Конспект урока литературного чтения "Д.Б. Кедрин "Бабье лето" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Волкова Александра Анатольевна

Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Д.Б Кедрина «Бабье лето»;  ознакомление  с жизнью и творчеством Д.Б Кедрина.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: содержание стихотворения Д.Б Кедрина «Бабье лето»; биографию автора; определение «бабье лето».                                                                                           

уметь: выбирать нужную смысловую интонацию при чтении; понимать глубину содержания произведения.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        13.04.2020                                                                                                                 ФИО учителя:  Шабалина М.Г.

Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская СОШ                                                                          ФИ студента: Бобровникова А.. 45 гр.

Класс: 4                                                                                                          ФИО руководителя практики: Боева С.З

Кабинет: 4

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: Д.Б Кедрин «Бабье лето»

Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Д.Б Кедрина «Бабье лето»;  ознакомление  с жизнью и творчеством Д.Б Кедрина.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: содержание стихотворения Д.Б Кедрина «Бабье лето»; биографию автора; определение «бабье лето».                                                                                            

уметь: выбирать нужную смысловую интонацию при чтении; понимать глубину содержания произведения.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник Литературное чтение: 4 кл.: Учебник: В 2 ч. Климанова Л.Ф: Академкнига\ учебник 2ч, 2016 год, презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Фронтальная форма работы

-Доброе утро, ребята
- Мне приятно вас видеть.

- Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Эпиграф урока: «Чем сильнее чувствует человек, тем ярче он видит поэзию родной природы»

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

        

Словесный:

Подводящий диалог.

4-5мин

Фронтальная форма работы

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое ваше любимое время года? Почему?

-Ребята, а вам нравится погода осенью?

-Действительно, осенний дождь не совсем по нраву людям, жаль, что уходят тёплые дни, цветы вянут, деревья вот-вот сбросят листву. Но так ли уж плоха осень? Давайте вместе найдём в осенней природе и погоде положительные её стороны.

- А какое время года любил великий поэт Александр Сергеевич Пушкин? Вот как он об этом говорил:

«… я не люблю весны;

Скучна мне оттепель;

Ох , лето красное!

Любил бы тебя,

Когда б ни зной, да пыль, да комары, да мухи.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно »

-Любил Пушкин осень за её красоту, буйство красок, свежесть и даже холодные проливные дожди.

-Унылая пора? Посмотрите на экран! Разве можно всё это великолепие назвать унылым: ярко красные гроздья рябины, жёлтые, багряные листья деревьев; хороводы листвы.

- Осень воспевают не только поэты, но и художники. Ещё Исаак Ильич Левитан в своих картинах запечатлел осень для нас ещё в начале прошлого века.

- Что вы видите на картине?

- А вот такой увидел осень Архип Иванович Куиджи.(на слайде представлены пейзажи)

Отвечают на вопросы учителя

Осень

Анализируют картины

Узенькая речка с ещё зелёной травкой по берегам, берёзки в ярко осеннем наряде, сине – голубое бездонное небо

Р:- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

К:-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

4-5м

Фронтальная форма работы

-  Я предлагаю вам отдохнуть и послушать музыку. Постарайтесь в своём воображении нарисовать какую либо картину. (Прослушивание музыки П.И Чайковского)

В пьесе «Осенняя песня» («Октябрь») П.И.Чайковского слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал П.И. Чайковский в своей «Осенней песне».

- Какие картины возникли в вашем воображении?

 -Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении, с которым мы сегодня познакомимся?

- Откройте учебник на стр. 118.

- Прочитайте название стихотворения.

- Как вы понимаете этот заголовок? Что такое «бабье лето»?

-Какие цели мы поставим на урок?

Слушают композицию

 

Высказывают свои варианты

Об осени

Бабье лето

Длительный период тёплой и сухой погоды в конце сентября или в первой половине октября

  1. Повторить биографию автора;
  2. Выразительно читать стихотворение.

Р:- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

К:- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

IV. Открытие нового знания

Практич: слушание текста

10м

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

-А теперь послушайте немного об авторе.

Дмитрий Борисович Кедрин родился 4 февраля 1907 в пос. Щегловка (Донбасс ) в семье счетовода железной дороги и машинистки Коммерческого училища .Он рано осиротел и воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая познакомила внука с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, русским фольклором.Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г.Екатеринослава (Днепропетровска), где в 1924 стал литературным сотрудником местной комсомольской газеты.С 1931 жил в Москве, в 1933–1941 работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия». Большую часть жизни поэт провёл в Москве и Подмосковье, где выходили его книги, где пришла к нему слава.Худенький, невысокий, очень близорукий и всегда задумчивый, Дмитрий Кедрин становился сильным и прекрасным, когда речь заходила о поэзии.Когда началась Великая Отечественная война, Кедрин , вопреки запретам врачей, ушел на фронт сотрудником газеты « Сокол Родины» С этого времени его главной темой становится тема защиты Родины. К сожалению, 18 сентября 1945г жизнь Дмитрия Борисовича Кедрина трагически оборвалась…

-Откройте учебник на стр. 118. Внимательно следите за моим  чтением.

Наступило Бабье лето –

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрето,

В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете слаже

После зябкого денька?..

Паутинок легких пряжа

Обвелась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,

Тучей солнце заслоня.

Паутинкам серебристым

Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!

Защити от зимней тьмы!

Пожалей нас, Бабье лето;

Паутинки – это мы.

Слушают биографию автора

Следят за чтением учителя

К:- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

П.: извлечение необходимой информации из текста.

Р.: выполнение учебного действия

V. Первичное закрепление

Практич: чтение Т, сам.работа со словарем

Практич:  чтение и анализ Т

        Словарная работа.

Индивидуальная и фронтальная формы работы

- Ребята, подберите синонимы к словам, встречающимся в стихотворении БЫСТРЫЙ, ЗЯБКИЙ,ПОЗДНИЙ.

-Объясните значение слов:

Щёлка, слаже, пряжа, заслоня.

- Как поэт говорит о паутинках? Почему?

- Как поэту удаётся показать, что осень скоро уступит место зиме? Найдите подтверждение в стихотворении.

                     Чтение по четверостишьям

- Посмотрите на строфы этого стихотворения.

- Сколько строк входит в каждую строфу?

- Как называется такая строфа?

- Прочитаем хором каждое четверостишье и попробуем понять настроение и чувства этого стихотворения.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

щёлка- маленькая щель, отверстие

слаже- слаще, приятнее, лучше

пряжа- нити , полученные прядением.

заслоня- закрыв, сделав невидимым , недоступным

Паутинки белого цвета, блестят на солнце, похожие на серебро

Дни прощального тепла

Паутинкам серебристым

Жить осталось два - три дня

4

Четверостишье

Читают стихотворение

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый: выборочное чтение, , выразительное чтение,

 само- и взаимоанализ чтения;

 

8-10мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

Фронтальная  форма работы.

-А теперь возьмите простые карандаши . Расставьте в стихотворении паузы и обозначьте логические ударения .

(Логическое ударение – это выделение голосом главного слова)

- Помните, ребята, что когда вы читаете про себя, то вы читаете для себя. А когда вы читаете вслух, то вы читаете для окружающих.

-Каким должно быть ваше чтение?

- Постарайтесь силой своего голоса передать настроение и чувства поэта.

(к доске выходят 2 ученика для прочтения стихотворения)

-Ребята, как вы думаете, удалось ли детям передать настроение автора стихотворения?

-Какие оценки мы можем им поставить?

-Все согласны?

Выразительным

Высказывают свое мнение

Оценивают выступающих

П: осмысленное чтение худож. текста

VII. Включение в систему знаний, повторение

Частично-поисковый: чтение и анализ

Сопоставление эпизода из рассказа и иллюстрации к эпизоду, сравнение словесного и живописного изображения;

4-6мин

Работа с иллюстрацией (синтез).

Фронтальная форма работы

- А теперь посмотрите на иллюстрацию к стихотворению.

- Какой момент стихотворения  изобразил художник? Перечитайте его.

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

-С помощью чего можно изобразить картины природы, передать настроение человека?

Паутинок легких пряжа

Обвелась вокруг сучка.

Красок, музыки, стихотворений.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: оценка результатов;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

-С каким произведением сегодня мы познакомились?

- О чём это стихотворение?

Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

- У вас на столах в конвертах лежат листья двух цветов. Я предлагаю вам этими листьями украсить наше дерево. Если вам на уроке всё понравилось, ваши чувства совпали с чувствами автора и вы хотели бы выучить стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина наизусть , то на дерево поместите жёлтый лист . Если вам что-то не понравилось и вы не хотели бы учить это стихотворение, то – красный.

- Посмотрите , ребята, какое красивое яркое осеннее дерево у нас получилось.

-Домашним заданием будет выучить наизусть стихотворение.

Сегодня мы познакомились со стихотворением Дмитрия Борисовича Кедрина «Бабье лето»

Это стихотворение о тёплом периоде осени

грусть, сожаление уходящего лета

П:- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Л:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Р:- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

Задания, разработанные для дистанционного обучения:

  1. На данный урок была самостоятельно составлена и отправлена презентация детям для изучения темы.
  2. Подберите синонимы к словам:

Быстрый-

Зябкий-

Поздний-

  1. Объясните значения данных слов:

Щёлка-

Слаже-

Пряжа-

Заслоня-

  1. Простым карандашом расставьте в стихотворении логические паузы и ударения, потренируйтесь в выразительном чтении на ком-нибудь из семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки вырази­тельного чтения;П...

конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"

конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...