конспект
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
У р о к 45.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Цели: углубить знания о домашних животных, относящихся к разным систематическим группам (млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые); развивать умение анализировать и обобщать.
Оборудование: схема «Домашние животные»; загадки о домашних животных.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадки:
1. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка.)
2. Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
(Корова.)
3. Посреди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади – метла. (Корова.)
4. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга.
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(Баран.)
5. С бородой родится,
Да никто этому не дивится.
(Козел.)
6. Есть рога, а не баран,
Хвост свечой, а не белка.
Не корова, а молоко даёт.
(Коза.)
7. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.
(Собака.)
8. Заворчал живой замок,
Лег у двери поперёк,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи.
(Собака.)
9. Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Ест и пьёт он из корытца.
(Поросенок.)
10. Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посредине – спинка,
Нa спинке – щетинка.
(Свинья.)
11. Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
(Лошадь.)
– Что объединяет всех этих животных? (Это домашние животные.) Тема нашего урока – «Домашние животные».
– Каких животных мы называем домашними?
– Как мы отличаем домашних животных от диких?
II. Работа по учебнику.
– Где проводят зиму дикие гуси? А где домашние?
– Могут ли домашние гуси перезимовать без помощи человека?
– Не всех животных, которые живут рядом с человеком, считают домашними. Аисты, ласточки, воробьи, мыши, мухи живут рядом с людьми, но это дикие животные. Они сами добывают себе пищу, спасаются от врагов, сами заботятся о жилище и потомстве. О пище, здоровье, жилье, потомстве домашних животных заботится человек.
– Может ли человек прожить без домашних животных? (Одни животные помогают человеку перевозить тяжести, другие дают мед, молоко, яйца, пух, шерсть, третьи становятся преданными друзьями людей.)
– Рассмотрите рисунки в учебнике. Какую помощь оказывают эти животные?
– На какие группы можно разделить всех домашних животных? (Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые.)
– Приведите примеры домашних животных каждой группы.
Учащиеся составляют схему.
корова коза кошка собака лошадь олени | гуси утка курица индюк | карась | пчела шелкопряд |
– На какие группы по способу питания можно разделить всех домашних животных? (Хищники, растительноядные.)
– Приведите примеры домашних животных каждой группы.
Учащиеся составляют схему.
собака кошка | курица карась | корова коза пчела |
– Какие правила необходимо выполнять при встрече с собакой? (Не трогай чужое домашнее животное, каким бы симпатичным оно ни было.)
Р а б о т а в п а р а х.
– Сообщите соседу по парте о том, каких домашних птиц и для чего разводят в родном крае. А он тебе расскажет о домашних млекопитающих.
Учитель рассказывает о жизни домашних животных.
Яки. Это необычные быки. Их высота достигает двух метров, вес – тысячу килограммов. Главное, что бросается в глаза, это их шерсть. По бокам она настолько длинна, что почти достигает земли, образуя как бы юбку. Это очень важно для яков, ведь они, обитая в горах, пасутся в часто еще заснеженных долинах. Добывать себе корм из-под снега яки могут острыми и крепкими копытами. А вот спать на снегу холодно, нужна подстилка. Это как раз и есть та самая юбка, которая дает возможность животным спокойно отдыхать на снегу даже в сильные морозы. Яки не боятся холода, потому им не нужны теплые помещения. Для них не надо заготавливать корм – яки сами его добывают. А дают яки людям многое. Например, очень теплую шерсть. С одного взрослого яка ее настригают до трех килограммов. Из этой шерсти ткут покрывала, валяют войлок, а из шерсти яков-телят делают ткань для одежды. Яки дают и молоко. Не так много – литров 500 в год, но оно очень жирное и полезное. Наконец, яки – отличные вьючные животные. На них перевозят грузы, и с поклажей в 150 кг як может пройти по крутым горным тропинкам. Не случайно яков используют на Алтае и в Бурятии.
Овцы. Из овечьих шкур шьют тулупы, полушубки, дубленки. Лучшие в мире овчины получают из овец романовской породы. Овчины легкие, красивые, прочные, теплые. Романовские овцы были выведены крестьянами бывшей Ярославской губернии. У овец романовской породы есть еще очень важное для человека качество – они приносят много ягнят. Овцы других пород обычно рождают одного ягненка, иногда двух-трех, романовские, как правило, двух-трех, нередко четырех, некоторые и шесть, а бывали случаи, когда сразу рождались девять. Шерсть овчины – не единственное, что получает человек от овец. Овцы дают молоко. Из этого молока готовят знаменитые овечьи сыры и брынзу. О мясе – баранине – и говорить нечего. Ценится и курдючное сало – очень вкусный и полезный продукт. Люди заметили, что у некоторых овец у основания хвоста, в так называемом курдюке, откладывается запас сала. И вывели специальные курдючные породы.
Козы. Козы дают людям многое: молоко, шерсть, мясо, кожу, пух. Издавна люди заметили, что одни домашние козы дают больше шерсти или пуха, другие – больше молока. И тогда они стали намеренно отбирать и разводить тех, которые им были нужнее. И вот теперь выведено немало пуховых, шерстных, молочных пород. Знаменитые на весь мир оренбургские пуховые платки делают из пуха коз оренбургской породы. Платки эти очень красивые, теплые и такие тонкие, что большой платок можно пропустить сквозь маленькое колечко. Как ни высоко ценится пух и шерсть коз, но во многих странах мира их разводят главным образом из-за молока. Козье молоко жирное, питательное. Хотя оно отличается своеобразным привкусом, который не каждому нравится. Оно очень полезно больным людям и детям, из козьего молока делают великолепные сыры и другие молочные продукты.
– Укажите стрелками, где живут данные животные.
Пчела Собака Курица Жук Медведь Утка | сарай берлога будка кора улей |
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Работа по хрестоматии.
Учащиеся читают рассказы «Про кошек и собак», «Северные олени», «Пчела».
– Человек приручил домашних животных очень давно. Однако повадки диких предков домашние животные сохранили до сих пор: собаки агрессивны, когда напуганы или защищают своих детей или пищу. Поэтому нельзя трогать чужих домашних животных. Необходимо быть осторожными в общении с ними.
IV. Работа в тетради.
З а д а н и е 34.
– Рассмотрите рисунки домашних животных. Определите, к какой группе каждое из них относится. (Шелкопряд – насекомое; почтовый голубь – птица; верблюд – млекопитающее; гуппи – аквариумная рыбка.)
З а д а н и е 35.
Учащиеся дополняют своими примерами каждую группу животных.
• Млекопитающие: верблюд, корова, свинья, лошадь, овца, коза, кошка, собака.
• Птицы: почтовый голубь, утка, гусь, курица, цесарка, индейка, перепелка.
• Рыбы (аквариумные рыбки): гуппи, меченосец, золотая рыбка, гурами, неон.
• Насекомые: шелкопряд, пчела.
З а д а н и е 36.
– Напишите отгадку. (Собака.)
З а д а н и е 37.
Учащиеся записывают, как собака помогает человеку. Школьники вспоминают о собаках-поводырях, о собаках-спасателях тонущих людей, о собаках-ищейках, об охотничьих и сторожевых собаках.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какую пользу приносят домашние животные?
Домашнее задание: с. 29–31, отвечать на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...