Литературное чтение. 4 класс." Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков""
план-конспект урока по чтению (4 класс)

" Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков"".Литературное чтение.4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_81._lit._chtenie.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Ахметова М.А.

Поурочный план

Урок № 81

Дата проведения г.

Класс 4

Предмет Литературное чтение

Тема урока: Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков"

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Цели: образовательная:расширить знания о творчестве Б.С. Житкова; обучать беглому, выразительному чтению; раскрыть смысл содержания рассказа Б.С. Житкова;воспитательная: учить характеризовать главного героя, его поступки; развивающая: развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий «неправда», «вранье», «ложь» (что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук

Методы и формы обучения: Фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная

Ход урока

#1055;роверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

#1052;отивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

— Откройте учебник на с. 37 и прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.

— Чему мы научимся?

— Чему будем учиться?

— Произведением какого автора открывается новый раздел? (Б. Житкова.)

— Что вы о нем помните, какие произведения читали? («Храбрый утенок», «Как слон спас хозяина от тигра», «Про обезьянку» и др.)

3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Знакомство с жизнью и творчеством Б.С. Житкова

Краткий обзор биографии Б.С. Житкова

Борис Степанович Житков родился 30 августа (If сентября) 1882 г. в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И. Чуковский), в 1905 г. принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное — Петербургского политехнического института (1916). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал.

Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность, четкость в определении полюсов добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность, динамизм повествования, острота и необычность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в торжество добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова почетное место в русской детской литературе XX в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будням, сострадание к слабым, в том числе к братьям нашим меньшим, и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский» язык сделали творчество Житкова любимым юными читателями вплоть до сегодняшнего дня.

Психологизм Житкова, не лишенный социальной тенденциозности в рассказах о взрослых (добрый и жадный хозяин в рассказе «На воде», нищий матрос и корыстолюбивый капитан, благородные революционеры и злые полицейские, черносотенцы и бандиты в рассказах «Вата», «Компас», «Пекарня»), доброжелательно-назидательный — в обрисовке образов детей (которые, взрослея, непременно становятся лучше), особенно точен в повествованиях о животных, которые показаны со всеми видовыми поведенческими признаками и в то же время с конкретной ситуативной характеристикой (слон, который спасает хозяина от тигра) как создания, в которых писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка, трудолюбие и доброта слона, обезьянки и т. п.).

Творчество Б.С. Житкова — классика отечественной детской и анималистической словесности (продолжение традиции Л.Н. Толстого и А.П. Чехова). Наряду с В.В. Бианки и Е.И. Чарушиным Б.С. Житкова можно считать основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. Его произведения оказали существенное влияние на многих детских писателей.

Умер Б.С. Житков 19 октября 1938 г. (Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)

Физкультминутка

4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Работа над рассказом «Как я ловил человечков»

— Понравился ли вам рассказ?

— Какие чувства вы испытали при чтении?

Словарная работа

— Объясните значение слов.

КОРМА (задняя часть судна, лодки и некоторых других транспортных средств).

МАЧТА — (вертикальная конструкция на палубе (на парусных суднах — для установки парусов), а также сооружение в виде укреп -ленного столба (ствола) для разных технических целей).

ПАЛУБА — (горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолета, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна).

ПОЛИРОВАТЬ - (натирать, придавать блестящий, гладкий вид чему-нибудь).

ЛАКИРОВАТЬ (1) покрывать лаком; 2) идеализировать, приукрашивать).

— Подберите синонимы к словам.

ВСАМДЕЛИШНЫЙ — (взаправдашний (разг.), настоящий, натуральный).

СМОТРЕТЬ — (глядеть, взирать, таращиться, глазеть, вылупиться (прост.), впериться, уставиться (разг.), пялиться, воззриться (прост.), поглядывать, взглядывать и др.).

БОЛТАТЬСЯ— (висеть, бездельничать, ходить).

— Подберите антонимы к словам «тайком», «торопливо». (Открыто, явно; медлительно.)

Как вы поняли выражение «Я сейчас вернусь, живым духом»? (Вернусь очень быстро.)

5. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

Подведение итогов урока

— Какой рассказ вы прочитали?

— О ком и о чем рассказывает автор?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа, чтение без ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения 2 класс "Мама - главное слово"

урок литературного чтения 2 класс "Мама - главное слово"...

Урок чтения по теме: "Анализ произведения Б.Житкова "Как я ловил человечков"

Матеоиал содержит  технологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по программа "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...

Литературное чтение/ 4 класс." Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков""

Литературное чтение. 4 класс.Тема." Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков""...