Стихотворение..
план-конспект занятия по чтению (1 класс)
Это одна из форм литературного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihi_detyam._a.l._barto.docx | 37.19 КБ |
s.esenin_beryoza.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Стихи детям. А.Л. Барто
Цель : Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. Барто, её произведениями, совершенствования навыков выразительного чтения, развитие речи, памяти и логического мышления.
Задачи :
- познакомить учащихся с творчеством русской поэтессы А.Л. Барто.
- развивать внимание, память.
- формировать навыки выразительного чтения, прививать любовь к родному языку.
- воспитывать бережное отношение к игрушкам, трудолюбие и заботу о младших.
Предметные результаты
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения.
- овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству А.Л.Барто
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные:
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.
- познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
Оборудование и материалы
Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий часть 2 , выставка книг А.Л. Барто ,раздаточный материал, тесты, картинки
Ход урока:
1.Орг. момент – Здравствуйте, ребята! -Посмотрите на свои парты всё ли у вас готово к уроку. – А сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь. Я желаю вам успешной работы на уроке литературного чтения.
2. Введение в тему . Постановка учебной задачи
-Ребята давайте с вами совершим небольшую прогулку по страницам книги. (Открывает первую страницу - фрагмент интерьера детской комнаты).
-Дети, кто живет на этой странице? Давайте посмотрим Кто это?
Дети: Мишка!
-Почему он грустный? Давайте вместе вспомним это стихотворение
«Уронили Мишку на пол
Оторвали Мишке лапу
Все равно его не брошу
Потому что он хороший»
-Ребята как нам помочь Мишке?
Дети: Пришить лапку.
-Правильно!
-Какой Мишка был? Давайте откроем вторую страницу. (Сюжет: девочка плачет у водоема).
-А кто вспомнит это стихотворение ?
«Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь
Не утонет в речке мяч».
-Как же нам помочь Тане?
-Давайте найдем предметы, которые помогут нам достать мяч. ( Дети отбирают).
-Молодцы!
Мячик мы достали из речки! А какой он?
(Открывают следующую страницу, на которой изображен бычок, идущий по наклонной доске)
-Ребята, а кто на этой странице? Дети: Бычок!
-Давайте вместе прочитаем стихотворение про бычка.
«Идет бычок качается
Вздыхает на ходу:
Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду».
-Ребята, наш бычок может упасть и удариться.
Давайте ему поможем. (Дети подставляют к краю скамейки призму и проводят бычка).
-Чему учат эти стихи? ( Беречь свои игрушки.)
Молодцы!
-Кто знает автора этих знакомых вам с раннего детства стихов?
Это Агния Львовна Барто — великая русская поэтесса.
-Ребята, а кто ещё знает стихи А.Л.Барто наизусть.
3.Объявление темы, целей урока.
-Сегодня мы познакомимся с биографией А.Л.Барто, будем учиться выразительно читать стихи А. Барто, будем учиться определять главную мысль произведений. Работать с учебником.
4.Работа по теме урока
1) Знакомство с биографией А.Л. Барто-Теперь я вам расскажу об этом авторе. Агния Львовна Барто (портрет на доске) мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. Еще она вела на радиостанции "Маяк" передачу "Найти человека", ей удалось соединить около 1000 семей, разбросанных по белу свету войной. В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным
товарищем. А. Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи. Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой. (выставка книг у доски)
Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи.
2)Чтение стихотворения учителем -У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано в «Азбуке». Сейчас я вам прочту стихотворение "Помощница".
-Вам понравилось это стихотворение? Какое настроение у вас возникло при прослушивании этого стихотворения?
3) Словарная работа
-Прочитайте.
-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?
Столярный клей - клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия. (Запись на доске читает сильный ученик)
4)Повторное чтение стихотворения. Анализ стихотворения .
- Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия?
-Чем вы можете это доказать? (выборочное чтение)
-Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом? (Таня пролила столярный клей, а убирала его, наверное, мама.)
(Таня не стала раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.)
-Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста.
-Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Докажите.
-Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?
(Ответы детей: Она посмеялась над девочкой. Автор знает, что она не помощница и всё-таки рассказала нам эту историю).
-Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём. Он называется ирония.
-Обсудите в парах, как автор относится к своей героине?
(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на карточках: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).
Итог обсуждения: Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен её поведением, но он её любит.
-Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет её Танюша)
-Каково ваше отношение к Тане?(обобщение ответов детей)
Физминутка
5) Анализ стихотворения «Зайка»
-У вас есть любимые игрушки? Какие? - Как вы с этими игрушками обращаетесь?
-Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по другому относится к своей игрушке. (Читаем)
-С каким чувством вы слушали это стихотворение? Почему? -Как вы понимаете выражение "до ниточки промок"? -Почему зайка остался на скамейке? -Как относится девочка к своей игрушке? -Можно ли её назвать хозяйкой?
6)«Игра в слова»
-Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Игра в слова»
У А.Л.Барто есть стихотворение, которое называется «Игра в слова»
Чтение учителем
-От чего зависит звучание слова? (от звуков, из которых оно состоит)
-А какие звуки вы знаете? (гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие и т.д.) - Какие звуки в этом стихотворении передают раскаты грома? В каких словах встречаются? - Как мы должны прочитать это стихотворение? (Везде по-разному используя мимику, интонацию)
-Что такое родник и с каким ключом его можно спутать?
7)Самостоятельная работа ( на карточках)
Тест.
Из какого произведения эти строки? Соедини линией.
1) Я устала, не могу.
Я вам завтра помогу!
«Игра в слова»
2) Весь до ниточки промок...
«Я выросла»
3) Скажи потише:
« Шесть мышат...»
«Зайка»
4)Куклу жалко отдавать...
«Помощница»
-Проверим с помощью сигнальных карточек. (Ребята работают с тестами самостоятельно, после
выполнения фронтальная проверка. )
5. Итог -Что нового вы сегодня узнали? С каким автором познакомились?
-Какие стихотворения читали? – Что больше всего вам понравилось на уроке?
– Что нового и интересного вы сегодня узнали?
6.Рефлексия
– Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать с каким настроением вы
уходите с урока. У вас на столах лежат солнышки и тучки, если у вас хорошее настроение,
отсутствие усталости поднимите, а если вы устали и вы считаете, что сегодня на уроке зря
потратили время и вы, сердитые и грустные как тучки, поднимите рисунки с тучками.
Предварительный просмотр:
С.Есенин «Береза»
Цель-:
образовательная: познакомить учащихся с основными этапами биографии и творчества поэта; показать своеобразие его лирики;
развивающая: развивать воссоздающее и творческое воображение детей, позволяющее адекватно воспринимать художественное произведение;
воспитывающая: приобщать детей к миру поэзии; воспитывать любовь к природе.
Методы обучения: словесные, наглядные, исследовательские, проблемные.
Средство обучения для учителя: проектор, музыкальный центр, репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
для ученика: учебник «Литературное чтение».
Ход урока
Ⅰ. Мотивация учебной деятельности
(учитель поет)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
- Кто слышал это музыкальное произведение?
- А кто автор слов этого музыкального произведения?
Ⅱ. Постановка целей, задач и темы урока
-Отгадайте название стихотворения С. Есенина, с которым мы сегодня познакомимся.
«Это лиственное дерево с белой корой, черными кармашками, зелеными сережками. Является символом России».
- Озвучьте тему урока.
Ⅲ. Первичное усвоение новых знаний
- Автобиография поэта (самопрезентация)
- Чтение стихотворения учителем
- К какому литературному жанру относится это
произведение? - Какие картины открылись вашему
мысленному взору при чтении мною стихотворения?
- Какие чувства вызывает эта картина у рассказчика?
- А у вас?
- Повторное чтение и анализ содержания
- Давайте вместе проанализируем его.- Какой увидел зимнюю березу поэт? Почему она привлекла его внимание, ведь он часто видел ее из окна? (зачитайте строки)
- В какое время суток поэт увидел березу? - Подтвердите ответ чтением строк из стихотворения. - Какое это было утро? (ясное, пасмурное .солнечное)
- Из каких строк это поняли? - Прочитайте первое четверостишие. С чем автор сравнивает снег и почему?
(автор применяет изобразительное средство – сравнение).
- Как понимаете смысл «принакрылась»? (незаконченность действия) - Почему поэт использовал в стихотворении именно это слово, а не «укрылась», «накрылась»? (завершенность)
-Принакрылась снегом» - на самом ли деле так может быть? (оживление неживых предметов в литературе называется олицетворением)
- Найдите в стихотворении еще олицетворения («горят снежинки», «обсыпает ветки»)
- С чем сравнивает поэт ветви березы? Почему? (белая бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей у скатерти)
-Как понимаете слова «горят снежинки»?
- О каком золотом огне говорится в стихотворении?
( эпитет)
- Прочитайте, как занимается заря зимой? (лениво)
- Почему?
- Если бы вам предложили написать картину к этому стихотворению, то какие краски вы бы использовали?
- Беседа по репродукции с картины И.Грабаря «Февральская лазурь».
Художник восхищается русской природой и ее символом – могучим великолепием ветвистой березы. Он изобразил ее сильными, контрастными красками, стараясь применить чистые, несмешанные цвета: белый, синий, зеленый, красный. А небо, чтобы показать его переливчатость, пишет резкими синими полосами по белому фону. Ветви великолепных берез устремляются вверх, словно в радостном шумном порыве приветствуют солнечное морозное утро.
- Похожи ли березы, изображенные на картине
И. Грабаря и в стихотворении С. Есенина?
- В чем сходство и различие?
Ⅳ. Первичное закрепление.
- Каким должен быть темп чтения: быстрым , неторопливым или медленным? (словосочетания «сонная тишина», «заря , лениво обходя кругом» подсказывают, что стихи надо читать певуче, неторопливо).
1.Выстукиваем ручкой ритм стихотворения.
2.Выстукиваем интонационную паузу.
3.Групповая работа
(сочинительская деятельность)
АКРОСТИХИ – стихотворения, в которых начальные буквы его строк образуют слово или фразу.
За что березу я люблю,
А это признак лета!
Россия – щедрая страна.
Я песнь пою про это.
Зазвенела капель!
А ведь это, братцы, апрель!
Речка Волга ждет ледохода.
Я же жду белоснежного парохода.
4. Разучивание музыкального произведения «Береза»
Слова С.Есенин, музыка О.Фельцмана
Многие стихи Есенина переложены на музыку:
«Отговорила роща золотая»
«Не жалею, не зову, не плачу»
«Над окошком месяц. Под окошком ветер…»
«Письмо матери»
«Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»
5. Прослушивание произведения в исполнении
Заслуженной артистки России Галины
Ненашевой.
V. Рефлексия
-С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились?
( Я работал с …. настроением)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Что вам понравилось?
Сергей Есенин очень любил русскую природу, любил Русь и людей. «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле»,- говорил поэт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта....
Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»
Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произвед...
Стихотворение А.Е. Екимцева Комары Тема: Выявление особенностей стихотворения . Создание веселого художественного образа.
Стихотворение А.Е. Екимцева КомарыТема: Выявление особенностей стихотворения . Создание веселого художественного образа....
Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.
Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чт...
Алгоритм анализа стихотворения на примере стихотворения И. Сурикова "Зима"
Данный алгоритм позволяет познакомить учащихся 3-4 классов с некоторыми литертуроведческими понятиями (строфа, рифме. парная рифма, кольцевая рифма, перекрёстная рифма, эпитеты, сравнения) без "з...
Тема Ф.И. Тютчев стихотворение "Осень", К.Д.Бальмонт стихотворение "Осень" 2 класс
Индивидуальный лист раздаток к уроку литературного чтения.Тема Ф.И. Тютчев стихотворение "Осень", К.Д.Бальмонт стихотворение "Осень"...
класс 3 Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»
Литературное чтениекласс 3УМК: Система развивающего обучения Л.В. ЗанковаТема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского &laq...