КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по учебному предмету «Литературное чтение» 3 «А» класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Календарно-тематическое  планирование  по литературному чтению для 3 «А» класса составлено на основе рабочей программы, разработанной группой учителей начальных классов  МБОУ «Гимназия №18».

 Календарно-тематическое планирование  по учебному предмету «Литературное чтение» обеспечено следующим методическим комплексом: учебник «Литературное чтение» в 2-х частях / Е.И. Матвеевой  -М.:ВИТА- ПРЕСС,2018. // Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы /Сост.А.Б.Воронцов.-3-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_3_klass.docx72.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол от

«  27» августа 2018г.

№ 1

СОГЛАСОВАНО

 заместитель

директора  

__________________

Л.Л. Чеканова

«  29» августа  2018г.

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического

совета

протокол

от «  30» августа 2018г

№1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Гимназия №18»

______В.Д. Демидова

Приказ

от «31»августа 2018г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по учебному предмету «Литературное чтение»

3 «А» класс

2018-2019 учебный год

СОСТАВИЛ

учитель начальных классов

                                                                                                       Разинькова Ольга Николаевна

                                                             


Пояснительная записка

Календарно-тематическое  планирование  по литературному чтению для 3 «А» класса составлено на основе рабочей программы, разработанной группой учителей начальных классов  МБОУ «Гимназия №18».

 Календарно-тематическое планирование  по учебному предмету «Литературное чтение» обеспечено следующим методическим комплексом: учебник «Литературное чтение» в 2-х частях / Е.И. Матвеевой  -М.:ВИТА- ПРЕСС,2018. // Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы /Сост.А.Б.Воронцов.-3-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

        На изучение учебного предмета «Литературное чтение» отводится 136 учебных часов – 4 часа  в неделю.

           В данное календарно-тематическое планирование  изменения не внесены.

№ п/п

Название раздела,темы

                                     

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

    Примечание

Рождение замысла. Тема творчества. 23 часа

1

Тема авторства. Н.К. Абрамцева «Шелковая сказка» (волшебная история)

1

03.09

2

Н.К. Абрамцева «Шелковая сказка» (волшебная история

1

04.09

3

Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров. Ю.И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

1

05.09.

4

Д. Хармс «Что это было?». Способ изображения характера героя

1

06.09

5

Разное видение мира.

1

10.09

6

Автор и мир.

1

11.09

7

Д. Хармс «Что это было?». Способ изображения характера героя

1

12.09

8

С. Черный «Крокодил». Способ изображения характера животного

1

13.09

9

 Способы изображения одного явления природы разными авторами. А.Е. Екимцев «Дедушка туман»

1

14.09

10

Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана

1

17.09

11

Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана

1

18.09

12

В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик». Форма рассказа о событии, ее соответствие содержанию

1

19.09

13

В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик». Форма рассказа о событии, ее соответствие содержанию

1

20.09

14

Внеклассное чтение: «Книги, прочитанные летом» И.А.Крылов. «Квартет»,

1

24.09

15

В. И. Белов «Катюшин дождик».

1

25.09

16

 Настроение героя. Событие, изменяющее настроение

1

26.09

17

Внеклассное чтение: «Весёлые стихи Б. Заходера» По страницам детских журналов  

По страницам журнала «Большая переменка»

1

27.09

18

Контрольная работа №1.Проверка техники чтения

1

01.10

19

Жанровые признаки рассказа, сказки.

20

В. В. Маяковский «Тучкины штучки».

1

02.10

21

Ф. А. Миронов «Тучи».

1

03.10

22

Сравнение как средство художественной изобразительности

1

04.10

23

Урок-рефлексия. Сочинение с заменой героя - действующего лица.

1

08.10

                                                                      В царстве словесного пейзажа.19часов

24

Образ природы в произведениях разных авторов. И. С. Тургенев «Осень». Способы выражения авторского отношения к природе

1

09.10

25

И. Качаев «Осенние странники». Описание осени. «Событие» осеннего дня

1

10.10

26

Контрольная  работа №2. « Овладение способов чтения разных текстов».

1

11.10

27

П. П. Потемкин «Мухоморы», В. А. Бахревский «Опоздавший мухомор».

1

15.10

28

Способы передачи авторского настроения

1

16.10

29

Ю. И. Коваль «Последний лист». Художественная деталь

1

17.10

30

Внеклассное чтение: «Книги Ю. Дмитриева о природе».

1

18.10

31

Введенский «Ураган», Екимцев «Ветерок». Способы передачи авторского настроения

1

22.10

32

Работа над техникой чтения.

1

23.10

33

И. А. Бунин «Листопад» (отрывок).

1

24.10

34

Роль эпитета в создании образа природы

1

25.10

35

Внеклассное чтение: «Сказки Г. Х. Андерсена».

1

06.11

36

В. Д. Берестов «Капля»

1

07.11

37

Ф. А. Миронов «Капля». Способы создания образов, выражения настроения

1

08.11

38

Урок-рефлексия.

Сочинение «Путешествие осеннего листа» с элементами описания природы.

1

12.11

39

Читательская конференция по итогам самостоятельного чтения раздела «Читай, удивляйся, размышляй!»

1

13.11

40

Проверка УН чтения №2: выразительное чтение вслух подготовленного поэтического текста.

1

14.11

41

Контрольная  работа №3. «Авторские изобразительные средства».

1

15.11

                                                                       Тема 3. «И сразу стало все не так...»

42

Неживой предмет — объект внимания разных авторов. Э. Э. Мошковская «Листок бумаги», «Лесная пятерка».

1

19.11

43

Способы выражения авторского отношения к объекту описания

1

20.11

44

Е. И. Матвеева «Мечта». Работа в позиции автора

1

21.11

45

Внеклассное чтение: «Рассказы Н. Носова»

1

22.11

46

А. Е. Екимцев «Арбуз». Описание предмета. Действия героя стихотворения

1

26.11

47

 А. Е. Екимцев «Арбуз». Описание предмета. Действия героя стихотворения

1

27.11

48

М. Я. Бородицкая «Тетушка Луна». «Событие» в шуточном стихотворении

1

28.11

49

Ю.П.Мориц «Разговаривали вещи». Способы «оживления» неживых предметов

1

29.11

50

Г. X. Андерсен «Чайник».

1

03.12

51

Ю. П. Мориц «Пузатый чайник». История жизни героя

1

04.12

52

О. Э. Мандельштам «Кухня».

1

05.12

53

О. Э. Мандельштам «Кухня». Жизнь кухни.

1

06.12

54

О. Э. Мандельштам «Кухня». Жизнь кухни. Способы ее воссоздания

1

     10.12

55

А. М. Горький «Самовар».

1

11.12

56

А. М. Горький «Самовар».

1

13.12

57

Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении

1

17.12

58

Контрольная работа №4.Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении

1

18.12

59

Пермяк «Некрасивая ёлка»

Сказочное событие. Характер героя.

1

19.12

60

Внеклассное чтение «Стихи русских поэтов о зиме»

1

20.12

61

Урок- рефлексия  Чтение сказки по ролям. Проверочная работа : сочинение – описание неживого предмета

1

24.12

                                                                            Тема 4. Доброе слово и кошке приятно.

62

Описание животного.

1

25.12

63

Способы выражения авторского отношения к нему

1

26.12

64

М. С. Пляцковский «Как кот попался на удочку»

1

27.12

65

С. Черный «Как кот сметаны поел». Образ кота — шуточный образ

1

10.01

66

Н. К. Абрамцева «Загадка». Лирическая сказка о чуде

1

14.01

67

Внеклассное чтение: «Стихи о блокаде Ленинграда для детей»

1

15.01

68

М. М. Пришвин «Кот».

16.01

69

Взаимоотношения человека и животного. Способы их изображения

1

17.01

70

Ю. И. Коваль «Летний кот», «Солнечное пятно».

1

21.01

71

Ю. И. Коваль «Летний кот», «Солнечное пятно».

1

22.01

72

Одна тема в творчестве автора — разные способы ее воплощения.

1

23.01

73

Урок-рефлексия. Сочинение( миниатюра) «Весенний кот», «Осенний кот»

1

24.01

74

Контрольная работа №5.

1

28.01

                                                                               Тема 5. «О всякой живности».

75

Описание разных животных в художественных и нехудожественных текстах. В. Д. Берестов «Жуки»

1

29.01

76

Внеклассное чтение: «Детям о космонавтах»

1

30.01

77

М. В. Ломоносов «Кузнечик».

1

31.01

78

М. В. Ломоносов «Кузнечик». Размышления автора

1

04.02

79

Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая». Переносное значение слова — основа метафоры. Поэтический образ

1

05.02

80

Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот».

1

06.02

81

Научно-популярная статья из энциклопедии «Бегемоты».

1

07.02

82

Размышления героя-рассказчика

1

11.02

83

Ю. И. Коваль «Лось».

1

12.02

84

Удивительный мир природы.

1

13.02

85

Образ животного .

К.Д.Ушинский. «Как рубашка в поле выросла»

1

14.02

86

В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Последняя синичка». Изображение

1

18.02

87

В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Последняя синичка». Изображение

1

19.02

88

В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Последняя синичка». Изображение

1

20.02

89

Контрольная работа№6

1

21.02

90

В. А. Бахревский «Дом с жабой». Сказочность сюжета рассказа. Тонкий лиризм автора

1

25.02

91

В. А. Бахревский «Дом с жабой». Сказочность сюжета рассказа. Тонкий лиризм автора

1

26.02

92

В. А. Бахревский «Дом с жабой». Сказочность сюжета рассказа. Тонкий лиризм автора

1

27.02

93

Внеклассное чтение: «Стихи и сказки Джани Родари»

1

28.02

94

Д. Хармс «Бульдог и таксик». Способы изображения героев в юмористическом стихотворении

1

04.03

95

Урок-рефлексия

1

05.03

96

Урок-рефлексия

1

06.03

                                                                                           Тема 6. Каждый сам о себе.

97

Рассказ о герое от первого лица. Р. С. Сеф «Полночь...»

1

07.03

98

Сочинение «Сам о себе»

1

11.03

99

В. Д. Берестов «Песня лягушек». Комическая ситуация созданная автором.

1

12.03

100

С. Чёрный. «Индюк ». Звукопись- приём, помогающий создать смешной образ.

1

13.03

101

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех». Образ «умного» индюка. Способы его создания.

1

14.03

102

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех». Образ «умного» индюка. Способы его создания.

1

18.03

103

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех». Образ «умного» индюка. Способы его создания.

1

19.03

104

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех». Образ «умного» индюка. Способы его создания.

1

20.03

105

В.Д. Берестов. «Гусь и его критики». Речевые характеристики героев. Ирония автора.

1

21.03

106

Внеклассное чтение: «Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

01.04

107

Басни Крылова

1

02.04

108

С. Чёрный «Дневник Фокса Микки», «Арапкина молитва».

Дневниковые записи.

1

03.04

109

С. Чёрный «Дневник Фокса Микки», «Арапкина молитва».

Дневниковые записи.

1

04.04

110

Урок-рефлексия

1

08.04

111

Контрольная работа№7

1

09.04

112

Внеклассное чтение: «Г. Х. Андерсен «Русалочка».

1

10.04

                                                                      Тема 7. Необычные уроки письма.

113

Необычные уроки письма. Введение в тему.

1

11.04

114

Первый урок. Ю.Н. Кушак «Почтовая история».

1

15.04

115

Второй урок. Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок»

1

16.04

116

Дж. Родари «Письмо фее»

1

17.04

117

А. Е. Екимцев «Деревушка на сосне»

1

18.04

118

Л. Мезинов «Соседи»

1

22.04

119

Третий урок. М. С. Пляцковский «Козленок в почтовом конверте»

1

23.04

120

Третий урок. М. С. Пляцковский «Козленок в почтовом конверте»

24.04

121

Внеклассное чтение: «Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

25.04

122

Четвертый урок. А. П. Чехов «Ванька»

29.04

123

А. П. Чехов «Ванька»

30.04

124

А. П. Чехов «Ванька»

06.05

125

А. П. Чехов «Ванька»

06.05

126

А. П. Чехов «Ванька»

07.05

127

Контрольная работа№8.

08.05

128

Пятый урок. А. С. Пушкин «И.И. Пущину», «Няне»

13.05

129

Пятый урок. А. С. Пушкин «И.И. Пущину», «Няне»

13.05

130

Шестой урок. В. В. Лунин «Записка»

14.05

131

Я. Л. Аким «Пишу тебе письмо». Итоговый контроль.

15.05

132

М. Я. Бородицкая «Лето прошло», Э. Э. Мошковская «Письмо»

16.05

133

Внеклассное чтение. Сказки А.С.Пушкина

А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

20.05

134

Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой. Рассказы

21.05

135

Урок-рефлексия

22.05

136

Ю. Я. Яковлев «К читателю»

23.05

Формы и средства контроля

Вид контроля

Промежуточный контроль уровня достижения результатов

Итого

1четв.

2четв.

3четв.

4четв.

Количество плановых:

Контрольных работ

2

2

2

2

8

Практических работ

Тестовых работ

Для проверки знаний учащихся использованы следующие издания:

1.Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3класс/Сост. И.Ф.Яценко.-5-е изд.. перераб.-М.: ВАКО, 2013.-96с.

ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Контрольная работа № 1

  1. Проверка техники чтения

СТАРЫЙ ПЁС

Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
– Значит, ты уже не узнаёшь меня?
Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
– Прости меня, что я не узнал тебя.
Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку:
– Живи здесь.
Старый Пёс спросил у человека:
– Зачем тебе ещё один пёс?
– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.

(94 слова)
(В. Сухомлинский)

Вопросы и задания

1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
2. Как к этому отнёсся человек?
3. Что тебе понравилось в этом произведении?

II. Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

ВЕНИК

Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.
Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».

Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
Старик говорит:
– Переломите веник.
Сыновья сказали:
– Разве можно веник переломить?
Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
– Ломайте прутья! – сказал старик.
Сыновья все прутья переломали.
Старик говорит:
– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.

(103 слова)
(Л.Н. Толстой)

Вопросы и задания

Прочитай текст «Веник» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей басни.

А) Старик, трое сыновей; 
Б) старик, один сын;
 
В) старик, двое сыновей.

2. Как жили братья между собой?

А) Часто ссорились; 
Б) жили дружно;
 
В) во всём поддерживали друг друга.

3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей.

А) Всем будет худо; 
Б) все разделятся;
 
В) все разойдутся.

4. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?

А) Скучно; 
Б) плохо;
 
В) весело.

5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?

А) На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
Б) переломить веник;
В) подмести пол в избе.

6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?

А) С кем поведёшься, от того и наберёшься;
Б) Где мир и лад, не нужен и клад;
В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось;
Г) Добрый пример лучше ста слов.

7. Какой наказ дал старик сыновьям?

8. Как называют обобщённую главную мысль в этом жанре?

9. Какое важное человеческое качество обсуждается в произведении?

10. Понравилось ли тебе произведение и чем?

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

1.

+

 

 

 

2.

+

 

 

 

3.

3

1

2

 

4.

 

+

 

 

5.

+

 

 

 

6.

 

+

+

 

7.

 

8.

Мораль

9.

Умение дружно жить

Контрольная работа № 2

  • Проверка техники чтения

Услужливый

Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг на поляну и попросил Зайца:
– Разбуди меня через полчасика!
Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его.
– Спи-спи! Разбужу! – пообещал он.
Лось потянулся и закрыл глаза.
– Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц.
Притащил стог сена и давай его Лосю под бок пихать.
– Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось.
– Может, тебе перед сном напиться принести? Я мигом сбегаю!
– Да нет, не надо... я спать хочу...
– Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу?
Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь.
– Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь ещё и двадцати минут не прошло!

(103 слова)

(С. Михалков)

Вопросы и задания

1. О чем Лось попросил Зайца?
2. Как Заяц хотел услужить Лосю?
3. Почему

  • Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Дедушка

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.
– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.
Уважай старика: сам будешь стар.

(161 слово)

(К.Д. Ушинский)

Прочитай текст «Дедушка» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей басни.

А) Дедушка, сын, невестка, внук;
Б) старик, невестка, внук;
В) дедушка, сын, внук.

2. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.

А) Ненужный, использованный;
Б) слабый, немощный от старости;
В) плохой, скверный.

3. Восстанови с помощью цифр последовательность описания автором немощи дедушки.

А) Плохо он видел; 
Б) руки и ноги у него дрожали от старости;
 
В) плохо слышал.

4. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?

А) Они не хотели общаться с отцом;
Б) отец стал неаккуратно есть;
В) отец стал их обижать.

5. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?

А) Любовь к детям;
Б) любовь к престарелым родителям;
В) умение уважать старость.

6. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.

А) Любишь кататься – люби и саночки возить.
Б) Сделав худо, не жди добра.
В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.

7. Перечитай диалог дитятка с матерью. Подумай, почему отец и мать переглянулись и покраснели?

8. Почему родители дитятка перестали старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить?

9. Выпиши мораль басни.

10. Определи жизненные правила по отношению к старикам в твоей семье.

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

1

+

 

 

2

 

+

 

3

1

3

2

4

 

+

 

5

 

 

+

6

 

 

+

7

Стало стыдно

8

Чтобы в старости с ними так не поступили

9

Последние два предложения

10

 

Контрольная работа № 3

  1. Проверка техники чтения

Озеро

Видишь, вон на том месте пройти нельзя – топко.
А когда-то там было озеро. Чистое, прозрачное. На дне каждая рыбёшка, каждый камушек видны были. Но, о чистоте своей заботясь, поссорилось Озеро с Ручейками:
– Вы только воду мою после дождей мутите. Поворачивайте в другую сторону!
Удивились Ручейки, да что поделаешь – само большое Озеро велело, а они только маленькие Ручейки...
И побежали они стороной, в другую долину.
А одинокое Озеро радовалось: теперь некому воду мутить.
Но вскоре заметило: почему-то мелеет оно. И, позабыв о ссоре, хотело оно позвать Ручейки, но уж так обмельчало, что даже не нашлось у него волны подходящей друзей кликнуть.

(102 слова)
(Я. Ярмыш)

Вопросы и задания

1. Назови персонажей произведения.
2. Почему Ручейки побежали в другую долину?
3. Как было наказано Озеро?

  1. Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Лошадь и жаба

После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул... Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.

(155 слов)
(Л.Н. Толстой)

Прочитай текст «Лошадь и жаба» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Ребятишки, жаба, лошадь;
б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;
в) ребятишки, мужик.

2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.

а) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;
б) изгородь вокруг деревни;
в) окраина селения.

3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте.

а) Сидит;
б) прыгает;
в) вылезла;
г) хочет спрятаться.

6. Определи с помощью цифр последовательность действий ребятишек в тексте.

а) Изранили;
б) наломали;
в) давай тыкать.

7. Выпиши определения, которым автор характеризует лошадь.

8. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

а) Почему детям стыдно?
б) Встреча лошади с жабой.
в) Как хорошо после дождя!
г) Потеха детей.
д) «Лошадь гадину пожалела».

9. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?

10. Какой нравственный урок получили дети?

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

Д

1

 

+

 

 

 

2

+

 

 

 

 

3

+

 

 

 

 

4

 

+

 

 

 

5

2

3

1

4

 

6

3

1

2

 

 

7

старая, худая

8

5

3

1

2

4

9

жаба, лошадь

10

стыдно обижать слабых, беззащитных

Контрольная работа №4

  1. Проверка техники чтения

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
– Пусти, меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

(110 слов)
(Л.Н. Толстой)

Вопросы и задания

1. На какого зверя упала белка?
2. Что хотел с ней сделать волк?
3. Почему белки веселы?

II. Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Ветер и Солнце

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(164 слова)
(К. Д. Ушинский)

Прочитай текст «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Солнце, Ветер, путешественник;
б) Солнце, Ветер;
в) Солнце, Ветер, Лошадь.

2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?

a) На лесной тропинке;
б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.

3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?

а) Кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;
в) кого из них больше любят.

4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи.

а) Из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.

5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.

a) Ехал всё дальше и дальше;
б) крепче закутывался;
в) надел свой плащ в рукава;
г) ворчал на непогоду;
д) подвязался поясом.

6. Восстанови последовательность действий Солнца.

а) Выглянуло; 
б) улыбнулось;
 
в) осушило;
 
г) обогрело.

7. Выпиши из текста определения, данные автором Ветру.

8. Дай свою характеристику Солнцу.

9. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор.

10. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

Д

1

+

 

 

 

 

2

 

 

+

 

 

3

 

+

 

 

 

4

 

+

 

 

 

5

3

1

4

2

5

6

2

1

4

3

 

7

Сердитый, северный

8

Ласковое, доброе, могущественное

9

Последние 9 слов

10

Сказка

Контрольная работа № 5

Прочитай текст, ответь на вопросы.

Брусничный кустик

Прижался к старому гнилому пню брусничный кустик.

-  Не спеши мимо, - говорит. - Наклонись ко мне.

-  Да у тебя ягод мало.

-  Не ленись, наклонись... Ягод мало, потому что я старенький.

-  Какой же ты старенький? Ростом с вершок!

-  Ну и что же... Я давным-давно родился. Когда тут, на вырубке, ещё подрастал сосновый лесок. Это сотни лет назад было...

-  Сотни лет?!

-  Сотни... Молодые сосны к небу подымались. Великанами стали.  Небо загородили, а я жил.  Потом и сосны состарились,  начали сохнуть.  Их срубили. Остались на вырубке пни-коротышки. А я жил.

-  Значит, дольше всех деревьев?

-  Дольше. Теперь и пни на вырубке догнивают. И вот уже новые сосёнки подымаются...

-  Выходит, ты им дедушка?

-  Я им прадедушка. И всё равно засыхать не собираюсь. Зимой зелёные листики под снегом прячу. Весной бело-розовые цветочки распускаю. Их поменьше теперь. Но сколько могу, столько ягод тебе и протягиваю...

-  Спасибо, прадедушка!

-  На здоровье, правнучек.

(144 слова)     (Э. Шим)

Вопросы:

1. Как кустик уговаривал малыша съесть ягодку?

2. Что  интересного узнал малыш о маленьком брусничном кустике?                                            

Контрольная работа № 6

  • Проверка техники чтения

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
– Пусти, меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

(110 слов)
(Л.Н. Толстой)

Вопросы и задания

1. На какого зверя упала белка?
2. Что хотел с ней сделать волк?
3. Почему белки веселы?

Контрольная работа № 7

Проверка техники чтения 

Беляк

      По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка. Выскочил со своего лежбища трусливый зайка. Сел, слушает. Страшно ему, робкому. Много у него в лесу врагов: вдруг подкрадётся хитрая лисица, или схватит голодный волк, или спрыгнет с дерева и загрызёт быстрая рысь...

      Всякого шума боится беляк. Скрипит дерево - кажется беляку, что идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушонок - тоже страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова - у беляка душа в пятки.

      Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни. Где ни ляжет, ни спрячется, его видно издалека: кругом всё жёлтое, золотое, а порточки у бедняги уже побелели. Ни ночью ни днём не спит робкий беляк.

     Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег.

Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.

     Зароется он в снежный сугроб - никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни быстрая рысь.

(143 слова)                     (И.  Соколов-Микитов)

Вопросы и задания:

1.   Расскажи о жизни зайчишки в лесу.

2.   Почему рассказ называется  «Беляк»?

3.   Какое время года приносит зайцу-беляку покой   и   радость?   Прочитай   отрывок   текста о спокойной жизни зайчишки.

Контрольная работа № 8

II. Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Ветер и Солнце

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(164 слова)
(К. Д. Ушинский)

Прочитай текст «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Солнце, Ветер, путешественник;
б) Солнце, Ветер;
в) Солнце, Ветер, Лошадь.

2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?

a) На лесной тропинке;
б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.

3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?

а) Кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;
в) кого из них больше любят.

4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи.

а) Из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.

5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.

a) Ехал всё дальше и дальше;
б) крепче закутывался;
в) надел свой плащ в рукава;
г) ворчал на непогоду;
д) подвязался поясом.

6. Восстанови последовательность действий Солнца.

а) Выглянуло; 
б) улыбнулось;
 
в) осушило;
 
г) обогрело.

7. Выпиши из текста определения, данные автором Ветру.

8. Дай свою характеристику Солнцу.

9. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор.

10. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.

ОБОРУДОВАНИЕ
 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

% обеспеченности

по требованиям

фактически

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014.

Д

1

100%

2

Л.Ф.Климанова Л.Ф,Горецкий В.Г,Голованова М.В,. Виноградская Л.А,.Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2ч. – М.: Просвещение, 2013. (с приложением на электронных носителях)

К

78

100%

Технические средства обучения и оборудование кабинета – 100%

3.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок

Мультимедийный проектор Компьютер

Экспозиционный экран

Сканер (по возможности)

Принтер лазерный (по возможности)

Д

Д

Д

Д

Д

1

1

1

1

1

Экранно-звуковые пособия – 100%

4.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения (по возможности)

Д

Имеется возможность поиска в сети Интернет

Оборудование класса – 100%

5.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Стол компьютерный

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Ф

Д

Д

Д

26 мест

1

1

1




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Литературное чтение" 4 класс Лазарева В.А. по ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению (система Л.В.Занкова, автор программы Лазарева В.А.) составлено в соответствии ФГОС НОО....

Рабочая программа и тематическое планирование по учебному предмету "Литературное чтение" 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа и тематическое планирование по учебному предмету "Литературное чтение"  1 класс УМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение» 4 класс УМК «Школа России» Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Календарно-тематическое планирование  по учебному предмету «Литературное чтение» 4 класс УМК «Школа России»...