Конспект по литературному чтению "Великие путешественники" 3 класс Школа России
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект по литературному чтению "Великие путешественники" 3 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_literature_velikie_puteshestvenniki_3_klass.doc | 275 КБ |
Предварительный просмотр:
М.М.Зощенко «Великие путешественники» в 3 классе
Тема урока: «Рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники»
Тип урока: комбинированный по технологической карте «Устный урок -1»
Вид урока: урок анализа литературного произведения, включающего следующие
методические приёмы:
вступительное слово учителя;
чтение произведения;
выяснение значения незнакомых слов;
постановка проблемных вопросов;
беседы с учащимися;
обращение к нравственным понятиям.
Цель: Познакомить учащихся с произведением М.М. Зощенко «Великие
путешественники».
Задачи:
Образовательные :
- Закрепить знания учащихся по теме, развивать умение анализировать текст художественного произведения.
- Учить школьников делать обобщения на основе имеющихся фактов, выделять главное и существенное по итогам дискуссии.
- Способствовать развитию познавательной активности учащихся.
- Помочь увидеть читателям-школьникам мастерство писателя в создании сатирического рассказа.
Развивающие :
- Способствовать развитию устной и письменной речи детей.
- Развивать у школьников умение выступать перед аудиторией, владеть вниманием слушателей.
- Развивать творческое воображение, умение работать в мини группах.
Воспитательные :
- Прививать учащимся любовь к вдумчивому чтению, умение получать радость от общения с книгой.
- Способствовать обогащению жизненного опыта учащихся, развитию интереса к вопросам общения и взаимодействия людей друг с другом.
- Формировать интерес к дальнейшему изучению жизни и творчества М.М. Зощенко.
Оборудование и наглядность к уроку:
портрет М. М. Зощенко;
выставка книг писателя;
текст произведения - учебник «Литературное чтение» для 3 кл. под
редакцией В.К.Павленко, Т.К.Абеновой;
картинки к рассказу;
таблички со словами;
толковый словарь С. И. Ожегова;
пословицы, поговорки, афоризмы о путешествиях;
матрица посадочных мест(МПМ)
А | В | ||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
C | D | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
E | F | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
Предварительная подготовка к уроку:
Индивидуальные сообщения о биографии М. М. Зощенко.
Ход урока :
I. Организационный момент.(2 минуты)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорите
И тихонечко сидите.
Психологический настрой.
Пожелайте успехов глазами своему соседу, молча улыбнитесь, настройтесь на работу. Я желаю вам успехов, удачи. Я вижу, что у вас настроение хорошее. За окном – весна!
Скоро лето, каникулы, вы будете отдыхать, путешествовать, веселиться, а пока нас ждет работа.
Сообщение темы и целей урока.
Ребята, сегодня у нас урок – знакомство с новым произведением замечательного писателя М. М. Зощенко. (Приложение №1) С творчеством этого необыкновенно талантливого автора мы знакомились с вами во 2 классе, читая рассказ «Ёлка». (Приложение №2)
II. Актуализация накопленного опыта учащихся. Проверка домашней работы (5 – 6 минут).
Конкурс «Сам себе писатель». Вы дома должны были придумать свой рассказ на тему «Когда я вырасту большой» о путешествии. Сейчас вы читаете работы друг другу и оцениваете выполнение: соответствие содержания выбранной теме, правильность построения предложений, аккуратность. Если работа отвечает всем этим критериям, вы можете предложить прочитать ее на уроке. / отметка №1 за выполнение домашнего задания учителем вносится в МПМ - + /
Презентация 2 - 3 рассказов.
Слушание 2 -3 выступлений о писателе М.М.Зощенко
III. Организация восприятия. (3 минуты)
- Высказывания учащихся.
- Вы дома мечтали о будущих путешествиях. И сейчас мы воплотим эту мечту. Отправимся в путешествие. А что такое путешествие? (высказывания учащихся)
- У нас получилось свое определение. Давайте узнаем, какое определение дается в словаре Даля: «Путешествие – это странствование, ходьба или езда по чужим местам.»
- Работа с МПМ /○/ - отметка №2
Работа с опорными словами – слова-ассоциации к слову «путешествие» :
путешествие
приключения
находки
открытия
поход
снаряжение
подготовка
Детям дается 30 секунд на запоминание 7 слов.
Столько же времени на воспроизведение этих слов в тетради.
Работа с МПМ /○/ - отметка №2
IV. Организация осмысления (5 минуты)
Инструкция учителя: Вам предстоит прочитать 1 часть рассказа М. Зощенко «Великие путешественники».Читать вы должны очень внимательно, чтобы после чтения вы смогли ответить на вопрос. Норматив скорости чтения: 3 минуты на страницу. (Чтение про себя. Пока дети читают, учитель может проверить домашнюю работу - на партах открыты тетради.) Чтение 1 части рассказа (с. 172, 173 учебника - 5 минут) V. Первичная проверка понимания. Анализ рассказа. Работа с МПМ /×/ - отметка №3
Перекрестный опрос . По МПМ опрашивается каждый ученик. /отметка №3/
1. Что узнал Минька из слов Степки? Земля есть круг. И если пойти всё прямо, то можно обогнуть всю землю, и всё равно придёшь в то самое место, откуда вышел.
2. С кем Степка хотел пойти в кругосветное путешествие? Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестрёнкой Лелей.
3. Почему он не хотел брать с собой Миньку? Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать
4. А почему все-таки Степка взял его? Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Стёпке перочинный ножик.
Стёпке понравился ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.
5. Найти и прочитать: О чем Степка сказал на собрании путешественников? Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдёт на речку стирать, мы сделаем, что задумали. Мы пойдём всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернёмся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушёл целый год.
6. Чего опасалась Леля во время путешествия? Встречи с индейцами.
7. И как эти слова характеризуют Лельку? Боязливая и любопытная девочка.
8. Сколько денег взяли с собой путешественники ? Три рубля
9. На покупку каких продуктов нужны были деньги путешественникам? …на покупку семечек и конфет
10.Что взяли с собой в кругосветное путешествие дети? Три рубля … на покупку семечек и конфет …большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи… хлеб, и сахар, и кусочек сала, разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи, цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник , увеличительное стёклышко для зажигания костров, два одеяла и подушку от тахты, три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.
11.Что они взяли лишнее, а полезное?
12. Какой сделаем вывод: дети имеют представление о путешествии?
VI. Организация первичного закрепления. Критический опрос на внимание выполняемой работы с текстом. По МПМ отмечаются те, кто справился с заданием. /отметка№4/
1. Что узнал Минька от слов Степки? (Земля есть круг. И если пойти всё прямо, то можно обогнуть всю землю, и всё равно придёшь в то самое место, откуда вышел.)
2. А как вы думаете, откуда сам Степка узнал о путешествии?
3. С кем он хотел пойти в кругосветное путешествие? Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестрёнкой Лелей,
4. Почему он не хотел брать с собой Миньку? Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать
5. А почему все-таки Степка взял его? Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Стёпке перочинный ножик.
Стёпке понравился ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.
6. Найти и прочитать: О чем Степка сказал на собрании путешественников? Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдёт на речку стирать, мы сделаем, что задумали. Мы пойдём всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернёмся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушёл целый год.
7. Какой характер Леля раскрывает из своих слов?
8. И как слова характеризуют Лельку? Боязливая и любопытная девочка.
9. Сколько денег взяли с собой путешественники ? Три рубля
10. На покупку каких продуктов нужны были деньги путешественникам? … на покупку семечек и конфет
11.Что взяли с собой в кругосветное путешествие дети? Три рубля … на покупку семечек и конфет …большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи… хлеб, и сахар, и кусочек сала, разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи, цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник , увеличительное стёклышко для зажигания костров, два одеяла и подушку от тахты, три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.
12.Что они взяли лишнее, а полезное?
13. Какой сделаем вывод: дети имеют представление о путешествии?
VII. Первичная проверка понимания. Анализ прочитанного рассказа.
По МПМ опрашивается каждый ученик /отметка№4 /
Вопросы:
1.При каких обстоятельствах дети покинули деревню? родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё
2. Почему они устали? …шли по дороге через лес. .. Стёпка с громадным мешком на голове. Мы шли около часа.
3. Расскажите, как они несли мешок? Стёпка с громадным мешком на голове. Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его. Но она недолго несла, потому что выбилась из сил. Она бросила мешок на землю. Потом мешок нес Минька. Степка свистнул собаку и хотел её приспособить для ношения тяжестей.
4. Как нес Минька мешок? Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления: до того этот мешок оказался тяжёлым. Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону
5. Что с ним случилось? пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву. Причём я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул я. И хотя я был лёгкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.
6. Как отреагировали Степка с Лелькой? Леля и Стёпка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в канаве.
7. Почему ребята не рассердились на Миньку за причиненный ущерб?
8 .Удачно ли они начали путешествие? Каковы ваши предположения?
9.Что самое главное забыли взять дети?(компас)
10 .Чем пользовался Степка, определяя направление путешествия? Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти.
11.Прав ли он?
12.Что случилось с Минькой? (ужалила оса).
13.Прав ли Степка, прикладывая сырую землю?
14. Что бы им в этом помогло? (аптечка).
16.Почему выкинули все предметы? Стёпка выкинул из мешка почти всё, что там было, и мы пошли налегке.
17. Что заставило Лельку вспомнить о доме? Минька шёл позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и пыла. Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо.
18 .Как начали готовиться к ночлегу? Стёпка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать. Мы собрали хворосту для костра.
18. Почему не смогли разжечь костер? , не найдя на небе солнца
19. Что делал Степка, чтобы не сбиться с пути? (протягивал ноги в том направлении, в каком надо идти)
20. А почему Степка «торжественно лег ногами вперед»? Стёпка торжественно лёг ногами вперёд, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.
21. Можно ли в лесу определить «вперед», «назад»?
22. Почему не все спали крепким сном? Но мы с Лелей долго не могли заснуть. Нас пугал тёмный лес и шум деревьев. Сухую ветку над головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса завизжала. А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик. Наконец мы задремали.
23. Все были довольны путешествием?
24. Какой выход из ситуации нашла Лелька? Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас куда Макар телят не гонял.
25. Как он ее характеризует? (находчивая, в силу своего большого желания вернуться домой, она проявила сообразительность, что повлияло на положительный исход путешествия.)
26.Что означает выражение «куда Макар телят не гонял»? (неизвестно куда)
27. Заметил ли Степка, что он лежит не в том направлении? Хороши бы мы были, если б я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо идти туда. И Стёпка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.
28. Почему Лелька и Минька не раскрывали тайну?
29. Что сказал Степка, когда они въехали в деревню? — Вот деревня, в аккурат похожая на нашу деревню Пески.
30. Как он объяснил? Это бывает во время кругосветных путешествий.
31. За 1 ночь можно совершить путешествие?
32. Как родители отнеслись к походу Лельки и Миньки? Мама воскликнула: — Что я слышу! Их надо наказать. Папа сказал: — Всё хорошо, что хорошо кончается. Бабушка, сорвав ветку, сказала: — Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя. Папа сказал: — Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети небось и без порки поняли, какую глупость они совершили.
33. Что надо знать, по мнению родителей Лели и Миньки, чтобы идти в кругосветное путешествие? (таблицу умножения и географию) . Идти в кругосветное путешествие, не зная таблицы умножения и географии,— ну что это такое! Папа сказал: — Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать всё, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления.
34. Как вы понимаете «Все хорошо, что хорошо кончается»?
35. Почему Лельку и Миньку не наказали, как Степку?
Ребята, наш урок подходит к концу. Что не понравилось вам на уроке? Что не
получилось? Что удалось? Что запомнилось?
- Мне очень понравилось как вы отвечали на уроке, давая полные ответы на вопросы. Вы, ребята, были внимательны во время чтения текста. Мне понравилось ваше сотрудничество на уроке. Вы мне очень сегодня помогли. Я довольна! Спасибо за урок!
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...
Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" Б.С. Житков «Про обезьянку» + презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.С.Житкова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" В. Астафьев «Капалуха» + презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...