Урок литературного чтения по теме "Творчество Н.Н.Носов "Федина задача" 4 класс ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Чистякова Татьяна Владимировна

Конспект урока с презентацией. На уроке используется групповая работа, представлен лист самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nosov_fedina_zadacha.zip1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 А классе

Учитель Чистякова Т.В.

Тема урока: Творчество Н.Н.Носова

                         «Федина задача»

Цель урока: определить произведение Н.Носова «Федина задача» сатирическое или юмористическое.

Задачи урока:

  • Познакомить с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа Н.Носова «Федина задача»
  • Продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка.
  • Формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы.
  • Развивать умение выражать своё отношение к герою, оценивать его поступки  и мотивы и определять отношение к нему окружающих и автора.
  • Воспитывать ответственное отношение к делу, умение организовать свое время, работать в группе.

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор
  2. магнитофон
  3. карточки с заданием для групп
  4. карточки названия групп
  5. сигнальные карточки для рефлексии
  6. листы самооценки

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

2. Мотивация

Слайд 1

Вам предстоит побыть в роли зрителя.

– Писатель, чей рассказ мы прочитаем сегодня, вам хорошо знаком. Именно он рассказал детям о Цветочном городе и его необыкновенных жителях. Вы, конечно, их помните? В одном из его рассказов вдруг ожила… шляпа. А уж все приключения, которые произошли с Мишуткой и Стасиком – героями многих произведений этого замечательного детского писателя, сразу и перечислить невозможно.

ФАНТАЗЁРЫ

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

 - Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

- Девяносто пять. А тебе?

 -А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, -раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

- А я, - говорит Стасик, -сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

-А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, -говорит Мишутка.

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь - море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.

 - А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

- Врешь!

- Нет, правда!

-Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шел без головы?

- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла.

- Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

- Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.

- Вовсе нет.

- Почему же ты теперь живой?

- Так он же меня потом выплюнул,

– Догадались, кто этот писатель?

Слайд 2

Давайте попробуем вспомнить произведения Н.Носова.

  1. Игра «Отгадай по первым буквам произведение Н.Носова

«Фан…»               «Фантазёры»

«Жив… …»         «Живая шляпа»

«Огу…»               «Огурцы»

«Миш… …»         «Мишкина каша»

«Ви… … в … и …»   «Витя Малеев в                    школе и дома»

«Ого…»                  «Огородники»

«Нез… на …»        «Незнайка на Луне»

 3 Проверка домашнего задания.

Вместе с вами мы путешествовали по страницам книг, которые были написаны замечательными поэтами и писателями для детей.

Дома вы самостоятельно читали вступление к 13 путешествию. С какими основными понятиями познакомились?

Слайд 3

Работа с толковым словарем Ожегова

САТИРА, -ы, ж. 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. || прил. сатирический, -ая, -ое. С. жанр. С. стиль

ЮМОР, -а, л. 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н. Чувство юмора. Рассказывать о чем-н. с юмором. 2. В искусстве: изображение чего-н. в смешном, комическом виде. Ю. и сатира. Отдел юмора в газете. 3. Насмешливая и шутливая речь. Тонкий ю. Грубый, неуместный ю. || прил. юмористический, -ая, -ое

Вопросы:

  1. Как вы понимаете слово «сатира» (объяснение детей своими словами)
  2. Как вы понимаете значение слова «юмор»  (объяснение детей)

А как об этих понятиях говорит Носов?

Слайд 4

Вывод: Значит, юмор – это добрый смех, а сатира – злой, высмеивающий смех.

4. Формулировка темы урока, определение цели.

Определите тему урока.

– Совершенно верно, творчество Николай Николаевич Носов.

Над каким произведением будем работать? Отгадайте. Ачадаз анидеф («Федина задача»)

Слайд 5

Сформулируйте цель урока

Цель: выяснить произведение Н.Н.Носова «Федина задача» сатирическое или юмористическое

5 Работа над произведением

В роли слушателя и послушать рассказ о писателе

Рассказ о писателе.

Слайд 6

Николай Николаевич Носов родился 22 ноября 1908, в семье актера. Николай Николаевич  не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве. После окончания института, больше двадцати лет проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором. В годы Великой Отечественной войны за серию военно-технических картин режиссер был награжден боевым орденом Красной Звезды.

О том, чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына

Слайд 7

Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году, после публикации одного из рассказов, которые он придумывал для сына, в детском журнале "Мурзилка"

Сборники рассказов Носова представляют собой целую школу жизни. Каждый рассказ заставляет о чем-то задуматься, чему-то научиться в жизни.

В своих рассказах Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что- нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

Попробуйте предположить; о чём будет это произведение?

Слайд 8

Словарная работа

  • Рокочущим басом – низким мужским голосом
  • Титулярный советник – гражданский чин 9 класса
  • Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.
  • Борзая – быстрая
  • Репродуктор – громкоговоритель

6 Физминутка для глаз

Слайды 9-10

7. Работа над произведением

а) Комбинированное чтение

2 ученика

б). Дочитать до конца. Удалось Феде решить задачу?

в) Беседа по содержанию

Слайд 11

  1. Определите жанр произведения
  2. Какое настроение вызвал у вас рассказ?
  3. Как Федя готовился делать уроки?
  4. Посмотрите иллюстрацию 1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.
  5. Посмотрите иллюстрацию 2. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.
  6. Почему Феде так и не удалось решить задачу?
  7. Иллюстрация 3. Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитай
  8. У Феди есть чувство юмора? Докажи
  9. Как автор относится к герою своего рассказа?

Посмеивается над ним?

Осуждает его?

Или помогает ему что-то понять?

10) Какой Федя ученик?

  1. Не случалось ли с вами подобных историй?

Вспомним цель урока.

 Какой это рассказ сатирический или  юмористический?

Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? (Чтоб дети смеялись над своими недостатками, избавились от них).

г) Математический диктант

- Сколько раз прочитал Федя задачу?

 -Сколько концертных номеров прослушал Федя?

8. Музыкальная физминутка

Слайды 12 - 16

9. Работа в группах

Вспомним главное правило

Слайд 17

1 группа «Мыслители» - составить синквейн.

 2 группа «Исследователи» - решить задачу                

   На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки?

3 группа «Аналитики» - подобрать пословицы и поговорки к рассказу

Дурная голова ногам покоя не дает.

Дело мастера боится.

 Делу время, потехе час.

 Кончил дело, гуляй смело.

Не спеши языком, спеши делом.

Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

За много дел не берись, а в одном отличись.

Всему своё время.

Работа не волк, в лес не убежит.

4 группа «Консультанты» - составить советы как правильно готовить домашнее задание

10. Отчет спикеров групп о проделанной работе

Слайд 18 (задача)

Слайд 19 (пословицы и поговорки)

11. Итог урока

Чему учит  нас произведение Носова?

- В чем заключена его главная мысль?

- Нужны ли ребятам его сатирические рассказы? Для чего?

Слайды 20-21

    Все книги Носова наполнены юмором - веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открывай любую страницу - без улыбки, а то и неудержимого смеха читать невозможно. Проведите эксперимент (то есть опыт): спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из "Незнайки" или "Вити Малеева", "Веселой семейки" или сказки "Бобик в гостях у Барбоса"...

 А поскольку "взрослых" книг Носов не писал, так и останется он в памяти читателей "чистокровным детским юмористом".

Резерв. Послушайте, что Носов писал о себе.

«Когда я был маленьким. я очень любил читать о дальних странах. удивительных приключениях и необыкновенных людях. т.е о людях взрослых. а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел. что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные. интересные люди. как они живут. о чем думают. какие в их жизни бывают трудности. вообще обо всем, что с ними случается.

  И поэтому я стал детским писателем»

12 Домашнее задание выбери сам

Слайд 22

  1. Прочитать рассказы Н.Н.Носова
  2. Нарисовать рисунки к произведению
  3. Написать сочинение о Феде Рыбкине
  4. Пересказ понравившихся рассказов
  5. Попробуйте сами написать смешной рассказ  

13. Самооценка

Слайд 23

- Оцените свою работу.  

Активно работал на уроке

Соблюдал правила совместной работы

Участвовал в обсуждении

Не нарушал дисциплину

Был внимательным читателем

14. Рефлексия

Слайд 24

 Как настроение?

  Слайд 25

 Урок окончен. Спасибо за работу.

 

- занять места в группах

2 ученика показывают инсценировку отрывка из рассказа «Фантазёры»

Н.Носов

Сатира и юмор

Работа с толковым словарем

Ответы детей

Ученики  делают вывод

Ученики формулируют тему и цель урока

Рассказ подготовленного ученика о писателе

Чтение отрывков рассказа

подготовленными учениками

Самостоятельное чтение

Вредная привычка выполнять домашнее задание и одновременно смотреть телевизор, болтать по телефону, слушать музыку распространена широко. Значит, это мягкая сатира. Не едкая, ироничная, а добрая - ведь речь идет о детях.

8 раз читал задачу

7 концертных номеров

Самостоятельная работа

Обсуждение результатов самостоятельной работы в группах

Они помогают увидеть недостатки и избавиться их.

Рассматривают обложки книг Н.Носова

«5» - 5 + зеленый

«4» - 4 + желтый

«3» -3 + красный

Красный – «Недоволен своей работой»

Зеленый – «Доволен своей работой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 4 «А» Тема урока: А.И.Куприн « Слон».Система РО Л.В.Занкова

Работа над рассказом И.Куприна   развивает  воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  учащихся  к описанным событиям;, чувственную сферу личности через сужде...

Урок литературного чтения по теме:Звук у, буквы У, у. (Программа 2100)

Открытый урок проводился в рамках Муниципального дня открытых дверей для МБДОУ...

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, изо, окружающему миру для 3 класса "Школа 2100"

Учебные  рабочие программы по основным предметам "Школы 2100" для 3 класса разработаны на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей ...

конспект урока по литературному чтению Джанни Родари "Приключения Чиполлино"(отрывок) 2 класс Школа 2100

Тема урока:Сказочный герой Чиполлино и его семья.Джанни Родари "Приключения Чиполлино"(отрывок)Цели урока: Познакомить с новым произведением; биографией писателя;Закрепить умение работать с текстом до...

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изо, технологии для 2 класса Школа 2100

Рабочие программы для 2 класса по всем предметам составлены в соответствии с ФГОС с описанием УУД....

Урок литературного чтения в малокомплектной школе по теме : 4 класс: «С. А. Клычков. «Весна в лесу» 2 класс: «Стихи Ф.И.Тютчева о весне».

Технологическая карта  однотемного урока по литературному чтению во 2 и 4 классах малокомплектной школы  по теме "Стихи о весне". УМК "Школа России" в соответствие с треб...