Литературное чтение.Урок"Л.Н.Толстой."Лев и собачка".Тема и главная мысль рассказа".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Литературное чтение .
Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка».Тема и главная мысль рассказа.
Цели урока: Создать условия для:
- ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
- совершенствования навыков чтения
- формирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам
- развития умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы группы и собственные достижения;
- воспитания чувства любви и бережного отношения к животным.
Универсальные учебные действия:
Личностные: воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах.
Ход урока
- Организационный момент.
- Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись! Тихо сели.
- Разминка.
- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Мы с вами осваиваем это искусство. Начнём с разминки.
Бедная собака – бросили её.
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный
Выгнал за порог!
Перед нею, бедной,
Нет уже дорог!
- Прочитаем в полголоса, вдумаемся в слова.
- С какой интонацией будем читать стихотворение? Почему?
- Найдём в стихотворении имена прилагательные.
- Прочитайте, выделяя их голосом.
- Какие прилагательные характеризуют собаку? Хозяина?
- Почему собака «бедная»?
- Прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.
3. Актуализация знаний.
- В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.
- Дети, а у кого из вас есть собаки?
- Как вы заботитесь о них?
- А вы знаете, что собака живёт рядом с человеком шесть тысячелетий. Это первое прирученное им животное. А сколько профессий освоили собаки за это время, нам расскажет Кабаев Ваня. (Сообщение ученика).
- А кто из вас был в зоопарке? Кого там видели?
- А кто видел льва?
- Что вы можете рассказать об этом животном?
4. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, а кто догадался, почему мы вспомнили этих животных?
- Кто знает автора этого рассказа?
- Вспомните, что вы знаете о Л.Н.Толстом?
- Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.
5. Целеполагание.
Сегодня мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого «Лев и собачка». Но прежде чем начать работу, мы должны сформулировать учебные задачи урока.
Соберём «Корзину идей»
- Вы всё правильно сказали, но я выбрала самые важные задачи.
6. Работа по теме урока.
а) Беседа.
- Ребята, посмотрите, что написано после заглавия рассказа?
- Что значит быль?
- История, о которой рассказывает Лев Толстой, на самом деле произошла в далёком городе Лондоне, а узнал он о ней из рассказов моряков.
б) Знакомство с текстом.
Звучит аудиозапись.
- Какие чувства у вас возникли при слушании этой были?
-В какие моменты они возникли?
Физкультминутка.
в) Чтение по частям и анализ.
1ч. (1-2абзац)
- Что нужно было, чтобы пройти посмотреть животных?
- Кто показывал зверей в зверинце?
- Почему нет конкретного героя?
- Почему автор использует слово «собачонка», а не собака, собачка?
- Как человек поймал собачонку?
- Этот человек хотел сделать доброе или злое дело?
- Как его зовут?
- Расскажите своими словами, как собачонка очутилась в зверинце?
- 2ч. (3-6 абзац)
- Как собачка чувствовала себя в клетке?
- Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?
- Подтвердите словами из текста.
- Почему лев не тронул собачку?
- 3ч. (7-9 абзац)
- Можно сказать, что лев заботился о собачке?
- В чём проявилась эта забота?
- Почему лев только иногда играл с ней?
- Как автор относится к собачке? Ко льву?
4ч. (10 абзац)
- Кто такой барин?
- Почему собачка не радуется хозяину?
- Почему лев не дал забрать собачку?
5ч. (до конца)
- Сколько времени прожили лев с собачкой?
- После болезни собачка умерла. Как ведёт себя лев? Прочитаем?
- Почему лев затих?
- Как хозяин зверинца отреагировал на горе льва?
- Почему лев лежал пять дней?
- Отчего он умер?
- Давайте подумаем, для чего Л.Н.Толстой рассказал нам эту историю?
- Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. И мне бы очень хотелось, чтобы вы тоже этому научились.
7. Рефлексия.
а) Игра «Да-нетка»
1. Собака - дикое животное.
2. Л.Н.Толстой жил в имении Ясная Поляна.
3. Л.Толстой всю жизнь был военным.
4. В своём имении он открыл школу для крестьянских детей.
5. Л. Толстой писал рассказы только для детей.
6. Л.Н. Толстой знал шестнадцать иностранных языков.
7. Лев – хищное животное.
8. В рассказе «Лев и собачка» он изображён добрым и заботливым.
9. Собаки освоили множество профессий.
- Ребята, соедините прямыми линиями все плюсы. Что у вас получилось?
- Это конура для собак, чтобы они не были брошенными и бездомными.
Домашнее задание: перечитать рассказ и подготовить его пересказ.
- Ну, а мне остаётся лишь поблагодарить вас за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения 3 класс. Лев Толстой "Лев и собачка"
Открытый урок литературного чтения в 3 классе....
Урок литературного чтения в 4 В классе. Тема: Определение главной мысли текста. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел».
Урок литературного чтения в 4 В классе. Тема: Определение главной мысли текста. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». ...
Урок литературного чтения."Л.Н. Толстой « Акула». Главные герои произведения. Тема и главная мысль рассказа."
Конспект урока литературного чтения. 3 класс. УМК " Школа России"....
Открытый урок на тему: "Тема и главная мысль текста. Характеристика героя. Леонид Пантелеев «Честное слово»."
Открытый урок по литературному чтению. Дата: 20.04.2018 г.Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 84» Чувилова Татьяна Анатольевна.УМК «Перспективная начальная школа»....
Литературное чтение/ 4 класс." Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков""
Литературное чтение. 4 класс.Тема." Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков""...
Литературное чтение. 4 класс." Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков""
quot; Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков"".Литературное чтение.4 класс....
Технологическая карта урока по теме: Выделение главной мысли (идеи) рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: создать условия для формирования умения выделять главную мысль (идею) художественного произведения.Задачи: - познакомить обучающихся с краткой биографией В...