Урок литературного чтения в 4 В классе. Тема: Определение главной мысли текста. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Подопригорова Елена Михайловна

Урок литературного чтения в 4 В классе.

 

Тема: Определение главной мысли текста. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел».    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_moy.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 В классе.

Тема: Определение главной мысли текста. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел».   

 Цель урока:  создать условия для  полноценного восприятия идейно-художественного смысла произведения.

Задачи:

  1. обучающие:
  • общеучебная – формировать умение работать с текстом художественного произведения;
  • отрабатывать навык правильного , беглого, выразительного чтения

2.  метапредметные:

  • формировать умение  выделять существенную информацию из текста рассказа;
  • формировать умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, регулировать свои действия;
  • формировать умение  решать учебно-практическую задачу с помощью моделирования ( таблицы)

   Методы:

  • словесные ( беседа, рассказ);
  • наглядные ( применение в работе проектора, карточек для работы, таблицы);
  • практические ( работа с учебником, с карточками, таблицей);
  • проблемно-поисковый

Оборудование:  презентация на интерактивной доске.

Виды деятельности: слушание аудиозаписи, чтение вслух, чтение про себя, ответы на вопросы, работа  карточками.

Планируемые результаты:

Личностные

Формирование эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой;

Регулятивные

Учет выделенных учителем в новом учебном материале операций, умение воспользоваться информацией для выполнения соответствующего задания;

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации;

 Структурированное чтение (умение так сгруппировать информацию, чтобы при случае можно было предельно быстро ею воспользоваться);

Смысловое чтение  (применение различных видов чтения);

Умение пользоваться таблицами, схемами для получения информации;

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации;

Работа над передачами выбранной информации;

1.Мотивация к учебной деятельности.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого – то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому – то, кому – то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

        -Сегодня мы будем снова открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться ещё на одну ступеньку знаний.

 - Будьте внимательными, готовьтесь без  стеснения отвечать на мои вопросы.

II. Актуализация опорных знаний.

-Окунёмся немного в историю.

- В каком веке мы живём?     -  ( в 21 веке)

-Какой у нас сейчас год?  -   (2016)

-Сегодня на уроке мы с вами поговорим о XIX веке.

-Что вы знаете о жизни людей этого века?  ( люди были бедные и богатые. Богатые имели всё, а бедные- ничего. Бедным приходилось много работать. Работали они в основном на богатых. Работали на износ.)

- Вы правильно объясняете, эти люди работали на заводах, в домах богатых, а иногда прямо на улицах (чистили обувь, побирались);

- У богатых и бедных были дети. Их отличало, то что детям бедных, чтобы хоть как-то прожить надо было работать.

Совсем маленьких – детей прокормить просто. Но ребёнок растёт! Ему надо больше пищи.

Следовательно детей отправляют на работу. И они становятся уже «маленькими взрослыми».

- А почему? (приходилось самим себе зарабатывать на жизнь.)

- Как вы думаете, чем занимаются богатые дети, пока бедные работают? (играют, гуляют, учатся)

Но и те и другие дети.

Рассказов о жизни детей  того времени много.            

-Вспомним рассказ А.П.Чехова «Ванька»

-Кто главный герой рассказа? (Ванька).

- Из какой семьи мальчик? (из бедной)

-А сейчас на примере главного героя Чехова, посмотрим какой же была его жизнь?

Работа в парах.

Поработайте с текстом учебника. У вас на партах лежат карточки. Найдите и запишите словосочетания, слова, которые характеризуют главного героя. (5 мин)

Характеристика жизни главных героев

А.П.Чехов «Ванька»

-Проверяем.

Читает.. (остальные с карандашом в руках отмечают «+» если ответы совпали)

-У кого есть дополнения?

-Зачитайте.

Вывод: Какой была  жизнь бедных детей в 19 веке?

Жизнь бедных детей в то время была тяжелой, им приходилась много работать, для того чтобы заработать на еду. Они были лишены самого главного –детства.

3.Сообщение темы и цели урока.

-Как вы думаете ребята, почему сегодня на уроке в центре нашего внимания трудная жизнь детей того времени.

-Сегодня на уроке будем знакомиться с новым произведением, в котором  рассказывается о трудном детстве детей.

-откройте учебники на с.116. Прочитайте название произведения.

 «Вертел».

-Кто автор?

Дмитрий  Наркисович  Мамин-Сибиряк

  -Знакомо ли вам  его творчество ( знакомо)

- Какие его произведения читали ? ( « Приёмыш»,« Алёнушкины сказки», сказка « Серая Шейка»)

Какие задачи поставим на урок?

познакомиться с новым произведением.

умение работать с текстом, ориентироваться в тексте,

совершенствовать умения выразительногго чтения,

 раскрыть идею автора

4.Работа над новым материалом

1.Слово о писателе.

Дмитрий  Наркисович  Мамин-Сибиряк  к детской литературе относился очень серьёзно. Он называл детскую книжку «живой нитью», которая выводит ребёнка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. Писатель писал для детей разного возраста. Широкий и разнообразный мир, жизнь человека и природы раскрываются юным читателям в его произведениях.  Он так же как и другие писатели своих рассказах он много рассказывает о жизни и труде рабочих и крестьян, о судьбе детей.

- Как вы думаете  что такое вертел? ( металлический прут, для жарения мяса над огнем)

- От какого слова образовано? (вертеть)

-Подберите однокоренные слова (вертеть, вертлявый, вертлявость, верченный)

2. Словарная работа

Чтобы рассказ нам был понятен, подготовимся к его чтению и проведем словарную работу.

(слайд)

3.Работа над содержанием.

- Я вижу вы готовы- начинаем читать рассказ.

*Чтение 1-го абзаца*  ( вслух)

- Где происходят события рассказа? (в поместье Теребиловка в мастерской)

- У нас появился первый герой. Как его зовут? (Прошка)

- Прочитав первый абзац, что мы можем сказать о нём? (он не высокого роста, сидел в тёмном углу и т.д.)

- Что он там делал? (работал)

- Найдите в тексте строки, которые описывают место работы Прошки ( за исключением тёмного угла, где работал Прошка)

- Первое знакомство произошло. Что  же будет дальше…

*Чтение 2-го абзаца* ( про себя)

-Удобные ли были условия для работы? Кроме темноты, что еще было не так? (В одной комнате работало 5 человек- очень тесно)

- Что раньше в этом месте было? Как выглядела мастерская? Найдите слова в тексте. ( раньше здесь была баня, и……)

-Было очень тесно тем более, что это была баня, а банные помещения делают специально маленькими, чтобы оно быстрее наполнялось влагой. + маленькие окна.

- С кем автор сравнивает Прошку? Подтвердите словами из текста. ( как паук работал Прошка)

*Чтение 3-го абзаца*  ( вслух)

- С кем мы познакомились в этом отрывке? (со стариком Ермилычем)

- Что вы можете о нём сказать? (полуслепой, один из лучших мастеров, бранил хозяина)

- Кто такой гранильщик? (объяснение)

- Как вы думаете почему он был полуслепой? (много работал; работа связана с напряжением зрения)

- Как можно назвать человека , который много работает? (трудоголик и т.д.)

-Как фамилия хозяина? (Ухов)

-Пришло время познакомиться с хозяином.

*Чтение 4-го абзаца* ( вслух)

-Как зовут Ухова? (Алексей Иванович)

- Каким он был по словам старика?  Найдите слова в тексте, как о нём отзывается Ермилыч.( - Плут он….)

- Каким его ещё можно назвать? (жадный , зажиточный)

-Обратите внимание, что Ухов как бы пытается взбодрить своих рабочих.

-Как вы думаете он искренно это делает? (нет)

-Он как человек в маске, говорит не то, что думает.

-А старик…со зла ли он ругает своего хозяина(нет, он просто говорит, то что думает, т.к. он открытый человек)

*Чтение 5-го абзаца*( про себя)

- Если  Ермилыч так не доволен хозяином, почему же он на самом деле не уйдёт? (идти некуда, возраст не тот, слепота т.д.)

*Чтение 6-го абзаца* ( про себя)

-Какой новый герой появился? (Игнатий и Спирька)

- Что вы можете сказать об Игнатии? Найдите слова в тексте. (молчаливый, не любит даром терять слова, угрюмый)

- Что значит: «чахоточный мастер Игнатий»? (больной чахоткой человек)

- Чахотка- заболевание лёгких.

- Кто такой Спирька(помощник мастера, т.е. подмастерий)

- Какие у него черты? Подтвердите словами из текста.(«….молодой, бойкий, …»  Любит подразнить Ермилыча, весёлый, сильный)

- Почему он над Ермилычем посмеивается? (в мастерской скучно- хоть какая-то забава)

*Чтение 7-го абзаца* ( про себя)

- Что нового мы узнали о хозяине? (он обманывает не только своих рабочих , но и покупателей)

- Кто был самым внимательным и скажет нам  с чем они работали в мастерской? (камни)

- Со сколькими рабочими мы уже познакомились? (3-мя+ хозяин)

Продолжаем знакомство.

*Чтение 8-го абзаца* ( вслух)

-Кто новый герой? (Лёвка)

- что вы можете о нём сказать? (немой от рождения)

-Контингент в мастерской разный , разные возраста, поколения. Есть больные, инвалиды. Однако они общаются все вместе.

*Чтение 9-го абзаца*( вслух)

- С кем сравнивает автор Ухова? (с лисой)

 -Почему?(доказывают словами из текста)

- Автор пишет, что глаза у Ухова бесцветные, почему он акцентирует внимание на этом?(говорят, что у доброго, отзывчивого человека глаза всегда яркие и блестят как драгоценные камни и т.д.)

-У Ухова  на главном месте - выгода.

*Чтение 10-го абзаца*( про себя)

-Рабочие посмеивались над хозяином, почему? Найдите в тексте доказательства.

*Чтение 11-го абзаца**( про себя)

-Здесь описано «превращение камня». Какие этапы мы можем выделить? (Составляют алгоритм действий: сортируются; околачиваются, обтачиваются на черно, кладутся фасетки, поправляются грани, полируются)

- Почему автор так подробно описывает этот процесс? (чтобы показать всю сложность)

*Чтение 12-го абзаца*( вслух)

-Работа не только сложная, но и…(опасная для здоровья)

-Для чего опасна? (для лёгких и зрения)

- Давайте вспомним чем была мастерская раньше? (баней)

- Найдите фрагмент доказывающий это (читают)

!!! Сырость задерживала в воздухе частицы пыли. Вот почему у Ермилыча было плохое зрение, а Игнатий болел чахоткой.

*Чтение 13-го абзаца*

- С кем сравнивают Алексея Ивановича? Подтвердите словами из текста. ( зачитывают  - с налимом)

Прочитав последнюю часть мы видим как к хозяину относятся его рабочие (они уважают его, прощают плутовские замашки.)

- Почему они так к нему относятся? (он приютил их, даёт им работу, еду, кров)

Мы познакомились со всеми героями. Теперь вы их знаете и можете охарактеризовать.

5. Первичное закрепление.

Работа в парах

Вы познакомились со всеми героями.  Вы их знаете и можете охарактеризовать их. Слева в табличке вам надо вписать имя героя, которое соответствует описанию.  Проверка.

Ермилыч

Ворчливый, открытый, трудолюбивый, один из лучших гранильщиков

Игнатий

Молчаливый, угрюмый, серьезный

Спирька

Молодой, сильный, весёлый, подстрекатель

Прошка

Сирота, маленького роста, работал с колесом

Лёвка

Немой оптимист

-Вспомните, какого героя не хватает? (Ухова)

- Какие его черты вы можете назвать? Автор пишет, что глаза у Ухова бесцветные, почему он акцентирует внимание на этом? (говорят, что у доброго, отзывчивого человека глаза всегда яркие и блестят как драгоценные камни и т.д.)

6. Включение в систему знаний и повторение.

Как вы думаете кто же главный герой рассказа? (Прошка)

Какую характеристику мы можем дать этому герою по прочитанной главе. У каждого из вас карточка. Запишите то что уже известно о Прошке.

Работа в группах - карточки

-Проверка.

Какое произведение мы с вами читаем?

Кто главный герой рассказа?

-Что в своем произведении хочет показать автор?

-Какова же главная мысль произведения.

7. Дом/задание.

Я думаю, что вам будет интересно узнать дальнейшие события.

 дома.- прочитать 2-ю и 3-ю  главу. Дополните карточку сведениями о прошке.

 

8. Рефлексия

-Оцените работу на уроке. Подчеркните тот ответ, который можете отнести к себе.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Дмитрий Мамин - Сибиряк.

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Дмитрий Мамин - Сибиряк.  «Сказка про храброго Зайца - длинные  уши, короткий хвост»Цель: развивать умение анализировать текст; по...

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»

Обучение осуществляется по программе «Школа России». Предмет «Литературное чтение» преподается по учебнику Горецкого В.Г. и др. Литературное чтение. М.: Просвещение, 2009Тип урока: урок изучения...

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Вертел»

знакомить  с  творчеством Д.Н. Мамина – Сибиряка, развивать умение работать с текстом, предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, продолжать развивать умение анализировать пр...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Главная мысль в рассказе Ю.Ермолаева «Два пирожных»

Урок расчитан для детей 2 года обучения по программе "Школа России"Цель урокапознакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведе...

Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д Н. Мамин -Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича"

Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д.Н.Мамин - Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича" Презентация...