Алгоритм анализа стихотворения на примере стихотворения И. Сурикова "Зима"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Данный алгоритм позволяет познакомить учащихся 3-4 классов с некоторыми литертуроведческими понятиями (строфа, рифме. парная рифма, кольцевая рифма, перекрёстная рифма, эпитеты, сравнения) без "зазубривания". К концу учебного года при регулярной работе дети запоминают термины, легко определяют рифму стихотворения, находят эпитеты, сравнения.
Алгоритм можно использовать при работе с любым стихотворением. По мере необходимости можно добавлять такие понятия, как олицетворение, метафора.
Я распечатываю для каждого ребёнка лист, на одной стороне которого находится изучаемое стихотворение, на другой - алгорит. На уроке мы работаем над поэтическим текстом, дома дети прямо поверх стихотворения рисуют свои впечатления. К концу года у каждого ученика собирается поэтическая тетрадь с собственноручно иллюстрированными стихами разных поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_analiza_stihotvoreniya_na_primere_stihotvoreniya_i._surikova_zima.docx | 72.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Иван Суриков
Зима
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Он теперь покоен —
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.
Автор |
|
Название стихотворения |
|
Тема | описание природы, описание быта, любовная лирика, философские размышления, размышления о родине |
Настроение | радость, ожидание, удивление, нетерпение, предвкушение, удовольствие, интерес, вдохновение, любовь, симпатия, очарование, сострадание, сочувствие, тревога, беспокойство, грусть, печаль, сожаление, сомнение, опасение, недовольство, разочарование
|
Художественные средства | |
Строфа (часть текста, объединяющая ритмически и по содержанию несколько стихов) |
|
Рифма (созвучие в окончании слов) | парная, перекрестная, кольцевая (опоясывающая) |
Эпитеты (образное определение) | |
Сравнение (сопоставление одного предмета с другим на основе сходства) |
|
| |
|
1. Парная (рифмуются между собой две соседние строчки):
Пружина чести — наш кумир,
И вот на чем вертится мир.
2. Перекрестная (первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.)
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье
3. Кольцевая (первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей):
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"...
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта....
Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»
Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произвед...
Анализ стихотворений: А. Майкова « Колыбельная песня» М. Лермонтова «Спи, младенец мой прекрасный» Анализ рассказа В. Осеевой «Сыновья»
: Анализ стихотворений: А. Майкова « Колыбельная песня» ...
класс 3 Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»
Литературное чтениекласс 3УМК: Система развивающего обучения Л.В. ЗанковаТема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского &laq...
Урок литературного чтения. Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом».
Урок для 3 класса...
Алгоритм деления столбиком и примеры на деление столбиком
Алгоритм и правила деления столбиком...