Урок литературного чтения на тему: Николай Носов "Федина задача"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель урока: познакомить с юмористическим рассказом Н.Н.Носова «Федина задача».
Задачи:
- Познакомить детей с юмористическим произведением и дать определение «юмор» и «сатира»;
- Проводить исследование поведения героя.
Регулятивные УУД
- Выполнять учебное задание, используя план;
- Осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;
- Соотносить результат с поставленной целью.
Познавательные УУД
- Определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;
- Определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;
- Определять особенности сатирического произведения.
Коммуникативные УУД
- Формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
- Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_n.nosov_fedina_zadacha.docx | 111.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема урока: Николай Носов «Федина задача»
Цель урока: познакомить с юмористическим рассказом Н.Н.Носова «Федина задача».
Задачи:
- Познакомить детей с юмористическим произведением и дать определение «юмор» и «сатира»;
- Проводить исследование поведения героя.
Регулятивные УУД
- Выполнять учебное задание, используя план;
- Осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;
- Соотносить результат с поставленной целью.
Познавательные УУД
- Определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;
- Определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;
- Определять особенности сатирического произведения.
Коммуникативные УУД
- Формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
- Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Ход урока.
- Организационный момент
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. (Деление класса на 4 группы).
2. Актуализация знаний
Блиц-опрос
- Любители придумывать разные истории – («Фантазёры»);
- Котёнок в головном уборе – («Живая шляпа»);
- Зелёные пупырчатые овощи – («Огурцы»);
- Полезное блюдо, которое готовил незадачливый поварёнок – («Мишкина каша»);
- Ученик в учебном учреждении и в домашней обстановке – («Витя Малеев в школе и дома»);
- Большие охотники до работы на приусадебном участке – («Огородники»);
- Маленький весёлый человечек на спутнике Земли – («Незнайка на Луне»);
- Часть лестницы - «Ступеньки»);
- Кусочек ткани, маскирующий дыру на одежде - «Заплатка»;
- Чьи произведения хотел вспомнить гном Забывалкин? (Н.Н. Носова).
3. Работа над новым материалом
1) Вступительная беседа о жизни и творчестве Н.Н. Носова (заранее подготовленные дети защищают свой проект о жизни и творчестве Н.Носова).
- Представьте себе, что вы на встрече с писателем, и он рассказывает о себе. Его слова будете читать с экрана.
- Сейчас мы потренируемся в беглости чтения и узнаем новое о писателе Н. Носове.
«… Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем, потому что у меня была, интересная жизнь и было о чём порассказать. К тому времени я уже заметил, что люди многого ещё не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей. Дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не думают, что они всё на свете уже постигли и им ничему не надо учиться». (представитель 1 группы)
- Почему Носов стал детским писателем?
«Когда я, ещё совсем младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел. Эти мои репортажи, или комментарии, почему-то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный …» и моей лично заслуги в этом никакой нет». (представитель 2 группы)
- Почему Николай Николаевич стал юмористом?
- А с какими рассказами мы с вами уже знакомы? («Живая шляпа», «На горке», «Заплатка», «Фантазеры», «Ступенька»)
Некоторые из них вошли в сборник «Фантазёры» (показать). Можете взять в нашей школьной библиотеке и почитать.
- Скажите, пожалуйста: «Те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?» (Добрые, смешные, весёлые)
- Прочитайте, что писал В. Катаев о рассказах Носова: «Они остросюжетные, насыщенные комическими ситуациями. Главными героями рассказов Носова являются мальчики. Они несут в себе все черты нового человека, привычку изобретать, отсутствие умственной лени». (представитель 3 группы)
«Носовские мальчики» оказываются сильнее свалившихся на них неудач. Они изобретательные, энергичные, добрые, честные, немного самоуверенные. Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в «комических» ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными и отзывчивыми. (представитель 4 группы).
- Так какие же эти Носовские мальчишки?
- Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Посмотрите на экран (картинка «упавшая старушка»)
- Это смешно? А попавший в беду товарищ?
- Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. Вот мы и будем учиться на уроке, различать смешное от несмешного.
4. Объявление темы и цели урока. (Учащиеся сами выводят цель урока)
- С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А какое? Отгадайте.
Ачадаз анидеф («Федина задача»)
- Сформулируйте цель урока.
Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», учиться правильно, выразительно читать и анализировать данное произведение.
5.Первичное восприятие произведения Н.Носова
1) Работа над текстом до начала чтения: с.122 учебника литературного чтения
- Чтение автора, заглавия произведения, рассматривание иллюстрации.
- Прогнозирование по заглавию и содержанию иллюстрации.
2) Словарная работа
На слайде:
Рокочущим басом – низким мужским голосом
Борзая – быстрая
ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК - высокий служебный чин (должность) в России до революции.
В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ – в море в середине, в полдень.
КАФТАН – удлинённый пиджак
Чурбан – глупый человек
3) Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова «Федина задача» в исполнении Л. Дурова.
- Понравилось вам произведение?
- Подтвердились ваши предположения по заглавию, рисунку?
- К какому жанру относится произведение? (рассказ)
6. Физкультминутка
Мы пройдёмся по дорож ке
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая -
Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
другой - вперёд,
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)
- Самостоятельное чтение
- Самостоятельно прочитайте рассказ (шёпотом). Читая обратите внимание на задания. (Работа в группах).
1 группа. Сколько всего задач прочитал Федя?
2 группа. Сколько концертных номеров прослушал Федя?
3 группа. Сколько раз Федя прочитал задачу?
4 группа. Сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»?
- Скажите, в тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает?
- Он разговаривает с кем-то или с самим собой.
- Какой тип речи он использует? (монологич. или диалог)
8. Работа над произведением.
1) Ответы на вопросы
- Какое настроение вызвал у вас рассказ?
- Как Федя готовился делать уроки?
- Посмотрите иллюстрацию 1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.
- Посмотрите иллюстрацию 2. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.
- Почему Феде так и не удалось решить задачу?
2) Проблемная ситуация.
- Сколько времени было затрачено Федей на попытку решить задачу, если каждое музыкальное произведение длилось около 3 минут?
- Какая песня полностью затормозила работу над задачей?
- Проследите по таблице, как меняется настроение героя.
- Как автор относится к своему герою?
Посмеивается над ним?
Осуждает его?
Или помогает понять?
- Не случалось ли с вами подобных историй?
- Какой это рассказ сатирический или юмористический? (Работа в парах)
Н. Н. Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования.
- Как вы думаете, для чего Н. Н. Носов написал этот рассказ?
Чтобы повеселить читателя или с другой целью?
- Работа в группах.
1 группа - составить синквейн к слову Федя.
2 группа – решить Федину задачу
На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки?
3 группа - составить список качеств, необходимых усердному ученику.
- Дисциплинированность
- Целенаправленность
- Чёткость выполнения
- Умение преодолевать трудности
- Ответственность
- Трудолюбие
4 группа – составить памятку «Как правильно выполнять домашнее задание».
- Вернёмся к теме и цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?
- Над чем задумались?
- Рефлексия. Оценивание.
- Оцените свою работу на уроке.
Ф. И. уч.____________________________ | |||||
Активно работал на уроке | Соблюдал правила совместной работы | Участвовал в обсуждении | Был внимательным читателем | Результат теста | Итого |
... баллов |
«5» - 9 баллов
«4» - 7-8 баллов
«3» - 5-6 баллов
- С помощью смайлика дайте оценку своему настроению:
- Домашняя работа
Прочитать рассказ Н.Н.Носова и подготовить пересказ с.122-127
Попробуйте сами написать смешной рассказ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме "Творчество Н.Н.Носов "Федина задача" 4 класс ОС "Школа 2100"
Конспект урока с презентацией. На уроке используется групповая работа, представлен лист самооценки....
Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Н.Носов "Федина задача"
Конспект урока составлен с учётом применения технологии продуктивного чтения...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс. ПНШ...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Николай Носов "Федина задача"".
Презентация подготовлена как дополнительная помощь к уроку литературы. В ней содержатся скороговорки, которые изначально составлены неправильно, дети должны это исправить....
Урок литературного чтения по теме: "Николай Носов "Затейники""
Урок литературного чтения по теме: "Николай Носов "Затейники""...
Литературное чтение на тему: "Николай Алексеевич Некрасов Мороз-воевода"
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе . Очень понравился детям урок про Мороза....