класс 3 Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»
методическая разработка по чтению (3 класс)
Литературное чтение
класс 3
УМК: Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Литературное чтение |
УМК | Система развивающего обучения Л.В. Занкова |
Класс | 3в |
Тема | Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом» |
Тип урока | Открытие нового знания «Знакомство с новым текстом» |
Цели урока. | Создать условия для понимания идейно-нравственного значения стихотворения М.В. Исаковского «Прощаться с теплым ветром», выявления в нем художественных приемов. |
Планируемый результат (для выпускника) | Участвует в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задает вопросы, высказывает и обосновывает собственное мнение, соблюдает правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт. |
Планируемый результат урока | Читает выразительно; выявляет художественные средства стихотварения и его главную мысль. |
Предметно-развивающая среда | Учебник, презентация |
Основные термины, понятия |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты |
Мотивационный этап | ||
Приветствует учащихся. Настраивает учащихся на работу. Здравствуйте, меня зовут, Кристина Сергеевна и урок литературного чтения сегодня у вас проведу я. Я улыбнулась вам, а вы улыбнетесь, друг другу, давайте начнем наш урок с улыбкой и хорошим настроением. Садитесь. | Приветствуют учителя и занимают свои места. | Л. Проявляет положительный эмоциональный настрой к учебной деятельности. Принимает образ положительного ученика.
|
Работа до чтения текста | ||
Организует подводящий диалог. (на слайде портрет М.В. Исаковского) -Ребята, вы знаете, кто изображен на слайде? -Давайте узнаем кто изображен на слайде, разгадав кроссворд. (на слайде) - А вы слышали о таком поэте? Множество его стихов особенно на военную тему положена на музыку и вы могли слышать некоторые песни на стихи Исаковского, «Катюша», «Ой, цветет калина», «Одинокая гармонь» -Сегодня мы с вами познакомимся с его биографией. Рассказывает: Родился М. В. в январе 1900 года в деревне Глотовка. Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Тяжёлым и безрадостным было детство поэта. Местный священник научил маленького Мишу читать и писать. Позже Исаковский окончил начальную школу, проучился 2 года в гимназии и из 6-го класса ему пришлось уйти, так как было тяжелое, материальное положение и пошел работать. Первое стихотворение «Просьба солдата» Исаковский опубликовал, когда ему было 14 л в московской газете. С тех пор он издал огромное количество стихотворных сборников. Для детей он не писал, но некоторые его стихи о природе, о войне изучаются в школе, т.к. они просто и выразительно передают то, о чем поэт хочет рассказать читателю Многие стихи Исаковского, как я уже сказала положенные на музыку, стали популярными народными песнями, они поются во всём мире, кроме того Исаковский переводил литературные тексты с украинского, белорусского, венгерского языков. Прожил 73 года, похоронен в Москве , где жил до конца жизни. -Как вы думаете, какая у нас тема урока? -А какие цели мы можем поставить? -Сегодня мы с вами познакомимся с его стихотворением. Как вы думаете о чем оно? Организует прослушивания: -А сейчас давайте прослушаем стихотворение и попробуем описать картинку, которая вам представилась. -Какие слова вам не понятны? -Где мы можем посмотреть значение слов? -А вы как думаете, что они могут обозначать овин, току, косогор? Выясняет впечатления и настроение детей и автора. -А вам бы хотелось побывать на месте автора? -Какое настроение вы почувствовали? -Как вы думаете, какое настроение у автора? -А если сравнить настроением автором с вашим, то у вас совпало ? Физминутка | Отвечают на вопрос -Нет Разгадывают кроссворд. Да/нет -изучать стихотворения М.В.Исаковского «Прощаться » Ставят цели урока: -узнать о поэте М.В Исаковского. -познакомиться с их стихотворениями, понять замысел поэта, настроение и то, какими средствами они это передают -учиться выразительно их читать. - О том, что лето заканчивается и наступает осень. Слушают стихотворение, описывают картину которая им представилась. -осень, закат, умиротворение. -овин, току, косогор? - в словаре, в интернете - выхожу я за ограду(овин) -на верху(току) соломы стог - за горами(косогором) Отвечают на вопрос учителя: -Да (Там красивый закат, тихо, свежий воздух, вкусно пахнет.) -сначала стало грустно, потому что скоро наступит холодная осень, но вид осени впечатляет. -……….. -да | Л.проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; К. Формулирует собственное мнение; К. Владеет диалогической формой речи. П.Произвольно строит устное высказывание с учетом учебной задачи; Р. принимает и сохраняет учебную задачу; Пр. Знает русских поэтов и их биографию |
Работа с текстом | ||
Предлагает вернуться к стихотворению на стр.61-ой. Организует беседу по тексту: -О чем говорится в стихотворении -Что значит для автора «попрощаться с теплым летом» -Почему ему не грустно? -Какой художественный прием использует автор?
| Отвечает на вопрос -об окончании лета - о том, что природа засыпает -Полюбоваться уже новыми картинками природы, яркими осенними красками вдохнуть новые ароматы, связанными с убранным хлебом. -автор знает, что осень – это тоже прекрасное время года. Олицетворение -Рощи вспыхнули вдали. -По незримому канату Протянулись журавли. | К. Использует речь для регуляции своего действия; К. Владеет диалогической формой речи. Пр.Умеет анализировать стихотворения.
|
Работа после чтения текста | ||
Творческие люди очень тонко чувствуют окружающую действительность и делятся своими впечатлениями, мыслями, чувствами с читателями, зрителями. Организует графическое рисование и выставку детских рисунков, посвященных осени. -сейчас я попрошу вас объединиться в группы и нарисовать как вы видите осень. Каждый представитель группы выходит к доске и описывает свой рисунок. - Вы назвали свое отношение к этому времени года. Давайте перечислим чувства, которые вы передали в своих рисунках. - Почему Ваше отношение совпадает с отношением к осени Исаковского? - А сейчас послушайте музыку из цикла П. И. Чайковского об этом времени года. - Какие чувства и настроение вы услышали в музыке?
- А как это передал композитор? -А с чьими из вас чувствами созвучно впечатления Чайковского? Сопоставление впечатлений от восприятия произведений смежных искусств. | Вызываю к доске представителей группы , описывают рисунки. - Я скучаю по солнечным теплым дням. -Мне жаль, что не слышно голосов птиц, и они улетают от нас. - Очень интересно наблюдать, как готовятся к зиме звери и птицы. - Грусть, скука, жалость, удовлетворение и спокойствие, сочувствие, удивление, восхищение. -Так как у нас совпадают чувства. Слушание отрывка «Времена года» П. И. Чайковского. - Настроение печальное, грустное.
-Однообразными, монотонными звуками - с М.В. Исаковским. | Пр. К. П. Р. |
Рефлексивно-оценочный этап. | ||
Ориентирует итог урока – Смогли ли мы проникнуть в душу поэта, узнать его чувства? – А как вы думаете, почему этот стих завершает раздел, в котором вы читали мифы, сказки, стихотворение о природе? – Закончить урок хотелось бы такими строчками: Фантазия Художника щедра. Она нам дарит столько неожиданного. Представьте, насколько б жизнь была бедна, Коль не было бы в ней чудес невиданных. – Спасибо за работу на уроке. д/з….. | -Да смогли -Наступает осенняя пора. -о том, что нужно попрощаться с летом, но унывать не нужно, ведь осень – это прекрасное время года. | Р. Осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе. Тема Глагол(понятие). Значение и употребление.
Урок изучения нового материала и первичного закрепления.По учебнику А.В. Поляковой "Русский язык", 2 класс...
Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»
Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произвед...
Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)
Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России».Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» ...
Урок технологии в 1 классе. Тема урока: «Конструируем из бумаги. Создание художественных образов».
Задачи:-продолжить изделие «лягушка» из спичечных коробков;-научить детей правильно пользоваться ножницами, клеем, цветной бумагой;-развивать интерес к работе с цветной бумагой, к созданиям художестве...
Учебно - методический комплект. Окружающий мир. 2 класс. Тема: "Домашние животные. Значение диких животных"
Предмет: окружающий мир.Класс: 2.Тема урока: Домашние животные. Значение диких животных. Цели урока: · углубить знания о домашних животных, относящихся к...
Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России» С.Есенин. Средства художественной выразительности в стихотворении «Черёмуха».
Цели: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина, ввести понятие олицетворения, развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, обучить правильному чтению стих...