Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Павлюк Анна Александровна

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью проходит тема добра.Важно пробудить чувство сострадания к героям, вызвать желание помочь слабым и беззащитным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_2023g.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока литературного чтения.

Разработан учителем  высшей категории Павлюк А.А.

Урок проведен в 3 «В» классе

 школы-интерната № 49  пос. Стрельна

Тема урока : «Тема добра в произведении К.Г.Паустовского «Растрепанный воробей» (2 урок)

УМК: «Школа России»

2023г.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Образовательные ресурсы:

 1.Учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.Н. Головановой, «Литературное чтение» Просвещение 2013;

2.Презентация,

3. Мультимедийный проектор,

4.Выставка книг К.Паустовского,

5.Толковый словарь С.И.Ожегова.

Цель урока: создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей» и понимания поступков и состояния героев.

Задачи:

- учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;

- совершенствовать умение давать характеристику персонажу;

-развивать интеллектуальные, творческие способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики;

-воспитывать общую культуру, умение сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту, любить и беречь природу.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

–формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

–формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Предметные:

–умение осознанно воспринимать художественный текст;

–совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения);

–овладение процедурами смыслового анализа текста;

- умение работать со словарём.

Метапредметные:

Межпредметная связь с курсом "Окружающий мир"

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё предположение;

–умение планировать пути достижения целей, познавательных задач;

– умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Познавательные УУД:

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, свой жизненный опыт; осуществлять рефлексию способов действий.

Коммуникативные УУД:

–формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

–владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Технологии:

1) Здоровьесбережение (физминутка, проветривание, психологический климат, смена видов деятельности).

2) Системно-деятельностного подхода (дифференцированное домашнее задание, индивидуальная работа, работа в парах, целеполагание, планирование)

3) Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

4) Проблемного обучения (определение автора и названия произведения, восстановление текста).

5) Гуманно-личностная   технология    - создание ситуации успеха.  

Организация пространства: фронтальная, групповая и индивидуальная работа.

Используемые источники

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников,

Предполагаемые ответы

Оформление

1.

Организационный момент

-Повернитесь к нашим гостям. Подарите им добрую улыбку, чтоб наш урок начался с доброго, хорошего настроения.

-Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

Смайлики

2.

Введение в тему, постановка учебной задачи

-Посмотрите на слай. Прочитайте.

-Кому принадлежат эти слова?

-Почему мы начинаем урок со слов этого писателя?

-Что бы вам хотелось сегодня узнать на уроке?

-Сегодня мы продолжим изучение произведения  

К.Г.Паустовского «Растрепанный воробей»

-Обратите внимание, какое слово выделено на слайде?

-Как вы понимаете значение этого слова?

-О чем будем сегодня говорить?

-Сегодня тема добра –главная на нашем уроке.

Читает ученик

-К.Паустовскому

-Вчера начали читать его призведение «Растрепанный воробей»

-Что  произошло дальше с героями.

-Добр.

Ответы учеников

Ответы учеников

Слайд

«Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание человек»

Слайд

«Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание человек»

К.Паустовский

3.

Работа  над темой урока

1)

2)

Герои произведения

-Я принесла шкатулку. Наверное в ней какие-то драгоценности…

-Вот это да!..Кому же из героев могли принадлежать эти «сокровища»?

-Ваше Д\з было –нарисовать ворону, какой вы ее представляете.

-Что мы узнали вчера  о  ее жизни?

Зачем она их прятала?

-О чем она беспокоилась даже во сне?

-Была ли жизнь вороны легкой?

-Можно ли осуждать ворону за подобные поступки?

Какие качества характера вороны мы вчера назвали с вами?

-Какие еще герои  встретились?

   

Работа с текстом

Продолжение знакомства с произведением

-Вернемся к названию. Как называется произведение?

-Мы прочитали  часть  произведения. Познакомились ли мы с ним?

-Хотите узнать, что произошло дальше?

В шкатулке: кусочек печенья, обертка от конфеты, кусочек яблока….

-Вороне

Показ детьми рисунков

-Забиралась к Маше в дом ,воровала, прятала добычу в  заколоченном ларьке.

-Про запас.

-Что ее сокровища  разворуют воробьи.

-Нет

-Нет

-Маша, Петровна, мама, папа.

-«Растрепанный воробей»

-Нет.

Читают хорошо читающие ученики со слов «Однажды ворона застала в ларьке маленького растрепанного воробья…» с.16

До слов «Пашка влетал с этими вещами в комнату, бросал их…» с.19

Слайд

Сварливая

Хитрая

Умная

Наблюдательная

3)

*

*

*

*

Работа над содержанием

-Какие чувства у вас вызвала эта часть произведения?

Словарная работа

-Все ли слова были понятны?

-Где найдем объяснение лексического  значения слов?

-Что такое торба, мостовая, шинель?

Динамическая пауза (Ф.М.)

Выборочное чтение

-Как звали воробья?

-А его деда?

-Каким вы представили воробья?

-Какой была жизнь у воробьев?

-Почему?

-Прочитайте, что об этом говорится в тексте.

-Какие слова говорят, что их жизнь становилась все труднее?

-Зачем Пашка забрался в ларек?

-Что сделала ворона, когда застала его там?

-Что вы почувствовали, когда читали о Пашке?

-А по отношению к вороне?

-Можно ли осуждать ворону за это?

-Что произошло потом?

-Куда он положил Пашку?

-Что чувствовал воробей, сидя в кармане у милиционера – прочитайте?

-Почему милиционер подобрал Пашку?

-О каких качествах этого человека говорит его поступок?

-Кому отдал Пашку воробей?

-Что сделала девочка?

-Что вы можете сказать о Маше?

-Сколько прожил  воробей у девочки?

-Что стал делать воробей после этого?

-Зачем он это делал?

 -О какой черте характера  Пашки это говорит?

Восстановление текста

Работа в группах

-В  конвертах перед вами отрывки из  текста . В тексте пропущены слова. Ваша задача восстановить текс

-Прочитайте, что у вас получилось.

-Зачем автор так подробно описывает беды и страдания маленького воробья?

-Что можно сказать о людях, которые помогали Пашке?

-А мы с вами что могли бы сделать для таких маленьких пташек,как герой произведения К.Паустовского?

-В толковом словаре.

Ученики читают значение слов в  толковом словаре

-Пашка

-Чичкин

-Маленький, растрепанный, беззащитный, шустрый.

-Трудной.

-Мало корма.

С.16 «Жизнь для воробьев пришла трудная…»

С.16 «Воробьиное племя поредело…»

-Искал пропитание.

-Стукнула его по голове и выбросила на улицу.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

-Воробья подобрал милиционер

-В варежку и в карман.

С. 17 «Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода…»

-Пожалел его.

-Доброта, сопереживание, сочувствие.

-Маше.

-Причесала, накормила и напоила его?

-Она добрая и отзывчивая.

-1 Сутки.

-Приносил  подарки (крошки, засохшие кусочки пастилы, …)

-В благодарность.

-Отзывчивый к доброте, благодарный..

Дети читают

-Что б  вызвать сочувствие, сострадание у читателей.

-Добрые, способны к состраданию, сочувствию, готовы помочь.

Ответы детей

Слайды

Торба

Мостовая

Шинель

Раздаточный материал

1 группа

На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени Пашка. Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная).

 Пашке всегда (не везло).

 Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза, (прикинулся мёртвым).

Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).

2 группа

Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода). Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку!

Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен)

Пашка каждый день прилетал к машиному окну и соображал, (чем бы отблагодарить) Машу.

4)

4)

Характеристика героев произведения

Работа в группах

-Перед вами конверты. Вам

Характеристика героев произведения

Перед вами конверты. Вам

надо выбрать душевные качества и  качества характера , подходящие героям произведения.

-Все ли слова были понятны?

-Что такое:  Сострадание?

-Сочувствие?

-Милосердие?

 В толковом словаре  Ожегова и Даля даны такие определения этих понятий…

-Кто же из героев  обладает этими качествами?

-Как думаете, можно объединить эти понятия словом ДОБРОТА?

Помните, что именно с него мы начали наш урок.

Ответ детей (Маша,милиционер)

Слайд

Ворона

Воробей

Милиционер

Маша

Сварливая

Хитрая

Умная

Наблюдательная

Беззащитность

Благодарность

Отзыывчивость

Доброта

сочувствие

сострадание

милосердие

Отзывчивость

Доброта

сочувствие

сострадание

милосердие

Отзывчивость

Слайд

«Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые  чьим-нибудь несчастьем, горем» С.И.Ожегов

«Милосердие- Готовность помочь кому-нибудь  или простить кого-нибудь  из  сострадания, человеколюбия» С.И.Ожегов

«Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других, к  чужому горю» С.И.Ожегов

5)

Работа над пословицами

Работа в группах

-У русского народа много пословиц, посвященных доброте. Со многими из них мы знакомы.

-Перед вами части пословиц. Соберите их.

-Проверим, что у вас получилось.

Дети собирают пословицы из частей.

Слайд

Жизнь дана на добрые дела.

Сделаешь добро-добро найдешь.

Не ищи красоты - ищи доброты.

4.

Рефлексия

-Какое слово чаще всего звучало сегодня на уроке?

-Что – то вас удивило?

-Что открыли для себя?

-За что вы можете себя похвалить?

-С каким настроением заканчиваете урок?

-Доброта, добро.

Смайлики

Слайд

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "Как Малышу нашли маму"

Данный урок является вторым уроком курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» УМК Н.Ф. Виноградовой раздела «Читаем сказки, пословицы, считалки». Тема рассчитан...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.

Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет  расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе

Тема: Урок – путешествие: Здравствуй, зимушка – зима! Закрепление изученного материала.Педагогическая цель: развитие интеллектуальных способностей через игровую деятельность  и творческие за...

Конспект открытого урока литературного чтения : К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

Умение определять и формулировать цель урока, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем....