Урок литературного чтения."Л.Н. Толстой « Акула». Главные герои произведения. Тема и главная мысль рассказа."
методическая разработка по чтению (3 класс)

Волгина Ирина Юрьевна

Конспект урока литературного чтения. 3 класс. УМК " Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit._chteniya_akula.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н. Толстой « Акула». Главные герои произведения. Тема и главная мысль рассказа.

Цель: учиться  анализировать произведение, для того чтобы определить тему, главную мысль этого произведения и составить характеристику главного героя.

Оборудование: учебники « Литературное чтение 3 класс», иллюстрации к словарной работе (фитиль, пушка, хобот пушки, якорь, парус), портрет писателя.

                             

Ход урока.

1 этап. Орг. Момент.

2 этап  Проверка домашнего задания. 

(Дом. задание. Прочитать текст о детстве Толстого)

(фронтальная беседа по содержанию)

- Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

- Для этого вернемся к рассказу “Детство Л.Н. Толстого”

- Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

- В какой семье рос Л.Н. Толстой? (без мамы, 5 детей, 4 брата: Николай, Сергей, Дмитрий и он сам, 1 сестра Машенька).

- Как появились “Муравейные братья?” (из-за тайны).

- В чем состояла тайна?  (тайна, как сделать всех людей здоровыми, счастливыми, чтобы люди любили друг друга, все стали братьями)

- Как это характеризует братьев? (чуткие, добрые, отзывчивые).

Приём « корзина идей».

Сейчас я покажу вам числа и слова, а вы подумайте, какое отношение имеет данный материал к писателю?)

9.09 ( родился 9 сентября 1828года)

5 (В семье Л.Н. Толстого было 5 детей)

82  (Л.Н. Толстой прожил 82 года)

Азбука (Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе)

Ясная поляна (место жительство Л. Толстого)

 - Какие произведения Л. Толстого мы читали? (  « Старый дед и внучек», «Филиппок», « Косточка», « Лев и собачка» )

3 этап: Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями этого автора.  Название нового произведения вы узнаете, если разгадаете тему синквейна

Акула

Огромная кровожадная

Плавает, нападает, кусает

У неё острые зубы.

Хищник

 - Что вы знаете об акулах? ( Хищная крупная морская рыба)

Определите тему урока.  ( « Л. Н. Толстой «  Акула»)

- Как вы думаете,  в названии отражена тема произведения или главная мысль?

- Можем ли мы сейчас с вами определить главную мысль  произведения, назвать главных героев произведения? Что нужно сделать? (прочитать, проанализировать произведение)

 Цель урока: проанализировать произведение…

4 этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Прочитайте ключевые слова, рассмотрите иллюстрации, сделайте предположение, о чём будет текст.

 Ключевые слова  Море, корабль, якорь, Африка, пустыня Сахара

По рисунку (время суток, что делают мальчики, где они плавают, что с ними произошло)

 - Определите жанр произведения. ( Рассказ)

- Текст написан более 100 лет тому назад, поэтому некоторые слова Вам могут быть непонятными. Что делаем в таких случаях?( Показ иллюстраций, поиск слов в толковом словаре).

Артиллерист - военнослужащий артиллерии  (обслуживает огнестрельные орудия)

Фитиль - горючий шнур для воспламенения зарядов.

Ропот - недовольство, выраженное в в приглушенной форме, негромкими голосами.

Пушка  - огнестрельное орудие для стрельбы на дальнее расстояние.

Хобот пушки-упирающаяся в землю задняя часть орудия.

 Якорь - металлический стержень с лапами , укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна, бакена.

Парус-укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище.

  5 этап.Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение учителем.

- Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите, в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

После чтения.

Ответ на поставленный перед чтением вопрос.

- В какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

(Когда появилась акула, когда выстрелил.)

- Когда вы радовались? (Когда мальчики спаслись.)

- Я вижу, что вы меня внимательно слушали, поэтому смогли ответить на поставленный вопрос.

Физминутка

Вторичное чтение (приём « Чтение с остановками»)

- Сейчас мы с вами будем читать рассказ по частям и отвечать на вопросы.

1 абзац

- Какой был день? Почему прекрасный?

- Как изменилась погода?

- С чем сравнивает автор воздух из пустыни? Как вы понимаете « из топленой печки» (очень жарко).

2 абзац

- Почему капитан разрешил купаться в парусе, а не в открытом море?

3 абзац

- Откуда мальчики на корабле?

- Как мальчики оказались в открытом море?

Автор использует слово «вздумали», что оно обозначает? (не послушались, быстро решили, не обдумали последствия)

5 абзац

- Почему артиллерист любовался своим сыном? (любил, радовался его успехам)

7 абзац

-Почему ребята не услыхали крики? Почему не видели акулу?

8 абзац

- Как вы понимаете выражение « бледный, как полотно»? (побледнел от страха за жизнь детей)

9 абзац

- Зачем спустили лодку?

- Были ли у них шансы спасти детей? ( Нет) Почему? (Далеко. Скорость акулы больше, чем лодки.)

10 абзац

- Чей пронзительный визг услышали матросы?

- Почему мальчики поплыли в разные стороны?

11 абзац

 - Объясните выражения « визг разбудил», « сорвался с места». (Артиллерист как будто очнулся от состояния оцепенения).

-Зачем побежал к пушкам?

12 абзац

- Что значит «Замерли от страха»? (очень испугались, смотрели и не двигались)

 -Чего все боялись? (выстрел попадёт в мальчиков)

13 абзац.

 -Почему так странно повёл себя артиллерист?

14абзац

 -Чему все радовались?

-  Как вы  думаете, что  в это время чувствовал артиллерист? (облегчение)

6 этап.  Работа с текстом после чтения.

 Рассмотрите иллюстрацию В. Фаворского, найдите отрывок из текста.

- Сравните отрывок и иллюстрацию. Удалось ли художнику точно передать содержание отрывка или он привнёс что-то своё?

- Как вы думаете, кто является главным героем произведения? ( артиллерист)

-  Какие черты характера помогли артиллеристу в экстремальной ситуации? (решительность, находчивость, самообладание)

- Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый (нашел единственный правильное решение), решительный (решил произвести выстрел), самообладание (смог проделать все действия для выстрела)

Поведение артиллериста

Черты характера

- любовался на своего сынишку

любовь к сыну

- закричал, смотрел...,

- сорвался с места,

- взял фитиль

решительность, мужество

- упал и закрыл лицо руками

самообладание

 - В чем же тогда заключается основная мысль рассказа?

 (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

- Почему с мальчиками произошла беда, едва не закончившаяся трагедией?

 ( Не послушались, не обдумали последствия своих поступков)

 - Почему свой рассказ Толстой  назвал « Акула»? ( Все события, описанные в рассказе произошли из-за появления акулы)

-Можно ли дать другое название? ( «Чудесное спасение», «Находчивый артиллерист»)

- Произведения Л. Толстого для детей носят поучительный характер. Чему учит детей рассказ « Акула»? ( Слушаться взрослых, не впадать в уныние в экстремальных ситуациях, стараться действовать решительно)

7 этап. Домашнее задание.

-Дома вам нужно будет приготовить пересказ текста. Что поможет вам в выполнении задания? ( План)  

- Начнём составление плана.

1. Остановка корабля.

2. Купание в парусе.

3. Мальчики плавают.

4. Появление акулы.

5. Мальчики увидели акулу.

6. Артиллерист стреляет из пушки.

7. Спасение мальчиков.

 8 этап. Итог урока.

- Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.

- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"

Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"

Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....

Урок литературного чтения "Л.Н.Толстой «Акула». Поступок, продиктованный любовью"

Урок знакомит учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Акула»; обучает выразительному чтению для более глубокой и тонкой передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении...

технологическая карта урока литературного чтения Лев Николаевич Толстой «Акула»

В технологической карте даны все этапы урока с формируемыми УУД...

Паспорт урока по литературному чтению Л.Н.Толстой "Акула".Характеристика героев.

По новым требованиям ФГОС каждый современный учитель должен уметь конструировать ПАСПОРТ урока. Я показала образец такого паспорта, думаю многим он будет полезен в педагогической практике....

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Перспектива". Былина «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.

Работа с былиной одна из самых непростых в начальной школе, как для ученика, так и для учителя. Этот материал поможет структуировать урок литературного чтения. В разработке представлены три важнейших ...