Литературное чтение на тему: "Николай Алексеевич Некрасов Мороз-воевода"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе . Очень понравился детям урок про Мороза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n._a._nekrasov_moroz_voevoda.docx | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ТЕМА УРОКА: Н. А. НЕКРАСОВ. СТИХОТВОРЕНИЕ О ПРИРОДЕ
(учебник, с. 167–170)
Тип урока: открытие новых знаний | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. А. Некрасова; обучения видению картины, описываемой автором; способствовать формированию навыков выразительного чтения; развитию познавательных процессов, речи; расширению словарного запаса; умения замечать красоту природы; содействовать воспитанию культурного «слушателя» и «читателя» | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя» бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть | Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; подбирают к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения; коммуникативные: озвучивают презентацию с опорой на слайды, выстраивают монолог по продуманному плану; строят диалог в паре или группе, задают вопросы | Личностные: ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, составляют рассказ о его творчестве, передают в рассказе восхищение и уважение к поэту |
Образовательные ресурсы: аудиозапись стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз, Красный нос») |
Сценарий урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
I. Организация начала урока | Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса. Психологически настраивает учащихся на предстоящую работу: | Показывают готовность к уроку. Приветствуют | Владеют навыками психоло- | ||
| Друзья мои, я очень рада Я знаю, каждый в классе гений, Войти в приветливый наш класс. Но без труда талант не впрок. И для меня уже награда Скрестите шпаги ваших мнений, Вниманье ваших умных глаз. Мы вместе проведем урок | учителя | гической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения | ||
II. Подготовка | – Отгадайте загадку: Он вошёл – никто не видел, он сказал – никто не слышал, Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес (слайд 1) – Какой бывает мороз? – Вам нравится морозная погода? Почему? (слайд 2,3) – Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима. По календарю зима приходит в декабре, но русская зима приходит раньше и длится дольше, чем по календарю. На Руси декабрь называли «студень», так как становилось морозно, студёно. – Вспомните, как называли зиму поэты.
– Расскажите, почему зима – волшебница? – У зимы есть свой хозяин. Кто же это? Послушайте и отгадайте загадку. Сердит! – закрыв лицо рукой, Она сказала: – Ишь, какой, Сказал прохожий глухо. Кусается как пёс! – Ударил как! – ворчал другой, И я скорей лицо прикрыл Поглаживая ухо. Воротником пальто. Шла мимо бабушка с клюкой, В тот день и впрямь сердитый был… В платок упрятав нос, Вы догадались, кто? | Отгадывают загадку. – Мороз. – Трескучий, слабый, сильный. – Бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами. – У Тютчева – чародейка, – Она укрыла всё снегом, словно пухом; лес заснул, как будто заколдован. Отгадывают загадку. – Мороз. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. уточняют высказанные мнения. Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения | ||
| – Художники писали зимнюю природу, композиторы посвящали зиме музыку и песни, поэты сочиняли стихи о зиме. – Что вы знаете о жизни Некрасова? (слайд 4)
– Н. А. Некрасов – великий русский поэт, жил в середине XIX века. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком | – Некрасова. – Жил в XIX веке, писал о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь народа была тяжёлой | |||
III. Сообщение темы урока | – Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». – Чему мы будем учиться, работая над этим произведением? (слайд 5) – Наши действия: • определим тему; • исследуем содержание; • представим главных героев; • картины, нарисованные автором; • будем учиться читать выразительно произведение, опираясь на своё отношение | Внимательно слушают. Определяют цели урока | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | ||
IV. Изучение нового материала. 1. Первичное восприятие текста. | – Прослушаем отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». – В начале урока вы рассказывали о зимнем настроении, а какое настроение пере даётся в этом отрывке, попробуйте понять во время прослушивания. | Внимательно слушают. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют | ||
2. Беседа по содержанию прослушанного произведения. 3. Повторное чтение произведения. 4. Словарная работа. | – Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (Очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное.) – Какое же настроение вы почувствовали? (Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное.) – Определите тему и жанр произведения. (Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмической форме. Это произведение о зимней природе. Автор Н. А. Некрасов.) – Откройте учебник на с. 169. Мы продолжаем работу с текстом произведения. – Какие слова в тексте вам непонятны? (слайд 6) – Как вы понимаете значение слова воевода? Воевода – предводитель войска на Руси. Так называли начальника войск в давние времена на Руси. Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении оно используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения? – А есть ли ещё непонятные слова? Дозором обходит – сторожит. Палица – дубина с шипами, оружие русских богатырей. Обозы – вереница гружёных повозок. Казна – богатство. Алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета. Владенья – своя собственность. – Каким вы себе представили Мороза-воеводу? (слайд 7) – Найдите и прочитайте, как описывается шествие Мороза. – Почему поэт называет Мороза воеводой? – Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу? – Найдите первые два сравнения. Не ветер бушует над бором, Мороз-воевода дозором Не с гор побежали ручьи, Обходит владенья свои. | Отвечают на вопросы. Определяют совместно с учителем толкование слов.Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится). – Мощным, сильным, суровым, с ветром, бушущим над бором, с шумом горных ручьёв. | цели и задачи учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками выразительного чтения. Осуществляют поиск необходимой информации из разных источников. Владеют навыками работы со справочной литературой. | ||
5. Выборочное чтение. | |||||
6. Работа над выразительностью чтения | – Зачем они употреблены? – Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению. Каким изобразил Мороза художник? Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев? – Прочитайте те строки стихотворения, в которых говорится о «заботах» Мороза. – Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух. – Как Мороз говорит о своем могуществе? – Найдите в тексте, как называет эту песню Некрасов. – Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении? – Прочитайте песню Мороза вслух. – Кто лучше прочитал? – Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо. – Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Как надо читать это стихотворение? – Первую часть – неторопливо, бодро. – Вторую часть – гордо, несколько хвастливо. – Прочитайте стихотворение про себя. Найдите описание русской природы в этом стихотворении. – Как понять выражение: Я царство мое убираю В алмазы, жемчуг, серебро? – Предлагает пропеть стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению. | – Мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняются. – Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза. – Хвастливой. – Властный, грозный, удалой, хвастливый. Читают 2–3 ученика. – Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю. – Хвастливо, гордо. Выполняют задание. Объясняют толкование выражения. Пропевают песню вполголоса. Описывают картины, | |||
| – Какое отношение Мороз-воевода вызывает к себе у вас? – Прочитайте стихотворение вслух, передавая свое отношение к Морозу. – Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова? – Какие картины видим? – Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста. – Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы. – Как вы думаете, Мороз – хороший хозяин? – Чтобы нам ярче было видно, что Мороз – хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор. – Найдите и зачитайте повторы. Что автор хотел сказать, используя их? – Каким настроением проникнуты эти строки? (Возвышенным, бодрым.) | используя слова «глядит», «чу», «навряд», «краше», «моря-окияны». Читают по «цепочке». – Словно ветер бушует, с гор побежали ручьи... Слышим треск льда, то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям. – Мороз украшает все снегом, инеем. Выполняют задание. Читают «по цепочке». – «И нет ли где»: заглянет в каждый уголок. | |||
– Представьте, что в классе мороз. Как дышится в морозную погоду? (Трудно, закрываем рот и нос.) – Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха. Встали. Вспомним песню деда Мороза «Что вам нравится зимой?» Пропеваем и показываем движения. - Что вам нравится зимой? (Снежные полянки и на горке ледяной лыжи или санки.) - Что вам нравится зимой? (Белые сугробы, чтоб кататься день деньской, крепость делать чтобы) - Что вам нравится зимой? ( Потеплей одеться, в шубе тёплой меховой на морозе греться) | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | |||
V. Продолжение работы по теме урока | – Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А Мороз поёт хвастливую песню. Прочитаем выразительно песню Мороза. | Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | |||
– Какая предстала картина?
| – Радостная, счастливая, Мороз восхищается своим царством и богатством. | ||||
– Какое настроение почувствовали в этих строках? (Радостное, светлое, счастливое.) – Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт». – Как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки? – Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства, – это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах. | |||||
– Какая зима у Некрасова? | – Живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться. | ||||
– Да, она созвучна с настроением поэта, и мы это увидели. – А о каком морозе нам рассказал поэт? – Мороз-воевода. Какой он? | – О Морозе-воеводе. Высказывают предположения. | ||||
– Менялось ли настроение в стихотворении? (Да.) Почему? | – Разные картины – разное настроение. | ||||
– Прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно при помощи мимики и жестов. – А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к картинам? | Читают текст стихотворения. – В основном синий, белый, голубой – это цвета зимы | ||||
VI. Домашнее задание | Выбрать (по желанию): (слайд 8) – Нарисовать Мороза-воеводу. – Сочинить о нём сказку. – Выучить отрывок наизусть | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимают и сохраняют цели и задачи. Осуществляют поиск средств их достижения | ||
VII. Итог урока. Рефлексия | – В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Посмотрим, на все ли вопросы мы ответили: (слайд 9) • Тема произведения – … • Жанр произведения – … • Главный герой – … • Автор рассказывает о… – Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? - Какую важную мысль он доверяет каждому из нас? – Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы. Некрасов говорил: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты, и в обычном увидишь необычное». – Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? – Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимы, что мы запоминаем на всю жизнь слова: «Не ветер бушует над бором…». Стихотворная фраза у Некрасова строится так естественно, все паузы, все знаки препинания настолько четко обозначены в ней, что любой школьник напишет его стихи под диктовку, не слишком ошибаясь в расстановке точек и запятых. – Виталий Бианки, писатель, сказал: «Произведения мастеров слова – это зёрна, | Осуществляют самоанализ учебной деятельности. – Что природа и зимой тоже красива, несмотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг – и увидишь чудо. Внимательно слушают | Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Формулируют ответы на поставленные вопросы | ||
| брошенные в души читателей. Появляются в них и крепнут ростки ясной любви – А вы почувствовали, что стали внимательнее? – Вы готовы увидеть всю красоту русской зимы, готовы еще сильнее полюбить нашу русскую зиму? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: Н.А. Некрасов "Мороз - Воевода"
Урок по программе "Начальная школа 21 века" 3 класс. Урок насыщенный, требующей большой подготовительной работы....
Урок литературного чтения 3 класс по теме "Н. А. Некрасов "Мороз Воевода"
На уроке даётся подробный анализ произведения. Учащиеся продолжают знакомяться с литературными терминами: сравнение, олицетворение, метафора....
Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс. ПНШ...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Николай Носов "Федина задача"".
Презентация подготовлена как дополнительная помощь к уроку литературы. В ней содержатся скороговорки, которые изначально составлены неправильно, дети должны это исправить....
Урок литературного чтения по теме: "Николай Носов "Затейники""
Урок литературного чтения по теме: "Николай Носов "Затейники""...
Конспект урока литературного чтения по теме:«Николай Николаевич Носов «Живая шляпа».
конспект урока...
Урок литературного чтения на тему: Николай Носов "Федина задача"
Цель урока: познакомить с юмористическим рассказом Н.Н.Носова «Федина задача».Задачи:Познакомить детей с юмористическим произведением и дать определение «юмор» и &l...