Конспект урока литературного чтения "Д.Б. Кедрин "Бабье лето" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Д.Б Кедрина «Бабье лето»; ознакомление с жизнью и творчеством Д.Б Кедрина.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: содержание стихотворения Д.Б Кедрина «Бабье лето»; биографию автора; определение «бабье лето».
уметь: выбирать нужную смысловую интонацию при чтении; понимать глубину содержания произведения.
Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения "Д.Б. Кедрин "Бабье лето" (УМК "Школа России", 4 класс) | 38.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 13.04.2020 ФИО учителя: Шабалина М.Г.
Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская СОШ ФИ студента: Бобровникова А.. 45 гр.
Класс: 4 ФИО руководителя практики: Боева С.З
Кабинет: 4
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: Д.Б Кедрин «Бабье лето»
Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Д.Б Кедрина «Бабье лето»; ознакомление с жизнью и творчеством Д.Б Кедрина.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: содержание стихотворения Д.Б Кедрина «Бабье лето»; биографию автора; определение «бабье лето».
уметь: выбирать нужную смысловую интонацию при чтении; понимать глубину содержания произведения.
Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», учебник Литературное чтение: 4 кл.: Учебник: В 2 ч. Климанова Л.Ф: Академкнига\ учебник 2ч, 2016 год, презентация, раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1-2 мин | Фронтальная форма работы -Доброе утро, ребята - Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы. Эпиграф урока: «Чем сильнее чувствует человек, тем ярче он видит поэзию родной природы» | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация
Словесный: Подводящий диалог. | 4-5мин | Фронтальная форма работы - Ребята, скажите, пожалуйста, какое ваше любимое время года? Почему? -Ребята, а вам нравится погода осенью? -Действительно, осенний дождь не совсем по нраву людям, жаль, что уходят тёплые дни, цветы вянут, деревья вот-вот сбросят листву. Но так ли уж плоха осень? Давайте вместе найдём в осенней природе и погоде положительные её стороны. - А какое время года любил великий поэт Александр Сергеевич Пушкин? Вот как он об этом говорил: «… я не люблю весны; Скучна мне оттепель; Ох , лето красное! Любил бы тебя, Когда б ни зной, да пыль, да комары, да мухи. Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно » -Любил Пушкин осень за её красоту, буйство красок, свежесть и даже холодные проливные дожди. -Унылая пора? Посмотрите на экран! Разве можно всё это великолепие назвать унылым: ярко красные гроздья рябины, жёлтые, багряные листья деревьев; хороводы листвы. - Осень воспевают не только поэты, но и художники. Ещё Исаак Ильич Левитан в своих картинах запечатлел осень для нас ещё в начале прошлого века. - Что вы видите на картине? - А вот такой увидел осень Архип Иванович Куиджи.(на слайде представлены пейзажи) | Отвечают на вопросы учителя Осень Анализируют картины Узенькая речка с ещё зелёной травкой по берегам, берёзки в ярко осеннем наряде, сине – голубое бездонное небо | Р:- уметь слушать в соответствии с целевой установкой; К:-уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
III. Постановка учебной задачи Словес.: подводящий диалог | 4-5м | Фронтальная форма работы - Я предлагаю вам отдохнуть и послушать музыку. Постарайтесь в своём воображении нарисовать какую либо картину. (Прослушивание музыки П.И Чайковского) В пьесе «Осенняя песня» («Октябрь») П.И.Чайковского слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал П.И. Чайковский в своей «Осенней песне». - Какие картины возникли в вашем воображении? -Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении, с которым мы сегодня познакомимся? - Откройте учебник на стр. 118. - Прочитайте название стихотворения. - Как вы понимаете этот заголовок? Что такое «бабье лето»? -Какие цели мы поставим на урок? | Слушают композицию
Высказывают свои варианты Об осени Бабье лето Длительный период тёплой и сухой погоды в конце сентября или в первой половине октября
| Р:- уметь слушать в соответствии с целевой установкой; К:- уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
IV. Открытие нового знания Практич: слушание текста | 10м | Первичное знакомство с текстом. Фронтальная форма работы -А теперь послушайте немного об авторе. Дмитрий Борисович Кедрин родился 4 февраля 1907 в пос. Щегловка (Донбасс ) в семье счетовода железной дороги и машинистки Коммерческого училища .Он рано осиротел и воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая познакомила внука с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, русским фольклором.Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г.Екатеринослава (Днепропетровска), где в 1924 стал литературным сотрудником местной комсомольской газеты.С 1931 жил в Москве, в 1933–1941 работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия». Большую часть жизни поэт провёл в Москве и Подмосковье, где выходили его книги, где пришла к нему слава.Худенький, невысокий, очень близорукий и всегда задумчивый, Дмитрий Кедрин становился сильным и прекрасным, когда речь заходила о поэзии.Когда началась Великая Отечественная война, Кедрин , вопреки запретам врачей, ушел на фронт сотрудником газеты « Сокол Родины» С этого времени его главной темой становится тема защиты Родины. К сожалению, 18 сентября 1945г жизнь Дмитрия Борисовича Кедрина трагически оборвалась… -Откройте учебник на стр. 118. Внимательно следите за моим чтением. Наступило Бабье лето – Дни прощального тепла. Поздним солнцем отогрето, В щелке муха ожила. Солнце! Что на свете слаже После зябкого денька?.. Паутинок легких пряжа Обвелась вокруг сучка. Завтра хлынет дождик быстрый, Тучей солнце заслоня. Паутинкам серебристым Жить осталось два-три дня. Сжалься, осень! Дай нам света! Защити от зимней тьмы! Пожалей нас, Бабье лето; Паутинки – это мы. | Слушают биографию автора Следят за чтением учителя | К:- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. П.: извлечение необходимой информации из текста. Р.: выполнение учебного действия |
V. Первичное закрепление Практич: чтение Т, сам.работа со словарем Практич: чтение и анализ Т | 6м | Словарная работа. Индивидуальная и фронтальная формы работы - Ребята, подберите синонимы к словам, встречающимся в стихотворении БЫСТРЫЙ, ЗЯБКИЙ,ПОЗДНИЙ. -Объясните значение слов: Щёлка, слаже, пряжа, заслоня. - Как поэт говорит о паутинках? Почему? - Как поэту удаётся показать, что осень скоро уступит место зиме? Найдите подтверждение в стихотворении. Чтение по четверостишьям - Посмотрите на строфы этого стихотворения. - Сколько строк входит в каждую строфу? - Как называется такая строфа? - Прочитаем хором каждое четверостишье и попробуем понять настроение и чувства этого стихотворения. | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П: смысловое чтение, поиск и выделение информации | |
щёлка- маленькая щель, отверстие слаже- слаще, приятнее, лучше пряжа- нити , полученные прядением. заслоня- закрыв, сделав невидимым , недоступным Паутинки белого цвета, блестят на солнце, похожие на серебро Дни прощального тепла Паутинкам серебристым Жить осталось два - три дня 4 Четверостишье Читают стихотворение | ||||
1м | Физминутка | |||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Частично-поисковый: выборочное чтение, , выразительное чтение, само- и взаимоанализ чтения;
| 8-10мин | Повторное чтение и углубленный анализ. Фронтальная форма работы. -А теперь возьмите простые карандаши . Расставьте в стихотворении паузы и обозначьте логические ударения . (Логическое ударение – это выделение голосом главного слова) - Помните, ребята, что когда вы читаете про себя, то вы читаете для себя. А когда вы читаете вслух, то вы читаете для окружающих. -Каким должно быть ваше чтение? - Постарайтесь силой своего голоса передать настроение и чувства поэта. (к доске выходят 2 ученика для прочтения стихотворения) -Ребята, как вы думаете, удалось ли детям передать настроение автора стихотворения? -Какие оценки мы можем им поставить? -Все согласны? | Выразительным Высказывают свое мнение Оценивают выступающих | П: осмысленное чтение худож. текста |
VII. Включение в систему знаний, повторение Частично-поисковый: чтение и анализ Сопоставление эпизода из рассказа и иллюстрации к эпизоду, сравнение словесного и живописного изображения; | 4-6мин | Работа с иллюстрацией (синтез). Фронтальная форма работы - А теперь посмотрите на иллюстрацию к стихотворению. - Какой момент стихотворения изобразил художник? Перечитайте его. - Совпало ли ваше настроение с настроением автора? -С помощью чего можно изобразить картины природы, передать настроение человека? | Паутинок легких пряжа Обвелась вокруг сучка. Красок, музыки, стихотворений. | П: построение рассуждения; осуществление синтеза; П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; Р: оценка результатов; |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений. | 2-4мин | -С каким произведением сегодня мы познакомились? - О чём это стихотворение? Какие чувства выразил поэт в стихотворении? - У вас на столах в конвертах лежат листья двух цветов. Я предлагаю вам этими листьями украсить наше дерево. Если вам на уроке всё понравилось, ваши чувства совпали с чувствами автора и вы хотели бы выучить стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина наизусть , то на дерево поместите жёлтый лист . Если вам что-то не понравилось и вы не хотели бы учить это стихотворение, то – красный. - Посмотрите , ребята, какое красивое яркое осеннее дерево у нас получилось. -Домашним заданием будет выучить наизусть стихотворение. | Сегодня мы познакомились со стихотворением Дмитрия Борисовича Кедрина «Бабье лето» Это стихотворение о тёплом периоде осени грусть, сожаление уходящего лета | П:- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Л:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Р:- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; |
Задания, разработанные для дистанционного обучения:
- На данный урок была самостоятельно составлена и отправлена презентация детям для изучения темы.
- Подберите синонимы к словам:
Быстрый-
Зябкий-
Поздний-
- Объясните значения данных слов:
Щёлка-
Слаже-
Пряжа-
Заслоня-
- Простым карандашом расставьте в стихотворении логические паузы и ударения, потренируйтесь в выразительном чтении на ком-нибудь из семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки выразительного чтения;П...
конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"
конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"
Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...