Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса (УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века" .
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №4 г. Щигры Курской области», примерной программой по литературному чтению и на основе авторской программы «Литературное чтение» для начальной школы, разработанной Ефросининой Л. А. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н. Ф. Виноградова), федеральным перечнем учебников, требованиям к результатам освоения ООП НОО.
На реализацию программы по литературному чтению в 3 классе отводится 136 часов (34 учебные недели). Литературное чтение проводится 4 раза в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 416.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №4 г. Щигры Курской области», примерной программой по литературному чтению и на основе авторской программы «Литературное чтение» для начальной школы, разработанной Ефросининой Л. А. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н. Ф. Виноградова), федеральным перечнем учебников, требованиям к результатам освоения ООП НОО.
На реализацию программы по литературному чтению в 3 классе отводится 136 часов (34 учебные недели). Литературное чтение проводится 4 раза в неделю.
Планируемые результаты освоения курса литературного чтения
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распре
делении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами; - формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится формирование:
- понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений
о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий
о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; - понимания роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих
понятий; - способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Требования к уровню подготовки обучащающихся
Основные требования к результатам обучения в третьем классе
Учащиеся должны научиться:
- читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее
60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту); - читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;
- определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
- пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому
плану; - самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
- работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
- отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
- пользоваться справочной литературой.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Слушание литературного произведения
воспринимать произведения разных жанров из круга чтения;
понимать главную мысль;
изучать произведения одного и того же жанра или несколько произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев);
сравнивать героев разных произведений, анализировать их поступки, выделять детали для характеристики;
определять время и место событий, выделять описания пейзажа и портрета героя;
выявлять авторскую позицию и формировать свое отношение к произведению и героям.
Чтение
читать вслух и молча (про себя) небольшие произведения или главы из произведений целыми словами;
читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом
осознавать последовательность и смысл событий;
вычленять главную мысль текста;
определять поступки героев и их мотивы; сопоставлять и оценивать поступки персонажей;
находить в произведении слова и выражения, характеризующие героев и события; выявлять авторскую позицию и свое отношение к событиям и персонажам;
работать со структурой текста: начало, развитие, концовка;
делить текст на части и озаглавливать их;
составлять план текста под руководством учителя;
пересказывать содержание текста (подробно и кратко) по готовому плану;
самостоятельно выполнять задания к тексту.
Круг чтения
читать произведения устного народного творчества русского народа и других народов; стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей; художественные и научно-популярные рассказы и очерки;
понимать тему чтения: произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т.д.);
анализировать более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой);
понимать замедленность действия народной сказки за счет повторов, включения песенок и прибауток; анализировать наличие волшебных превращений; приводить примеры присказки, зачинов и их вариантов, особых концовок;
осознавать идею победы добра над злом, правды над кривдой, реальность и нереальность событий, положительных и отрицательных героев народной сказки;
понимать особенности изображения персонажей былины (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы;
анализировать и кратко характеризовать особенности литературной (авторской) сказки, сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания;
приводить примеры художественных рассказов и давать характеристику их особенностей: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений;
понимать особенности жанра рассказа-описания (научно-художественного рассказа) как промежуточного жанра между художественными и научно-популярными рассказами: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации;
пользоваться справочной литературой: словарями, детскими энциклопедиями, книгами-справочниками.
Литературоведческая пропедевтика
ориентироваться в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение;
перечислять литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль;
объяснять, что такое присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное);
приводить примеры героев (персонажей);
находить в тексте портрет героя, пейзаж;
перечислять основные признаки стихотворения: рифма, строка, строфа;
называть средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
развивать интерес к художественному слову;
сочинять (по аналогии с произведениями фольклора) загадки, потешки, небылицы, сказки, забавные истории с героями изученных произведений;
«дописывать», «досказывать» известные сюжеты;
принимать участие в коллективной творческой работе по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д.
участвовать в литературных играх, конкурсах, утренниках, уроках-отчетах.
Чтение: работа с информацией
пользоваться информацией о книге, произведении, авторе произведения или книги;
получать информацию с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»);
пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах;
оформлять информацию в виде моделей, схем, таблиц;
использовать готовые таблицы с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Содержание учебного предмета (136 часов)
Круг чтения. Учебный материал для чтения и обсуждения в классе
- произведения устного творчества русского и других народов;
- стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;
- художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литера
тура; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Основные разделы
Устное народное творчество. Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).
Басни. Эзоп «Лисица и виноград»; И.А. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».
Произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А. Майков «Осень», А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин «Русь», «Утро»; И.З. Суриков «Детство»; С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день».
Произведения Л.Н. Толстого «Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; КМ. Чуковский «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения А.П. Чехова. Рассказы «Степь», «Ванька». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех», «Приёмыш».
Произведения А.И. Куприна «Синяя звезда», «Барбос и Жулька».
Произведения С.А. Есенина «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».
Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш»; в. Субботин «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева «Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); СВ. Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М. Пришвина «Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине».
Произведения зарубежных писателей Ш. Перро «Подарки феи»; Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»; Дж. Лондон «Волк»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении).
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Устное народное творчество | 16 |
2 | Басни | 5 |
3 | Произведения А.С. Пушкина | 10 |
4 | Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета | 5 |
5 | Произведения Л.Н. Толстого | 11 |
6 | Произведения Н.А. Некрасова | 6 |
7 | Произведения А.П.Чехова | 5 |
8 | Сказки зарубежных писателей | 4 |
9 | Стихи русских поэтов | 7 |
10 | Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка | 7 |
11 | Произведения А.И. Куприна | 7 |
12 | Стихи С.А.Есенина | 7 |
13 | Произведения К. Г. Паустовского | 12 |
14 | Произведения С.Я. Маршака | 4 |
15 | Произведения Л. Пантелеева | 5 |
16 | Произведения А.П. Гайдара | 5 |
17 | Произведения М.М. Пришвина | 6 |
18 | Произведения зарубежных писателей | 9 |
19 | Контрольные работы | 5 |
ИТОГООО | 136 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
2. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 3 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
3. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2018. – (Начальная школа XXI века).
4. Учимся читать выразительно. Учебное пособие. 2-4 классы. / Оморокова М.И. – М.: Вентана-Граф, 2017. – (Начальная школа XXI века).
5. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Программа. 1-4 класс. +CD. – М.: Вентана-Граф, 2017. – (Начальная школа XXI века).
6. Литературное чтение. Методическое пособие. 3 класс. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2016. – (Начальная школа XXI века).
7. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению. 1-4 классы. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2018. – (Начальная школа XXI века).
8. Литературное чтение. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник "Книгочей". 1-4 классы (+CD). / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2017. – (Начальная школа XXI века).
10. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению (2 класс) "Начальная школа 21 века"
тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"....
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Начальная школа XXI века" к учебникам "Литературное чтение" и "Учебная хрестоматия. Литературное чтение" Л.Ф.Ефросининой 2010 года с указанием основных...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. "Начальная школа 21 века"
Программа составлена по УМК "Начальная школа XXI века" и содержит календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе федерального государственного стандарта начального образования, примерной программы ...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс начальная школа 21 века ( ФГОС)
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Л.А. Ефросининой «Литературное...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа 21 века"
Материал содержит рабочую программу по литературному чтению, поурочное планирование , задачи по ФГОС....
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс «Начальная школа 21 века».
Рабочая программа учителя по курсу литературное чтение для учащихся 3-го класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...