РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся по адаптированной образовательной программе (вариант 7.1) УМК «Перспектива
рабочая программа по чтению (2 класс)
Рабочая программа для обучающихся по адаптированной образовательной программе по литературному чтению 2 класс (вариант 7.1)
Программа разработана на основе Программы УМК «Перспектива» - авторы программы «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_lit._chteniyu_7.1_vida_2_klass_rochevoy_v.v.docx | 105.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование учреждение Приуральский район, с. Харсаим
(территориальный, административный округ (район, село)
«Школа – детский сад с. Харсаим»
(полное наименование образовательного учреждения)
Утверждено решением методического (педагогического) совета
протокол № _____ от ____»________г.
Директор ___________ Климова Е.В.
М. П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся по адаптированной образовательной программе
с задержкой психического развития
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(указать предмет)
класс 2 (вариант 7.1)
Программа разработана на основе Программы УМК «Перспектива» - авторы программы «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина,
М.: «Просвещение», 2015
(указать государственную программу/программы, издательство, год издания)
Программу разработал учитель начальных классов Рочева В.В.
Программа рассмотрена на заседании ШМО начальных классов
Протокол № 1 от «____» ____ _______ г.
Рук. ШМО ______________/Рочева Г.Г./
Согласовано «___»_____ ______ г.
Зам. Директора по УР ____________/Казыев А.Я./
Пояснительная записка
Адаптированная программа по литературному чтению в 2 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образования: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273;
- в соответствии с основными положениями Стандарта ФГОС начального общего образования (2ого-поколения);
- требованиями Примерной основной образовательной программы МОРФ
- примерной образовательной Программы ОУ;
- Федеральный базисный план (приказ №1312 от 09.03.2004г.)
- Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учётом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту:
1. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива».1-4классы/Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2015.
2. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий,
Л.А. Виноградская. – М.: Просвещение, 2014г.
3. Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. /Т.Ю. Коти – М: Просвещение, 2014г.
4. Климанова Л.Ф. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова [и др.]. – М.: Просвещение,2014
5. Бойкина М.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2014.
Вид реализуемой программы: программа курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., М.: «Просвещение», 2015 год; УМК «Перспектива»
Основание выбора программы: Система учебников «Перспектива» в Федеральном перечне учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018/2019 учебный год. Адаптированная программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного.
Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.
Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.
Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения
с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.
В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
Литературное чтение как систематический курс идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре адаптированной программы;
• условиям реализации адаптированной программы;
• результатам освоения адаптированной программы.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Содержание предмета «Литературное чтение». 2 класс.
Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Любите книгу | 7 |
2. | Краски осени | 11 |
3. | Мир народной сказки | 13 |
4. | Весёлый хоровод | 7 |
5. | Мы - друзья | 10 |
6. | Здравствуй, матушка-зима! | 9 |
7. | Чудеса случаются | 16 |
8. | Весна, весна! И всё ей радо! | 10 |
9. | Мои самые близкие и дорогие | 9 |
10. | Люблю всё живое | 18 |
11. | Жизнь дана на добрые дела | 26 |
Всего за год | 136 ч |
Осуществляются межпредметные связи: Изобразительное искусство, русский язык, музыка, окружающий мир, технология.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью;
- овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Организация текущего и промежуточного контроля.
Раздел. | Тема урока: | Вид работы. | Сроки проведения. |
1. Любите книгу. | 1. По следам семейного чтения | Контрольный срез - Техника чтения (Входное тестирование) | Сентябрь 2-я неделя. |
2. Краски осени. | 1. Осень наступила. 2. Обобщение по разделу «Краски осени» |
| По рабочему плану По плану |
3.Мир народной сказки. | 1.Работа со сказками. 2. Лиса – сказочный герой и животное. |
| |
4.Весёлый хоровод. | 1.Весёлый хоровод. 2.Народные заклички, потешки, весёлые стихи. | Контрольный срез - Техника чтения. Сочинение потешек, приговорок. Р/речи | декабрь |
5. Здравствуй, матушка Зима! | 1.Загадки Зимы. 2. Обобщение по разделу. |
| |
6.Чудеса случаются. | 1. Герои литературных сказок. 2. Обобщение по разделу «Чудеса случаются». |
| |
7. Весна, весна! И всё ей радо!» | Обобщение по разделу. | Тест №4 ) С.Г.Батырева «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий»стр.26-28 | |
8.Самые близкие и дорогие. | Лад и согласие – первое счастье. | Составление каталога на тему «Книги о маме» Р/речи | |
9.Люблю всё живое. | 1.Любимые писатели. 2.А.Барто «Думают ли звери» 3. Самостоятельное чтение. Н. Сладков «Маленькие рассказы» |
| |
10. Жизнь дана на добрые дела. | 1.Семейное чтение. 2. Что значит поступать по совести? |
|
Итого: | 1 четверть | к/ работ: техника чтения -1 проверочных работ /Тест/ -2 развитие речи -3 | |
2 четверть | к/работ: техника чтения – 1 поверочных работ /Тест/1 развитие речи -1 | ||
3 четверть | к/работ: техника чтения – 1 проверочных работ /Тест/ - 2 развитие речи -1 | ||
4 четверть | к/работ: техника чтения – 1 проверочных работ /Тест/ -1 развитие речи -1 итоговая комплексная работа за 2 класс – 1 | ||
Всего: | За год: к/работ: техника чтения – 4 проверочных работ /Тест/ - 5 итоговая контрольная комплексная работа за 2 класс – 1 развитие речи -6 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
- формирование ценностных ориентаций средствами содержания учебника и дополнительных пособий по литературному чтению. Направленность уроков литературного чтения на формирование ценностных ориентаций находит отражение в первую очередь в отборе произведений для чтения и слушания. Тексты содержат нравственные проблемы, актуальные для ребёнка младшего школьного возраста, их содержание близко жизненному опыту и интересно им. Ребёнок имеет возможность расширять и углублять свои представления о социально-нравственных значимых ценностях от класса к классу. На формирование нравственных ценностей оказывает влияние методика работы с литературным произведением. При работе с текстом необходимо исходить из природы литературного произведения, т. е., как отмечала известный методист М. А. Рыбникова, идти «путями литературными», выделять не нравоучительные выводы из произведения, а художественный образ, питающий активное воображение читателя и открывающий ему тот путь, которым автор пришёл к своим выводам. Образная форма искусства, затрагивая эмоциональную сферу, делает сердце отзывчивым и позволяет глубоко вникнуть в смысл прочитанного;
- формирование коммуникативных умений (участие в диалоге; отстаивание своей точки зрения). Дети включаются в диалог с писателем, художником, композитором. Это общение ведётся с учётом нравственных, философских, эстетических задач. Так возникает ситуация партнёрства, сотрудничества педагога и учеников в культурном пространстве художественного текста. Учителю важно не навязывать свою точку зрения, а давать возможность ученикам самостоятельно высказываться, обосновывать своё мнение;
- формирование информационной культуры младших школьников, в том числе библиографической культуры, для чего в содержании учебника представлен материал, позволяющий вычленять, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать сомнению, сохранять, излагать информацию. Ученик работает не только с художественными, но и с учебными, научно-познавательными текстами, иллюстрациями, схемами, таблицами. Особое внимание в учебнике уделяется работе в библиотечном пространстве: с тематической выставкой, тематическим и авторским каталогами;
- формирование литературного творчества, в том числе, развитие исследовательского поведения учащихся средствами предмета «Литературное чтение». Любое творчество предполагает самостоятельное создание творческого продукта на основе прочитанного или прослушанного текста. Ученики на уроке узнают художественные особенности произведения, определяют отдельные структурные элементы текста.
Развитие устной, а затем письменной речи является составной частью каждого урока. Кроме того, выделяются специальные уроки, на которых происходит развитие речи, ⎯ это рубрики «Наш театр», «Мастерская писателя» и т. д.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год. Имеющийся резерв свободного учебного времени (8 часов) предназначен для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Для реализации программы в полном объеме возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя, в связи с местными климатическими условиями и возможностями школьной библиотеки обеспечить художественной литературой учащихся для уроков внеклассного чтения.
Результаты изучения учебного предмета
Результатами освоения программы «Литературное чтение» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
- первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;
- умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
- умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины; умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
- умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
- умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
- стремление к успешной учебной деятельности;
- умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
- умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
- умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
Метапредметные результаты:
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
- ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;
- знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
- предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе;
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
- составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
- умения работать в соответствии с заявленным планом;
- умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
- выделять в тексте основные части; определять микро темы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микро темы;
- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
- следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
- умения владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
- читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
- самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
- под руководством учителя определять главную мысль произведения;
- задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
- характеризовать героя произведения под руководством учителя (Кто он? Какой он?);
- делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
- Сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
- Сравнивать прозаический и поэтический текст;
- Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- читать текст про себя и понимать прочитанное;
- самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы; самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
- самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
- характеризовать представленную на выставке книгу;
- умение организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
- Находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
- Самостоятельно составлять аннотацию;
- Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
- Пользовать алфавитным и систематическим каталогом.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
- Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;
- Характеризовать героя произведения;
- Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
- Отличать произведения живописи и произведения литературы;
- Отличать прозаический и поэтический текст;
- Наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
- Находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;
- Находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством учителя.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
- Выявлять особенности героя художественного рассказа;
- Выявить особенности юмористического произведения;
- Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
- Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
- Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями; Читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
Инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
- Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
- Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
- Умения писать отзыв на книгу.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1. Развитие навыка чтения.
— Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.
— Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.
— Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50—60 слов в минуту.
— Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
— Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.
— Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.
— Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).
— Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.
— Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).
— Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
— Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.
— Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.
— Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.
— Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.
— Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.
— Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
— наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
— 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;
— имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.
Учащиеся должны уметь:
— читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов;
— читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;
— читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;
— практически различать сказку, рассказ и стихотворение;
— объяснять заглавие прочитанного произведения;
— высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;
— устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;
— пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;
— делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
— отгадывать загадки;
— находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;
— различать слова автора и героев;
— определять тему произведения по заглавию;
— различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;
— находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;
— ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;
— составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельно выбирать и читать книги;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- определять содержание книги по заглавию, аннотации;
- находить в словаре значение неизвестного слова.
Содержание предмета «Литературное чтение». 2 класс.
Раздел № 1 «Любите книгу» - (7 ч): включает диалоги, стихотворения, научно-познавательные статьи; фотографии, рисунки, репродукции картин, посвящённые развитию письменности на Руси, а также материалы по истории создания книги.
Основные понятия раздела: рукописная книга, книги (в форме свитка, складная книга Древнего Востока, из пергамента и берёсты). Первые создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий; летописцы, старинные книги Древней Руси; красная строка, заставка, миниатюра; иллюстрация, художник – иллюстратор.
Основной методической задачей этого раздела является: развитие у детей интереса к книге как мудрому наставнику и другу. Учащиеся знакомятся с художниками – иллюстраторами книг, учатся соотносить иллюстрацию с текстом, на основе иллюстрации учатся извлекать необходимую информацию для создания собственного текста.
Раздел № 2 «Краски осени» - (11 ч): включает диалоги, стихотворения, загадки, народные приметы и пословицы, лирические зарисовки об осени, репродукции картин известных русских художников В. Поленова, А. Куинджи, Ф. Васильева, фотографии осенних пейзажей, произведения русских поэтов, писателей.
Основные понятия раздела: средства художественной выразительности (эпитет, сравнение). Жанр (лирическое стихотворение), особенность жанра (рифма).
Основной методической задачей этого раздела является: развитие умения учащихся видеть, как с помощью художественных средств автор создаёт удивительные зарисовки осенней природы; как с помощью слова раскрывает свои чувства, делится настроением. Учащиеся узнают, как художник с помощью цвета, тона, силы мазка создаёт свои пейзажные зарисовки.
Раздел №3. «Мир народной сказки» - (13 ч): включает сказки русского, корякского, нанайского народов. Знакомятся с первыми собирателями русских народных сказок: Александром Николаевичем Афанасьевым и Владимиром Ивановичем Далем. Продолжается знакомство со сказкам.
Основные понятия раздела: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка). Структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских сказок.
Основной методической задачей этого раздела является: знакомство учащихся с бытом, традициями, культурой разных народов. Кроме этого учащиеся выявляют основные специфические особенности жанра сказки (как построена сказка). Определяют качества характера героев сказок разных народов.
Раздел № 4. «Весёлый хоровод» - (7 ч): включает произведения малых фольклорных жанров (заклички, небылицы, приговорки, потешки, перевёртыши). Знакомятся с авторскими произведениями, созданными на основе фольклора.
Основные понятия раздела. Малые жанры устного народного творчества :фольклор,(заклички, приговорки, потешки, небылицы, перевёртыши). Прикладное искусство, музей народного творчества; традиции русского народа (праздники, игры, гулянья).
Основной методической задачей этого раздела является: формирование интереса у учащихся к истории, предметам старины. Знакомятся с произведениями малых фольклорных жанров, сравнивают их с авторскими произведениями, учатся по аналогии сочинять собственные произведения малых фольклорных жанров.
Раздел № 5. «Мы – друзья» - (10 ч): включает произведения русских писателей о дружбе, взаимоотношениях взрослых и детей.
Основные понятия раздела: нравственные ценности: доброжелательность, терпение, уважение, дружба. Жанр: рассказ , басня; герой рассказа, басни.
Основная методическая задача раздела: формирование представлений о таких нравственных ценностях, как терпение, доброжелательность, дружба. Учащиеся, читая произведения этого раздела, будут размышлять о том, кого можно назвать другом, приятелем. Дети будут знакомиться с особенностями таких жанров, как рассказ, басня; научатся давать характеристику герою рассказа и басни.
Раздел № 6. «Здравствуй, матушка Зима!» - (9 ч): включает произведения русских поэтов и писателей о зимней природе. О праздниках Нового года, Рождества.
Кроме того, дети читают и отгадывают загадки о зиме.
Основные понятия раздела: выразительное чтение лирических стихотворений (ритм, интонация, темп, настроение, логические паузы, знаки препинания).
Основная методическая задача раздела: научить детей читать лирические произведения, отражая настроение автора и выражая свои собственные чувства на основе прочитанного. Задача учителя - показать, как с помощью слова автор рисует удивительные картины зимней природы.
Раздел № 7: «Чудеса случаются» - (16 ч): включает рубрику «Мои любимые писатели», в которой представлены произведения русских и зарубежных писателей : А. С.Пушкина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Л. Н. Толстого, К. И. Чуковского, Дж. Харриса, Э. Распе.
Основные понятия раздела: литературная (авторская) сказка. Герой литературной сказки.
Основная методическая задача раздела: знакомство учащихся с особенностями литературной сказки, сравнение литературной сказки с народной (находить общие мотивы, сходные сюжеты, похожих героев). Кроме того, при изучении этого раздела дети учатся по - разному интерпретировать сказки, дополняя содержание.
Раздел № 8 «Весна, весна! И всё ей радо!» - (10 ч) : включает диалоги, стихотворения, лирические зарисовки о весне, репродукции картин известных русских художников А. Куинджи «Ранняя весна», И. Левитана «Ранняя весна». В этом разделе учащиеся впервые будут читать пьесу-сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия (общение, сочувствие, сопереживание, сострадание). Жанр (стихотворение, рассказ), практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов, рассказ (опорные слова, микротема, заголовок).
Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей (сочувствие, сопереживание, сострадание)учащихся. Расширение представлений о взаимоотношениях человека и природы. Кроме того, дети выявляют специфические особенности рассказа, стихотворения. Учатся сравнивать прозаический и стихотворный текст. Готовят прозаический текст к пересказу. Главная задача – умение определять главную
мысль, делить текст на на части, определять микротемы, составлять план, пересказывать произведение. В этом разделе дети знакомятся с художественными и научно-познавательными текстами о животных. Сравнивают их, учатся определять их специфические особенности.
Раздел № 9. «Мои самые близкие и дорогие» - (9 ч) Включает произведения русских писателей о близких и родных людях. На основе этих произведений формируется система нравственно – этических ценностей.
Основные понятия раздела: нравственные ценности. Родина, народ, семья, родители, ответственность перед семьёй, перед страной.
Основная методическая задача раздела: формирование представлений о таких нравственных ценностях, как любовь к своей семье, своей стране; уважение к своей семье, к своей стране; гордость за свою семью, за свою страну.
Раздел № 10. «Люблю всё живое» - (18 ч). Включает произведения отечественных писателей, составляющий золотой фонд детской литературы. Малые жанры фольклора, расширяющие представления учащихся о взаимоотношениях человека с животным миром, формирующие ответственное и бережное отношение к живой природе.
Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия. Общение, сочувствие, сопереживание, сострадание. Жанр – стихотворение, рассказ. Практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов, рассказ – опорные слова, микротема, заголовок.
Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей: сочувствие, сопереживание, сострадание. Расширение представлений о взаимоотношениях человека и природы. Кроме того, выявляют специфические особенности рассказа, стихотворения. Учатся сравнивать стихотворный и прозаический текст. Готовят прозаический текст к пересказу. Учатся определять главную мысль, делить текст на части определять микротемы, составлять план, пересказывать произведение. В этом разделе дети знакомятся с художественными и научно – познавательными текстами о животных , сравнивают их, учатся определять их специфические особенности.
Раздел № 11. «Жизнь дана на добрые дела» - (26 ч): включает произведения писателей и поэтов, в которых рассказывается о взаимоотношениях в семье, со сверстниками, со взрослыми. Авторы произведений приглашают поразмышлять, что такое четность, трудолюбие, взаимопомощь.
Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия (взаимопомощь, трудолюбие, честность, сочувствие,). Рассказ (заголовок, тема, главная мысль, микротема).
Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей на основе чтения художественных текстов. Кроме того, дети учатся самостоятельно определять главную мысль произведения и, используя пословицы, озаглавливать тексты, делить тексты на части, пересказывать в соответствии с планом.
Особенности работы с рубриками: общая характеристика рубрик, методические задачи.
Учебник «Литературное чтение» для 2 класса включает 6 рубрик:
- Мы идём в библиотеку (материал для проведения библиографического урока, урока внеклассного чтения);
- Самостоятельное чтение (произведения, читаемые и обсуждаемые учащимися вместе с родителями в урочное или внеурочное время, обсуждаемые на уроке литературного или внеклассного чтения);
- Семейное чтение (произведения, читаемые и обсуждаемые учащимися вместе с родителями. Возможно обсуждение этих произведений на уроке литературного или внеклассного чтения);
- Наш театр (произведения, предлагаемые для инсценировки и драматизации);
- Маленькие и большие секреты страны Литературии (материал, предлагаемый для самостоятельной работы учащихся, для контроля и оценки результатов обучения, закрепление теоретических понятий);
- Мои любимые писатели (читают произведения известных русских и зарубежных авторов)
Обучение навыкам работы с книгами является составной частью урока внеклассного чтения.
Тематическое планирование. Литературное чтение. 2 класс.
№ | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Творческая, исследовательс-кая, проектная деятельность | Форма контроля | Дата | Коррек-тировка |
1 четверть | ||||||
Раздел №1 «Любите книгу» (7 ч) | ||||||
1/1 | Любите книгу Вводный урок раздела. Ю. Энтин «Слово про слово» | 1 | Проект «Моя любимая книга» | Форма контр. Презентация Любимой книги. | 03.09 | |
2/2 | М. Горький о книгах В. Боков «Книга – учитель…» Г. Ладонщиков «Лучший друг»(комбинированный) | 1 | Исследование «Для чего нужны книги?» | Выразительное чтение. Работа в паре. Ответы на вопросы | 04.09 | |
3/3 | Книги из далёкого прошлого и современные книги. Славянская письменность | 1 | Исследование «Кто и как писал первые книги на Руси?» | Определение ключевых слов в тексте учебника. Ответы на вопросы. Выр. чтение. | 07.09 | |
4/4 | Н. Кончаловская «В монастырской келье» | 1 | 08.09 | |||
5/5 | Мы идём в библиотеку. Энциклопедия. Справочная литература для детей. | 1 | Исследование «Как работать с энциклопедией?» | Подготовить выступление на тему «Это интересно знать». | 10.09 | |
6/6 | Мои любимые художники – иллюстраторы. | 1 | Проверка техники чтения. | Выполнить иллюстрацию к любимому произведению. | 11.09 | |
7/7 | По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка» | 1 | Исследование «Что такое иллюстрация? | - рисунок к произведению | 14.09 | |
Раздел № 2 «Краски осени» (11 ч) | ||||||
8/1 | Краски осени. А.С. Пушкин «Унылая пора…», А. Аксаков «Осень» | 1 | Выразительное чтение. | 15.09 | ||
9/2 | Осень в произведениях живописи В. Поленов «Осень в Абрамцево» А. Куинджи «Осень» | 1 | Продолжить ряд слов – ассоциаций. | 17.09 | ||
10/3 | А. Майков «Кроет уж лист золотой…» Эпитет и сравнение | 1 | Творческая работа – создание стихотворения «Осенний день» создание «палитры нас-троений» с помощью красок. | 18.09 | ||
11/4 | С. Есенин «Закружилась листва золотая» Средства художественной выразительности | 1 | 21.09 | |||
12/5 | А. Плещеев «Осень наступила», И. Токмакова «Опустел скворечник» | 1 | подбор слов из стихотворения созвучные осеннему настроению. | 22.09 | ||
13/6 | Произведения УНТ Осенние загадки | 1 | Проект «Осенние загадки» | Найти или сочинить осенние загадки | 24.09 | |
14/7 | Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе | 1 | Работа в паре: определение ключевых слов в стихотворении. | 25.09 | ||
15/8 | По следам самостоятельного чтения Н. Сладков «Сентябрь», Л. Яхнин «Осень в лесу» | 1 | Исследовательская работа по стихотворению Л. Яхнина «Осень в лесу» | Подобрать слова ассоциации к слову ОСЕНЬ | 28.09 |
16/9 | Наш театр. Н.Сладков «Осень» Н. Никитин «Встреча зимы», И. Бунин «Листопад» | 1 | Инсценирование произведения Н.Сладкова «Осень» | 29.09 | ||
17/10 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Чем стихи отличаются от прозы | 1 | Проект «Газета «Прогулки по осеннему лесу». | Передать красками настроение осени. | 01.10 | |
18/11 | Проверочная работа по разделу: «Краски осени» | 1 | Тест № 1(УУД) работа с текстом | 02.10 | ||
Раздел № 3 «Мир народной сказки» (13 ч) | ||||||
19/1 | Мир народной сказки. Собиратели РНС | 1 | Сравнивать сказку «Заюшкина избушка» с другими народными сказками. | 05.10 | ||
20/2 | РНС «Лисичка сестричка и серый волк» | 1 | Творческая работа «Рисунок к сказке» | Создание иллюстраций к сказке. | 06.10 | |
21/3 | Корякская сказка «Хитрая лиса» | 1 | Сравнить главных героев русской и корякской сказки. | 08.10 | ||
22/4 | Русская народная сказка «Зимовье» | 1 | Чтение по ролям. | 09.10 | ||
23/5 | РНС «У страха глаза велики» | 1 | Выразительное чтение по ролям. | 12.10 | ||
24/6 | Белорусская народная сказка «Пых» | Пересказ по плану. | 13.10 | |||
25/7 | Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки. Работа с каталогом | 1 | Исследовательская работа «Тематический каталог» | Рассказ о выбранной в библиотеке книги. | 15.10 | |
26/8 | По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. «Идэ» | 1 | Выделить основные эпизоды сказки, составить план своего рассказа. | 16.10 | ||
27/9 | Семейное чтение. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | Техника чтения | Анализ сказки по вопросам учебника. | 19.10 | |
28/10 | Ближе матери друга нет. Нанайская сказка «Айога» | 1 | Исследование «Чему учит сказка» | Выразительное чтение по ролям. | 20.10 | |
29/11 | Ненецкая сказка «Кукушка» Сравнение нанайской и ненецкой сказки | 1 | Творческая работа «Рисунок к сказке». | Выразительное чтение по ролям. Пересказ понравившейся сказки. | 22.10 | |
30/12 | Наш театр Сказка «Лиса и журавль» | 1 | Творческая работа нарисовать лису сказочного героя | Инсценирование сказки. | 23.10 | |
31/13 | Маленькие и большие секреты Литературии. Работа со сказками. Проверочная работа по разделу: «Мир народной сказки» | 1 | Проект «Моя сказка» | Создание своей сказки. Проверочная работа (тест) № 2 УУД | 26.10 | |
Раздел № 4. «Весёлый хоровод» (7 ч) | ||||||
32/1 | Музей народного творчества. Устное сочинение по картине Б. Кустодиев «Масленица» | 1 | рассказ о традициях своей семьи. Викторина. | 27.10 | ||
33/2 | Народные заклички, потешки, поговорки, перевертыши, весёлые стихи, которые создали авторы. | 1 | Проект «Фольклор» | Сочинение приговорок и потешек. | 29.10 |
34/3 | Э.Успенский «Память», Ю. Мориц «Хохотальная путаница» | 1 | Сравнение авторских произведений с произведениями фольклора. | 30.10 | |||||||
35/4 | Мы идём в библиотеку. Знакомство со справочной литературой (УНТ) | 1 | Дать название выставке книг. | 02.11 | |||||||
36/5 | Семейное чтение Небывальщина. Стихи Д. Хармса. | 1 | Выразительное чтение стихотворения. | 03.11 | |||||||
ИТОГО за 1 ЧЕТВЕРТЬ 36 уроков | |||||||||||
2 четверть | |||||||||||
37/6 | Маленькие и большие секреты Литературии. С. Маршак «Храбрецы» | 1 | Конкурс «Кто больше придумает загадок о животных» | 12.11 | |||||||
38/7 | Обобщение по разделу: «Весёлый хоровод». | 1 | 13.11 | ||||||||
Раздел № 5. «Мы – друзья» (10 ч) | |||||||||||
39/1 | Мы друзья. Пословицы о дружбе. | 1 | Игра «Доскажи пословицу» | 16.11 | |||||||
40/2 | М. Пляцковский «Настоящий друг» | 1 | Р.Т.с.45-46 | пословицы о дружбе. | 17.11 | ||||||
41/3 | В. Орлов «Я и мы» | 1 | Составление анкеты | Работа в паре: Р.Т. с. 48. | 19.11 | ||||||
42/4 | Н. Носов «На горке» План – пересказ. | 1 | Рассказать о самом смешном или грустном эпизоде рассказа. | 20.11 | |||||||
43/5 | Мы идём в библиотеку: Рассказы о детях. Т. Коти «Замок на песке» | 1 | Сделать картинный план к рассказу | 23.11 | |||||||
44/6 | Самостоятельное чтение. С. Михалков «Как друзья познаются» | 1 | 24.11 | ||||||||
45/7 | Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | 1 | Создание каталожной карточки на книгу. | 26.11 | |||||||
46/8 | Наш театр И. А. Крылов «Стрекоза и муравей» | 1 | Инсценировка басни. | Назвать особенности басни в произведении | 27.11 | ||||||
47/9 | «Маленькие и большие секреты Литературии» басня. Мораль басни | 1 | Объяснить почему басня включена в этот раздел. | 30.11 | |||||||
48/10 | Обобщение по разделу: «Мы – друзья». Как пересказать произведение? | 1 | 01.12 | ||||||||
Раздел № 6 «Здравствуй, матушка Зима!» (9 ч) | |||||||||||
49/1 | Стихи о зиме. А. С. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…» | 1 | Выразительное чтение стихотворения. | 03.12 | |||||||
50/2 | Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 1 | Сделать разметку стихотворения | 04.12 | |||||||
51/3 | С. Есенин «Поёт зима, аукает…», «Берёза» | 1 | Проект «Стихотворение о зиме» иллюстрирование. | Работа в паре: создание стихи о зиме. | 07.12 |
52/4 | Зимние праздники. С. Чёрный «Рождественское», К. Фофанов «Ещё те звёзды не погасли» | 1 | Выразительное чтение. | 08.12 | ||
53/5 | К. Бальмонт «К зиме», С. Маршак «Декабрь» | 1 | Найти в стихотворении олицетворение. | 10.12 | ||
54/6 | А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин «Улицей гуляет» | 1 | Творческая работа – нари-совать своё настроение. | 11.12 | ||
55/7 | Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки | 1 | Работа в паре: составление загадки о зиме. | Сочинить зимние загадки и записать в тетрадь. | 14.12 | |
56/8 | Праздник начинается. Подготовка к коллективному инсценированию. | 1 | Выполнение заданий по группам. Выучить свою роль. | 15.12 | ||
57/9 | Праздник начинается – конкурс предлагается | 1 | Организация и проведение праздника. | Проект «Новый год!» | 17.12 | |
Раздел № 7 «Чудеса случаются» (16 ч) | ||||||
58/1 | Чудеса случаются Литературная сказка | 1 | Исследование «Что я знаю о Пушкине» | В чём отличие литературной сказки от народной? | 18.12 | |
59/2 | А.С. Пушкин. Сказки | 1 | Выразительное чтение. | 21.12 | ||
60/3 | А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Творческая работа: составить кроссворд по сказке | Основная мысль сказки. | 22.12 | |
61/4 | Обобщение по теме «Чудеса случаются» | 1 | 24.12 | |||
62/5 | Герои литературных сказок Д. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки» | 1 | Творческая работа – создание образа зайца по русским народным сказкам. | Описать сказительницу. | 25.12 | |
63/6 | Сказка про храброго зайца. | 1 | Творч. работа – нарисовать иллюстрацию к сказке | 28.12 | ||
64/7 | Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса». | 1 | Выразительное чтение. | 29.12 | ||
ИТОГО за 2 ЧЕТВЕРТЬ 28 уроков | ||||||
3 четверть | ||||||
65/8 | Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик» | 1 | Игра «Собери сказки о зайцах» | 14.01 | ||
66/9 | Мы идём в библиотеку. Э. Распе Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». | 1 | Составление каталожной карточки. | 15.01 | ||
67/10 | Сказки Г. Х. Андерсена. | 1 | 18.01 | |||
68/11 | Самостоятельное чтение. К.И.Чуковский «Краденое солнце» | 1 | Выразительное чтение. | 19.01 |
69/12 | К.И. Чуковский «Бибигон и пчела» | 1 | Рассказ о приключениях | 21.01 | ||
70/13 | Бибигон и барон Мюнхгаузен. | 1 | Сравнить приключения героев. | 22.01 | ||
71-72/ 14-15 | Наш театр. Инсценирование сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце» | 2 | Рефлексия на сыгранную роль. | 25.01 | ||
26.01 | ||||||
73/16 | Семейное чтение Л. Н. Толстой « Два брата». Обобщение по разделу: Литературные сказки. | 1 | Тест № 3 | 28.01 | ||
Раздел № 8 «Весна, весна! И всё ей радо!» (10 ч) | ||||||
74/1 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится» | 1 | Сделать цветопись слов - ассоциаций | 29.01 | ||
75/2 | Весна в лирических стихотворениях. И. Никитин «Весна», А. Плещеев «Весна», Т. Белозёров «Подснежники» | 1 | Выразительное чтение. | 01.02 | ||
76/3 | В душу уж просится весна. А. Чехов «Весной», А. Фет «Уж верба вся пушистая», А. Барто «Апрель» | 1 | 02.02 | |||
77/4 | Мы идём в библиотеку. Стихи о весне. С. Маршак «Март». | 1 | 04.02 | |||
78/5 | И. Токмакова «Весна». Саша Чёрный «Зелёные стихи» | 1 | 05.02 | |||
79/6 | Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна». | 1 | Творческая работа – создание текста по картине | Самостоятельная работа по картине. | 08.02 | |
80/7 | Семейное чтение. Е. Крижицкий «Ранняя весна» | 1 | 09.02 | |||
81/8 | Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев» | 1 | Исследование: как автор относится к своим героям. | 11.02 | ||
82/9 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Создание текста о весне. | 1 | Проект «стихотворение о весне» | 12.02 | ||
83/10 | Обобщение по разделу: «Весна, весна! И всё ей радо!» | 1 | Тест№4 по сформированности УУД | 15.02 | ||
Раздел № 9 «Самые близкие и дорогие» (9 ч) | ||||||
84/1 | Роберт Рождественский «На земле хороших людей немало». | 1 | Проект «Моя мама» | Выразительное чтение. | 16.02 | |
85/2 | Б. Заходер «С папой мы давно решили» | 1 | Иллюстрирование. | Выразительное чтение. | 18.02 | |
86/3 | Нет лучше дружка, чем родная матушка. Ю. Энтин «Песня о маме» | 1 | 19.02 | |||
87-88/ 4-5 | Лад и согласие – первое счастье. А.Л. Барто «Перед сном», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый» | 2 | Нарисовать иллюстрацию к произведению. | Составление каталога на тему «Книги о маме». | 22.02 | |
25.02 |
89/6 | Самостоятельное чтение. Если был бы я девчонкой… Э. Успенский «Разгром» | 1 | Выразительное чтение. | 26.02 | ||
90/7 | Б. Заходер «Никто» | 1 | 01.03 | |||
91/8 | Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» | 1 | Рефлексия на сыгранную роль. | 02.03 | ||
92/9 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 | Выставка: Поздравительная открытка. | 04.03 | ||
Раздел № 10 «Люблю всё живое» (18 ч) | 05.03 | |||||
93/1 | Саша Чёрный «Жеребёнок» | 1 | описание жеребёнка. | 11.03 | ||
94/2 | С. Михалков «Мой щенок» | 1 | Выразительное чтение. | 12.03 | ||
95/3 | С. Снегирёв «Отважный пингвинёнок» | 1 | 15.03 | |||
96/4 | М. Пришвин «Ребята и утята» | 1 | 16.03 | |||
97/5 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | Пересказ по плану. | 18.03 | ||
98/6 | Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца», статья о зайце из энциклопедии. | 1 | Описать встречу писателя с зайцем. | 19.03 | ||
99/7 | Н. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | Выразительное чтение. | 22.03 | ||
100/8 | Мы идём в библиотеку Сказки и рассказы о животных. | 1 | Проект создание фотоальбома о природе. | 23.03 | ||
ИТОГО за 3 ЧЕТВЕРТЬ 36 уроков | ||||||
4 четверть | ||||||
101/9 | Мои любимые писатели. Рассказы и сказки о природе В. Бианки. | 1 | 02.04 | |||
102/10 | Рассказы и сказки о природе В. Бианки. | 1 | 03.04 | |||
103/11 | Рассказы и сказки о природе В. Бианки. | 1 | Техника чтения | 06.04 | ||
104/12 | В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка» | 1 | 07.04 | |||
105/13 | Самостоятельное чтение. Н. Сладков «Маленькие рассказы» | 1 | Работа в паре | составление рассказа по рисункам. | 09.04 | |
106/14 | Семейное чтение. В. Сухомлинский, Почему плачет синичка?» | 1 | Творческая работа -нарисовать иллюстрацию. | 10.04 | ||
107-108/ 15-16 | Наш театр. В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок» | 2 | Рефлексия на сыгранную роль. | 13.04 | ||
14.04 | ||||||
109/17 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. «Как написать отзыв о прочитанном произведении» | 1 | создание отзыва на книгу. | Создание иллюстрации к отзыву. | 16.04 | |
110/18 | А. Барто «Думают ли звери?» | 1 | Поверочная работа №5 | 17.04 | ||
Раздел № 11 «Жизнь дана на добрые дела» (26 ч) | 20.04 | |||||
111/1 | С. Баруздин Стихи о человеке и его добрых делах | 1 | Выразительное чтение | 21.04 | ||
112/2 | Л. Яхнин «Пятое время года» | 1 | 23.04 | |||
113/3 | В. Осеева «Просто старушка». | 1 | 24.04 | |||
114/4 | Э. Шим «Не смей!» | 1 | 27.04 | |||
115/5 | А. Гайдар «Совесть» | 1 | 28.04 | |||
116-117/ 6-7 | Что значит поступать по совести? Работа со словом. Е.Григорьева « Во мне сидят два голоса» | 2 | Итоговая работа по развитию речи (сочинение). | 30.04 | ||
01.05 | ||||||
118/8 | В. Осеева « Три товарища». | 1 | Проект «Что такое совесть» | 04.05 | ||
119/9 | И. Пивоваров «Сочинение» | 1 | 05.05 | |||
120/10 | Сочинение «Как я помогал маме» | 1 | Представление своих работ. | 07.05 | ||
121-122/ 11-12 | Мы идём в библиотеку. Н. Носов «Затейники» | 2 | 08.05 | |||
11.05 | ||||||
123-124/ 13-14 | Н. Носов «Фантазёры» | 2 | 12.05 | |||
14.05 | ||||||
125/15 | И. Крылов «Лебедь, рак и щука» | 1 | Техника чтения | 15.05 | ||
126/16 | Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности. | 1 | 18.05 | |||
127/17 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу: «Жизнь дана на добрые дела». | 1 | 19.05 | |||
128/18 | Итоговая контрольная работа за 2 класс | 1 | 21.05 | |||
129-136/ 19-26 | Резерв Мы идём в библиотеку. Задание на лето. | 8 | 22.05 25.05 | |||
ИТОГО за 4 ЧЕТВЕРТЬ 36 уроков | ||||||
ИТОГО за год 136 уроков |
Материально-технического обеспечение образовательного процесса.
Интернет – ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.- Режим доступа :http://school-collection.edu. ru
Презентация уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» - режим доступа:www.km.ru/education
Официальный сайт УМК «Перспектива» - режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12371
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www. Festival.1september.ru
Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru
Технические средства обучения.
- Персональный компьютер с принтером.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска
Оборудование класса
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
- Шкафы для хранения карт, таблиц, учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
- Стол учительский с тумбой.
- Компьютерный стол.
- Ученические столы с комплектом стульев.
Наглядные пособия:
- Комплект наглядных пособий «Литературное чтение» 2 класс.(11 таблиц)
- Народные сказки.
- А.С. Пушкин и его сказки.
- Крылов И.А. и его басни.
- Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение 2 класс. Просвещение. Москва 2013г.
Список учебной литературы.
Основной:
Для ученика:
- Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. – М. :Просвещение, 2014г.
- Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных . учреждений. /Т.Ю.Коти . – М:Просвещение, 2014г.
- Климанова Л.Ф. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова [и др. ]. – М.: Просвещение, 2014г.
Для учителя:
- Методические рекомендации. 2 класс Литературное чтение : пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2014. /
- Рабочие программы. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4классы/Л.Ф.Климанова, Бойкина М.В.
- Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс./С.В. Кутявина – М.: ВАКО, 2015 г.
- Учебник. Литературное чтение. 2 класс в 2х частях /Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. – М.: Просвещение, 2014г.
- Творческая тетрадь. Литературное чтение. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Т.Ю.Коти – Просвещение. 2014г.
- Рабочая тетрадь по развитию речи. 2 класс. Волшебная сила слов. Л.Ф.Климанова. Просвещение 2014г.
Дополнительный:
Для ученика:
- Зачётные работы. 2 класс. Литературное чтение. Зачётные работы. /М.И.Кузнецова/2014г. «Экзамен»/
- Тестовые тренажёры 2 класс. Воронеж 2014г. /В.Т.Голубь/
Для учителя:
- Комплексные итоговые работы 2 класс. Образовательный мониторинг оценки достижения учащихся./Волгоград 2015г. «Учитель»
Е.А. Болотова, Т.А. Воронцова/
- Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение . 2 класс. /Просвещение.2013г. С.Г.Батырева/ Москва.
- Исследовательская и проектная деятельность младших школьников./ «Учитель». Волгоград. 2012г. В.Ф.Феоктистова/
- Внеклассное чтение 1-2 классы. Интерактивные занятия. /«Учитель». Волгоград. 2014г Н.В. Лободина/.
- Чтение. 1-4 классы. Тесты для проверки техники и выразительности чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Программа по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) составлена на основе программы по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) специальной (коррекционной) образовательн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся по адаптированной образовательной программе (вариант 7.1) УМК «Перспектива
Рабочая программа для обучающихся по адаптированной образовательной программе по математике 2 класс (вариант 7.1)...
Рабочая программа для обучающихся по адаптированной образовательной программе (вариант 7.1) УМК "Перспектива"
Рабочая программа для обучающихся по адаптированной образовательной программе по изобразительному искусству 2 класс (вариант 7.1)Программа разработана на основе Про...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся по адаптированной образовательной программе (вариант 7.1) УМК «Перспектива
Рабочая программа для обучающихся по адаптированной образовательной программе по технологии 2 класс (вариант 7.1)Программа разработана на основе Программы УМК &laq...
Адаптированные образовательные программы для обучающихся с РАС вариант 8.2
АОП для обучающихся с РАС ( индивидуальное обучение)...
Адаптированные образовательные программы для обучающихся с РАС вариант 8.2
АОП для обучающихся с РАС ( индивидуальное обучение)...
Технологическая карта внеклассного мероприятия «Чистота – лучшая красота!» для обучающихся 1- 2 классов школы для обучающихся по адаптированным образовательным программам (вариант 1)
Занятие направлено на обучение детей с ОВЗ (с интеллектуальной недостаточностью) детей основным правилам личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности; на...