1. Орг. момент
2. Мотивация Слайд 1 Вам предстоит побыть в роли зрителя. – Писатель, чей рассказ мы прочитаем сегодня, вам хорошо знаком. Именно он рассказал детям о Цветочном городе и его необыкновенных жителях. Вы, конечно, их помните? В одном из его рассказов вдруг ожила… шляпа. А уж все приключения, которые произошли с Мишуткой и Стасиком – героями многих произведений этого замечательного детского писателя, сразу и перечислить невозможно. ФАНТАЗЁРЫ Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет. - Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка. - Девяносто пять. А тебе? -А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, -раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький. - А я, - говорит Стасик, -сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой. -А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, -говорит Мишутка. - У! А я море мог переплыть! - Подумаешь - море! Я океан переплывал! - А я раньше летать умел! - А ну, полети! - Сейчас не могу: разучился. - А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила. - Врешь! - Нет, правда! -Почему же ты не умер? - А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой. - Без головы? - Конечно, без головы. Зачем мне голова? - Как же ты шел без головы? - Так и шел. Будто без головы ходить нельзя. - Почему же ты теперь с головой? - Другая выросла. - Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел. - Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка. - Вовсе нет. - Почему же ты теперь живой? - Так он же меня потом выплюнул,
– Догадались, кто этот писатель? Слайд 2 Давайте попробуем вспомнить произведения Н.Носова. - Игра «Отгадай по первым буквам произведение Н.Носова
«Фан…» «Фантазёры» «Жив… …» «Живая шляпа» «Огу…» «Огурцы» «Миш… …» «Мишкина каша» «Ви… … в … и …» «Витя Малеев в школе и дома» «Ого…» «Огородники» «Нез… на …» «Незнайка на Луне»
3 Проверка домашнего задания. Вместе с вами мы путешествовали по страницам книг, которые были написаны замечательными поэтами и писателями для детей. Дома вы самостоятельно читали вступление к 13 путешествию. С какими основными понятиями познакомились? Слайд 3 Работа с толковым словарем Ожегова
САТИРА, -ы, ж. 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. || прил. сатирический, -ая, -ое. С. жанр. С. стиль
ЮМОР, -а, л. 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н. Чувство юмора. Рассказывать о чем-н. с юмором. 2. В искусстве: изображение чего-н. в смешном, комическом виде. Ю. и сатира. Отдел юмора в газете. 3. Насмешливая и шутливая речь. Тонкий ю. Грубый, неуместный ю. || прил. юмористический, -ая, -ое Вопросы: - Как вы понимаете слово «сатира» (объяснение детей своими словами)
- Как вы понимаете значение слова «юмор» (объяснение детей)
А как об этих понятиях говорит Носов? Слайд 4
Вывод: Значит, юмор – это добрый смех, а сатира – злой, высмеивающий смех.
4. Формулировка темы урока, определение цели. Определите тему урока. – Совершенно верно, творчество Николай Николаевич Носов. Над каким произведением будем работать? Отгадайте. Ачадаз анидеф («Федина задача») Слайд 5
Сформулируйте цель урока Цель: выяснить произведение Н.Н.Носова «Федина задача» сатирическое или юмористическое
5 Работа над произведением
В роли слушателя и послушать рассказ о писателе Рассказ о писателе. Слайд 6
Николай Николаевич Носов родился 22 ноября 1908, в семье актера. Николай Николаевич не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве. После окончания института, больше двадцати лет проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором. В годы Великой Отечественной войны за серию военно-технических картин режиссер был награжден боевым орденом Красной Звезды. О том, чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына
Слайд 7 Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году, после публикации одного из рассказов, которые он придумывал для сына, в детском журнале "Мурзилка" Сборники рассказов Носова представляют собой целую школу жизни. Каждый рассказ заставляет о чем-то задуматься, чему-то научиться в жизни. В своих рассказах Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что- нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.
Попробуйте предположить; о чём будет это произведение?
Слайд 8 Словарная работа - Рокочущим басом – низким мужским голосом
- Титулярный советник – гражданский чин 9 класса
- Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.
- Борзая – быстрая
- Репродуктор – громкоговоритель
6 Физминутка для глаз Слайды 9-10
7. Работа над произведением а) Комбинированное чтение 2 ученика б). Дочитать до конца. Удалось Феде решить задачу?
в) Беседа по содержанию Слайд 11 - Определите жанр произведения
- Какое настроение вызвал у вас рассказ?
- Как Федя готовился делать уроки?
- Посмотрите иллюстрацию 1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.
- Посмотрите иллюстрацию 2. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.
- Почему Феде так и не удалось решить задачу?
- Иллюстрация 3. Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитай
- У Феди есть чувство юмора? Докажи
- Как автор относится к герою своего рассказа?
Посмеивается над ним? Осуждает его? Или помогает ему что-то понять? 10) Какой Федя ученик? - Не случалось ли с вами подобных историй?
Вспомним цель урока. Какой это рассказ сатирический или юмористический? Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? (Чтоб дети смеялись над своими недостатками, избавились от них).
г) Математический диктант
- Сколько раз прочитал Федя задачу? -Сколько концертных номеров прослушал Федя?
8. Музыкальная физминутка Слайды 12 - 16
9. Работа в группах
Вспомним главное правило Слайд 17 1 группа «Мыслители» - составить синквейн.
2 группа «Исследователи» - решить задачу На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки?
3 группа «Аналитики» - подобрать пословицы и поговорки к рассказу
Дурная голова ногам покоя не дает. Дело мастера боится. Делу время, потехе час. Кончил дело, гуляй смело. Не спеши языком, спеши делом. Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. За много дел не берись, а в одном отличись. Всему своё время. Работа не волк, в лес не убежит.
4 группа «Консультанты» - составить советы как правильно готовить домашнее задание
10. Отчет спикеров групп о проделанной работе Слайд 18 (задача) Слайд 19 (пословицы и поговорки)
11. Итог урока
Чему учит нас произведение Носова? - В чем заключена его главная мысль? - Нужны ли ребятам его сатирические рассказы? Для чего?
Слайды 20-21
Все книги Носова наполнены юмором - веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открывай любую страницу - без улыбки, а то и неудержимого смеха читать невозможно. Проведите эксперимент (то есть опыт): спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из "Незнайки" или "Вити Малеева", "Веселой семейки" или сказки "Бобик в гостях у Барбоса"... А поскольку "взрослых" книг Носов не писал, так и останется он в памяти читателей "чистокровным детским юмористом". Резерв. Послушайте, что Носов писал о себе. «Когда я был маленьким. я очень любил читать о дальних странах. удивительных приключениях и необыкновенных людях. т.е о людях взрослых. а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел. что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные. интересные люди. как они живут. о чем думают. какие в их жизни бывают трудности. вообще обо всем, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем»
12 Домашнее задание выбери сам Слайд 22
- Прочитать рассказы Н.Н.Носова
- Нарисовать рисунки к произведению
- Написать сочинение о Феде Рыбкине
- Пересказ понравившихся рассказов
- Попробуйте сами написать смешной рассказ
13. Самооценка Слайд 23 - Оцените свою работу. Активно работал на уроке | Соблюдал правила совместной работы | Участвовал в обсуждении | Не нарушал дисциплину | Был внимательным читателем |
|
|
|
|
|
14. Рефлексия Слайд 24 Как настроение?
Слайд 25 Урок окончен. Спасибо за работу. |