Конспект урока по литературному чтению "Сила родительской любви в рассказе И.Тургенева "Воробей"" (УМК "ПНШ" 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Черткова Марина Алексеевна

Данный конспект урока стал одним из этапов работы по самообразованию. Тема работы - "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: формирование представления о нравственной силе  родительской любви.

Задачи:

  1. Познакомить с произведением И.С. Тургенева «Воробей»;
  2. Развивать умение работать с  художественным текстом;
  3. Воспитывать чувство глубокого уважения к родителям;

Оборудование: учебник Н.А. Чуракова «Литературное чтение» часть 1; тетрадь для самостоятельной работы № 1 О. В. Малаховская «Литературное чтение»; маршрутный лист урока на каждого ученика (см. Приложение); портрет И.С. Тургенева; карточки-раскладушки с названием групп; модель весов, нарисованная на доске; карточки со словами «страх», «любовь»; песочные часы на 1 минуту.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок — сигнал к работе. Проверьте, готовы ли вы к ней.

Перед уроком я попросила вас разделиться на группы и выбрать лидеров по критерию «самый быстрый чтец». Прошу лидеров групп выйти к доске. Выберите название своей группе. (Карточки-раскладушки с названиями  групп находятся  на  столе учителя.  «Денискины друзья», «Ученые котята», «Фантазеры»).

Учитель: Какое литературное  произведение помогло назвать вашу группу? Назовите автора этого произведения.

Дети: В. Драгунский «Денискины рассказы»,  А.С. Пушкин  «У лукоморья дуб зеленый...», Н.Носов «Фантазеры».

II. Введение в тему урока.

Учитель: Ребята, назовите тему урока.

(Дети находят тему урока по «Содержанию» учебника).

Дети: И. Тургенев «Воробей».

Учитель: Какое русское имя начинается на букву «И»?

Дети: Иван.

Учитель: Правильно, Иван Сергеевич Тургенев. (Учитель вывешивает портрет на доску). К какому литературному жанру вы бы отнесли произведение «Воробей», судя по «Содержанию»?

Дети: Рассказ или сказка.

III. Целеполагание.

Учитель: Тему вы обозначили. Что необходимо сделать для дальнейшей работы на уроке?

Дети: Поставить цели урока и  обозначить пути их достижения.

Учитель: В этой работе я вам немного помогу. Лидеры каждой группы получают маршрутные листы урока, на котором вы можете прочесть главную цель. Какова она?

Дети: Понять, кто самый сильный?

Учитель: Что поможет нам достичь цели?

Дети: План урока.

Учитель: Посоветуйтесь в группах и пронумеруйте этапы урока.

(Ответы детей)

План урока

1) Познакомиться с произведением.

2) Назвать главного героя.

3) Понять, почему герой так поступил?

4) Ответить на вопрос: Как автор относится к главному герою?

5) Ответить на вопрос: Хочу ли я поступать как главный герой ? Почему?

IY. Знакомство с произведением.

Учитель: Откройте нужную страницу. Прочтите пиктограммы.

Дети: Работа в группах. Работа с толковым словарем.

Учитель: Знакомить вас с произведением Ивана Сергеевича Тургенева «Воробей» будут лидеры групп по цепочке. Лидеры групп, обозначьте границы прочитанного вами текста.

(Лидеры групп читают рассказ вслух «по — цепочке», ориентируясь по границам в учебнике, выделенными  голубым и жёлтым  цветом).

Учитель: Вы прочитали рассказ или сказку?

Дети: Рассказ, потому что события, описанные автором, из реальной жизни. Нет чудес и волшебства.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Гимнастика для глаз

Упражнения выполняются стоя.

1. Закрыть глаза — открыть (4 раза)

2. Зажмуриться с напряжением, расслабить веки (3 раза)

3. Посмотреть влево — вправо, не поворачивая голову (4 раза)

4. Нарисовать воображаемый круг глазами. ( 2 раза)

5. Погладить себя по голове.

Y. Определение главного героя.

Учитель: Первый этап нами пройден? Поставим «+» в маршрутных листах напротив этого этапа. Приступаем к работе над вторым пунктом плана. Слушаю ваши мнения по данному пункту.

Дети: Главный герой — старый воробей.

Учитель: Что вам помогло найти ответ?

Дети: Название произведения. Поступок героя.

Учитель: Можем ли мы приступать к работе над третьим этапом? Поставим «+» в маршрутных листах напротив второго этапа.

YI. Определение мотивов поведения главного героя

Учитель: Как вы думаете, мог ли старый воробей остаться сидеть на ветке?

Дети: Да, мог.

Учитель: Выбор есть всегда, поступить так или иначе. Давайте разберемся, по каким причинам он мог остаться в безопасности?

(На доске изображена модель весов. После того как дети назовут причины, учитель подводит к выводу, что причина — это чувство страха, и  в чашу со знаком «- » помещает карточку со словом «страх»)

Учитель: Какая сила заставила воробья покинуть безопасную ветку? У вас есть 1 минута, чтобы посоветоваться в группах и найти ответ на этот вопрос. В это время, лидеры групп, назначат товарища, который найдет неизвестное слово  в словаре. Какое это слово?

Дети: Благоговея.

Учитель: Время пошло. (Через минуту) Слушаю ваши мнения.

Дети: Сила любви к  своему маленькому воробью. ( Все ответы  детей  подтверждаются  словами из текста. Учитель ставит карточку «любовь» в чашу со знаком «+»).

Учитель: Любовь воробья победила страх. (Учитель перекрывает карточку «страх» карточкой со словом «любовь», и помещает их над моделью весов так, чтобы «любовь» не оказалась в чаше со знаком «-») Любовь к своему воробышку подняла воробья над всеми его сомнениями и страхами. Как можно назвать поступок главного героя одним словом?

Дети: Подвиг.

Учитель: Ваши родители совершают свой маленький подвиг каждый день. Как вы понимаете это высказывание?

Дети: Они воспитывают и заботятся о нас.  В случае опасности, они бы поступили так же?

Учитель: Как вы должны относиться к родителям? (Ответы детей).

Можем ли мы приступать к следующему этапу? Поставим «+» в маршрутных листах напротив третьего этапа.

YII. Определение отношения автора к своему герою

Учитель: Приступаем к работе над последним пунктом плана урока. Слушаю ваши мнения по данному пункту. Вам помогут ребята, работавшие со словарем.

Ребята, объясните своим товарищам новое слово. (Объяснение детей)

Учитель: Как же автор относится к воробью?

(Ответы детей в группах, подтвержденные словами из текста)

Кто еще, кроме автора признал силу любви?

Дети: Собака.

Учитель: Можем ли мы поставить знак «+» напротив четвертого пункта плана?

YII. Высказывание личного отношения к поступку главного героя.

Настало время последнего пункта плана. В маршрутных листах вам даны варианты ответа. Подумайте 1 минуту. (Дети выбирают ответ в маршрутных листах)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Время «свободного размышления»

Во время размышления над вопросом дети могут положить голову на парту, встать, прислониться к стене и т. п.

YIII. Достижение цели урока

Учитель: Наступило время попадать  в  цель. Прочтите еще раз вопрос. (Свободное размышление) Ответьте письменно на главный вопрос нашего урока.

(Ответы детей)

Посмотрите на свои ответы на предыдущий вопрос. Кто выбрал ответ о любви, тот ближе всех подошел к нашей цели. Самый сильный тот, кто умеет любить.

Учитель: Оцените свою работу. Достигли вы цели? Участники групп легко вам было с вашим лидером? (Ответы детей).

Откройте тетради, найдите домашнее задание на следующий урок. (Дети не находят в тетради нужной пиктограммы). Придумаем домашнее задание сами. Что можно сделать с этим рассказом?

Дети: Прочитать еще раз, пересказать.

Учитель: Я предлагаю пересказ. Спасибо за работу на уроке. Закончить урок я хочу стихотворением:

Любви дана огромнейшая сила,

И лишь она способна исцелить

Заблудшие сердца земного мира,

Во тьме путь к жизни осветить.

Приложение

Маршрутный лист урока литературного чтения во 2 классе

Тема: Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Воробей»

Расставь порядок задач на уроке цифрами.

Задачи урока:

       )   Назвать главного героя.

       )   Познакомиться с произведением.

       )   Ответить на вопрос: Как автор относится к главному герою?

       )   Понять, почему герой так поступил?

       )  Ответить на вопросы: Хочу ли я поступать как главный герой? Почему?

         

  1) Я хочу поступать так же, потому что …

                   а) если я буду кого-то защищать, то и меня тоже защитят;

                   б)  хочу тоже совершить подвиг;

                   в)  мне нравится смелый, благородный поступок героя;  

                   

                   г) любовь побеждает страх;

                   д) .....

  2) Я не хочу поступать так же, потому что …

                  а) герой мог погибнуть;

                  б) я не хочу жертвовать собой;

                  в) герой не подумал о последствиях;

                  г) …..

                       

ЦЕЛЬ: Понять, кто самый сильный?

Самый сильный тот, кто ................................................................

….......................................................................................................


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.

Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...

Конспект урока литературное чтение "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России

Открытый урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России, 2013 г....

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

презентация к уроку по литературному чтению "Сила мечты и любви" (по рассказу Куприна "Слон") 4 класс

Презентация к уроку по литературному чтению по учебнику Свиридовой 4 класс...

Конспект урока литературного чтения "Х. К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"" (3 класс УМК Планета знаний)

Материал содержит три конспекта, т.к. на изучение этого произведения отводится три часа....