Урок литературного чтения."Л.Н. Толстой « Акула». Главные герои произведения. Тема и главная мысль рассказа."
методическая разработка по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтения. 3 класс. УМК " Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit._chteniya_akula.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.Н. Толстой « Акула». Главные герои произведения. Тема и главная мысль рассказа.
Цель: учиться анализировать произведение, для того чтобы определить тему, главную мысль этого произведения и составить характеристику главного героя.
Оборудование: учебники « Литературное чтение 3 класс», иллюстрации к словарной работе (фитиль, пушка, хобот пушки, якорь, парус), портрет писателя.
Ход урока.
1 этап. Орг. Момент.
2 этап Проверка домашнего задания.
(Дом. задание. Прочитать текст о детстве Толстого)
(фронтальная беседа по содержанию)
- Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.
- Для этого вернемся к рассказу “Детство Л.Н. Толстого”
- Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
- В какой семье рос Л.Н. Толстой? (без мамы, 5 детей, 4 брата: Николай, Сергей, Дмитрий и он сам, 1 сестра Машенька).
- Как появились “Муравейные братья?” (из-за тайны).
- В чем состояла тайна? (тайна, как сделать всех людей здоровыми, счастливыми, чтобы люди любили друг друга, все стали братьями)
- Как это характеризует братьев? (чуткие, добрые, отзывчивые).
Приём « корзина идей».
Сейчас я покажу вам числа и слова, а вы подумайте, какое отношение имеет данный материал к писателю?)
9.09 ( родился 9 сентября 1828года)
5 (В семье Л.Н. Толстого было 5 детей)
82 (Л.Н. Толстой прожил 82 года)
Азбука (Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе)
Ясная поляна (место жительство Л. Толстого)
- Какие произведения Л. Толстого мы читали? ( « Старый дед и внучек», «Филиппок», « Косточка», « Лев и собачка» )
3 этап: Постановка целей и задач урока.
Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями этого автора. Название нового произведения вы узнаете, если разгадаете тему синквейна
Акула
Огромная кровожадная
Плавает, нападает, кусает
У неё острые зубы.
Хищник
- Что вы знаете об акулах? ( Хищная крупная морская рыба)
Определите тему урока. ( « Л. Н. Толстой « Акула»)
- Как вы думаете, в названии отражена тема произведения или главная мысль?
- Можем ли мы сейчас с вами определить главную мысль произведения, назвать главных героев произведения? Что нужно сделать? (прочитать, проанализировать произведение)
Цель урока: проанализировать произведение…
4 этап. Работа с текстом до чтения.
- Прочитайте ключевые слова, рассмотрите иллюстрации, сделайте предположение, о чём будет текст.
Ключевые слова Море, корабль, якорь, Африка, пустыня Сахара
По рисунку (время суток, что делают мальчики, где они плавают, что с ними произошло)
- Определите жанр произведения. ( Рассказ)
- Текст написан более 100 лет тому назад, поэтому некоторые слова Вам могут быть непонятными. Что делаем в таких случаях?( Показ иллюстраций, поиск слов в толковом словаре).
Артиллерист - военнослужащий артиллерии (обслуживает огнестрельные орудия)
Фитиль - горючий шнур для воспламенения зарядов.
Ропот - недовольство, выраженное в в приглушенной форме, негромкими голосами.
Пушка - огнестрельное орудие для стрельбы на дальнее расстояние.
Хобот пушки-упирающаяся в землю задняя часть орудия.
Якорь - металлический стержень с лапами , укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна, бакена.
Парус-укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище.
5 этап.Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение учителем.
- Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите, в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?
После чтения.
Ответ на поставленный перед чтением вопрос.
- В какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?
(Когда появилась акула, когда выстрелил.)
- Когда вы радовались? (Когда мальчики спаслись.)
- Я вижу, что вы меня внимательно слушали, поэтому смогли ответить на поставленный вопрос.
Физминутка
Вторичное чтение (приём « Чтение с остановками»)
- Сейчас мы с вами будем читать рассказ по частям и отвечать на вопросы.
1 абзац
- Какой был день? Почему прекрасный?
- Как изменилась погода?
- С чем сравнивает автор воздух из пустыни? Как вы понимаете « из топленой печки» (очень жарко).
2 абзац
- Почему капитан разрешил купаться в парусе, а не в открытом море?
3 абзац
- Откуда мальчики на корабле?
- Как мальчики оказались в открытом море?
Автор использует слово «вздумали», что оно обозначает? (не послушались, быстро решили, не обдумали последствия)
5 абзац
- Почему артиллерист любовался своим сыном? (любил, радовался его успехам)
7 абзац
-Почему ребята не услыхали крики? Почему не видели акулу?
8 абзац
- Как вы понимаете выражение « бледный, как полотно»? (побледнел от страха за жизнь детей)
9 абзац
- Зачем спустили лодку?
- Были ли у них шансы спасти детей? ( Нет) Почему? (Далеко. Скорость акулы больше, чем лодки.)
10 абзац
- Чей пронзительный визг услышали матросы?
- Почему мальчики поплыли в разные стороны?
11 абзац
- Объясните выражения « визг разбудил», « сорвался с места». (Артиллерист как будто очнулся от состояния оцепенения).
-Зачем побежал к пушкам?
12 абзац
- Что значит «Замерли от страха»? (очень испугались, смотрели и не двигались)
-Чего все боялись? (выстрел попадёт в мальчиков)
13 абзац.
-Почему так странно повёл себя артиллерист?
14абзац
-Чему все радовались?
- Как вы думаете, что в это время чувствовал артиллерист? (облегчение)
6 этап. Работа с текстом после чтения.
Рассмотрите иллюстрацию В. Фаворского, найдите отрывок из текста.
- Сравните отрывок и иллюстрацию. Удалось ли художнику точно передать содержание отрывка или он привнёс что-то своё?
- Как вы думаете, кто является главным героем произведения? ( артиллерист)
- Какие черты характера помогли артиллеристу в экстремальной ситуации? (решительность, находчивость, самообладание)
- Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый (нашел единственный правильное решение), решительный (решил произвести выстрел), самообладание (смог проделать все действия для выстрела)
Поведение артиллериста | Черты характера |
- любовался на своего сынишку | любовь к сыну |
- закричал, смотрел..., - сорвался с места, - взял фитиль | решительность, мужество |
- упал и закрыл лицо руками | самообладание |
- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа?
(в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).
- Почему с мальчиками произошла беда, едва не закончившаяся трагедией?
( Не послушались, не обдумали последствия своих поступков)
- Почему свой рассказ Толстой назвал « Акула»? ( Все события, описанные в рассказе произошли из-за появления акулы)
-Можно ли дать другое название? ( «Чудесное спасение», «Находчивый артиллерист»)
- Произведения Л. Толстого для детей носят поучительный характер. Чему учит детей рассказ « Акула»? ( Слушаться взрослых, не впадать в уныние в экстремальных ситуациях, стараться действовать решительно)
7 этап. Домашнее задание.
-Дома вам нужно будет приготовить пересказ текста. Что поможет вам в выполнении задания? ( План)
- Начнём составление плана.
1. Остановка корабля.
2. Купание в парусе.
3. Мальчики плавают.
4. Появление акулы.
5. Мальчики увидели акулу.
6. Артиллерист стреляет из пушки.
7. Спасение мальчиков.
8 этап. Итог урока.
- Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.
- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"
Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....
автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"
Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....
Урок литературного чтения "Л.Н.Толстой «Акула». Поступок, продиктованный любовью"
Урок знакомит учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Акула»; обучает выразительному чтению для более глубокой и тонкой передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении...
технологическая карта урока литературного чтения Лев Николаевич Толстой «Акула»
В технологической карте даны все этапы урока с формируемыми УУД...
Технологическая карта к уроку литературного чтения. Л.Н. Толстой "Акула", 3 класс, УМК "Школа России". Фрагмент урока (для аттестации).
3 класс, УМК "Школа России"....
Паспорт урока по литературному чтению Л.Н.Толстой "Акула".Характеристика героев.
По новым требованиям ФГОС каждый современный учитель должен уметь конструировать ПАСПОРТ урока. Я показала образец такого паспорта, думаю многим он будет полезен в педагогической практике....
Урок литературного чтения 4 класс УМК "Перспектива". Былина «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.
Работа с былиной одна из самых непростых в начальной школе, как для ученика, так и для учителя. Этот материал поможет структуировать урок литературного чтения. В разработке представлены три важнейших ...