по границам в учебнике, выделенными голубым и жёлтым цветом).
Учитель: Вы прочитали рассказ или сказку?
Дети: Рассказ, потому что события, описанные автором, из реальной жизни. Нет чудес и волшебства.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Гимнастика для глаз
Упражнения выполняются стоя.
1. Закрыть глаза — открыть (4 раза)
2. Зажмуриться с напряжением, расслабить веки (3 раза)
3. Посмотреть влево — вправо, не поворачивая голову (4 раза)
4. Нарисовать воображаемый круг глазами. ( 2 раза)
5. Погладить себя по голове.
Y. Определение главного героя.
Учитель: Первый этап нами пройден? Поставим «+» в маршрутных листах напротив этого этапа. Приступаем к работе над вторым пунктом плана. Слушаю ваши мнения по данному пункту.
Дети: Главный герой — старый воробей.
Учитель: Что вам помогло найти ответ?
Дети: Название произведения. Поступок героя.
Учитель: Можем ли мы приступать к работе над третьим этапом? Поставим «+» в маршрутных листах напротив второго этапа.
YI. Определение мотивов поведения главного героя
Учитель: Как вы думаете, мог ли старый воробей остаться сидеть на ветке?
Дети: Да, мог.
Учитель: Выбор есть всегда, поступить так или иначе. Давайте разберемся, по каким причинам он мог остаться в безопасности?
(На доске изображена модель весов. После того как дети назовут причины, учитель подводит к выводу, что причина — это чувство страха, и в чашу со знаком «- » помещает карточку со словом «страх»)
Учитель: Какая сила заставила воробья покинуть безопасную ветку? У вас есть 1 минута, чтобы посоветоваться в группах и найти ответ на этот вопрос. В это время, лидеры групп, назначат товарища, который найдет неизвестное слово в словаре. Какое это слово?
Дети: Благоговея.
Учитель: Время пошло. (Через минуту) Слушаю ваши мнения.
Дети: Сила любви к своему маленькому воробью. ( Все ответы детей подтверждаются словами из текста. Учитель ставит карточку «любовь» в чашу со знаком «+»).
Учитель: Любовь воробья победила страх. (Учитель перекрывает карточку «страх» карточкой со словом «любовь», и помещает их над моделью весов так, чтобы «любовь» не оказалась в чаше со знаком «-») Любовь к своему воробышку подняла воробья над всеми его сомнениями и страхами. Как можно назвать поступок главного героя одним словом?
Дети: Подвиг.
Учитель: Ваши родители совершают свой маленький подвиг каждый день. Как вы понимаете это высказывание?
Дети: Они воспитывают и заботятся о нас. В случае опасности, они бы поступили так же?
Учитель: Как вы должны относиться к родителям? (Ответы детей).
Можем ли мы приступать к следующему этапу? Поставим «+» в маршрутных листах напротив третьего этапа.
YII. Определение отношения автора к своему герою
Учитель: Приступаем к работе над последним пунктом плана урока. Слушаю ваши мнения по данному пункту. Вам помогут ребята, работавшие со словарем.
Ребята, объясните своим товарищам новое слово. (Объяснение детей)
Учитель: Как же автор относится к воробью?
(Ответы детей в группах, подтвержденные словами из текста)
Кто еще, кроме автора признал силу любви?
Дети: Собака.
Учитель: Можем ли мы поставить знак «+» напротив четвертого пункта плана?
YII. Высказывание личного отношения к поступку главного героя.
Настало время последнего пункта плана. В маршрутных листах вам даны варианты ответа. Подумайте 1 минуту. (Дети выбирают ответ в маршрутных листах)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Время «свободного размышления»
Во время размышления над вопросом дети могут положить голову на парту, встать, прислониться к стене и т. п.
YIII. Достижение цели урока
Учитель: Наступило время попадать в цель. Прочтите еще раз вопрос. (Свободное размышление) Ответьте письменно на главный вопрос нашего урока.
(Ответы детей)
Посмотрите на свои ответы на предыдущий вопрос. Кто выбрал ответ о любви, тот ближе всех подошел к нашей цели. Самый сильный тот, кто умеет любить.
Учитель: Оцените свою работу. Достигли вы цели? Участники групп легко вам было с вашим лидером? (Ответы детей).
Откройте тетради, найдите домашнее задание на следующий урок. (Дети не находят в тетради нужной пиктограммы). Придумаем домашнее задание сами. Что можно сделать с этим рассказом?
Дети: Прочитать еще раз, пересказать.
Учитель: Я предлагаю пересказ. Спасибо за работу на уроке. Закончить урок я хочу стихотворением:
Любви дана огромнейшая сила,
И лишь она способна исцелить
Заблудшие сердца земного мира,
Во тьме путь к жизни осветить.
Приложение
Маршрутный лист урока литературного чтения во 2 классе
Тема: Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Воробей»
Расставь порядок задач на уроке цифрами.
Задачи урока:
) Назвать главного героя.
) Познакомиться с произведением.
) Ответить на вопрос: Как автор относится к главному герою?
) Понять, почему герой так поступил?
) Ответить на вопросы: Хочу ли я поступать как главный герой? Почему?
1) Я хочу поступать так же, потому что …
а) если я буду кого-то защищать, то и меня тоже защитят;
б) хочу тоже совершить подвиг;
в) мне нравится смелый, благородный поступок героя;
г) любовь побеждает страх;
д) .....
2) Я не хочу поступать так же, потому что …
а) герой мог погибнуть;
б) я не хочу жертвовать собой;
в) герой не подумал о последствиях;
г) …..
ЦЕЛЬ: Понять, кто самый сильный?
Самый сильный тот, кто ................................................................
….......................................................................................................
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.
Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...
Конспект урока литературное чтение "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России
Открытый урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России, 2013 г....
Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)
Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...
презентация к уроку по литературному чтению "Сила мечты и любви" (по рассказу Куприна "Слон") 4 класс
Презентация к уроку по литературному чтению по учебнику Свиридовой 4 класс...
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Сила родительской любви в рассказе И. С. Тургенева "Воробей"
"Любовь - могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти"...
Конспект урока литературного чтения "Х. К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"" (3 класс УМК Планета знаний)
Материал содержит три конспекта, т.к. на изучение этого произведения отводится три часа....