Урок литературного чтения по теме: "Николай Носов "Затейники""
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок литературного чтения по теме: "Николай Носов "Затейники""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nosov._zateyniki.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе
по программе «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники».
Цели урока:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова и с его рассказом «Затейники»;
- Развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное;
- Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев;
- Воспитывать коммуникативные навыки, умения работать в парах.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
Оборудование урока: книги Н. Н. Носова, презентация Power Point, медиа-проектор, карточки, аудиозапись.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к деятельности. (слайд №1)
- Начинаем наш урок.
Предъявите-ка улыбку,
А с улыбкою –билет,
Без билета входа нет.
Скучных мы
Отсылаем обратно –
Скучать можно дома
Совершенно бесплатно!
2. Речевая разминка.
- Ребята, вспомним главное правило. ( слайд № 2 )
Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
3. Постановка учебной задачи через повторение пройденного материала.
– Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. ( слайд № 3 )
- Девизом работы предлагаю взять пословицу: “Миром и горы сдвинем”.
Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
- Нам вместе надо узнать 5 героев. Если мы правильно угадаем, из какого они произведения и кто автор, то они нам будут дарить по букве, и мы узнаем, с каким писателем нам предстоит сегодня познакомиться. ( слайд № 4 )
- «Замяукали…Надоело нам мяукать. Мы хотим, как поросята хрюкать.…»?
Из какого стихотворения эти строки, и кто автор?
«Путаница» К.И. Чуковский
- «Скачет сито по полям, а корыто по лугам…»
Из какого произведения героиня, от которой убежала вся посуда?
«Федорино горе» К.И . Чуковский
- «Я сегодня сбился с ног. У меня пропал..»
« Мой щенок» С. Михалков
- «Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи».
«Сказка о глупом мышонке» С.Маршак.
- В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью «Каланча»
«Дядя Степа» С.Михалков
4. Изучение нового материала.
- Это писатель Носов Николай Николаевич.
- Вы слышали это имя?
- Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые.
- Сейчас ребята расскажут об этом человеке.
(рассказы учащихся)
- Родился Н.Н.Носов в Киеве 23 ноября 1908 года. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей.
- В детстве Носов увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией.
( слайд № 5 )
- Окончил два института: стал работать в кино, снимать учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды. ( слайд № 6 )
- Начало его писательской биографии было необычным, и писателем он стал как бы случайно. Когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. Так Носов начал сочинять различные истории не только для сына, но и для его друзей.
- Самым популярным стал Незнайка и его друзья из Цветочного города. ( слайд № 7 )
- Главными героями рассказов являются школьники и дошкольники. (слайд № 8 )
- Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сынишке. Отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. ( слайд № 9 )
- Вам хочется узнать, как называлось первое произведение Носова?
Из букв составьте слово. (слайд №10 )
- Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)
Словарная работа.
- А как вы понимаете слово ЗАТЕЯ? (слайд №11 )
- Ребята, а кого называют затейниками?
Подберите синонимы к слову затейники. (слайд №12 )
- Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?
- Итак, затейник - весёлый человек, способный к забавным выдумкам, затеям, это организатор веселья.
5.Физминутка.
- Дети, мы с вами тоже побудем в роли фантазёров.
Мы отдохнем и попробуем поиграть в рифмы. (слайд №13 )
РА-РА-РА- вышла славная _________;
КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________;
АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________;
РОК-РОК-РОК-продолжается_____________.
-Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.
6. Первичное восприятие текста. Словарная работа.
- Откройте учебники на странице 50. Рассмотрите иллюстрацию.
- Как вы думаете, каким будет рассказ - грустным или веселым?
- Почему ты так считаешь?
- А сейчас слушайте внимательно. Во время прослушивания аудиозаписи рассказа постарайтесь понять, о чём этот рассказ, и кто его главные герои. (слайд №14 )
- Встретились непонятные слова?
- Понравился вам рассказ? Наши предположения о характере произведения были правильными?
- Грустный или веселый рассказ?
- Кто герои рассказа? (дети.)
- Назовите их имена?
- Почему они считали себя затейниками?
- В какую игру играли Валя и Петя?
- Кого они изображали?
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Какого возраста дети: школьники или дошкольники?
7. Чтение и анализ.
-Хорошо. Теперь вы готовы к чтению этого текста. Читать будете по «цепочке». Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений.
Чтение по ролям.
8. Физминутка. Развитие общей моторики. Общее расслабление. (слайд №15 )
Как на горке – снег, снег, ( Руки поднимают вверх.)
И под горкой – снег, снег, (Приседают, опускают руки.)
И на елке – снег, снег, (Встают и поднимают руки.)
И под елкой – снег, снег, (Приседают, опускают руки.)
А под снегом спит медведь
Тише, тише… Не шуметь! (Садятся на свои места.)
9. Работа с деформированным планом рассказа.
- Посмотрите на доску, в правильной ли последовательности расположились части рассказа?
Ребята строят домик.
Чтение сказки «Три поросенка».
Дети больше не играют.
Может быть это серый волк?
- А как правильно, предложите.
План:
Чтение сказки «Три поросенка».
Ребята строят домик.
Может быть это серый волк?
Дети больше не играют.
10. Итог
- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?
(Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)
- За что можно их поругать?
(Нельзя нагонять на себя страх, выбирать игры поспокойнее)
- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?
(Нельзя играть с одеялом, с постелью)
- Что сказали бы соседи, которые это все слышали?
(Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные)
- Что скажете вы?
- Вывод: как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?
- У Николая Носова много других произведений о детях. Книги с его рассказами вы можете взять в библиотеке. Я думаю, что вы полюбите его произведения, они вам понравятся.
(Выставка книг Н. Носова).
11. Рефлексия (Слайд 16)
- Узнали что новое вы сегодня на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно получилось?
9. Домашнее задание:
С. 50-53 читать. Пересказать рассказ по составленному плану с. 53, в. 5. Попробуйте продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме Николай Иванович Рыленков «К Родине»
Конспект урока литературное чтение 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс. ПНШ...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Николай Носов "Федина задача"".
Презентация подготовлена как дополнительная помощь к уроку литературы. В ней содержатся скороговорки, которые изначально составлены неправильно, дети должны это исправить....
Литературное чтение на тему: "Николай Алексеевич Некрасов Мороз-воевода"
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе . Очень понравился детям урок про Мороза....
Конспект урока литературного чтения по теме:«Николай Николаевич Носов «Живая шляпа».
конспект урока...
Межпредметный урок литературного чтения и окружающего мира по теме: Николай Сладков "Апрельские шутки".
Цель: показать, как средствами литературы создается образ весеннего месяца-апреля.I. Предметные:1. Формировать представление о весеннем месяце-апреле. 2. Развивать внимание, речь, логическое...
Урок литературного чтения на тему: Николай Носов "Федина задача"
Цель урока: познакомить с юмористическим рассказом Н.Н.Носова «Федина задача».Задачи:Познакомить детей с юмористическим произведением и дать определение «юмор» и &l...