Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе , тема "Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок строился в соответствии с ФГОС на основе системно- деятельностного подхода, где детям надо было самим определить тему и учебные задачи урока, справиться с реальными трудностями, внести свою лепту в преодолении общей проблемы. Это помогло достичь поставленной цели урока.
Соотношение фронтальной, самостоятельной работы было в равных пропорциях.
Межличностные взаимодействия в процессе урока происходили посредством монолога и диалога.
Использование разных форм и методов организации работы учащихся позволили раскрыть содержание и их субъективного опыта относительно темы урока.
Физкультминутки обеспечили кратковременный отдых на уроке, а также способствовали переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
В конце урока учащиеся имели возможность высказать не только, что им понравилось на уроке, но и какие и в чем были трудности. Этот прием подведения урока позволяет скорректировать планирование дальнейших действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_urok_chteniya.docx | 27.25 КБ |
publikatsiya_urok_chteniya.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте 1 класс (ФГОС)
Тема: Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
Тип: урок открытия нового знания.
Цели: познакомить с буквой ь, научить читать буквосочетания, слоги, слова, в которых есть ь.
Задачи:
1. Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных на письме. Учить читать слова с буквой ь (мягкий знак).
2. Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение, умение концентрировать и переключать внимание.
3. Воспитывать уважительное отношение друг другу, взаимное сотрудничество.
Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска.
Раздаточный материал: карточки, нитки.
- Оргмомент
Психологический настрой учащихся.
-Здравствуйте, ребята.
Я рада Вас всех видеть на уроке обучения грамоте.
-Давайте мы улыбнёмся друг другу. Повернитесь к соседу, зарядите друг друга доброй энергией. Я желаю всем хорошего настроения и успехов в работе.
- Настроились на урок? Итак, девиз нашего урока:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
В 1 классе учимся.
Всё у нас получится.(Слайд)
- Если хочешь много знать, многого добиться,
Обязательно читать должен научиться!
Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.
-Проведём небольшую разминку.
Выполним упражнения для развития речевого аппарата.
- Дыхательная гимнастика
«Свеча»: сделаем глубокий вдох носом, выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя.
«Самовар»: сделаем глубокий вдох носом, а выдыхать также через нос порциями.
- Артикуляционная разминка
Подготовим наших помощников : губы, зубы, язык для правильного произношения всех звуков.
«Вкусная конфетка»: языком толкаем щёки по очереди, рот закрыт.
«Зубная щётка»: языком совершаем круговые движения по зубам, рот закрыт.
«Лошадка»: цокаем языком.
- Актуализация знаний.
Игра «Найди свой домик»
Была хорошая погода. (Показ солнышка на доске)
Вышли буквы погулять.
-Назовите их: А, О, У, Ы, И, Я, Е.
-Это какие буквы? (Гласные)
Вдруг небо потемнело. Набежали тучки. Спрятали солнышко (Показ тучек на доске).
Начался дождь. (Постучать пальчиками по парте)
Буквы увидели домики и побежали к ним. Но хозяин мог пустить только своих. Промокли буквы наши.
- Давайте их спрячем в домики.
(По одному ученику выходят и ставят возле домика)
А, О, У, Ы – в синий домик, так как согласные звуки перед ними твёрдые
И, Я, Е – в зелёный, так как согласные звуки перед ними мягкие.
-Среди гласных есть особенные буквы, какие? (Я, Е)
-Почему они особенные?
-В каком случае они обозначают два звука?
Оцените свою работу на этом этапе урока с помощью «Светофора»
(Жёлтый смайлик – всё понятно, нет вопросов.
Зепёный смайлик – есть незначительные ошибки, неточности, но в целом верно.
Красный смайлик – много ошибок, материал не понят, нужна помощь)
- Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадку
Я копытами стучу, стучу.
Я скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру
Кто это? (Конь) (Слайд)
- Давайте составим схему этого слова на доске, а остальные дети на своих местах.
- Какой первый звук? Какой он? (Согласный, глухой, твёрдый)
- Ставим синий квадратик.
- Какой второй звук? Какой он? (Гласный, ударный)
- Ставим красный квадратик
- Какой третий звук? Какой он? (Согласный, звонкий, мягкий)
- Ставим зелёный квадратик. (Слайд)
- Прочитаем, что у нас получилось? (Конь)
- Какое слово мы изобразили звуками? (Конь)
-Сколько звуков? (Три)
- Если к нам придут ребята из соседнего класса, они смогут узнать, какое слово мы изобразили? (Наверно нет)
- А можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы другие догадались, какое слово здесь написано? (Мы можем записать рядом данное слово буквами)
- А теперь выложим буквами каждый звук. (Слайд)
- Произнесём слово по звуковой схеме (Конь)
- Прочитаем по буквам (Кон)
- Что заметили?
- Как мы обозначаем мягкость согласного звука в звуковой схеме? (При помощи зелёного квадратика «Звуковичка»)
-Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных на письме? (Мы знаем, что гласные Е, И, Я – указывают на мягкость предшествующих согласных)
-Давайте подставим поочерёдно эти буквы после буквы Н.
- Прочитаем, что получилось? (Коне, кони, коня)
- Всё ли понятно?
- Как же обозначить мягкость согласного звука в слове конь?
- Кто догадался? (В классе найдутся дети, которые знают букву ь)
- Добавляем букву ь.
- Сколько теперь букв в слове конь? (Четыре буквы)
- А сколько звуков? (Три)
- А почему букв больше, чем звуков? (Потому что буква ь- мягкий знак звука не обозначает. Буква есть, а звука нет)
- А для чего он служит? (Для смягчения согласных звуков)
- Мягкий знак – это буква? (Да)
- Докажите? (Можно написать)
5. Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Сформулируйте тему урока. («Мягкий знак ь – показатель мягкости согласных звуков»)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? ( Познакомиться с новой буквой; научиться читать буквосочетания, слоги, слова с новой буквой; узнать особенности (секреты) этой буквы)
6. Работа по теме урока.
Знакомство с буквой ь (мягкий знак)
- Попробуйте написать пальчиком на ладошке букву ь, а теперь – на парте.
Выложите эту букву из ниток.
Вот она наша новая знакомая буква ь. (Слайд)
Не забывайте эту нужную букву.
- Посмотрите на ленту букв.
- Где она стоит? (На белом фоне, она не гласная и не согласная)
- На что похожа буква мягкий знак ь? (Ответы детей)
Это всем давно известно
Мягкий знак похож на кресло.
В нём Алёнушка сидит,
Учит с мамой алфавит.
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
7. Физкультминутка
Мы сегодня отмечаем день рождения новой буквы.
- Как она называется? (Мягкий знак)
- А на этом празднике, что делают? (Веселятся, танцуют)
-Давайте и мы повеселимся.
Танец «Буги – Вуги»
Тихо девочки за парту сели.
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели.
8. Продолжение работы по теме урока
- Где мы можем добыть знания о новой букве ь? (В учебнике)
- Откроем учебник «Азбуку» на стр. 11
- Найдите букву мягкий знак (ь) в красном квадратике.
- Внимательно посмотрите на эту букву.
- Что заметили? (В красном квадратике она одна. Нет большой печатной буквы, значит и нет слов, которые начинаются с этой буквы)
- Молодцы! Вы сделали чудесное открытие!
Посмотрите на рисунок в красной рамке.
- Кто изображён? (Гусь)
Составим схему слова гусь (На доске и на партах)
-Сколько букв? (Четыре) Сколько звуков? (Три)
- Почему букв больше, а звуков меньше? (Мягкий знак звука не обозначает, он нужен для того, чтобы обозначать мягкость предшествующего согласного звука)
- Кого видим на второй картинке? (Гуси)
Составим схему слова гуси. (На доске и на партах)
- Сколько слогов в этом слове? Два)
- Какой первый слог? Второй?
- Сколько букв? (Четыре)
- Сколько звуков? (Четыре)
-Почему?
Прочитайте правило в учебнике на странице 11
(Вот для этого и служит буква - помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.)
Оцените свою работу на этом этапе урока с помощью «Светофора».
9. –Давайте прочитаем буквосочетания и сравним (Слайд)
Н-НЬ П-ПЬ
Б-БЬ Л-ЛЬ
В-ВЬ С-СЬ
М-МЬ Р-РЬ
Мальчики читают твёрдые звуки, а девочки – мягкие звуки.
- Почему у девочек звуки были мягкие?
Делаем вывод: мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.
Оцените свою работу с помощью «Светофора».
- Теперь научимся читать слоги.
АНЬ ЕТЬ
ИБЬ ОБЬ
ОРЬ УДЬ
ИНЬ ЯРЬ
АЛЬ АРЬ
- Сколько букв? (Три) Сколько звуков? (Два)
Вывод: буква есть, а звука нет.
Оцените свою работу с помощью «Светофора».
- В чём секрет этой буквы? (Не обозначает звука, а только служит показателем мягкости согласных звуков)
- Да, мягкий знак – настоящий фокусник.
Фокус №1 (Слайд)
Мел – мель
- Что меняется в слове с появлением мягкого знака? (Лексическое значение слова)
Фокус №2 (Слайд)
Угол – уголь
Фокус №3 (Слайд)
Ел – ель
Вывод: заменили твёрдый звук на мягкий, изменилось звучание слова и смысл.
10. Просмотр видео.
- Какие запомнили слова с мягким знаком?
11. Физкультминутка для глаз
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем
1, 2, 3, 4, 5.
Открываем, поморгаем.
И читать мы продолжаем.
12. Самостоятельная работа (Слайд)
Самопроверка по эталону (Слайд)
Самооценивание с помощью «Светофора»
13. Рефлексия
На свой день рождения буква мягкий знак приготовила праздничный салют из звёзд.
Вам нужно выбрать и поднять одну звёздочку.
- Поднимите жёлтую звёздочку, если всё было понятно на уроке.
- Поднимите зелёную, если есть ещё вопросы.
- Поднимите красную, если было не понятно и скучно на уроке
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. У вас всё получилось!
14. Подведение итогов урока. (Слайд)
Быстро пролетел урок,
Подведём скорей итог!
- Давайте вернёмся к нашим учебным задачам, которые поставили в начале урока.
- Достигли мы их? Докажите.
- Я узнал…..
-Я запомнил…..
- Мне было интересно…..
- Мне было трудно…..
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте 1 класс (ФГОС)
Тема: Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
Тип: урок открытия нового знания.
Цели: познакомить с буквой ь, научить читать буквосочетания, слоги, слова, в которых есть ь.
Задачи:
1. Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных на письме. Учить читать слова с буквой ь (мягкий знак).
2. Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение, умение концентрировать и переключать внимание.
3. Воспитывать уважительное отношение друг другу, взаимное сотрудничество.
Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска.
Раздаточный материал: карточки, нитки.
- Оргмомент
Психологический настрой учащихся.
-Здравствуйте, ребята.
Я рада Вас всех видеть на уроке обучения грамоте.
-Давайте мы улыбнёмся друг другу. Повернитесь к соседу, зарядите друг друга доброй энергией. Я желаю всем хорошего настроения и успехов в работе.
- Настроились на урок? Итак, девиз нашего урока:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
В 1 классе учимся.
Всё у нас получится.(Слайд)
- Если хочешь много знать, многого добиться,
Обязательно читать должен научиться!
Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.
-Проведём небольшую разминку.
Выполним упражнения для развития речевого аппарата.
- Дыхательная гимнастика
«Свеча»: сделаем глубокий вдох носом, выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя.
«Самовар»: сделаем глубокий вдох носом, а выдыхать также через нос порциями.
- Артикуляционная разминка
Подготовим наших помощников : губы, зубы, язык для правильного произношения всех звуков.
«Вкусная конфетка»: языком толкаем щёки по очереди, рот закрыт.
«Зубная щётка»: языком совершаем круговые движения по зубам, рот закрыт.
«Лошадка»: цокаем языком.
- Актуализация знаний.
Игра «Найди свой домик»
Была хорошая погода. (Показ солнышка на доске)
Вышли буквы погулять.
-Назовите их: А, О, У, Ы, И, Я, Е.
-Это какие буквы? (Гласные)
Вдруг небо потемнело. Набежали тучки. Спрятали солнышко (Показ тучек на доске).
Начался дождь. (Постучать пальчиками по парте)
Буквы увидели домики и побежали к ним. Но хозяин мог пустить только своих. Промокли буквы наши.
- Давайте их спрячем в домики.
(По одному ученику выходят и ставят возле домика)
А, О, У, Ы – в синий домик, так как согласные звуки перед ними твёрдые
И, Я, Е – в зелёный, так как согласные звуки перед ними мягкие.
-Среди гласных есть особенные буквы, какие? (Я, Е)
-Почему они особенные?
-В каком случае они обозначают два звука?
Оцените свою работу на этом этапе урока с помощью «Светофора»
(Жёлтый смайлик – всё понятно, нет вопросов.
Зепёный смайлик – есть незначительные ошибки, неточности, но в целом верно.
Красный смайлик – много ошибок, материал не понят, нужна помощь)
- Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадку
Я копытами стучу, стучу.
Я скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру
Кто это? (Конь) (Слайд)
- Давайте составим схему этого слова на доске, а остальные дети на своих местах.
- Какой первый звук? Какой он? (Согласный, глухой, твёрдый)
- Ставим синий квадратик.
- Какой второй звук? Какой он? (Гласный, ударный)
- Ставим красный квадратик
- Какой третий звук? Какой он? (Согласный, звонкий, мягкий)
- Ставим зелёный квадратик. (Слайд)
- Прочитаем, что у нас получилось? (Конь)
- Какое слово мы изобразили звуками? (Конь)
-Сколько звуков? (Три)
- Если к нам придут ребята из соседнего класса, они смогут узнать, какое слово мы изобразили? (Наверно нет)
- А можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы другие догадались, какое слово здесь написано? (Мы можем записать рядом данное слово буквами)
- А теперь выложим буквами каждый звук. (Слайд)
- Произнесём слово по звуковой схеме (Конь)
- Прочитаем по буквам (Кон)
- Что заметили?
- Как мы обозначаем мягкость согласного звука в звуковой схеме? (При помощи зелёного квадратика «Звуковичка»)
-Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных на письме? (Мы знаем, что гласные Е, И, Я – указывают на мягкость предшествующих согласных)
-Давайте подставим поочерёдно эти буквы после буквы Н.
- Прочитаем, что получилось? (Коне, кони, коня)
- Всё ли понятно?
- Как же обозначить мягкость согласного звука в слове конь?
- Кто догадался? (В классе найдутся дети, которые знают букву ь)
- Добавляем букву ь.
- Сколько теперь букв в слове конь? (Четыре буквы)
- А сколько звуков? (Три)
- А почему букв больше, чем звуков? (Потому что буква ь- мягкий знак звука не обозначает. Буква есть, а звука нет)
- А для чего он служит? (Для смягчения согласных звуков)
- Мягкий знак – это буква? (Да)
- Докажите? (Можно написать)
5. Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Сформулируйте тему урока. («Мягкий знак ь – показатель мягкости согласных звуков»)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? ( Познакомиться с новой буквой; научиться читать буквосочетания, слоги, слова с новой буквой; узнать особенности (секреты) этой буквы)
6. Работа по теме урока.
Знакомство с буквой ь (мягкий знак)
- Попробуйте написать пальчиком на ладошке букву ь, а теперь – на парте.
Выложите эту букву из ниток.
Вот она наша новая знакомая буква ь. (Слайд)
Не забывайте эту нужную букву.
- Посмотрите на ленту букв.
- Где она стоит? (На белом фоне, она не гласная и не согласная)
- На что похожа буква мягкий знак ь? (Ответы детей)
Это всем давно известно
Мягкий знак похож на кресло.
В нём Алёнушка сидит,
Учит с мамой алфавит.
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
7. Физкультминутка
Мы сегодня отмечаем день рождения новой буквы.
- Как она называется? (Мягкий знак)
- А на этом празднике, что делают? (Веселятся, танцуют)
-Давайте и мы повеселимся.
Танец «Буги – Вуги»
Тихо девочки за парту сели.
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели.
8. Продолжение работы по теме урока
- Где мы можем добыть знания о новой букве ь? (В учебнике)
- Откроем учебник «Азбуку» на стр. 11
- Найдите букву мягкий знак (ь) в красном квадратике.
- Внимательно посмотрите на эту букву.
- Что заметили? (В красном квадратике она одна. Нет большой печатной буквы, значит и нет слов, которые начинаются с этой буквы)
- Молодцы! Вы сделали чудесное открытие!
Посмотрите на рисунок в красной рамке.
- Кто изображён? (Гусь)
Составим схему слова гусь (На доске и на партах)
-Сколько букв? (Четыре) Сколько звуков? (Три)
- Почему букв больше, а звуков меньше? (Мягкий знак звука не обозначает, он нужен для того, чтобы обозначать мягкость предшествующего согласного звука)
- Кого видим на второй картинке? (Гуси)
Составим схему слова гуси. (На доске и на партах)
- Сколько слогов в этом слове? Два)
- Какой первый слог? Второй?
- Сколько букв? (Четыре)
- Сколько звуков? (Четыре)
-Почему?
Прочитайте правило в учебнике на странице 11
(Вот для этого и служит буква - помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.)
Оцените свою работу на этом этапе урока с помощью «Светофора».
9. –Давайте прочитаем буквосочетания и сравним (Слайд)
Н-НЬ П-ПЬ
Б-БЬ Л-ЛЬ
В-ВЬ С-СЬ
М-МЬ Р-РЬ
Мальчики читают твёрдые звуки, а девочки – мягкие звуки.
- Почему у девочек звуки были мягкие?
Делаем вывод: мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.
Оцените свою работу с помощью «Светофора».
- Теперь научимся читать слоги.
АНЬ ЕТЬ
ИБЬ ОБЬ
ОРЬ УДЬ
ИНЬ ЯРЬ
АЛЬ АРЬ
- Сколько букв? (Три) Сколько звуков? (Два)
Вывод: буква есть, а звука нет.
Оцените свою работу с помощью «Светофора».
- В чём секрет этой буквы? (Не обозначает звука, а только служит показателем мягкости согласных звуков)
- Да, мягкий знак – настоящий фокусник.
Фокус №1 (Слайд)
Мел – мель
- Что меняется в слове с появлением мягкого знака? (Лексическое значение слова)
Фокус №2 (Слайд)
Угол – уголь
Фокус №3 (Слайд)
Ел – ель
Вывод: заменили твёрдый звук на мягкий, изменилось звучание слова и смысл.
10. Просмотр видео.
- Какие запомнили слова с мягким знаком?
11. Физкультминутка для глаз
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем
1, 2, 3, 4, 5.
Открываем, поморгаем.
И читать мы продолжаем.
12. Самостоятельная работа (Слайд)
Самопроверка по эталону (Слайд)
Самооценивание с помощью «Светофора»
13. Рефлексия
На свой день рождения буква мягкий знак приготовила праздничный салют из звёзд.
Вам нужно выбрать и поднять одну звёздочку.
- Поднимите жёлтую звёздочку, если всё было понятно на уроке.
- Поднимите зелёную, если есть ещё вопросы.
- Поднимите красную, если было не понятно и скучно на уроке
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. У вас всё получилось!
14. Подведение итогов урока. (Слайд)
Быстро пролетел урок,
Подведём скорей итог!
- Давайте вернёмся к нашим учебным задачам, которые поставили в начале урока.
- Достигли мы их? Докажите.
- Я узнал…..
-Я запомнил…..
- Мне было интересно…..
- Мне было трудно…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс на тему "Твердые и мягкие согласные"
Конспект урока по обучению грамоте 1 класспо программе «Перспектива» на тему "Твердые и мягкие согласные"...
конспект урока по литературному чтению по теме: "Буква ь - показатель мягкости предшествующего согласного"
конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) по теме: "Буква ь - показатель мягкости предшествуюшего согласного"...
Конспект урока обучение грамоте по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии"
Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного; учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогосл...
Открытый урок по обучению грамоте по теме: «Буква «Е» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге - слиянии». 1 класс
Обучение чтению слияний слогов и слов с буквой "Е".Воспитание бережного отношения к лесу, природе.Значение пользы леса....
Чтение 1 класс «Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
laquo;Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»...
Конспект урока обучения грамоте "Красна птица опереньем, а человек-уменьем. Буква Ь-показатель мягкости предшествующего согласного звука"
Тема: «Красна птица опереньем, а человек-уменьем. Буква Ь -показатель мягкости предшествующего согласного звука»Цель деятельности учителя: создание условий для знакомства с буквой &l...