Урок литературного чтения. 3 класс . Г. Х. Андерсен « Гадкий утёнок». Определение темы и главной мысли
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Косаринцева Ирина Николаевна

Конспект урока по литературному чтению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока58 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение.

Класс: 3 класс

Тема: Г. Х. Андерсен « Гадкий утёнок». Определение темы и главной мысли. 

Составитель: И.Н. Косаринцева

Здравствуйте. Сегодня урок литературного чтения проведу я. Меня зовут Косаринцева Ирина Николаевна, я учитель школы № 315 Пушкинского района.

Тема урока:  Г. Х. Андерсен « Гадкий утёнок». Определение темы и главной мысли.

На уроке будем:

  • учиться определять тему текста и главную мысль;

В этом нам поможет следующий план урока.

План урока.

  1. Определение темы и учебной задачи урока.
  2. Знакомство с автором и произведением. Антиципация названия (предугадывание).
  3. Как будем определять главную мысль: событие, герои, отношение автора.
  4. Чтение произведения.
  5. Беседа по содержанию.
  6. Определение события, героев, отношение автора, главной мысли.
  7. Подведение итогов урока.

Итак, тема нашего урока - Г. Х. Андерсен « Гадкий утёнок». Определение темы и главной мысли произведения.

Учебная задача нашего урока - ознакомление с произведением Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок».

Ханс Кри́стиан А́ндерсен (в русском языке также распространено написание Ганс Христиан, датский писатель, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине» и многих других сказок.

Родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн. Прожив интересную жизнь,  Ганс Кри́стиан А́ндерсен умирает в возрасте 70 лет в 1875г. в Копенгагене.

Фотопортрет работы Торы Халлагер, октябрь 1869 Сказка Андерсена «Гадкий утенок» была написана в 1843 году. Из дневника писателя известно, что идея произведения возникла у него после лесной прогулки.

Как вы думаете, о чем или о ком эта сказка?

-Даже у взрослого человека история превращения гадкого утенка в величественную и гордую птицу, рассказанная Гансом Христианом Андерсеном, вызывает слезы. Приключения несчастного птенца, заклеванного всем миром, писатель сумел описать чувственно и пронзительно. Главному герою повезло. В отличие от многих персонажей датского сказочника, его сказка – со счастливым концом.

-Возвращаясь к теме нашего урока, скажите, как мы будем определять тему произведения и его главную мысль?

Совершенно верно. Мы с вами:

  1. Определим события;
  2. Укажем героев;
  3. Отношение автора.

Но чтобы это сделать, нужно познакомиться с произведением.

(Чтение произведения  – 4 мин.)

«В густых зарослях лопуха «сидела на яйцах утка». В положенный срок яичные скорлупки затрещали, и на свет появились крошечные пушистые утята. Осталось только одно яйцо, самое большое, которое никак не хотело лопаться. Вскоре и из него вылупился птенец, но «он был большой и гадкий» и совсем не походил на своих братьев и сестер.

На следующее утро утка отправилась со своим выводком к канаве. К ее удивлению, «гадкий серый утёнок» плавал ничем не хуже других. Затем утка со своими малышами «добралась до птичьего двора», чтобы ввести их в общество. Она принялась рассказывать утятам о правилах поведения и отличительных знаках местных обитателей.

Когда утка представила свой выводок самой знатной жирной утке, она была вынуждена защищать своего неудавшегося птенца, на которого все стали нападать. Мать была уверена, что «он вырастет сильным и пробьет себе дорогу в жизнь».

На птичьем дворе гадкого утенка постоянно «клевали, толкали и дразнили», и даже птичница отталкивала его от корма. Поначалу утка-мать заступалась за него, но вскоре и она ополчилась против сына.

Не выдержав издевательств, утенок сбежал с птичьего двора. Новое пристанище он нашел «в болоте, где жили дикие утки». Два молодых гусака предложили заморышу дружбу, но вскоре были убиты охотниками.

В поисках более безопасного места утенок набрел на хижину, где «жила старуха со своей курицей и котом». Курицу она звала Коротконожкой, а кота – Сыночком. Сослепу женщина приняла утенка за жирную утку и оставила жить у себя. Узнав, что новый жилец не умеет ни мурлыкать, ни нести яйца, кот и курица отнеслись к нему пренебрежительно.

Однажды гадкий утенок увидел в небе стаю прекрасных птиц – «все белые, как снег, с длинными гибкими шеями». Это были лебеди, и утенок полюбил их всем сердцем.

В особенно морозную ночь утенок «примерз ко льду» на озере. Его подобрал и выходил проходивший мимо крестьянин. Случайно нашкодив на кухне, утенок испугался и скрылся в камышах, где просидел всю зиму.

Было бы чересчур печально описывать все злоключения утенка во время суровой зимы. Когда же солнышко опять пригрело землю своими теплыми лучами, он лежал в болоте, в камышах. Запели жаворонки, пришла весна-красна.

Утенок взмахнул крыльями и полетел; теперь крылья его шумели и были куда крепче прежнего. Не успел он опомниться, как уже очутился в большом саду. Яблони стояли все в цвету, душистая сирень склоняла свои длинные зеленые ветви над извилистым каналом.

Ах, как тут было хорошо, как пахло весною! Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.

«Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за мою дерзость, за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»

И он слетел в воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему.

— Убейте меня! — сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение, но он был уже не безобразною темно-серою птицей, а — лебедем!

Не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!

Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий: он лучше мог теперь оценить свое счастье и все окружавшее его великолепие. Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладя клювами по перышкам.

-Когда мы в первый раз встречаемся с главным героем сказки? Как его описывает автор?    (Большой и гадкий.)

- Как вы понимаете выражение  «птичий двор»?   (Огороженный участок земли при доме, на котором расположены хозяйственные постройки.  Территория, где находится  на выпасе, выгуле домашняя птица.)

- Для чего утка со своими малышами отправилась на птичий двор?    (Чтобы ввести их в общество, познакомить с другими обитателями птичьего двора.)

- Почему утка была вынуждена защищать своего  неудавшегося птенца?    (На него все стали нападать, его постоянно клевали, толкали, дразнили.)

- Из-за чего утёнок сбегает с птичьего двора?   (Не выдержал издевательства.)

- Как вы понимаете слово заморыш?   (Это физически хилое, слабое существо.)

- Смог ли утёнок в своей новой жизни найти себе друзей?   (Нет.  Гусаков убивают охотники, в хижине у старушки кот и курица тоже невзлюбили его, от крестьянина он сбегает, испугавшись последствий своей шкодливости.)

- Почему Гадкого утёнка охватила  «какая-то странная грусть»?  (Он увидел 3 чудных, прекрасных лебедя.)

- Почему Гадкий утёнок  попросил лебедей убить его?  (Ему было невыносимо сносить щипки уток и кур, толчки птичницы, терпеть холод и голод зимою.)

-Объясните, почему утёнок был рад, что перенёс столько горя  и бедствий?   (Он лучше смог оценить своё счастье и всё окружавшее его  великолепие.)

-Какие события мы можем выделить в этом произведении?

(В сказке рассказывается о Гадком утенке, над которым насмехались на птичьем дворе. Чтобы избежать издевательств, малыш сбегает со двора. Он находит новых товарищей – гусей. Но их вскоре лишают жизни охотники.

Затем он живет вместе со старушкой. Но кот и курица тоже унижают его. Он уходит жить на озеро.

 Крестьянин подбирает замерзшего утенка и забирает к себе. Но дети очень хотят с ним играть, а утенок этого не выдерживает и сбегает.

Уже весной Гадкий утёнок встречает стаю лебедей и решает к ним приблизиться. Но каково было его удивление, когда лебеди приняли его к себе. Ведь оказалось, что никакой он не утенок, а самый настоящий лебедь.)

-Укажите героев сказки.

(Мама-утка, Гадкий утенок, птицы со двора,  дикие гуси, старушка, кот, курица, крестьянин, дети, лебеди.)

Кто является главным героем сказки? (Гадкий утенок)

-Как вы считаете, как относится автор к главному герою сказки.

( Он жалеет его, сочувствует утёнку и наделяет его положительными качествами.)

-Как вы думаете, о чем эта сказка? (О жизни некрасивого утёнка, о его трудностях и счастливом конце.)

-Определите тему сказки.

Тема сказки - это долгий путь безобразного утенка, терпевшего лишения и нападки, к счастью.

- Чему научила нас эта сказка? (Не отчаиваться и быть уверенным в себе.)

- Назовите главную мысль сказки.

Главная мысль сказки «Гадкий утенок» заключается в том, что внешность не важна. Главное, не отчаиваться и быть уверенным в себе. Это поможет найти свое место в жизни и отыскать единомышленников и друзей.

Своим произведением великий сказочник учит не судить о людях только лишь по внешности – под неказистой оболочкой может скрываться самая прекрасная, нежная и чуткая душа.

Подведём итог урока.  

Сегодня на уроке мы научились определять тему и главную мысль произведения.

Домашнее задание.

  • Дома вы подготовите выразительное чтение сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Простейший алгоритм по определению темы и главной мысли текста

В социальных сетях я постоянно вижу вопросы молодых специалистов о том, как определить тему и главную мысль текста. Поэтому составила простейший алгоритм-помощник. В него включеня опорные слова, котор...

Конспект урока литературного чтения (внеклассное) Х.К. Андерсен "Девочка со спичками" 3 класс

Конспект урока литературного чтения (внеклассное) Х.К. Андерсен "Девочка со спичками" 3 класс...