Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.
Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Упражнение в восприятии текстов одноклассников на слух. Анализ текста. Накопление опыта в постановке вопросов одноклассникам по содержанию и построению текстов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.docx | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом».
Цели: Предметные: Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.
Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Упражнение в восприятии текстов одноклассников на слух. Анализ текста. Накопление опыта в постановке вопросов одноклассникам по содержанию и построению текстов
Личностные универсальные учебные действия
– способность осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир класса, школы;
– эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку,
«братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе;
– способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;
– способность осознавать свою этническую идентичность;
– умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).
Регулятивные универсальные учебные действия
– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.
Познавательные универсальные учебные действия
– корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
– уметь работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку;
– самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;
– сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Ход урока
1. Организационный этап.
Край мой смоленский,
Край мой родимый!
Здесь моя юность
Когда-то бродила.
Здесь моя юность
Когда-то бродила,
По перелескам
Костры разводила.
В жите высоком
Венки заплетала,
Встречи нежданной
Здесь ожидала.
В дальние дали
Отсюда стремилась.
Где ж она делась?
Куда ж она скрылась?
Знать, отшумела
Весенней водою,
Знать, отгорела
Вечерней зарёю.
В поле следы её
Смыты дождями,
Голос развеян
Глухими ветрами…
Что ж я брожу
По родимому краю,
Что же я снова
Её вспоминаю?
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, только что прозвучал отрывок из стихотворения известного смоленского поэта М.В.Исаковского.
- Сформулируйте тему урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся не только со стихотворением М.В.Исаковского, но и с автобиографией этого замечательного поэта.
3. Актуализация знаний.
- Я предлагаю заслушать каждую группу, которая подготовила сообщение об авторе
1 группа
Михаил Васильевич Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка
Осельской волости Ельнинского уезда Смоленской губернии в бедной крестьянской
семье. Тяжёлым и безрадостным было детство поэта.
Ученик. «У моего отца Василия Назаровича и матери Дарьи Григорьевны Исаковых было
тринадцать человек детей, но выжило у них только пятеро. Остальные умерли в раннем детстве.
Семья наша бедная, земля тощая. Своего хлеба у нас никогда «до нови» не хватало, его приходилось покупать. Поэтому с осени, когда кончались сельскохозяйственные работы, отец вынужден был уходить на заработки, чтобы добыть денег на хлеб», вспоминает в своей биографии М.Исаковский. Он много работал дома и в поле, помогая старшим.
2 группа
Грамоте Михаил выучился с помощью отца, который к тому же, будучи «почтарём»,
нередко привозил домой газеты и журналы, привлекавшие внимание пытливого и любознательного мальчика. Когда в селе Оселье была создана начальная земская школа, М.И.И., как умеющий читать и писать, пошёл учиться сразу во второй класс. Но занятия он посещал нерегулярно: в зимние холода ему нечего было надеть, кроме сплетённых им самим лаптей. К тому же обнаружилось, что у мальчика слабое зрение, и он всеми силами старался скрыть это от одноклассников. Однако дома будущий поэт продолжал заниматься: учительница Е.С.Горанская прислала ему полный комплект учебников. Возобновив учение в школе, весной 1913 года он успешно её окончил.
Инсценирование стихотворения «Детство»
3группа
Сила поэзии Исаковского в близости к жизни. Поэт пишет всегда по глубокой душевной потребности. Поэтому и политические темы выражены в его стихах лирически, взволнованно. По выражению А. Твардовского, Исаковский «…нашел для насущной политической, часто непосредственно агитационной темы средства выражения лирические, задушевные, располагающие сердца к тому, о чем идет речь в произведении». По своей форме и языку поэзия Исаковского отличается ясностью, народностью. Ей чужды сложные метафоры и сравнения, изощренные ритмы и размеры. Исаковский умело использует богатства русского языка, его способность передать любые оттенки чувств и мыслей.
Многие строчки стихов и песен Исаковского стали обиходными выражениями.
Отличительная черта поэзии Исаковского — ее песенность и музыкальность. Почти каждому стихотворению присуща внутренняя мелодия, соответствующая тем чувствам и думам, которые выражает поэт. Творчество Исаковского развивает плодотворные традиции русской классики. Тесно связаны стихи Исаковского и с устным народным творчеством, с народной лирической песней, с частушкой. Исаковский использует особенности фольклора, его традиционные размеры, символику, приемы психологического параллелизма, композиционные повторы и др. Подобно народным песням, песни Исаковского сюжетны. Исаковский дважды удостоен Сталинской премии: в 1943 — за тексты песен: «Шел со службы пограничник», «Провожанье», «И кто его знает», «Катюша» и др., в 1949 — за сборник «Стихи и песни».
4группа
На протяжении всей своей поэтической деятельности Исаковский совершенствует и оттачивает основную линию своего творчества – лирическое раскрытие дел и чувств людей. Он творит по собственному, им самим избранному принципу, о котором, спустя годы, говорил так: «Писать простые и понятные стихи, может быть, и не трудно. Гораздо труднее добиться того, чтобы в простых по форме стихах была подлинная поэзия, а не просто зарифмованные строчки.
К этому я и стремился насколько мог, в своей поэтической работе». А сейчас давайте просто послушаем стихи М.В.Исаковского
4. Первичное усвоение новых знаний. Чтение и анализ стихотворения М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом».
1. Чтение стихотворения учителем (звучит музыка).
– Поделитесь своими мыслями и чувствами.
2. Лексическая работа.
– Встретились ли вам незнакомые слова? Постарайтесь их объяснить друг другу.
3. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения про себя.
4. Беседа и работа над выразительностью чтения.
5. Первичная проверка понимания
Этап восприятия.
Сравнение произведений по теме, проблеме, использованию изобразительно-выразительных средств, позиции автора.
Прием оживления личных впечатлений.
Проводится беседа об изменениях в природе, происходящих осенью.
У: Почему это время года так часто изображается в живописи, в музыке, в литературе?
(Это очень красивая пора, полная красок, образов и звуков.)
- Это время года навевает желание философски его осмысливать.
- Творческие люди очень тонко чувствуют окружающую действительность и делятся своими впечатлениями, мыслями, чувствами с читателями, зрителями.
Обращение и выставка детских рисунков, посвященных осени. Авторы рисунков выходят, рассказывают свой замысел (3-4 работы).
Примерные впечатления детей:
Я скучаю по солнечным теплым дням.
Я радуюсь урожаю овощей, фруктов.
Мне жаль, что не слышно голосов птиц, и они улетают от нас.
Очень интересно наблюдать, как готовятся к зиме звери и птицы.
И другие.
- Вы назвали свое отношение к этому времени года. Давайте перечислим чувства, которые вы передали в своих рисунках.
(Грусть, скука, жалость, удовлетворение и спокойствие, сочувствие, удивление, восхищение.)
- Почему Ваше отношение к осени, ваши чувства так различны?
- Послушайте музыку П. И. Чайковского об этом времени года.
Слушание отрывка «Времена года» П. И. Чайковского.
- Какие чувства и настроение вы услышали в музыке? ( Настроение печальное, скучное)
- А чем это передал композитор?
( Однообразными, монотонными звуками.)
Сопоставление впечатлений от восприятия произведений смежных искусств.
6. Первичное закрепление.
Анализ изобразительно-выразительных средств.
- А какие средства использовали оба мастера?
( Композитор все передал звуками, ритмом, тоном, а поэт использует художественное слово, художественный образ. Правда, он тоже ритмически организовал их: выбрал рифму, строфу, ритм.
-Найдите в тексте стихотворения приемы, которые использует автор, чтобы передать свое отношение к осенней природе, состояние души.
( В первой строфе частая смена осенней погоды передана употреблением глаголов прошедшего времени, короткими предложениями передана грустная картина прощания с птицами. Поэт волнуется, поэтому немногословен.)
Птицы, словно чувствуют взволнованность автора стихов, их настроения очень похожи.
У поэта «снующие» грачи сравниваются с сетью («да как сеть мелькали»). Они собрались в стаю и готовятся к отлету.
Исаковский не огорчен ее приходов. Ему нравятся изменения в природе.
-Попробуйте подобрать строчки из стихов, которые можно было бы отнести к картине И. Левитана «Золотая осень».
( У художника осень яркая, золотая, красивая. Она нравится ему и радует зрителя.)
-Сравните палитру красок художника и светопись в стихах.
(У Левитана в картине преобладают золотисто-желтые, красно-желтые тона. Совсем, как в стихотворении М. Исаковского:
- «Запылали алым цветом
Кисти спелые рябин…»
или
«Рощи вспыхнули вдали…»
- У художника вы воспринимали цвет в красках, а у поэта?
( У поэта в эпитетах (алый цвет, спелые кисти), метафоре («запылали кисти», и «рощи вспыхнули»).
Работа в группах: сравнить образы в стихах. Одинаково ли чувствуют отлет птиц поэты? Какие используют для этого средства?
Результаты работы групп:
У М. Исаковского журавли улетают спокойно, организованно, не спеша. Так устроено в природе, таков ее закон. Автор использует метафору, сравнивая клин журавлей с невидимым канатом. Так стройно и ровно они летят – «протянулись».
- Давайте сделаем вывод: зачем эти образы использованы поэтом в стихотворении?
( Чтобы усилить свое настроение и чувства и помочь читателю ярче представить образы и понять замысел автора.)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Попробуйте дома прочитать стихотворение выразительно, чтобы мы, слушатели, ощутили прелесть весны с её яркими красками, разнообразными звуками и особыми запахами; подготовить читательские дневники к проверке.
Нарисовать рисунки. Подготовить выразительное чтение стихотворений других авторов об осени.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
– Смогли ли мы проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?
– О чём это стихотворение?
- Поделитесь своими впечатлениями с одноклассниками
– Закончить урок хотелось бы такими строчками:
Фантазия Художника щедра.
Она нам дарит столько неожиданного.
Представьте, насколько б жизнь была бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.
– Спасибо за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство со средствами художественной выразительности в стихотворении Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной..."
Элементы урока в виде презентации...
Урок литературного чтения в 1 классе "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева "Шуршащая песня" и др." СРО Л.В.Занкова
Урок литератуного чтения в 1 классе по учебнику В.А.Лазаревой СРО Л.В.Занкова "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева ...
Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России» С.Есенин. Средства художественной выразительности в стихотворении «Черёмуха».
Цели: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина, ввести понятие олицетворения, развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, обучить правильному чтению стих...
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Чтение стихотворения «Земля» Я.Аким»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) в старшей группе.Тема недели &laqu...
класс 3 Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»
Литературное чтениекласс 3УМК: Система развивающего обучения Л.В. ЗанковаТема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского &laq...
Открытое занятие кружка «Художественное слово» Инсценировка стихотворения С.В.Михалкова «Как старик корову продавал»
Данное занятие можно проводить на уроках внеклассного чтения во время знакомства с творчеством С.В.Михалкова...