Технологическая карта урока литературного чтения "Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится поле с гречихою»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения; 2) освоить навыки выразительного чтения. | Предметные:
|
Развивающие: 1) развивать интерес к предмету; 2) развивать дикцию. | Личностные:
|
Воспитательные: 1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства; 2) осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tku.docx | 40.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дата: 26.04.2024 Школа: МБОУ «СОШ №12» Класс: 4 Г Урок: 3 Время: 14:50 – 15:30 Кабинет: 202 | Студент: Алексеева Дарья Игоревна Группа: 43 Учитель: Щепёткина Светлана Николаевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна |
Тема урока «Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится поле с гречихою»»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетенции в процессе изучения произведения Дмитрия Кедрина «Всё мне мерещится поле с гречихою»
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения; 2) освоить навыки выразительного чтения. | Предметные:
|
Развивающие: 1) развивать интерес к предмету; 2) развивать дикцию. | Личностные:
|
Воспитательные: 1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства; 2) осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. |
УМК: «Перспективная начальная школа», Литературное чтение 4 класс, 2 часть
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Формы работы: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы Формы контроля: внешний | Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Желаю вам продуктивной работы на уроке. Я знаю, что у вас с нами все получится. | Приветствуют учителя и слушают его. | УУПД: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная М: беседа П: ответы на вопросы Формы контроля: внешний, взаимоконтроль | Это упражнение смогут выполнить только те, у кого дыхание сейчас правильное и спокойное. - Скажите, какое у вас сейчас дыхание? - Ну хорошо, значит вы справитесь с этим. Перед нами сейчас скороговорка, не сильно сложная. - На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д, до 33. - Ваша задача: сделать глубокий вдох через нос, и на выдохе начать вести счёт как можно дольше, может, у кого-то даже получится посчитать до 33-х. - Сначала я покажу. Показывает, как это сделать - Теперь вы в парах должны будете проговорить это друг другу по очереди. - А какие правила работы в парах вы знаете? - Отлично, тогда начинайте. У вас 30 секунд, чтобы это проговорил первый в паре. - 30 секунд прошло, теперь один слушает, а второй проговаривает. Так же 30 секунд. - Время вышло. - Кто хочет посоревноваться – поднимите руку, я выберу двоих. Выбирает двоих детей, проверяет их произношение скороговорки и оценивает. - Это было интересно / Стоит поработать над этим немного ещё / Для первого раза неплохо. | - Спокойное - Называют правила работы в паре В парах проговаривают - На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д, до 33. Читают скороговорку | УУПД: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУРП: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы работы: фронтальная, индивидуальная М: беседа П: ответы на вопросы М: моделирование П: составление плана Формы контроля: внешний | Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Дмитрия Кедрина. Какую цель мы можем себе поставить на уроке? Используйте опору на слайде. Познакомимся… Определим… Научимся... | со стихотворением цель стихотворения читать выразительно | УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы работы: фронтальная М: беседа П: рассказ биографии автора Формы контроля: внешний М: работа с книгой П: чтение абзацев М: беседа П: ответы на вопросы М: беседа П: ответы на вопросы Формы контроля: внешний | - Кедрин, Дмитрий Борисович— русский советский поэт. Родился 4февраля 1907 года в донбасском поселке Щегловка в семье горняка. Начал печататься в1924 году. Учился в Днепропетровском железнодорожном техникуме. Вначале Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт. Переехав в Москву, работал в заводской многотиражке консультантом при издательстве «Молодая гвардия». - Первый поэтический сборник— «Свидетели» был издан в1940 году. Одним из первых значительных произведений Кедрина является замечательная стихотворная драма «Рембрандт» (1940) о великом голландском художнике. - У поэта был чудесный дар проникать в далекие эпохи. В истории его интересовали люди труда, творцы материальных и духовных ценностей. Особенно любил он Русь, написав о ней поэмы - «Конь», «Ермак», «Князь Василько Ростовский», «Песня про Алену-старицу» и др. - Дмитрий Борисович был не только мастером исторической поэмы и баллады, но и превосходным лириком. - Давайте ознакомимся со стихотворением. Читает стихотворение - Что такое поле с гречихою? - А кляча чубарая? - Это лошадь пятнистая. - Что такое скирды на гумне? - Скирды на гумне – это стоги сена на поле Как путешествует мысленный взгляд героя? Как путешествует его взгляд во второй строфе? Прочитайте третью строфу. Как меняется картина в этой строфе? Прочитайте четвертую строфу. Какая картина встает перед героем? Какие глаголы в стихотворении использует поэт, чтобы рассказать о своих переживаниях? Являются ли воспоминания о детстве для поэта ценностью, богатством? | Слушают - Поле с растением гречиха, гречка - Не знаем - Не знаем - Он вспоминает простор гречишного поля, маленький деревенский дом, букет сирени на окне - Он вспоминает деревенскую лошадь, аиста на крыше, деревенскую старую церковь - Герою вспоминаются детские ощущения, когда мама пела колыбельную, дорогу, которая уходила сквозь поле - Вспоминает старенький деревенский домик, где прошло его детство - Мерещится, вспоминается, чудится. Они выбраны для того, чтобы передать призрачность и хрупкость воспоминаний. - Поэт самой композицией строф обозначает ценность, богатство героя, связанную с драгоценными воспоминаниями о детстве, матери, доме, чувством любви к малой родине и грусти, что все это невозвратимо | УУПД: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Презентация Учебник Учебник |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Формы работы: фронтальная М: творческое чтение П: слушание произведения Формы контроля: внешний | - Дети, с помощью чего выражает свои мысли и чувства поэт? Художник? Композитор? - Прослушайте музыкальное произведение на стихотворение Дмитрия Кедрина и почувствуйте еще раз настроение, которое создается при его слушании. Слушают «ТРИО КСП НОРИЛЬСК - Все мне мерещится поле с гречихою (стихи Д. Кедрин, музыка А. Пономаренко)» - Какое настроение у вас оно вызвало? | - Стихи, картины, музыка Слушают произведение Ответы детей | УУПД: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; | Презентация |
Физкультминутка (1 мин) | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы работы: индивидуальная М: творческое чтение П: слушание произведения Формы контроля: внешний | – Как вы думаете, можно ли напеть строчки из стихотворения Кедрина? – Какие строчки роднят его с песней? – А что еще определяет песенность этого произведения? Из каких частей, обычно, состоит песня? – Какую нагрузку несет на себе куплет? – А припев – что это такое? – Можем ли мы условно разделить текст стихотворения на куплеты и припев? -Попробуйте это сделать. Что у вас получилось? – Почему вы выделили 2 последние строки каждой строфы как припев? | - Да - Мама поет печальную колыбельную песню. - Куплет, припев - Он определяет основное содержание песни - Та часть песни, которая обычно повторяется - Да Читают свои варианты - Они очень похожи по содержанию. Здесь автор говорит о том, что ему чудится, мерещится, вспоминается | УУПД: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; | Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Формы работы: фронтальная М: инструктаж П: объяснение задания М: творческое чтение П: выразительное чтение Формы контроля: самоконтроль, внешний | - А теперь давайте попробуем сами прочитать стихотворение Контролирует выразительное чтение стихотворение обучающихся | Читают стихотворение | УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Учебник |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Формы работы: фронтальная, индивидуальная М: беседа П: ответы на вопросы Формы контроля: самоконтроль | - А давайте представим ситуацию: если бы ваш друг попросил вас рассказать о сегодняшнем уроке, что бы вы ему рассказали? - Сразу видно, что вы всё-всё запомнили, такие молодцы! - Какая была у нас цель урока? - Мы её достигли? - Спасибо за урок! | - Ответы детей | УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; УУРД: осуществлять контроль результата своей деятельности; | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики «Умножение и деление чисел на 4, на 5», (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)
Цель урока: создание условий для закрепления знаний таблицы умножения и деления на 4 и 5; формирование вычислительных навыков, умений решать примеры и задачи.Задачи урокаДидактические:Продолжить изуча...
Технологическая карта урока по технологии "Аппликация из семян.Изделие: панно-насекомое" (УМК "Перспективная начальная школа",2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: обучение технологии аппликации из пластилина и семян; освоение технологии изготовления аппликации из природных материалов на пластилине, изг...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...
Технологическая карта урока по математике на тему "Умножение на двузначное число" (УМК "Перспективная начальная школа" А.Л. Чекин, 3 класс)
Цель урока: закрепление умений умножения на двузначное число....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)
Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово". Характеристика героев" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: рефлексии. Цель урока: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева«Честное слово»: формирование умение анализировать ха...
Технологическая карта урока литературного чтения "Кедрин. "Бабье лето" 4 класс. УМК "Школа России"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в проце...