Урок литературного чтения на тему: Николай Носов "Федина задача"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Таланцева Светлана Борисовна

Цель урока: познакомить с юмористическим рассказом Н.Н.Носова «Федина задача».

Задачи:

  1. Познакомить  детей с юмористическим произведением и дать определение  «юмор» и «сатира»;
  2. Проводить исследование поведения героя.

Регулятивные УУД

  1. Выполнять учебное задание, используя план;
  2. Осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;
  3. Соотносить результат с поставленной целью.

 Познавательные УУД

  1. Определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;
  2. Определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;
  3. Определять особенности сатирического произведения.

  Коммуникативные УУД

  1. Формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
  2. Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_n.nosov_fedina_zadacha.docx111.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема урока: Николай Носов «Федина задача»

Цель урока: познакомить с юмористическим рассказом Н.Н.Носова «Федина задача».

Задачи:

  1. Познакомить  детей с юмористическим произведением и дать определение  «юмор» и «сатира»;
  2. Проводить исследование поведения героя.

Регулятивные УУД

  1. Выполнять учебное задание, используя план;
  2. Осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;
  3. Соотносить результат с поставленной целью.

 Познавательные УУД

  1. Определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;
  2. Определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;
  3. Определять особенности сатирического произведения.

  Коммуникативные УУД

  1. Формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
  2. Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

                                                  Ход урока.

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроках не скучать,

А работать и читать!

- Улыбнитесь  друг другу и пожелайте удачи. (Деление класса на 4 группы).

2. Актуализация знаний

             Блиц-опрос

  • Любители придумывать разные истории – («Фантазёры»);
  • Котёнок в головном уборе – («Живая шляпа»);
  • Зелёные пупырчатые овощи – («Огурцы»);
  • Полезное блюдо, которое готовил незадачливый поварёнок – («Мишкина каша»);
  • Ученик в учебном учреждении и в домашней обстановке – («Витя Малеев в школе и дома»);
  • Большие охотники до работы на приусадебном участке – («Огородники»);
  • Маленький весёлый человечек на спутнике Земли – («Незнайка на Луне»);
  • Часть лестницы - «Ступеньки»);
  • Кусочек ткани, маскирующий дыру на одежде - «Заплатка»;

- Чьи произведения хотел вспомнить гном Забывалкин? (Н.Н. Носова).

3. Работа над новым материалом

1) Вступительная беседа о жизни и творчестве Н.Н. Носова (заранее подготовленные дети защищают свой проект о жизни и творчестве Н.Носова).

- Представьте себе, что вы на встрече с писателем, и он рассказывает о себе. Его слова будете читать с экрана.

- Сейчас мы потренируемся в беглости чтения и узнаем новое о писателе Н. Носове.        

«… Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем, потому что у меня была, интересная жизнь и было о чём порассказать. К тому времени я уже заметил, что люди многого ещё не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей. Дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не думают, что  они всё на свете уже постигли и им ничему  не надо  учиться». (представитель 1 группы)

- Почему Носов стал детским писателем?

«Когда я, ещё совсем младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел. Эти мои репортажи, или комментарии, почему-то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный …» и моей лично заслуги в этом никакой нет». (представитель 2 группы)

- Почему  Николай Николаевич стал юмористом?

- А с какими рассказами мы с вами уже знакомы?   («Живая шляпа», «На горке», «Заплатка», «Фантазеры», «Ступенька»)

Некоторые из них вошли в сборник  «Фантазёры»  (показать). Можете взять в нашей  школьной библиотеке и почитать.

- Скажите, пожалуйста: «Те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?» (Добрые, смешные, весёлые)

- Прочитайте, что писал В. Катаев о рассказах Носова: «Они остросюжетные,  насыщенные комическими ситуациями. Главными героями рассказов Носова являются мальчики. Они несут в себе все черты нового человека, привычку изобретать, отсутствие умственной лени». (представитель 3 группы)

«Носовские мальчики» оказываются сильнее свалившихся на них неудач. Они  изобретательные, энергичные, добрые, честные, немного самоуверенные. Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в «комических» ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными  и отзывчивыми. (представитель 4 группы).

- Так какие же эти Носовские мальчишки?

- Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Посмотрите на экран (картинка «упавшая старушка») 

- Это смешно? А попавший в беду товарищ?

- Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. Вот мы и будем учиться на уроке, различать смешное от несмешного.

4. Объявление темы и цели урока. (Учащиеся сами выводят цель урока)

- С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А какое? Отгадайте.

Ачадаз анидеф («Федина задача»)

- Сформулируйте цель урока.

Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», учиться правильно, выразительно читать и анализировать  данное произведение.

5.Первичное восприятие произведения Н.Носова

1) Работа над текстом до начала чтения: с.122 учебника литературного чтения

  1. Чтение автора, заглавия произведения, рассматривание иллюстрации.
  2. Прогнозирование по заглавию и содержанию иллюстрации.

2) Словарная работа

На слайде:

Рокочущим басом – низким мужским голосом

Борзая – быстрая

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК - высокий служебный чин (должность) в России до революции.

В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ – в море в середине, в полдень.

КАФТАН – удлинённый пиджак

Чурбан – глупый человек

3) Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова «Федина задача» в исполнении Л. Дурова.

- Понравилось вам произведение?

- Подтвердились ваши предположения по заглавию, рисунку?

- К какому жанру относится произведение? (рассказ)

6.  Физкультминутка

Мы пройдёмся по дорож ке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая -

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

  1. Самостоятельное чтение

- Самостоятельно прочитайте рассказ (шёпотом). Читая обратите внимание на задания. (Работа в группах).

1 группа. Сколько всего задач прочитал Федя?

2 группа. Сколько концертных номеров прослушал Федя?

3 группа. Сколько раз Федя прочитал задачу?

4 группа. Сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»?

- Скажите, в тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает?

- Он разговаривает с кем-то или с самим собой.

- Какой тип речи он использует? (монологич. или диалог)

8. Работа над произведением.

1) Ответы на вопросы

- Какое настроение вызвал у вас рассказ?

- Как Федя готовился делать уроки?

- Посмотрите иллюстрацию 1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.

- Посмотрите иллюстрацию 2. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.

- Почему Феде так и не удалось решить задачу?

2) Проблемная ситуация.

- Сколько времени было затрачено Федей на попытку решить задачу, если каждое музыкальное произведение длилось около 3 минут?

- Какая песня полностью затормозила работу над задачей?

- Проследите по таблице, как меняется настроение героя.

- Как автор относится к своему герою?

Посмеивается над ним?

Осуждает его?

Или помогает понять?

- Не случалось ли с вами подобных историй?

- Какой это рассказ сатирический или юмористический? (Работа в парах)

Н. Н. Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования.

- Как вы думаете, для чего Н. Н. Носов написал этот рассказ?

Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

  1. Работа в группах.

1 группа - составить синквейн к слову Федя.

2 группа – решить Федину задачу

На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки?

3 группа - составить список качеств, необходимых усердному ученику.

  • Дисциплинированность
  • Целенаправленность
  • Чёткость выполнения
  • Умение преодолевать трудности
  • Ответственность
  • Трудолюбие

4 группа – составить памятку «Как правильно выполнять домашнее задание».

- Вернёмся к теме и  цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?

- Над чем задумались?

  1. Рефлексия.  Оценивание.

- Оцените свою работу  на уроке.

Ф. И. уч.____________________________

Активно работал на уроке

Соблюдал правила совместной работы

Участвовал в обсуждении

Был внимательным читателем

Результат теста

Итого

... баллов

«5» - 9 баллов

«4» - 7-8 баллов

«3» - 5-6 баллов

- С помощью смайлика дайте оценку своему настроению:

   

  1.  Домашняя работа

Прочитать рассказ  Н.Н.Носова и подготовить пересказ  с.122-127

          Попробуйте сами написать смешной рассказ  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Творчество Н.Н.Носов "Федина задача" 4 класс ОС "Школа 2100"

Конспект урока с презентацией. На уроке используется групповая работа, представлен лист самооценки....

Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Н.Носов "Федина задача"

Конспект урока составлен с учётом применения технологии продуктивного чтения...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс. ПНШ...

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Николай Носов "Федина задача"".

Презентация подготовлена как дополнительная помощь к уроку литературы. В ней содержатся скороговорки, которые изначально составлены неправильно, дети должны это исправить....

Урок литературного чтения по теме: "Николай Носов "Затейники""

Урок литературного чтения по теме: "Николай Носов "Затейники""...

Литературное чтение на тему: "Николай Алексеевич Некрасов Мороз-воевода"

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе . Очень понравился детям  урок про Мороза....