Урок литературного чтения в 4 В классе. Тема: Определение главной мысли текста. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения в 4 В классе.
Тема: Определение главной мысли текста. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_moy.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 В классе.
Тема: Определение главной мысли текста. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел».
Цель урока: создать условия для полноценного восприятия идейно-художественного смысла произведения.
Задачи:
- обучающие:
- общеучебная – формировать умение работать с текстом художественного произведения;
- отрабатывать навык правильного , беглого, выразительного чтения
2. метапредметные:
- формировать умение выделять существенную информацию из текста рассказа;
- формировать умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, регулировать свои действия;
- формировать умение решать учебно-практическую задачу с помощью моделирования ( таблицы)
Методы:
- словесные ( беседа, рассказ);
- наглядные ( применение в работе проектора, карточек для работы, таблицы);
- практические ( работа с учебником, с карточками, таблицей);
- проблемно-поисковый
Оборудование: презентация на интерактивной доске.
Виды деятельности: слушание аудиозаписи, чтение вслух, чтение про себя, ответы на вопросы, работа карточками.
Планируемые результаты:
Личностные
Формирование эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой;
Регулятивные
Учет выделенных учителем в новом учебном материале операций, умение воспользоваться информацией для выполнения соответствующего задания;
Познавательные
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурированное чтение (умение так сгруппировать информацию, чтобы при случае можно было предельно быстро ею воспользоваться);
Смысловое чтение (применение различных видов чтения);
Умение пользоваться таблицами, схемами для получения информации;
Коммуникативные
Инициативное сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации;
Работа над передачами выбранной информации;
1.Мотивация к учебной деятельности.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то, кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
-Сегодня мы будем снова открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться ещё на одну ступеньку знаний.
- Будьте внимательными, готовьтесь без стеснения отвечать на мои вопросы.
II. Актуализация опорных знаний.
-Окунёмся немного в историю.
- В каком веке мы живём? - ( в 21 веке)
-Какой у нас сейчас год? - (2016)
-Сегодня на уроке мы с вами поговорим о XIX веке.
-Что вы знаете о жизни людей этого века? ( люди были бедные и богатые. Богатые имели всё, а бедные- ничего. Бедным приходилось много работать. Работали они в основном на богатых. Работали на износ.)
- Вы правильно объясняете, эти люди работали на заводах, в домах богатых, а иногда прямо на улицах (чистили обувь, побирались);
- У богатых и бедных были дети. Их отличало, то что детям бедных, чтобы хоть как-то прожить надо было работать.
Совсем маленьких – детей прокормить просто. Но ребёнок растёт! Ему надо больше пищи.
Следовательно детей отправляют на работу. И они становятся уже «маленькими взрослыми».
- А почему? (приходилось самим себе зарабатывать на жизнь.)
- Как вы думаете, чем занимаются богатые дети, пока бедные работают? (играют, гуляют, учатся)
Но и те и другие дети.
Рассказов о жизни детей того времени много.
-Вспомним рассказ А.П.Чехова «Ванька»
-Кто главный герой рассказа? (Ванька).
- Из какой семьи мальчик? (из бедной)
-А сейчас на примере главного героя Чехова, посмотрим какой же была его жизнь?
Работа в парах.
Поработайте с текстом учебника. У вас на партах лежат карточки. Найдите и запишите словосочетания, слова, которые характеризуют главного героя. (5 мин)
Характеристика жизни главных героев | |
А.П.Чехов «Ванька» | |
-Проверяем.
Читает.. (остальные с карандашом в руках отмечают «+» если ответы совпали)
-У кого есть дополнения?
-Зачитайте.
Вывод: Какой была жизнь бедных детей в 19 веке?
Жизнь бедных детей в то время была тяжелой, им приходилась много работать, для того чтобы заработать на еду. Они были лишены самого главного –детства.
3.Сообщение темы и цели урока.
-Как вы думаете ребята, почему сегодня на уроке в центре нашего внимания трудная жизнь детей того времени.
-Сегодня на уроке будем знакомиться с новым произведением, в котором рассказывается о трудном детстве детей.
-откройте учебники на с.116. Прочитайте название произведения.
«Вертел».
-Кто автор?
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
-Знакомо ли вам его творчество ( знакомо)
- Какие его произведения читали ? ( « Приёмыш»,« Алёнушкины сказки», сказка « Серая Шейка»)
Какие задачи поставим на урок?
познакомиться с новым произведением.
умение работать с текстом, ориентироваться в тексте,
совершенствовать умения выразительногго чтения,
раскрыть идею автора
4.Работа над новым материалом
1.Слово о писателе.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк к детской литературе относился очень серьёзно. Он называл детскую книжку «живой нитью», которая выводит ребёнка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. Писатель писал для детей разного возраста. Широкий и разнообразный мир, жизнь человека и природы раскрываются юным читателям в его произведениях. Он так же как и другие писатели своих рассказах он много рассказывает о жизни и труде рабочих и крестьян, о судьбе детей.
- Как вы думаете что такое вертел? ( металлический прут, для жарения мяса над огнем)
- От какого слова образовано? (вертеть)
-Подберите однокоренные слова (вертеть, вертлявый, вертлявость, верченный)
2. Словарная работа
Чтобы рассказ нам был понятен, подготовимся к его чтению и проведем словарную работу.
(слайд)
3.Работа над содержанием.
- Я вижу вы готовы- начинаем читать рассказ.
*Чтение 1-го абзаца* ( вслух)
- Где происходят события рассказа? (в поместье Теребиловка в мастерской)
- У нас появился первый герой. Как его зовут? (Прошка)
- Прочитав первый абзац, что мы можем сказать о нём? (он не высокого роста, сидел в тёмном углу и т.д.)
- Что он там делал? (работал)
- Найдите в тексте строки, которые описывают место работы Прошки ( за исключением тёмного угла, где работал Прошка)
- Первое знакомство произошло. Что же будет дальше…
*Чтение 2-го абзаца* ( про себя)
-Удобные ли были условия для работы? Кроме темноты, что еще было не так? (В одной комнате работало 5 человек- очень тесно)
- Что раньше в этом месте было? Как выглядела мастерская? Найдите слова в тексте. ( раньше здесь была баня, и……)
-Было очень тесно тем более, что это была баня, а банные помещения делают специально маленькими, чтобы оно быстрее наполнялось влагой. + маленькие окна.
- С кем автор сравнивает Прошку? Подтвердите словами из текста. ( как паук работал Прошка)
*Чтение 3-го абзаца* ( вслух)
- С кем мы познакомились в этом отрывке? (со стариком Ермилычем)
- Что вы можете о нём сказать? (полуслепой, один из лучших мастеров, бранил хозяина)
- Кто такой гранильщик? (объяснение)
- Как вы думаете почему он был полуслепой? (много работал; работа связана с напряжением зрения)
- Как можно назвать человека , который много работает? (трудоголик и т.д.)
-Как фамилия хозяина? (Ухов)
-Пришло время познакомиться с хозяином.
*Чтение 4-го абзаца* ( вслух)
-Как зовут Ухова? (Алексей Иванович)
- Каким он был по словам старика? Найдите слова в тексте, как о нём отзывается Ермилыч.( - Плут он….)
- Каким его ещё можно назвать? (жадный , зажиточный)
-Обратите внимание, что Ухов как бы пытается взбодрить своих рабочих.
-Как вы думаете он искренно это делает? (нет)
-Он как человек в маске, говорит не то, что думает.
-А старик…со зла ли он ругает своего хозяина? (нет, он просто говорит, то что думает, т.к. он открытый человек)
*Чтение 5-го абзаца*( про себя)
- Если Ермилыч так не доволен хозяином, почему же он на самом деле не уйдёт? (идти некуда, возраст не тот, слепота т.д.)
*Чтение 6-го абзаца* ( про себя)
-Какой новый герой появился? (Игнатий и Спирька)
- Что вы можете сказать об Игнатии? Найдите слова в тексте. (молчаливый, не любит даром терять слова, угрюмый)
- Что значит: «чахоточный мастер Игнатий»? (больной чахоткой человек)
- Чахотка- заболевание лёгких.
- Кто такой Спирька? (помощник мастера, т.е. подмастерий)
- Какие у него черты? Подтвердите словами из текста.(«….молодой, бойкий, …» Любит подразнить Ермилыча, весёлый, сильный)
- Почему он над Ермилычем посмеивается? (в мастерской скучно- хоть какая-то забава)
*Чтение 7-го абзаца* ( про себя)
- Что нового мы узнали о хозяине? (он обманывает не только своих рабочих , но и покупателей)
- Кто был самым внимательным и скажет нам с чем они работали в мастерской? (камни)
- Со сколькими рабочими мы уже познакомились? (3-мя+ хозяин)
Продолжаем знакомство.
*Чтение 8-го абзаца* ( вслух)
-Кто новый герой? (Лёвка)
- что вы можете о нём сказать? (немой от рождения)
-Контингент в мастерской разный , разные возраста, поколения. Есть больные, инвалиды. Однако они общаются все вместе.
*Чтение 9-го абзаца*( вслух)
- С кем сравнивает автор Ухова? (с лисой)
-Почему?(доказывают словами из текста)
- Автор пишет, что глаза у Ухова бесцветные, почему он акцентирует внимание на этом?(говорят, что у доброго, отзывчивого человека глаза всегда яркие и блестят как драгоценные камни и т.д.)
-У Ухова на главном месте - выгода.
*Чтение 10-го абзаца*( про себя)
-Рабочие посмеивались над хозяином, почему? Найдите в тексте доказательства.
*Чтение 11-го абзаца**( про себя)
-Здесь описано «превращение камня». Какие этапы мы можем выделить? (Составляют алгоритм действий: сортируются; околачиваются, обтачиваются на черно, кладутся фасетки, поправляются грани, полируются)
- Почему автор так подробно описывает этот процесс? (чтобы показать всю сложность)
*Чтение 12-го абзаца*( вслух)
-Работа не только сложная, но и…(опасная для здоровья)
-Для чего опасна? (для лёгких и зрения)
- Давайте вспомним чем была мастерская раньше? (баней)
- Найдите фрагмент доказывающий это (читают)
!!! Сырость задерживала в воздухе частицы пыли. Вот почему у Ермилыча было плохое зрение, а Игнатий болел чахоткой.
*Чтение 13-го абзаца*
- С кем сравнивают Алексея Ивановича? Подтвердите словами из текста. ( зачитывают - с налимом)
Прочитав последнюю часть мы видим как к хозяину относятся его рабочие (они уважают его, прощают плутовские замашки.)
- Почему они так к нему относятся? (он приютил их, даёт им работу, еду, кров)
Мы познакомились со всеми героями. Теперь вы их знаете и можете охарактеризовать.
5. Первичное закрепление.
Вы познакомились со всеми героями. Вы их знаете и можете охарактеризовать их. Слева в табличке вам надо вписать имя героя, которое соответствует описанию. Проверка.
Ермилыч | Ворчливый, открытый, трудолюбивый, один из лучших гранильщиков |
Игнатий | Молчаливый, угрюмый, серьезный |
Спирька | Молодой, сильный, весёлый, подстрекатель |
Прошка | Сирота, маленького роста, работал с колесом |
Лёвка | Немой оптимист |
-Вспомните, какого героя не хватает? (Ухова)
- Какие его черты вы можете назвать? Автор пишет, что глаза у Ухова бесцветные, почему он акцентирует внимание на этом? (говорят, что у доброго, отзывчивого человека глаза всегда яркие и блестят как драгоценные камни и т.д.)
6. Включение в систему знаний и повторение.
Как вы думаете кто же главный герой рассказа? (Прошка)
Какую характеристику мы можем дать этому герою по прочитанной главе. У каждого из вас карточка. Запишите то что уже известно о Прошке.
Работа в группах - карточки
-Проверка.
Какое произведение мы с вами читаем?
Кто главный герой рассказа?
-Что в своем произведении хочет показать автор?
-Какова же главная мысль произведения.
7. Дом/задание.
Я думаю, что вам будет интересно узнать дальнейшие события.
дома.- прочитать 2-ю и 3-ю главу. Дополните карточку сведениями о прошке.
8. Рефлексия
-Оцените работу на уроке. Подчеркните тот ответ, который можете отнести к себе.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Дмитрий Мамин - Сибиряк.
Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Дмитрий Мамин - Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, короткий хвост»Цель: развивать умение анализировать текст; по...
Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»
Обучение осуществляется по программе «Школа России». Предмет «Литературное чтение» преподается по учебнику Горецкого В.Г. и др. Литературное чтение. М.: Просвещение, 2009Тип урока: урок изучения...
Презентация к уроку литературного чтения по теме: У каждого-своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк "Медведко").
Презентация к рассказу Д. Мамина-Сибиряка "Медведко". 3 класс....
Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Вертел»
знакомить с творчеством Д.Н. Мамина – Сибиряка, развивать умение работать с текстом, предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, продолжать развивать умение анализировать пр...
Анализ урока литературного чтения в 3 классе по теме "Серая Шейка" Д.Н.Мамин-Сибиряк
Полный анализ урока...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Главная мысль в рассказе Ю.Ермолаева «Два пирожных»
Урок расчитан для детей 2 года обучения по программе "Школа России"Цель урокапознакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведе...
Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д Н. Мамин -Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича"
Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д.Н.Мамин - Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича" Презентация...
- Мне нравится (1)