Урок литературного чтения "Мышонок Пик"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Развитие критического мышления».
Цель: познакомить детей с произведением В.Бианки “Мышонок Пик” через приемы по технологии РКМ.
Задачи:
1) учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
2) расширить представления детей о жизни; научить оценивать поступки, поведение героев произведения;
3) развивать творческое мышление младших школьников;
4)помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто нас окружает;
5 ) воспитывать чувство сострадания, любви к животным, правильного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_po_teme.doc | 65.5 КБ |
prezentatsiya_bianki_myshonok_pik_3_klass.ppt | 1.97 МБ |
razdatochnyy_material.rar | 58.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по теме:
«В.Бианки «Мышонок Пик».
(Первый урок. Знакомство)
Слайд 1
Время проведения: 3 четверть
Возраст учащихся: 3 класс (9 лет)
Время: 45 мин.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Развитие критического мышления».
Цель: познакомить детей с произведением В.Бианки “Мышонок Пик” через приемы по технологии РКМ.
Задачи:
1) учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
2) расширить представления детей о жизни; научить оценивать поступки, поведение героев произведения;
3) развивать творческое мышление младших школьников;
4)помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто нас окружает;
5 ) воспитывать чувство сострадания, любви к животным, правильного отношения к природе.
Оборудование урока: портрет В.Бианки, выставка книг, раздаточный материал для учащихся, презентация, энциклопедический и справочный материал, толковый словарь.
Ход урока
1. Организационный момент.
Стадия вызова. Вступительное слово учителя.
Слайд 2
…Здравствуйте те, кто мечтал хотя бы однажды совершить путешествие…
…Здравствуйте те, кто задумывался над тем, как нелегко бывает маленьким …
…Здравствуйте те, кто знает, как помочь тем, кто вокруг нас…
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
- Кто услышал о каком писателе я вам рассказала?
Слайд 3
А кто знаком с этим писателем? Что вы о нём уже знаете?
На доске подсказка:
Знаток ( чего?)
Любит (кого? Что?)
Злой - добрый
Серьёзный – шутливый
Внимательный – рассеянный
Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки помогал ребятам проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.
Мохнатых и пернатых, обитающих на страницах книжек Бианки, невозможно не полюбить. Писателю удалось найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир. Он написал более 300 сказок, рассказов о природе.
Слайд 4
- Посмотрите на выставку книг. Какие произведения этого писателя вам уже знакомы?
- А вот о ком мы будем читать сегодня, узнаем из загадки:
Маленький рост, длинный хвост.
Серая шубка, острые зубки. Кто это? (Мышь)
Слайд 5 ( показ картинки)
- Что вы знаете о мышах? ( приём «До и После» - запись на доске фиксируется.) Какие чувства вы испытываете, когда видите мышонка или думаете о нём?
2. Основная часть.
1) Стадия вызова.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?
/Запись ответов на доске./
- Рассмотрим книгу и только по обложкам , иллюстрациям, названиям глав предположим о чём она? (стратегия «Бортовой журнал»)
- Обратите внимание на слова, которые встречаются в названии глав, уточните свои предположения.
(стратегия «Ключевые слова») Слайд 6
МЫШОНОК
МОРЕПЛАВАТЕЛЬ
КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ
НОЧЬ
ХВОСТ-ЦЕПЛЯЛКА
СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК
Бортовой журнал |
Предположения | Новая информация |
Слайд 7
Предположите жанр произведения.
2) Стадия осмысления.
Стратегия “Чтение текста с остановками”.
1 часть ( до слов «.. и пошёл в кусты.»)
– Что вы узнали из этой части?
Как вы теперь предполагаете, о чем далее пойдет речь?
2 часть ( до слов «.. я её сейчас.»)
– Что вы узнали из этой части?
– Как вы думаете, что произойдет дальше?
3 часть ( до слов «…у нас хлеб воруют»)
– О чем вы прочитали?
– Как будут далее развиваться события?
4 часть (до слов «… и пошёл к берегу..»)
( проверка предположений после прочтения каждой части)
– Чем закончится рассказ?
- Какие чувства вы испытали? За кого переживали? Кто больше всего понравился из героев?
Прочтите самостоятельно ещё раз первую часть, обратите внимание на незнакомые слова.
Слайд 8
Словарная работа:
порскнуть – бросились врассыпную, в разные стороны
извести – уничтожить, убить
рубнул - ударил ножом, срубил
Слайд 9 Возврат к стратегии «Бортовой журнал».
- Правильно ли мы предугадали содержание? В чём вы были правы?
- Чего не смогли предугадать?
- Каков жанр этого произведения?
- Это сказки – несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. Сказка – это путешествие мышонка и его приключения. Научно-познавательный рассказ ( несказка) – удивительные подробности из жизни маленькой полевой мышки.
Физминутка
Вверх рука и вниз рука
Потянулись мы слегка.
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
А теперь играем с вами
Хлопнем только лишь тогда, когда со мной согласны.
Топнем ножкой, тогда когда совсем не согласны.
Тест на усвоение содержания.
(+ правильный ответ – хлопок, - неправильный ответ – топнуть ногами)
Ребята пускали по реке лодочки? –
Брат делал их из бумаги. –
На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. +
Мышонок был один и жил под камнем. –
Он был серого цвета. -
Это был дикий мышонок. +
Мальчик ранил его ножом, когда доставал. +
Ребята решили убить мышонка. –
Слайд 10
Проектная деятельность. «Корреспонденты».
Задачи проекта: 1) подготовить вопросы каждому герою.
2) исследовать поведение героев, речь;
3) дать характеристику главным героям рассказа;
Планируемый результат: интервью у героев рассказа.
1. Погружение в проект.
Стратегия «Зигзаг»
Работают 3 рабочих группы и 3 экспертных группы.
2. Организация деятельности.
Для работы групп даются задания:
Вопросы для экспертных групп.
- Каким был мальчик?
- Какой была девочка?
- Каким был мышонок Пик?
Вопросы для рабочих групп.
Составьте по одному вопросу для каждого героя: девочке, мальчику, мышонку Пику.
Что бы вы хотели спросить у них после прочтения первой главы?
Прослушав сообщения экспертов, выберите, кто из вас будет задавать вопросы мышонку, мальчику, девочке.
Каждой группе даются карточки - помогайки:
План характеристики героя:
- Описание.
- Что говорит о герое автор, другие герои.
- Вывод о герое. Свои чувства к нему.
- Выработайте манеру общения каждого героя, согласно его характеру: голос, темп, мимика, жесты и т.д.
- Выберите, кто из вас будет озвучивать мышонка( мальчика, девочку).
- Пройдите в свою рабочую группу и расскажите им о характере вашего героя.
Как подготовить вопросы:
(Стратегия «Ромашка вопросов)
Шесть лепестков - шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Кто ? Что ? Когда ? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...? | Уточняющие вопросы. «То есть ты говоришь, что...?» «Если я правильно понял, то...?» | Интерпретационные «Почему …?». |
Творческие вопросы. Что, если бы…? Как бы ты.. ? | Оценочные вопросы. «Почему то, что…. хорошо? «Почему то, что…. плохо?» | Практические вопросы. «Как бы вы поступили на месте …?» «Приходилось ли тебе в обычной жизни…? |
3. Осуществление деятельности.
Сначала идет работа в экспертных группах, а затем вновь в первоначальных.
Вернувшись в "родную" группу, эксперты в порядке следования знакомят "родную" группу с ответом на свой вопрос. После такой работы любой ребенок из команды может дать ответ на любой вопрос по тексту.
В «Родных» группах составляется по одному вопросу каждому герою.
3. Рефлексия.
Презентация. Интервью.
Слайды 11, 12,13.
Идет озвучивание: вопрос - ответ. Группы задают подготовленные вопросы, дети, озвучивающие героев, отвечают на них.
Сравнение мультипликационных средств и литературных.
- По многим рассказам В.Бианки созданы мультфильмы. Посмотрите отрывок из мультфильма «Мышонок Пик»
Слайд 14.
- Чем отличается словесная сказка от мультипликационной? Совпадают ли действия героев?
- Как вы думаете , что ждёт мышонка впереди?
- Об этом вы узнаете дома и на следующем уроке.
Домашнее задание.
Прочитать вторую и третью главы с. 75-79 , по желанию подготовьте небольшие сообщения о тех животных, которые в них встретятся.
4. Итог урока.
Слайд 15. ( возврат к приёму «До и После», закончить вторую половину)
- Изменились ваши знания о мышах? Что нового вы о них узнали?
- Изменились ли ваши чувства? Почему?
Слайд 16.
- Закройте глаза, прислушайтесь к своему сердцу, к своей душе. Слышите? Это рождается новое великое чувство любви ко всему живому. Позвольте ему поселиться в вашей душе навсегда, не гоните его. Вам стало хорошо и тепло.
- Откройте глазки и попробуйте обобщить свои впечатления . Слайд 17.
- Над чем же заставил вас задуматься В.Бианки? Что он изменил в вас?
Поднимите одну из карточек, которые лежат у вас на столах:
- Урок понравился. Задания были понятны и трудностей не вызывали.
- Испытывал затруднения при выполнении некоторых заданий.
- Урок вызвал интерес и желание ещё раз повторить такую работу.
Слайд 18.
Выставление отметок.
Подарки ученикам. ( закладки от мышонка Пика, на обратной стороне сочинённые хокку по сказке).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самый лучший день – сегодня. Самый лучший отдых – работа. Самая лучшая работа та, которую ты любишь. Самая большая потребность – общение. Самое большое богатство – здоровье. Самый большой дар – любовь.
- Когда Мальку проносило мимо меня,… - … за ночь река разлилась, … - …, чтобы поймать собачонку.
Самый лучший день – сегодня. Самый лучший отдых – работа. Самая лучшая работа та, которую ты любишь. Самая большая потребность – общение. Самое большое богатство – здоровье. Самый большой дар – любовь.
(1894 – 1959) Сведения о писателе Русский писатель. Задания
Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же и увлекающаяся, артистическая натура. От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет». «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отечеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. … И вот я пишу рассказы, повести, сказки – про зверей и птиц, про охоту, про лес, мою радость!». (Виталий Бианки. Отчего я пишу про лес.)
Главная тема его произведений – лес и его обитатели. Всё написанное Виталием Валентиновичем Бианки – от первой сказки «Путешествие красноголового воробья» (1923) до последней – «Гоголенок» (1959) – это увлекательное путешествие в лесной мир природы, где писатель становится волшебником и поэтом, натуралистом и ученым, проводником и переводчиком. Перед читателями открывается при этом огромный, неведомый край, полный «дивья» – дивных героев и событий, больших тайн и маленьких отгадок, – настоящая «страна Див». Писатель был очень внимателен к детям, учил их видеть, удивляться, размышлять, быть гуманными и добрыми. Он называл детей «маленькими Робинзонами», заново открывающими для себя мир, которые учатся понимать природу, жить, различая в ней полезное и вредное.
Маленький рост, длинный хвост. Серая шубка, острые зубки. Кто это?
"Мышонок Пик" Словарно-лексическая работа Техника чтения
При-ла-жи-ва-ла По-на-до-ба-лась Кро-шеч-но-го Взмо-ли-лась
Дол-блё-но-е Су-дё-шыш-ко Без-за-щит-но-го Пу-те-шест-ви-е
За-кру-жи-лись Врас-сып-ну-ю Пе-ре-вер-ну-лось Пе-ре-вер-нув-шим-ся
У-го-мо-ни-лись Крюч-ко-ва-тым Ко-раб-ле-кру-ше-ни-е
Словарно-лексическая работа мачта сосунок чайка вертикально стоящая конструкция, обычно поддерживаемая растяжками. детёныш млекопитающего, ещё сосущий матку. Живущая по берегам морей, рек, озёр птица с короткими ногами, длинными крыльями и густым оперением. Рыболов-скопа хищная птица отряда соколообразных. Длина ок. 60 см. Обитает у водоемов; питается рыбой. Сорокопут-жулан хищная птица из разряда пташек. Длина ок. 18 см.
осторожный
Самый лучший день – сегодня. Самый лучший отдых – работа. Самая лучшая работа та, которую ты любишь. Самая большая потребность – общение. Самое большое богатство – здоровье. Самый большой дар – любовь.
Домашнее задание: с.73-81чт.
Предварительный просмотр:
Маленький лесной мышонок. Он смотрит на мир доверчивыми глазками. Люби всё живое вокруг! | Оглянись вокруг: Мы не одни на планете. Земля – наш общий дом! | Мореплаватель. Маленький, беззащитный. Дрожит, замирает, боится. Что ждёт его впереди? Пассажир. |
На берегу реки Пускали кораблики дети. Куда он поплыл? | Мореплаватель. Маленький, беззащитный. Дрожит, замирает, боится. Что ждёт его впереди? Пассажир. | Оглянись вокруг: Мы не одни на планете. Земля – наш общий дом! |
Ты – часть природы. Люби всё живое вокруг. Все хотят жить! | Человек. Добрый, любящий. Наблюдает, сострадает, помогает. Видит живое вокруг себя. Дитя природы. | Ты – часть природы. Люби всё живое вокруг. Все хотят жить! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....