Открытый урок по чтению в 1 классе по теме "Звук [ ж], буквы Ж, ж."
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Акимова Светлана Юрьевна

Конспект открытого урока (с технологической картой) по чтению (обучение грамоте) в 1 классе по теме Звук [ ж], буквы Ж, ж. Презентация прилагается. Урок по программе Школа России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок чтения (обучения грамоте)  в 1 классе

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тема  урока:  Звук [ ж], буквы Ж, ж.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: познакомить с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

Задачи урока:     образовательные:

  • познакомить   звуком   [ж] и с буквами  Ж,ж ;
  • учить  давать характеристику звукам;
  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

                         развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

                         воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • прививать навык культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

     Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная

     

Оборудование: мультимедийный проектор, звуковые схемы, образцы печатных букв «Ж» и «ж», карточки с буквами, касса букв, полоски для составления букв Жж, индивидуальные карточки с заданиями, круги для самооценки, звуковичок.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.

- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поприветствуйте.

-Прозвенел уже звонок-

 Начинается урок.

 Мы друг к другу повернулись

 И друг другу улыбнулись.      Садитесь.

дети поворачиваются к гостям, кивают один раз головой и поворачиваются обратно

улыбнулись друг другу

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные УУД:

Готовность к обучению, отношение к учению.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

-Не смотря на то, что мы с вами проучились в школе совсем немного времени, чуть больше трёх месяцев, мы с вами кое-чему уже научились. Давайте кое-что вспомним, что мы уже знаем.

-Напомните, пожалуйста, какую букву мы недавно изучили?

-Каким звуком она обозначается?

-Охарактеризуйте этот звук.

-Прочтите слово (На карточке ШИТЬ)

-Какое правило есть в этом слове?

-Ребята, сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат схемы.(на доске эти же схемы большие)

- Ваша задача найти звуковую схему слова шить.

-Какая пара готова выйти, показать схему и охарактеризовать звуки?

-Кто согласен с выбором схемы? У кого такая же схема?  

-Охарактеризуйте звуки.

 –Молодцы. Садитесь.

Игра «Живые буквы»

- Ребята, скажите, на какие 2 группы делятся все звуки в русском языке?

- На письме звуки обозначаются …?

- У вас на партах лежат карточки с буквами.

-Выйдите к доске те ребята, у которых гласные буквы. (а,о,у,я,и,ы,е)

- Назовите буквы на ваших карточках.

- Ребята, проверьте. Кто согласен, что это все гласные?

- Садитесь.

- Теперь выйдите те, у кого согласные буквы. (б,п,г,к,д,т,з,с,ш)

- Это буквы, а вы назовите соответствующие звуки.

- Скажите, это все согласные, которые мы уже изучили?

- Какие ещё мы знаем? (н,м,л,р,в,ч) (дети называют, я показываю их на ленте букв)

- А те согласные, которые перед нами (у доски), на какие группы можно разделить?

- Разделитесь на группы.

- Но это не просто звонкие и глухие согласные, но они ещё и …?

- Разбейтесь на пары.

Назовите парные звуки.

- Кто же остался без пары?

- Не расстраивайся, буква ш. У тебя тоже должна быть пара, и мы её сегодня найдём.

- Присаживайтесь все. Приступаем к поиску.

-Ша

-[ш]

-Согласный, всегда твёрдый, глухой

-ШИ пиши с буквой И

- Ш-согл., тв., глух.; Ы-гл.; Ть-согл., мягк., глух

- гласные и согласные

- буквами

- а,о,у,я,и,ы,е

поднимают руки

- б,п,г,к,д,т,з,с,ш

-нет

- н,м,л,р,в,ч

- звонкие и глухие

(делятся на 2 группы)

- парные

(берутся за ручки. б-п, г-к, д-т, з-с)

-(ш)

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования
своего суждения.

3. Постановка учебной задачи.

-Отгадайте загадку.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.  (слайд- картинка жука)

- Произнесите первый звук отгадки.

- Какой звук в этом стихотворении чаще повторяется?

- Произнесите, как жужжит жук.

-Звук ж мы ещё не изучали. Так что же мы сегодня узнаем?

-Да. Тема нашего урока: Звук [ж]. Буквы Ж, ж. (Слайд с темой)

- Каковы цели нашего урока?

- жук

-жжж

-узнаем букву ж и каким звуком обозначается

-1.познакомиться со  звуком  [ж]  и буквой Ж.  2.научиться читать   слоги, слова, тексты с новой буквой

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

4. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

-Откройте учебники по закладке.

-Итак, первый пункт плана: познакомиться с характеристикой звука Ж. (Слайд)

Характеристика нового звука. (Слайд. Гласный-согласный, звонкий-глухой, твёрдый-мягкий)

- Нам нужно охарактеризовать  звук  [ж] .

- Произнесите ещё раз этот звук и скажите: гласный он или согласный?

- Кто согласен?

(Слайд. Остаётся только СОГЛАСНЫЙ)

- Почему он согласный? Как вы это определили?

- Теперь давайте определим: звонкий он или глухой. Приложите наушники. Какой?

- Почему звонкий?

(Слайд. Остаётся только ЗВОНКИЙ)

- Давайте одевать нашего звуковичка.

- Что ещё нам нужно определить?

-Вспомните слова, которые начинаются на букву Ж, и назовите в словах первый звук

-Какой первый звук везде был?

-Попробуйте его произнести мягко.  (…)  Получилось? (нет)

- Вывод…

(Слайд. Остаётся только ТВЁРДЫЙ)

- Обуваем звуковичка

- Итак, теперь дайте полную характеристику нашему сегодняшнему звуку ж.  

(Пустой слайд)

- Теперь поиграем в игру « Поймай звук». Я буду называть слова. Если вы услышите наш новый звук-один раз хлопните, если нет- ничего не делаете.

(Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.)

Физминутка

- Итак, первый пункт плана мы выполнили-звук Ж охарактеризовали. Какой второй пункт плана? (Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж) –Слайд.

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?  Повторите Ж.

- Посмотрите на неё. (слайд- крупная Ж)

- На кого похожа буква Ж?

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!                (С.Я.Маршак)

-(Показ Ж в алфавите) (Слайд) Вот буква Ж в алфавите. Перед ней стоит буква, которую мы ещё не изучали- буква Ё, а следует за буквой Ж буква З.

-На ленте букв буква Ж располагается вот здесь. (Показываю)

-Над какой буквой она расположилась? (ш) Значит они… (парные)

- Буква Ша, нашли мы тебе пару. (Вручаю букву Ж ученику).Выйдите теперь пара. Назовите свои звуки  (Ж-Ш) Садитесь.

- Работа в парах. У вас на партах лежат полоски из бумаги. Составьте вместе с соседом по парте 2 буквы Ж. Обратите внимание на длину полосок. (Кто закончил-поднимают замочки.)

- Какие они у вас получились?

(слайд – Жж из полосок)

- У кого такие буквы получились? Молодцы.

- Для чего нужна заглавная Ж?

- Назовите слова, которые будут писаться с большой буквы Ж.

-Теперь слова на строчную ж.

- Продолжаем работу по плану. Звук изучили, букву узнали. Что теперь? ( Слайд)

Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

            Сможем мы прочесть слоги и слова.

- Покажите в учебнике пальчиком нашу сегодняшнюю новую букву.  Каким звуком она обозначается? Этот звук всегда…? (твёрдый) И читать мы его будем твёрдо, не зависимо от того, какой звук следует за ним.

- Найдите слоги.(Слайд)  Повторяйте за мной по одному слогу. (жа жо жу)

-А следующие  2 слога- особенные. Несмотря на то, что после Ж следуют Е и И, звук Ж произносится твёрдо. (ЖЕ, ЖИ)

- Запомните: жи пиши с буквой и. А схожее правило напомните нам.

- Теперь соединяем эти 2 правила: ЖИ – ШИ пиши с буквой И. (Карточку повесить) Повторите.

- согласный

- Воздух встречает преграду, звук не поётся

- звонкий

- слышим свой голос

(выходит ученик и, объясняя, прикрепляет шапку с колокольчиком)

- жираф – Ж, жизнь-Ж……

- твёрдый

- Звук Ж всегда твёрдый

(выходит ученик, прикрепляет ботинки синие)

- согласный, звонкий, твёрдый

(дети, если услышали в слове звук Ж-хлопают)

(Дети выполняют движения из физминутки)

- Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж

-на жука

(выходят дети с буквами Ж и Ш)

(составляют из полосок 2 буквы Ж)

- большая и маленькая

- писать имена, фамилии, названия рек, городов, клички, начало предложения

- Женя-это имя, Жучка-кличка,…

- живот, журнал,…

- Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения

(читают слоги)

- ши пиши с буквой и

- ЖИ – ШИ пиши с буквой И

Познавательные: логические: 

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.

5. Первичное закрепление.

- Теперь прочтём слова по группам в учебнике. Что про них сможете сказать? (Слайд со словами)

-Читаем хором первую группу. (…) Теперь их прочтёт …(…) Итак, что про них можете сказать?

-Вторую группу хором(…) Один… (…) –А они? (не близкие по смыслу)

-Третью…

-Четвёртую… ( Пустой слайд)

- Откройте кассы букв. Мы сейчас будем составлять предложение с буквой ж. Вы будете работать в парах. А один человек (или пара) будут выполнять у доски. (на обратной стороне доски)

- Итак- Я жду Жору.

- Какие правила вы должны сразу вспомнить в этом предложении, чтобы правильно его составить?

(составляют)

-Проверяем.

- У доски ученик, прочти, что у тебя получилось.

- Проверьте. Кто увидел ошибки? Всё верно.

- Самопроверка. Проверьте свои предложения по доске. У кого всё правильно? Молодцы!

Гимнастика для глаз.

(читают слова)

- Близкие по смыслу

- начало предложения с большой буквы, имя Жора с большой буквы, в конце поставить точку

(составляют предложение)

Выполняют гимнастику для глаз

Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Индивидуальная самостоятельная работа.

- У каждого из вас на парте лежат две карточки: с одной звёздочкой и с двумя звёздочками по уровню сложности. С одной звёздочкой- попроще, с двумя-посложнее.  (слайд) представляю задания.

        - Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число.

Живот, шило, железо, лыжи.

              - Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число и разделите слова на слоги.

Живот, шило, железо, лыжи.

- В зависимости от того, как вы оцениваете свои возможности, возьмите соответствующую карточку и выполните задание. (выполняют)

Самопроверка.

-Прочтите слова по одному.

- Сколько букв Ж вы насчитали? (3) (Слайд)

- Проверяем слоги. (жи-вот-2, …) (на слайде появляются правильные записи.)

- Оцените свою работу. Нарисуйте соответствующий смайлик.

-Теперь прочитаем текст в учебнике. (Слайд с текстом)

-Я вам его сейчас прочту, а вы подумайте, как можно озаглавить этот текст? (Читаю)

-В какую игру играли дети? (жмурки)

-Как можно озаглавить текст? (Жмурки)

-Кому знакома эта игра?

-Какие правила этой игры? (…)

- Мы можем в неё играть в классе? (нет) А где можем?

- Какое слово спряталось у нас на страничке в звуковой схеме. Найдите. (жмурки)

-Какой по счёту наш звук Ж? (первый)

-Давайте определим ударный звук. Хором (…) (у)

-Теперь этот текст читаете вы по предложениям. Все следим (…) Хорошо. (Пустой слайд)

(Выбирают карточку и выполняют задание)

(читают слова)

(выполняют самопроверку)

(оценивают свои работв)

-Жмурки

-жмурки

-первый

(Читают текст)

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения.

Регулятивные УУД

 –уметь выполнять работу по предложенному плану.  Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Личностные УУД -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

7.Рефлексия.

-Вот и заканчивается наш урок. Все пункты плана мы выполнили. Давайте подводить итоги.

-Какая была тема урока?

-Какие цели мы ставили перед собой?  

-Поднимите руки те, кто достиг этих целей.

-Кто испытывал затруднения?

-Давайте посмотрим, кто как оценивает свою работу на уроке. Самооценка.

-У вас на парте есть круги. Возьмите карандаши и нарисуйте на них соответствующий смайлик:

(Появляются слайды)

-Если было легко, вы не допускали ошибки и довольны своей работой, то весёлый смайлик. (слайд)

Если вы испытывали затруднения, иногда  допускали ошибки, то вот такой смайлик. (слайд)

Если было трудно, было много ошибок и вы совсем не довольны собой, то этот грустный смайлик.(слайд)

- Поднимите их. Покажите. (пустой слайд)

-Я очень довольна работой …,…,…

-Молодцы. Вы хорошо потрудились.

-На память о нашем уроке я хотела бы подарить картинку-раскраску.  (слайд)Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажете на следующем уроке.

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу.  (слайд)

-Встаньте, пожалуйста. Урок окончен. Повернитесь, попрощайтесь с гостями.

-Вы свободны

- Звук Ж. Буквы Жж

-1.познакомиться со  звуком  [ж]  и буквой Ж.  2.научиться читать   слоги, слова, тексты с новой буквой

(оценивают свою работу на уроке)

(рисуют смайлик)

(встают. Прощаются с гостями)

Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке ,
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

11 декабря.

Слайд 3

Звук [ж]. Буквы Ж, ж.

Слайд 4

Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Цели: 1.Познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж. 2.Научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой Ж.

Слайд 5

ПЛАН. 1.Дать характеристику звука [ж]. 2.Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук [ж]. 3.Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения.

Слайд 6

1.Познакомиться с характеристикой звука [ж]. СОГЛАСНЫЙ ? ГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ? ГЛУХОЙ ТВЁРДЫЙ ? МЯГКИЙ

Слайд 7

1.Познакомиться с характеристикой звука [ж]. СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ? ГЛУХОЙ ТВЁРДЫЙ ? МЯГКИЙ

Слайд 8

1.Познакомиться с характеристикой звука [ж]. СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ТВЁРДЫЙ ? МЯГКИЙ

Слайд 9

1.Познакомиться с характеристикой звука [ж]. СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ТВЁРДЫЙ

Слайд 11

Ж

Слайд 12

2.Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук [ж].

Слайд 15

3.Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения.

Слайд 16

3.Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения. жа жо жу же жи

Слайд 17

3.Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения. друг жук дружок Жучка могу телега может тележка

Слайд 18

Жж

Слайд 21

- Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число. Живот, шило, железо, лыжи. - Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число и разделите слова на слоги. Живот, шило, железо, лыжи.

Слайд 22

Ж ивот, шило, ж елезо, лы ж и. 3

Слайд 23

Ж ивот, шило, ж елезо, лы ж и. 3

Слайд 24

Стали дети играть в жмурки. Завязали Жене глаза платочком и разбежались в разные стороны. Никого Женя догнать не может. Осторожно! – кричат ему. - Лужа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс Звуки б,бь, буквы б,Б.

Урок литературного чтения в 1классе по Программе "Школа России" Тип урока -знакомство с новыми знаниями.Урок составлен с использованием игровых технологий, индивидуальной и групповой работы, ИКТ. К ур...

Урок литературного чтения 1 класс Тема: Знакомство с буквой «Б, б»

урок обучения грамоте 1 класс "Начальная школа 21 века"...

Урок литературного чтения 1 класс Тема: Знакомство с буквой «Б, б»

урок обучения грамоте 1 класс с использванием технологии критического мышления...

Урок ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1 КЛАСС. В. ДАНЬКО «ЗАГАДОЧНЫЕ БУКВЫ»

Урок литературного чтения1 класс. В. Данько «Загадочные буквы»...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...