Урок – игра по литературному чтению « Лучший читатель » 4 класс
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школы№31»
Урок – игра по литературному чтению
« Лучший читатель »
Составитель: учитель начальных классов Киселева О.И.
СМОЛЕНСК
Урок – игра по литературному чтению
« Лучший читатель »
Цель: вовлечение младших школьников в мир литературы и сопоставление своих знаний с достижениями других участников.
Задачи: формировать у учащихся внимательное отношение к деталям художественного произведения, учить подбирать рифмы, развивать мыслительные операции, прививать любовь к книге, выявлять самых внимательных читателей.
Первый конкурс. Загадки.
. Если кто-нибудь зевает,
Чудеса со мной бывают:
Поднимаюсь я – без ног,
Убегаю – без дорог.
Хоть бегу недалеко,
Не поймать: я…
(Молоко)
Зубы точит,
В полу дверь поставить хочет.
(Мышь)
Зимой в школу он бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берет.
(Портфель)
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза.
Кто же это? …
(Стрекоза)
Ползала букашка
По большой ромашке,
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?
(Паук)
Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка.
Сердечко золотое,
что это такое?
(Ромашка)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам,
На одном таком листе
Много разных новостей.
(Газета)
Второй конкурс. « Русские народные сказки. Из какой сказки?»
1. Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает, всё ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин.
(«Лиса и журавль»)
2. Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого… Думала она, думала и придумала.
(«Маша и медведь»)
3. Приходит коза: сколько ни звала – никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что всё отворено; в избу – а там всё пусто; заглянула в печь…
(«Волк и семеро козлят»)
4. Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далёко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы…
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
5. Вот царь позвал сыновей:
- Хочу посмотреть, которая из ваших жён лучшая рукодельница. Пускай сошьют мне к завтраму по рубашке.
Сыновья поклонились отцу и пошли. Иван-царевич приходит домой, сел и голову повесил…
(«Царевна-лягушка»)
6. Пришла девочка, глядь – братца нет! Ахнула, кинулась туда-сюда – нет! Кликала, заливалась слезами, причитала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле, метнулись вдалеке птицы и пропали за тёмным лесом.
(«Гуси-лебеди»)
Третий конкурс «Угадайте героя по описанию» по сказкам Пушкина
- Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сарачина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь. (Семь богатырей)
- Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит (Царица – мать царевны)
- И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрен. (Королевич Елисей)
- Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя. (Месяц)
- С ним одним она была
Добродушна, весела. (Царица – мачеха)
- Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам. (Царица Чернавке)
- Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Ветер)
- Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Царевна)
- … ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой. (Солнце)
- Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (Царевна – лебедь из «Сказки о царе Салтане»)
Четвертый конкурс. «Знатоки сказок Пушкина»
Сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок, насколько вы были внимательны при чтении.
- Узнайте сказку по следующим словам: «путь-дорога», «терем», «прялка»,
«солнышко», «свадьба». («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Вопросы
- Из чего был сделан гроб, в который семь богатырей положили царевну? (хрусталь)
- На что глядела царица, ожидая возвращения мужа? (Снег)
- У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей.)
- Куда семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной? (В нору в горе)
- Что дала царевна чернице, пришедшей к ней во двор? (Хлеб)
- Как богатыри назвали царевну? («Коли красная девица, // Будь нам милая сестрицей»)
- Куда семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной? (В нору в горе)
- Какими были первые слова проснувшейся царевны? («Как же долго я спала!»)
- Узнайте сказку по следующим словам: «откуп», «дурачина», «жемчуг», «корыто», «изба», «царица», «корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Вопросы
- Сколько раз закидывал старик невод? (Три)
- С кем жил старик у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
- С чем пришел невод в 1-й и 2-й раз? (1-й с тиной,2-й с травой морской)
- Что просила старуха? (Корыто, избу)
- Кем она хотела стать и стала? (Столбовой дворянкой, вольною царицей)
- Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морской)
- Узнайте сказку по следующим словам: «базар», «оброк», «жадность», «печка», «работа», «море», «наказание». («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Вопросы
- Какую оплату попросил Балда за год работы? (В год по три щелчка по лбу)
- Куда посоветовала попадья своему мужу отправить Балду? (К чертям)
- Какой предмет помог Балде собрать оброк с чертей? (Веревка)
- Кто бегал на перегонки с бесенком вместо Балды? (Заяц)
- Узнайте сказку по следующим словам: «рать», «воеводы», «царь», «мудрец», «шатёр», «Петушок», «звездочет», «Шамаханская царица». («Сказка о золотом петушке».)
Вопросы
- Кто подарит золотого петушка царю Дадону? (Звездочет)
- Где сидел петушок, охраняя границы государство? (На спице)
- Как долго пировал царь с молодой царицей? (Неделю)
- Как петушок предупреждал об опасности? (Поворачивался на спице в ту сторону и кричал: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»)
- Что пообещал царь мудрецу за помощь? (Исполнить его волю как свою)
- Чем ответил царь Дадон на просьбу мудреца подарить ему Шамаханскую царицу? («Царь хватил его жезлом по лбу; тот упал ничком, Да дух вон.»)
-- Узнайте сказку по следующим словам: «царь», «лебедь», «бочка»,
«зависть», «гонец», «кораблик». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
Вопросы
- Почему царь взял в жены третью девицу? (Обещала родить богатыря.)
- Кто возглавил чудесное войска? (Дядька Черномор)
- В каких насекомых превращала лебедь князя, чтобы он смог навестить отца? (В комара, в муху, в шмеля.)
- Кем был злой коршун? (Чародеем)
- Кто подменил грамоту гонца? (Ткачиха с поварихой,с сватьей бабой Бабарихой)
Пятый конкурс. «Допиши меня». По сказкам А.С. Пушкина.
Вспомни сказки А.С. Пушкина, вместо многоточия вставь имя героя.
Князь … Работник …
Пёс … Королевич …
Дядька … Сватья баба
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок - игра по литературному чтению " По басням великого Крылова"
Проведен в 3 классе на уроке литературного чтения по программе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Урок-игра по литературному чтению "Слабое звено"
1. Игра состоит из б раундов.2. Если кто-то не сможет ответить, знающий ответ, поднимает сигнальную карточку и отвечает.3. Подсказывать и выкрикивать нельзя.4. Исключаем из игры тех,...
Комбинированный урок-игра по литературному чтению и изобразительному искусству
Урок-игра разработан в виде викторины по сказкам А.С. Пушкина, Ш. Перро и другим сказкам на основе ТРИЗ технологии. ...
Урок- игра по литературному чтению в 3 классе на тему: "Сказка о царе Салтане..."- А С Пушкин"- "Начальная школа XXI века" ФГОС
Если в вашей школе есть мобильная тележка- сейф МТК с ноутбуками или компьютерный класс, то это урок для вас. Все дети любят компьютерные игры. На моём уроке у ребят появилась возможность проверить св...
Технологическая карта урока-игры по литературному чтению во 2 классе тема: « КВН-викторина по сказкам»
Технологическая карта...
Урок – игра по литературному чтению «Крестики - нолики». 2 класс.
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа Россия"...
Урок – игра по литературному чтению « Лучший читатель »
Урок – игра по литературному чтению« Лучший читатель »...