Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Д. Кедрин «Бабье лето», Н. Рубцов «Сентябрь»» УМК Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Д. Кедрин «Бабье лето», Н. Рубцов «Сентябрь»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_14.03.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
КОСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «Д. Кедрин «Бабье лето», Н. Рубцов «Сентябрь»»»
Цель деятельности учителя: расширять представления учащихся о творчестве поэтов: Д. Кедрина и Н. Рубцова ; ознакомить со стихотворениями «Бабье лето» и «Сентябрь»; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление; развивать поэтический слух детей; накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности; воспитывать художественный вкус.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомиться с биографией Д. Кедрина и Н. Рубцова
- познакомиться со стихотворениями «Бабье лето» и «Сентябрь»
Личностные:
- развивать творческое и воссоздающее воображение.
Оборудование: учебник «Школа России» 4кл. 2ч., презентация.
Тип урока: открытие нового знания
Этап урока Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: приветствие класса; организация работы с загадкой | 1 мин. | - Здравствуйте, ребята. - Улыбнулись друг другу, и продолжаем урок с хорошим настроением.. - Угадайте загадку Жёлтые листья падают с веток Птицы летят и прощаются с летом Всё холоднее становятся ночи За знойным летом следует … (осень) – Какие чувства и какое настроение вызывает у вас это время года? - Почему возникают именно такие чувства и такое настроение? - Сегодня мы будем говорить о осени и познакомимся с новыми стихотворениями. | -Приветствовать учителя. -Читать, анализировать -Отвечать на вопросы | Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический метод: работа с заголовком | 2 мин. | - Откройте ваши учебники на стр. 117-118. -Прочитайте заголовок. - Как вы его понимаете? Что такое «бабье лето»? (В сентябре выпадают прекрасные дни, которые длятся с 14 –по 21 сентября) Солнце припекает, небо чистое, ясное, кажется, лето заблудилось, много паутины. Такое явление называется «бабье лето». Тёплый и сухой период в середине осени. Температура воздуха достигает 25 – 27 С) - Кроме того, бабьим летом называют тонкую, легкую паутину, летающую по полям и в лесах, предвещающую сухую осень. Эта паутина ассоциируется с едва заметными седыми прядями волос у женщин, а время теплых и погожих дней - с ее возрастом, который предшествует пожилому и характеризуется относительным расцветом. | - Работать с учебниками -Объяснять понимание заголовка. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. |
III.Постановка учебной задачи Словесный метод: беседа Аудиальный метод: прослушивание стихотворения | 2 мин. | - Сегодня мы познакомимся со стихотворением Дмитрия Борисовича Кедрина «Бабье лето» - Давайте сначала прослушаем данное стихотворение в аудиозаписи. | - Слушать | Р.: осмысляют учебный материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. |
IV. Открытие нового знания Словесный метод: анализ стихотворения Словесный метод: беседа по прослушанному стихотворению Словесный метод: подбор синонимов Словесный метод: подбор антонимов Практический метод: поиск эпитетов Словесный метод: беседа Словесный метод: знакомство с новым стихотворением и новым автором Словесный метод: беседа по прослушанному стихотворению Практический метод6работа с приёмами олицетворения Словесный метод: словарная работа | 5 мин. | - Ваши впечатления от стихотворения. - Что представляли, когда слушали стихотворение? (Солнце ярко светит. Листья шуршат под ногами. Лёгкая паутинка летит. Птицы прощаются и кружат) - Если бы вам нужно было бы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, какие краски вы использовали бы? (Мы использовали бы жёлтые, зелёные, оранжевые, красные цвета) - Если бы вам надо было бы написать музыку к этому стихотворению, то какую музыку выбрали бы? (Мы выбрали бы тихую, печальную, спокойную, грустную мелодию) -Поставим перед собой задачу, чтобы лучше проникнуть в тайны художественного слова, понять мысли и чувства поэта давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений. - Что такое синонимы? (Слова , различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению) - Подберите синонимы к словам: зябкий (мёрзлый, закоченевший, ледяной, промёрзший, застывший, студёный); быстрый (стремительный, ходкий, моментальный, мгновенный, молниеносный, проворный); - Что такое антонимы? (слова , противоположные по лексическому значению) - Подберите антонимы к словам: зябкий (горячий, жаркий, знойный, тёплый); поздний (ранний). - Объясните значение слов: щёлка- маленькая щель, отверстие слаже- слаще, приятнее, лучше пряжа- нити , полученные прядением. заслоня- закрыв, сделав невидимым , недоступным - Что такое эпитет? (образно – выразительное средство, художественное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, действие или предмет с позиции автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью.) - Прочитайте стихотворение. Назовите эпитеты, вместе со словами, к которым они относятся. (Бабье лето, прощальное тепло, позднее солнце, зябкого денька, паутинок лёгких, дождик быстрый, , зимней тьмы) - Как поэт говорит о паутинках? Почему? (Паутинки белого цвета. Блестят на солнце. Похожи на серебро) - Как поэту удаётся показать, что осень скоро уступит место зиме? Найдите подтверждение в стихотворении. («Дни прощального тепла» «Паутинкам серебристым. Жить осталось два - три дня») - Посмотрите на строфы этого стихотворения. - Сколько строк входит в каждую строфу? - Как называется такая строфа? (Строфа ,в которую входит четыре строки называется четверостишьем) Вспомним , что такое рифма? (Рифма – это звуковое совпадение, связывающее окончания или несколько строк.) -Сегодня мы также познакомимся со стихотворением Н. Рубцова «Сентябрь» -Давайте прослушаем это стихотворение. - Ваши впечатления от стихотворения. - Что представляли, когда слушали стихотворение? (покой, реку, багряную рощу, множество ягод, лай, ветер и грусть) - Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению? - А какую мелодию вы бы написали? В стихотворении мы слышим и радостные, торжественные ноты в начале стихотворения: Слава тебе, поднебесный Радуюсь громкому лаю, - И спокойные, даже немного грустные нотки в конце: В бездне таится небесной - Стихотворение написано, как бы на одном дыхании 16-строчьем. Три предложения восклицательных, автор хочет передать нам своё немного взволнованное настроение от прихода осени, которой он восхищается и грустью от приближающейся зимы. - Николай Рубцов в своём стихотворении использовал приёмы олицетворения. -Кто может их назвать? (наделение неодушевленных предметов живыми качествами: «..блеск…играет», «..праздник…нагрянул..», «…ветер и грусть…говоря..») - Для того, чтобы нам лучше узнать стихотворение, что бы должны сделать? (выяснить значение непонятных слов) БАГРЯНЫЙ- насыщенно красный. СЕНИ - нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах). ЗЛАТОГРИВЫЙ- золотой гривой; с гривой золотистого цвета. - Золото – это цвет осени. В стихотворении использованы повторы нескольких строк, что позволяет глубже почувствовать настроение автора. - Яркие и образные определения помогают нам услышать всю музыкальность стихотворения Николая Рубцова. - На стихи поэта написано более 130 музыкальных произведений: песен, баллад, романсов | -Работать с учебником -Отвечать на вопросы -Отвечать на вопросы -Подбирать синонимы к словам -Подбирать антонимы к словам -Самостоятельно читать -Искать эпитеты - Отвечать на вопросы -Слушать и анализировать стихотворение -Высказывать своё мнение. -отвечать на вопросы -Поиск приёмов олицетворения -Называть найденные приёмы -Поиск значения слов в толковом словаре -Слушать | Р.: контроль, коррекция выводов П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р.: контроль, коррекция выводов П.: осуществляют по словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р.: контроль, коррекция выводов П.: осуществляют по строчкам стихотворения поиск необходимой информации К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р.: контроль, коррекция выводов К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р.: контроль, коррекция выводов П.: осуществляют по толковому словарю поиск необходимых слов; дополняют и расширяют знания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
V.Включение в систему знаний Словесный метод: обобщение урока | 5 мин. | -Какие стихотворения, мы сегодня изучили? -Чем эти стихотворения похожи? - Что больше всего вам запомнилось из строчек стихотворений? -Назовите авторов написавших эти стихотворения. | - Отвечать на вопросы -Подводить итог урока | Р.: осмысляют учебный материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
VI. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный метод: подведение итогов, объяснение домашнего задания | 1 мин. | - Скоро прозвенит звонок и закончится урок. -Оцените свою работу на уроке. -Запишите домашнее задание: на выбор подготовить выразительное чтение одного из стихотворений | - Записывать домашнее задание | Л: самооценка; П.: рефлексия способов и условий действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "Создание комических ситуаций с помощью слова. М. Зощенко «Великие путешественники" (УМК " Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Создание комических ситуаций с помощью слова. М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с произведением...
Конспект урока литературного чтения "Создание комический ситуаций с помощью слова. Н.Носов "Федина задача" (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема:Создание комический ситуаций с помощью слова. Н.Носов "Федина задача"Цели деятельности учителя:формирование представлений о жизни и творчестве Н.Носов...
Конспект урока литературного чтения "Создание комический ситуаций с помощью слова. М.Зощенко "Золотые слова" (УМК " Школа России", 3 класс"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема:Создание комический ситуаций с помощью слова. М.Зощенко "Золотые слова"Цели деятельности учителя:формирование представлений о жизни и творчестве М.М.З...
Конспект урока литературного чтения «Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация
Конспект урока по литературному чтениюТема: Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой».Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведен...
Конспект урока литературного чтения: "Д. Хармс «Вы знаете…». Учимся определять комические ситуации в тексте. " ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Д. Хармс «Вы знаете…». Учимся определять комические ситуации в тексте. Цель деятельности учителя: формирование знаний о Д. Хармсе и его произведении « Вы знаете&he...
Конспект урока литературного чтения: "Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»" ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Э. Успенского «Если был бы я...
Конспект урока литературного чтения "Создание комической ситуации с помощью слова. Н.Носов "Федина задача"" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве Н.Носова; ознакомление учащихся с произведениями Н.Носова «Федина задача»; совершенствование навыка выразительног...