Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. тема "Н. Носов "На горке"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Лилева Любовь Васильевна

Конспект урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

II. Речевая разминка.

III. Актуализация знаний.

IV. Работа по теме урока.

V. Физкультминутка.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

IX. Подведение итогов урока

Скачать:


Предварительный просмотр:


Характеристика обучающихся 2 «А» класса

           В классе учится 30 человек, из них 19 мальчиков и 11 девочек. Большинство детей 2010 года рождения. Учатся дети вместе второй год.  В начале учебного года появился новый ученик из Москвы Марков Сергей. Мальчик  коммуникабельный, быстро влился в коллектив.

Некоторые дети живут в неполных семьях (Кривцов С., Рябов М., Ивочкин А., Новикова С., Семенова А., Егорова А.)

В классе трое детей из многодетных семей (Егорова А., Марков С., Морозов А.). В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям.

В классе нет отличников, 16  - хорошистов. Низкая успеваемость у Семеновой А., Морозова А. Серегин Е.  Остальные учащиеся имеют средний уровень развития.  Итоги диагностики сформированности УУД :

УУД

высокий

срдний

низкий

Личностные

3ч. – 10%

24ч. – 80%

3ч. – 10%

Регулятивные

%ч. – 16 %

22ч. – 74 %

3ч. – 10%

Познавательные

5ч. – 16%

17ч. – 58%

8ч. – 26%

коммуникативные

7ч. – 23%

19ч. – 64%

4ч. – 13%

Результаты, полученные в ходе диагностики, выявили некоторые проблемы:

  • У учащихся недостаточно развито умение воспринимать и перерабатывать аудиальную информацию.
  • Выявлено снижение качества знаний некоторых учеников при письменном выполнении заданий, в отличие от качества выполняемой ими устной работы.
  •  Также на низком уровне развития находится такая операция как обобщение.

Средние показатели были получены и при выявлении умения устанавливать логические связи и закономерности, выполнять операцию сравнения, и определения уровня саморегуляции у учащихся. У учеников пока преобладают следующие типы мышления: наглядно-образный и репродуктивный.  Класс средне активности: дети принимают участие в школьных мероприятиях, у некоторых детей есть выраженные черты лидера (Зеленова В., Ульянова Е.)  Многие из учащихся хорошо рисуют, принимают участие в художественных конкурсах. Учебная мотивация носит разнообразный характер. На уроках желательно развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.

Урок литературного чтения  2 «А»  класс

УМК «Школа России»

Тема урока: «Н. Носов «На горке»

 Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Задачи :

Обучающие:

  • способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
  • создать условия для выразительного чтения;
  • способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

  • формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
  • воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.

          Планируемые результаты:

 Предметные умения:

          - читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

          - читать текст по ролям;

          - составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;

          - пересказывать текст от лица главного героя;

  Метапредметные умения:

        Регулятивные:

        - выполнять учебное задание по алгоритму;

        - адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

       Познавательные:

      - определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое  

       мнение;

       - подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

       Коммуникативные:

       - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного  

         задания.

      Личностные умения:

      - проявлять желание читать произведения о дружбе;

      - проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного  

       Произведения

Формы работы учащихся фронтальная, групповая.

Необходимое оборудование: компьютер, диапроектор.

П\п

Ход урока

       

Название этапа урока

Задачи этапа урока

 Деятельность учителя и учащихся

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Мотивация учебной деятельности

Создать эмоциональный настрой

 Литературное чтение – прекрасный урок ,                                                                          

 Много полезного в каждой из строк,                                                                                        

 Стих это будет иль сказка, рассказ -                                                                                  

 Вы учите их, а они учат вас!    

Мы друг к другу повернулись,

Мы друг другу улыбнулись.

- А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Подготовка к работе.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

регулятивные:

обеспечение учащимся их учебной деятельности (коммуникативные)

2

Речевая разминка.

Формиро-

вать навыки владения дыханием,   развивать органы артикуляционного аппарата.

- Чтобы выразительно и грамотно читать, проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.

  • Дыхательная гимнастика.

К вам на варежку упала снежинка. Сделайте вдох и подуйте на снежинку, чтобы она улетела.

- Посмотрите, куда опустились ваши снежинки.

  • Отработка дикции.

Слайд 1.

Шум леса - ШШШ

Полёт пчелы - ЗЗЗ

Полёт жука - ЖЖЖ

Накачивание мяча - ФФФ

Сдутие мяча - ССС

Шум леса - ШШШ

- Прочитайте глазами.

-Прочитайте шепотом и медленно.

-Прочитайте громко и медленно.

- Прочитайте громко и быстро.

  • Скороговорка.

        Слайд 2.

Как у горки на пригорке

Жили тридцать три Егорки

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка ...

Выполняют дыхательную гимнастику, проговаривают четко, отрабатывают дикцию.

3.

Актуализация знаний.

Воспроизвести учебный материал, необходимый для восприятия нового, организо

вать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.

- Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.

    Слайд 3.

Котька          добрая душа

Федора        В школу

Петя               Федорино горе

Вовка            На горке

- Что их объединяет? (герои, название)

- Установите соответствие между словами первого и второго столбика. ( Вовка герой стихотворения "Вовка - добрая душа" и т.д.)

- Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока полностью. (Рассказ Н.Носова "На горке")

Слайд 4.

- Что вы знаете о Н.Н. Носове?

(Он сочинял веселые рассказы о детях, написал книги о Незнайке).

- Какие произведения этого писателя вы читали? Поставьте эти книги на выставку.

(Дети ставят на полку прочитанные ими книги).

Вспоминают ранее пройденный материал, подбирают пару.

-Это герои и названия произведений.

- Вовка герой стихотворения "Вовка - добрая душа», Федора – «Федорино горе», Петя – «В школу»

-Он сочинял веселые рассказы о детях, написал книги о Незнайке.

Дети ставят на полку прочитанные ими книги.

анализ, самостоятельное выделение формирование познавательной цели, умение принимать и сохранять учебную задачу

 ( познавательные УУД)

4.

Работа по теме урока

1.Антиципация.

- Как вы думаете, о ком и о чём будет этот рассказ?

Посмотрите на опорные слова, рассмотрите иллюстрации на с. 61, 63 сделайте свой прогноз.

Слайд 5.

2. Чтение текста учащимися и учителем.

- Подтвердилось ли наше предположение?

3. Проверка внимательности чтения.

 Слайд 6.

(графический диктант, если ответ верный ставим V, если неверный, ставим ?)

- Ребята во дворе строили горку.

- Главного героя звали Мишка Чижов.

- Мальчик не мог забраться на горку, т.к. она была скользкая.

- Чтобы не падать он посыпал её солью.

- Ребятам пришлось снова заливать горку.

- Котька сделал ступеньки.

Проверка выполнения диктанта.

4. Словарная работа

Дворницкая с. 214

5. Составление плана

- На стр. 64 учебника дан план из рисунков. проверьте, соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа.

- Каких рисунков не хватает?

(Под руководством учителя составляется план)

Примерный план. Слайд 7.

  • 1. Строительство горки.
  • 2. Хитрый Котька.
  • 3. Горка засыпана песком.
  • 4.Ребята заставили Котьку работать.
  • 5. Котьке понравилось работать.

- Этот рассказ о детях.  Котька смотрит в окно, а ребята строят горку.

 

- Да

Выполняют графический диктант.

Проверяют выполнение диктанта.

Ученик читает из словарика , что обозначает слово дворницкая.

Проверяют  картинный план.

Определяют каких рисунков не хватает.

Составляют план.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания поиск и выделение необходимой информации

( познавательные УУД)

5

Физкульт

минутка

Мы немножечко устали,

А теперь все дружно встали.

Раз – поднялись, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – ровно стать.

- Покажите движениями, как Котька посыпал горку песком.

- Покажите мимикой, как удивились ребята, увидев испорченную горку.

Выполняют физические упражнения.

Показывают как  Котька посыпал горку песком, удивление ребят.

формирование установки на здоровый образ жизни (личностные УУД)

6.

   

Самостоятель

ная работа с самопровер

кой

Организо

вать самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий. Организо-

вать соотнесение с эталоном для самопро-

верки.

Организо-

вать рефлексию деятельности по данному этапу.

   1. Исследовательская работа в группах.

                       

 - Сейчас вы будете работать в группах. каждой группе предстоит исследовать текст рассказа по своему заданию.

1-я группа Найдите строчки из текста, которые подходят к рисункам на странице 61, 63.

2-я группа  С какой целью Н. Носов написал рассказ «На горке».

Выберите верные ответы:

Развеселить читателя.

Подшутить над кем-нибудь.

Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

Разбудить фантазию.

Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

3-я группа  Выберите и подчеркните слова, характеризующие главного героя:

хитрый                     честный

справедливый           ленивый

сообразительный      заботливый

Подтвердите свои высказывания строчками из текста.

4-я группа  Найдите ошибки в предложениях

  • А Котьке работать не понравилось
  • Думал, думал и придумал: «Вот сейчас ступеньки сделаю и заберусь на неё».
  • А когда ребята ушли, он медленно оделся, взял лыжи и выскочил во двор.
  • Ребята посыпали горку снегом, а Котька снова водой полил

5-я группа  Подготовьтесь и прочитайте диалог между Котькой и ребятами без слов автора.

6-я группа  

Выбери пословицы, которые подходят к тексту.

  • Друзья познаются в беде.
  • Умел ошибиться – умей и исправится .
  • Делу время – потехе час.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Проверка выполненного задания (по 1 ученику от группы).

Определение групп.

Находят в тексте предложения, соответствующие, картинкам.

Выбирают верные ответы.

Составляют характеристику главного героя, подтверждая высказываниями из текста.

Читают внимательно и находят ошибки в данных предложениях.

Самостоятельное распределение ролей. Чтение по ролям.

Выбор пословицы, подходящей к данному тексту.

учебное сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, достижение договоренности и согласование общего решения

(коммуникативные УУД)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания поиск и выделение необходимой информации

(познавательные УУД)

7.

Домашнее задание

Организо

вать обсуждение домашнего задания разными группами обучаю

щихся.

-Откройте учебники  с. 54,  найдите задание

№ 6.

- Для чего нам дали картинный план?

(С помощью плана легко пересказать текст).

- Это и будет вашим домашним заданием. План рассказа напечатан на лежащих перед вами карточках, а на обратной стороне – задание. Нужно на выбор пересказать так, как написал автор, или подготовить пересказ от лица Котьки. В этом случае свой рассказ начните так:

Однажды зимой я посмотрел в окно и увидел, как ребята…                                

Чтение задания.

-  С помощью плана легко пересказать текст.

постановка и формулирование проблемы, умение принимать и сохранять учебную задачу

(познавательные УУД)

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организо

вать само

оценку деятельности на уроке.

- У вас на партах лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке. Тот, кто считает, что справился со всеми заданиями очень-очень хорошо, работал самостоятельно, возьмите в руки самую большую снежинку. Кто считает, что справился с заданиями хорошо, но нужна была помощь, возьмите среднюю снежинку. А кто думает, что ему еще надо потрудиться, - маленькую снежинку. А теперь мы построим свою горку. Выйдите к доске и прикрепите свои снежинки. Хорошая горка получилась!

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности.

контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

(регулятивные УУД)

9.

Подведение итогов урока

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Какие виды плана вы знаете?
  3. Чему вы учились на уроке?

-Познакомились с новым произведением Н. Носова «На горке»

- Узнали что такое картинный план.

Личностные УУД: учувствовать в подведении итогов урока.

        Приложение                

 1-я группа.  Найдите строчки из текста, которые подходят к рисункам на странице 61, 63.

2-я группа.  С какой целью Н. Носов написал рассказ «На горке».

Выберите верные ответы:

Развеселить читателя.

Подшутить над кем-нибудь.

Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

Разбудить фантазию.

Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

3-я группа.  Выберите и подчеркните слова, характеризующие главного героя:

хитрый                              честный

справедливый                 ленивый

сообразительный            заботливый

Подтвердите свои высказывания строчками из текста.

4-я группа.  Найдите ошибки в предложениях

  • А Котьке работать не понравилось
  • Думал, думал и придумал: «Вот сейчас ступеньки сделаю и заберусь на неё».
  • А когда ребята ушли, он медленно оделся, взял лыжи и выскочил во двор.
  • Ребята посыпали горку снегом, а Котька снова водой полил.

5-я группа.  Подготовьтесь и прочитайте диалог между Котькой и ребятами без слов автора.

6-я группа  

Выбери пословицы, которые подходят к тексту.

  • Друзья познаются в беде.
  • Умел ошибиться – умей и исправится .
  • Делу время – потехе час.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Семь раз отмерь, а один раз отрежь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Н.Носов "На горке"» Подготовила учитель начальных классов Лилева Л. В. МБОУ СОШ № 1 г . Г ороховец

Слайд 2

Шум леса – Ш Ш Ш Полёт пчелы – З З З Накачивание мяча – Ф Ф Ф Сдутие мяча – С С С Шум леса – Ш Ш Ш

Слайд 3

Как у горки на пригорке Жили тридцать три Егорки Раз Егорка, два Егорка, три Егорка ...

Слайд 4

Котька добрая душа Федора В школу Петя Федорино горе Вовка На горке

Слайд 6

Опорные слова: ребята горка Котька Чижов с мотрит в окно н ацепил коньки песок и спортил засыпал

Слайд 7

Графический диктант. - Ребята во дворе строили горку. - Главного героя звали Мишка Чижов. - Мальчик не мог забраться на горку, т.к. она была скользкая. - Чтобы не падать он посыпал её солью. - Ребятам пришлось снова заливать горку. - Котька сделал ступеньки.

Слайд 8

План. 1. Строительство горки. 2. Хитрый Котька. 3. Горка засыпана песком. 4.Ребята заставили Котьку работать. 5.Котьке понравилось работать.

Слайд 9

Рефлексия

Слайд 10

Итог урока Что нового узнали на уроке? Какие виды плана вы знаете? Чему вы учились на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению " Н.Н.Носов "На горке""

Конспект урока " Н.Н.Носов "На горке" "  2 класс (Школа России)...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "На горке"

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "На горке"...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...