Урок литературного чтения Д. Кедрин. "Все мне мерещится..."
методическая разработка по чтению (4 класс)
Урок по теме "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d.kedrin.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество»
Д. Кедрин «Все мне мерещится…»
Цели:
1.Через данное стихотворение показать детям, что без прошлого у людей нет будущего.
2.Расширить представление о природе поэтического творчества. Совершенствовать навыки осмысленного, правильного чтения, культуру предметного общения. Развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к поэзии. Обучать выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.
3.Воспитывать интерес к уроку, внимание к поэтическому языку.
Оборудование: учебник, толковый словарь, музыкальное произведение «Концерт №2.Сочинение 18.Сергея Рахманинова. Репродукция картины В. Попкова « Моя бабушка и ее ковер».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Психологический настрой на урок (тест « Мое настроение»)
хорошее настроение – зеленая фишка;
плохое – красная.
2. Тема, цели урока.
- Откройте главу, над которой мы работаем. Какой у нас сегодня урок?
II. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
1.Проверка домашнего задания.
-Ребята, с произведением какого поэта познакомились на предыдущем уроке?
-Какую часть данного стихотворения вам хотелось бы прочитать выразительно классу и почему?
(Чтение детьми и совместный анализ)
2.Обобщение
-Что даёт силу и вдохновение герою?
Ответы детей.
Поэт, используя особый язык, передаёт любовь к родному уголку, малой Родине, части Отечества.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1.Музыкальное прослушивание
-Как вы думаете, можно ли музыкой изобразить красоту природы и любовь к Отечеству?
-Давайте послушаем музыкальное произведение «Концерт №2.Сочинение 18.Сергея Рахманинова» и представим, что хотел композитор рассказать этой музыкой.
(прослушивание)
-О чём говорит музыка? Что представили, слушая музыку?
-Прислушайтесь к себе: какое желание у вас появилось?
2.Обобщение учителя
В этом произведении так удивительно сочетаются переживание красоты русской природы и чувство любви к Отечеству.
3.Чтение стихотворения учителем
-В стихотворении, с которым будем знакомиться, сочетаются сразу несколько чувств, которые мы определим во время работы над стихотворением Дмитрия Кедрина «Всё мне мерещится…»
(чтение стихотворения учителем)
-Чему посвящено это стихотворение?
4.Словарная работа
-Какие слова в стихотворении вам не понятны?
Чубарая кляча, скирды на гумне, полусон.
-В каком словаре будем искать толкование?
Найдите и прочитайте.
5.Повторное чтение детьми стихотворения
-Скажите, какие картины представляются герою?
(ответы детей)
6. Анализ стихотворения Д. Кедрина «Все мне мерещится…»
- Перечитайте медленно первую строфу. Как путешествует мысленный взгляд героя? Направлен ли он вдаль? А что видится совсем близко?
(ответы детей)
- Перечитайте вторую строфу. Что в ней происходит? Как путешествует взгляд героя?
- Перечитайте третью строфу. Как меняется картина природы в третьей строфе?
- Перечитайте четвертую строфу. Как меняется картина природы? На что указывает многоточие?
Обобщение: Указывает на недоговоренность, глубокую паузу, скрытую грусть, о которой человек не хочет говорить. Это доказывает две последние строчки: «Милое-милое, давнее-давнее детство мое вспоминается мне».
- О чем скучает автор?
7. Чтение интриги на с. 157.
8. Беседа по вопросам текста.
- Подумайте, что создает особый ритм, особое настроение в стихотворении. Пересмотрите текст, назовите, какие глаголы использует поэт, чтобы рассказать о переживаниях своего героя. Почему именно эти глаголы? Выясним их лексическое значение. Найдите повторяющиеся прилагательные. С какой целью автор их использует?
Обобщение.
Данные глаголы и прилагательные делают стихотворение более точным и создают особый ритм. Как нужно читать данное стихотворение:
- весело
- торжественно
- взволнованно
- тихо, спокойно.
9. Работа над выразительным чтением.
Работа в парах. Попробуйте прочитать стихотворение выразительно, передавая нужный ритм и настроение. Чтение детьми. Анализ: у кого получилось лучше? Прочитайте.
10. Беседа по теме стихотворения. Какие слова в тексте подтверждают, что герой-рассказчик давно уже не ребенок? Как он относится к своему детству? Являются ли воспоминания о детстве для него ценностью, богатством? Почему? Какие чувства объединяют это стихотворение?
Обобщение.
Без прошлого у людей нет будущего.
11. Работа по картине В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер».
Обратимся к работе и подумаем, какими впечатлениями делится с нами художник. Рассмотрите картину, как вы думаете, бабушка готовилась к тому, что внук - художник будет ее писать?
На ней будничная или нарядная одежда? Докажите.
Почему бабушка изображена не в центре композиции, а скраю? На какую черту ее характера намекает художник? Как вы думаете, ковер из лоскутков сделан бабушкиными руками? Много ли нужно времени, чтобы сделать такой ковер? Можно ли считать этот ковер дорогим, нарядным? Какое настроение он создает в комнате, где висит? Почему художник решил писать свою бабушку на фоне этого ковра? Лоскутки, какого цвета окружают бабушку? Почему? Какой характер это придает портрету?
Обобщение.
Этот ковер напоминает саму бабушкину жизнь. Жизнь полосатая, пестрая, в ней есть радость и печаль, которые сменяют друг друга. Так и идет жизнь человека и все надо благодарно принимать.
Что сказал художник своей работой? Что объединяет эти произведениях: поэтическое и живописное?
Как вы сами понимаете тему этого урока? Что для вас Отечество?
IV. Итог урока
Обощение по теме урока.
Какой сегодня перед нами предстала поэзия?
- успокаивающая
- волнующая
- торжественная
- восторженная.
Обобщение учителя. У каждого великого творца свой язык: у художника – картина, у композитора – музыка, у поэта – стихи. Но все они одинаково любят Родину, берегут свое прошлое, потому что без этого не будет настоящего и будущего.
Домашнее задание: приготовит выразительное чтение стихотворение, обратив внимание на ритм и настроение.
Выставление оценок с комментированием.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №3
Урок
литературного чтения
по программе «Перспективная начальная школа»
Учитель: Сажина Евгения Эдуардовна
Балей, 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Д.Кедрин "Все мне мерещится поле с гречихою"
Урок литературного чтения по программе "Перспективная начальная школа" ( 4 класс) Урок направлени на формирование универсальных учебных действий....
Конспект урока литературного чтения. Дмитрий Борисович Кедрин «Бабье лето» 4 класс
Дмитрий Борисович Кедрин «Бабье лето». 4 класс. УМК Школа России...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Д. Кедрин «Бабье лето», Н. Рубцов «Сентябрь»» УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Д. Кедрин «Бабье лето», Н. Рубцов «Сентябрь»»...
Конспект урока литературного чтения "Д.Б. Кедрин "Бабье лето" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Д.Б Кедрина «Бабье лето»; ознакомление с жизнью и творчеством Д.Б Кедрина.Планируемые результатыПредметные:знать: содерж...
Технологическая карта урока литературного чтения "Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится поле с гречихою»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2) освоить навыки выразительного чтения.Предметные:зн...
Технологическая карта урока литературного чтения "Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится поле с гречихою - пересказ»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Освоить навык выразительного пересказа стихотворения.Разобрать характер лирического героя.Предметные:1. Научатся рассказывать стихотворение ...