класс 3 Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»
методическая разработка по чтению (3 класс)

Кравцова Кристина Сергеевна

Литературное чтение

класс 3

УМК: Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

УМК

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Класс

Тема

Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»

Тип урока

Открытие нового знания «Знакомство с новым текстом»

Цели урока.

Создать условия для понимания идейно-нравственного значения стихотворения М.В. Исаковского «Прощаться с теплым ветром», выявления в нем художественных приемов.

Планируемый результат (для выпускника)

Участвует в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задает вопросы, высказывает и обосновывает собственное мнение, соблюдает правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

Планируемый результат урока

Читает выразительно; выявляет художественные средства стихотварения и его главную мысль.

Предметно-развивающая среда

Учебник, презентация

Основные термины, понятия

Ход  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты

Мотивационный этап

Приветствует учащихся. Настраивает учащихся на работу.

Здравствуйте, меня зовут, Кристина Сергеевна и урок литературного чтения сегодня у вас проведу я.  Я улыбнулась вам, а вы улыбнетесь, друг другу, давайте начнем наш урок с улыбкой и хорошим настроением. Садитесь.

Приветствуют учителя и занимают свои места.

Л.  Проявляет положительный эмоциональный настрой к учебной деятельности.

Принимает образ положительного  ученика.

   

Работа до чтения текста

Организует подводящий диалог.

(на слайде портрет  М.В. Исаковского)

-Ребята, вы знаете, кто изображен на слайде?

-Давайте узнаем  кто изображен на слайде, разгадав кроссворд.

(на слайде)

- А вы слышали о таком поэте? Множество его стихов особенно на военную тему положена на музыку и вы могли слышать некоторые песни на стихи Исаковского, «Катюша», «Ой, цветет калина», «Одинокая гармонь»

-Сегодня мы с вами познакомимся с его биографией.

Рассказывает:

Родился М. В. в январе 1900 года в деревне Глотовка. Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Тяжёлым и безрадостным было детство поэта. Местный священник научил маленького Мишу читать и писать. Позже Исаковский окончил начальную школу, проучился 2 года в гимназии и из 6-го класса ему пришлось уйти, так как было тяжелое, материальное положение и пошел работать. Первое стихотворение «Просьба солдата» Исаковский опубликовал, когда ему было 14 л  в московской газете. С тех пор он издал огромное количество стихотворных сборников. Для детей он не писал, но некоторые его стихи о природе, о войне изучаются в школе, т.к. они просто и выразительно передают то, о чем поэт хочет рассказать читателю

Многие стихи Исаковского, как я уже сказала положенные на музыку, стали популярными народными песнями, они поются во всём мире, кроме того Исаковский переводил литературные тексты с украинского, белорусского, венгерского языков. Прожил 73 года, похоронен в Москве , где жил до конца жизни.

-Как вы думаете, какая у нас тема урока?

-А какие цели мы можем поставить?

-Сегодня мы с вами познакомимся с его стихотворением. Как вы думаете о чем оно?

Организует прослушивания:

-А сейчас давайте прослушаем стихотворение и попробуем описать картинку, которая вам  представилась.

-Какие слова вам не понятны?

-Где мы можем посмотреть значение слов?

-А вы как думаете, что они могут обозначать овин, току, косогор?

Выясняет впечатления  и настроение детей и автора.

-А вам бы хотелось побывать на месте автора?

-Какое настроение вы почувствовали?

-Как вы думаете, какое настроение у автора?

-А если сравнить настроением автором с вашим, то у вас совпало ?

Физминутка

Отвечают на вопрос

-Нет

Разгадывают кроссворд.

Да/нет

-изучать стихотворения М.В.Исаковского «Прощаться »

Ставят цели урока:

-узнать о поэте М.В Исаковского.

-познакомиться с их стихотворениями, понять замысел поэта, настроение и то, какими средствами они это передают

-учиться выразительно их читать.

- О том, что лето заканчивается и наступает осень.

Слушают стихотворение, описывают картину которая им представилась.

-осень, закат, умиротворение.

-овин, току, косогор?

- в словаре, в интернете

- выхожу я за ограду(овин)

-на верху(току) соломы стог

- за горами(косогором)

Отвечают на вопрос учителя:

-Да (Там красивый закат, тихо, свежий воздух, вкусно пахнет.)

-сначала стало грустно, потому что скоро наступит холодная осень, но вид осени впечатляет.

-………..

-да

Л.проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

К. Формулирует собственное мнение;

К. Владеет диалогической формой речи.

П.Произвольно строит устное высказывание с учетом учебной задачи;

Р. принимает и сохраняет учебную задачу; 

Пр. Знает русских поэтов и их биографию

Работа с текстом

Предлагает вернуться к стихотворению на стр.61-ой.

Организует беседу по тексту:

-О чем говорится в стихотворении

-Что значит для автора «попрощаться с теплым летом»

-Почему ему не грустно?

-Какой художественный прием использует автор?

 

Отвечает на вопрос

-об окончании лета

- о том, что природа засыпает

-Полюбоваться уже новыми картинками природы, яркими осенними красками вдохнуть новые ароматы, связанными с убранным хлебом.

-автор знает, что осень – это тоже прекрасное время года.

Олицетворение

-Рощи вспыхнули вдали.

-По незримому канату

 Протянулись журавли.

К. Использует речь для регуляции своего действия;

К. Владеет диалогической формой речи.

Пр.Умеет анализировать стихотворения.

 

Работа после чтения текста

Творческие люди очень тонко чувствуют окружающую действительность и делятся своими впечатлениями, мыслями, чувствами с читателями, зрителями.

 Организует графическое рисование и выставку  детских рисунков, посвященных осени.

-сейчас я попрошу вас объединиться в группы и нарисовать как вы видите осень. Каждый представитель группы выходит к доске и описывает свой рисунок.

-  Вы назвали свое отношение к этому времени года. Давайте перечислим чувства, которые вы передали в своих рисунках.

- Почему Ваше отношение совпадает с отношением к осени Исаковского?

- А сейчас послушайте музыку из цикла П. И. Чайковского об этом времени года.

      -  Какие чувства и настроение вы услышали в музыке?

 

-  А как это передал композитор?

-А с чьими из вас чувствами созвучно впечатления Чайковского?

Сопоставление впечатлений от восприятия произведений смежных искусств.

Вызываю к доске представителей группы , описывают рисунки.

  - Я скучаю по солнечным теплым дням.

   -Мне жаль, что не слышно голосов птиц, и они улетают от нас.

  - Очень интересно наблюдать, как готовятся к зиме звери и птицы.

- Грусть, скука, жалость, удовлетворение и спокойствие, сочувствие, удивление, восхищение.

-Так как у нас совпадают чувства.

Слушание отрывка «Времена года» П. И. Чайковского.

- Настроение печальное, грустное.

  

-Однообразными, монотонными звуками

- с М.В. Исаковским.

Пр. 

К. 

П. 

Р. 

Рефлексивно-оценочный этап.

 Ориентирует итог урока

– Смогли ли мы проникнуть в душу поэта, узнать его  чувства?

– А как вы думаете, почему этот стих завершает раздел, в котором вы читали мифы, сказки, стихотворение о природе?

– Закончить урок хотелось бы такими строчками:

Фантазия Художника щедра.

Она нам дарит столько неожиданного.

Представьте, насколько б жизнь была бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.

– Спасибо за работу на уроке.

д/з…..

 -Да смогли

-Наступает осенняя пора.

-о том, что нужно попрощаться с летом, но унывать не нужно, ведь осень – это прекрасное время года.

Р. Осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Тема Глагол(понятие). Значение и употребление.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления.По учебнику  А.В. Поляковой "Русский язык", 2 класс...

Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произвед...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

Урок технологии в 1 классе. Тема урока: «Конструируем из бумаги. Создание художественных образов».

Задачи:-продолжить изделие «лягушка» из спичечных коробков;-научить детей правильно пользоваться ножницами, клеем, цветной бумагой;-развивать интерес к работе с цветной бумагой, к созданиям художестве...

Учебно - методический комплект. Окружающий мир. 2 класс. Тема: "Домашние животные. Значение диких животных"

Предмет: окружающий мир.Класс: 2.Тема урока: Домашние животные. Значение диких животных. Цели урока: ·        углубить знания о домашних животных, относящихся к...

Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России» С.Есенин. Средства художественной выразительности в стихотворении «Черёмуха».

Цели: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина,  ввести понятие олицетворения, развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, обучить правильному чтению стих...