Конспект обучения грамоте. Тема урока:"Знакомство со звуком [ч’] и буквами Ч,ч». УМК "Перспектива.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Резюкина Светлана Фёдоровна

Материал к уроку открытия знаний по УМК "Перспектива"  на тему "Буквы Чч" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_bukva_ch.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’]  и буквами  Ч, ч».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч'] и буквой «Чч», для формирования УУД учащихся  (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Задачи урока:

- овладение умением давать характеристику звука;

- формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами;

-   формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой;

- развивать умение слышать и слушать; обогащать словарный запас обучающихся;

- воспитывать аккуратность, умение радоваться успехам друзей;

Формирование УУД:

Познавательные УУД: формируем умение:

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- группировать объекты на основе существенных признаков.

 Регулятивные УУД: формируем умение:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 -прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

 -осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: формируем умение:

- слушать и понимать речь других;

- строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

- участвовать в диалоге на уроке, работать в паре.

Личностные УУД: формируем умение:

- выражать свои эмоции;

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

                     

Ход  урока

  1. Организация класса. Активизация внимания.

  1. Актуализация опорных знаний.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Игра «Четвёртый лишний»

Внимательно посмотри на данные буквы. Какая из букв не подходит к остальным и почему?

  1. А У П  И

  1. Ь  К С Т (глухие согласные)

  1.  Д Г Р Й ( только мягкий)

  1. Я Е И Е ( 2 звука)

  1. З  П Л В (глухой)

Молодцы, узнали все буквы.

  1. Создание проблемной ситуации

Цель: Мотивация к пробному учебному действию.

Игра «Доскажи словечко»

  1. Отгадывание загадок («Доскажи словечко!»)
  • Идёт спокойно, не спеша –

Пусть видят все как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит … (черепаха)

  • Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка

И зовётся … (Чебурашка)

- Какой звук мы слышим в словах?(Ч)

-Кто догадался, с какой буквой мы сегодня познакомимся? -Сформулируйте тему урока. (звук [ч], буква Ч.)

-В каком доме мы будем искать ее?

-На каком этаже? Почему?

-Приложите ладошки к губам и произнесите звук [ч’] (Губы не плотно сомкнуты, между зубами узенькая щелочка, при произношении во рту встречаются преграды)

4. Формулирование темы урока учениками и целепологание.

-Каковы задачи нашего урока?

(дети ставят задачи)

1) познакомиться с новым звуком и новой буквой;

2) научиться печатать новую букву;

3) научиться читать слоги и слова с новой буквой.

5. «Открытие» нового знания.

1) Знакомство с новым звуком.

По ленте букв находим ее место и делаем выводы про звуки.

Согласный или гласный?

( согласный, при произношении встречает преграду)

- Звонкий или глухой?

-Положите пальчики на горлышко.

- Произнесите звук [ч’]

-Какой же это звук? (глухой)

-Как узнать бывает ли он твёрдым или мягким? (послушать, как он звучит в словах)

-Назовите слова: чашка, мяч, чайник, чайка, точка, туча.

- Звук [ч’]- всегда мягкий.

-Давайте подведем итог всего того, что Вы смогли мне рассказать про букву Чч.

-Расскажите о звуке [ч]

Два человека выходят к доске, составлять схему слов черепаха и Чебурашка, остальные работаем со мной.

2) Подбор антонимов и синонимов.

-Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова-наоборот. Все они начинаются со звука [`ч]

  • В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)
  • Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)
  • Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)
  • Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя
  • А теперь назовем слово с тем же смыслом. Как сказать по-другому?
  • Правдивый человек (честный)
  • Внимательный (чуткий)

Проверяем ребят у доски.

3) Активизация словаря и физкультминутка.

Во всех названиях есть звук [`ч].Если слышите его в начале слова, то присели, если в конце- то подпрыгнули, если в середине- хлопнули.

Ткач (подпрыгнули)(, почтальон,(хлопок) часовщик,( присели) печник (хлопок), скрипач,(прыжок) птичница. (хлопок), ветеринар. 

-Как одним словом можно назвать все слова?(Профессии)

Какие профессии при произношении которых используется ЧЧ? врач ,циркач, учитель,

4)Упражнения в чтении слогов.

Познакомим букву ч с гласными. Прочитайте слоги: ча-чу-чи-че-чё. Наша буква «ч» не хочет дружить с гласными «ю» и «я».

6. Первичное закрепление.

1)Открываем Азбуку на стр.50.

Рассмотрите букву. На что она похожа?

Читаем  1 стих на стр.50 про «себя»

-Читаем вслух

- Находим слова, в которых  встречается буква Ч

-Читаем 2 стих «про себя»

-Читаем вслух.

-Находим слова с буквой Ч

-Какую картину Вы представили читая строки этого стихотворения?

-Повторили с опорой на движения.

-Повторили по рядам.

2) Скороговорка.

-Зачем нужны скороговорки?

- Прочитайте про себя. Какие слова Вам не понятны. (КОЛИ- устаревшее, простонародное слово, можно заменить словом если)

-Как Вы понимаете слова этой скороговорки?

-Давайте произнесем ее с разным темпом.

7.Закрепление нового материала.

1.Стр.51 Прочитайте слова .Прочитайте мне в первом столбике слова, состоящие из 2 слогов.(все)Во втором столбике слова, состоящие из 1 слога (час).В 3 столбике слова состоящие из 3 слогов (чудеса, трамайчик)

  1. Скороговорка – чисоговорка

-Прочитали «Про себя»

Прочитали «Вслух»

-Мальчики читают 1 строчку, девочки- вторую.

Поменялись.

  1. Сейчас я Вас познакомлю с текстом, Ваша задача послушать, запомнить все слова, в которых слышите звук Ч, запомнить их и придумать название этому тексту.

Давайте прочитаем его по предложению цепочкой.

Что интересного заметили? Прочитайте еще раз и попробуем его рассказать своими словами на букву Ч

  1. Рефлексия

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Ребята, мне хочется узнать, как вы себя чувствовали на уроке?

-Хорошее ли у вас настроение?

  1. Обобщение, подведение итогов.
  • С какой буквой мы познакомились? (используется плакат)
  • Какого цвета заглавная печатная «Ч»?
  • А письменная строчная?
  • Какой звук обозначает?
  • Что в нем особенного?
  • Какие слова запомнили?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте Тема: «Знакомство с буквой А,а»

В данном конспекте  показана развернутая форма урока по ФГОСам с использованием УУД....

Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´].

Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте соответствует ФГОС. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´]....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Закрепление и обобщение знаний по теме: «Учим буквы – учимся читать»

Технологическая карта урока обучения грамоте  с презентацией по УМУ "Школа 2100". Тема урока:"Закрепление и обобщение знаний по теме: "Учим буквы - учимся читать". Форма урока: урок - закрепление...

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Конспект урока обучения грамоте тема: Знакомство с буквой Ж, ж и со звуком ж

организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука [ж]; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состав...