Комбинированный урок-игра по литературному чтению и изобразительному искусству
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
- Урок-игра разработан в виде викторины по сказкам А.С. Пушкина, Ш. Перро и другим сказкам на основе ТРИЗ технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_triz_po_ch.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Толбинская СОШ
Проект занятия по литературному чтению
(с использованием ТРИЗ и РТВ)
«Здравствуй, сказка!»
Удальцова Екатерина Владимировна
10.10.2012 г.
Цели урока – игры: учить обучающихся не только видеть прекрасное вокруг нас, но и доказать им, что чудеса может совершать каждый из нас – необходимо только быть справедливым, честным, помогать нуждающимся в твоей помощи, как это делали все положительные герои в сказках. Объяснить смысл пословицы: «Сказка – ложь, да в : ней намек – добрым молодцам урок».
Оборудование: конверты с заданиями и сундучок с предметами (золотой ключик, башмачок, стрела, веретено, горошина).
Материал для учителя: репродукции В.М. Васнецова, книги со сказками, смайлики за правильные ответы.
Материалы для учащихся: альбомный лист, карандаши или фломастеры.
Ход урока.
Я давно раздарил, дорогие ребята,
Те волшебные сказки, что слышал когда-то
От зверей и от птиц, от берёзок и елей,
От костров и созвездий, дождей и метелей,
От рассказчиков многих, заморских и наших,
Сказок просит ведь каждый – ну как не раздашь их!
И когда вы за сказкой пришли ко мне снова,
Я не знал, где возьму её, честное слово.
На замёрзшие стёкла растерянным взглядом
Посмотрел я – а сказка-то вот она, рядом!
Снежный замок, и в нем – ледяная темница,
И весна там в плену у Кощея томится.
«Выручайте! Невольницей долго ли буду?»
И летят гуси-лебеди к ней отовсюду:
«Мы на помощь спешим! По тебе мы скучали!..»
И ударило солнце в окошко лучами,
А лучи так теплы и такая в них ласка,
Что взяла и растаяла зимняя сказка.
Максим Танк
- Оказывается, внимательно посмотреть на окружающий нас мир, то сказку можно увидеть повсюду. Она живет в зимних узорах на стекле, и в больших снежных сугробах, и в тишине леса, и в звоне ручьев, и в радуге, появившейся на небе после дождя… Сказка окружает нас всегда. Надо только научиться видеть её. А потом вы поймете, что сказку можете создавать и вы сами.
Сегодня у меня есть помощники: волшебный сундучок со сказками.
Зимняя сказка может растаять, но не может растаять наша сегодняшняя сказка-игра.
Делимся на две команды. Выбираем себе капитана. Первой игру начнет та команда, капитан которой быстрее ответит на 2 вопроса. За правильные ответы вы получаете смайлики.
- Кто написал сказку «Снежная королева»? (Г.Х. Андерсен)
- Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
Начало игры. Капитан первой команды выходит и выбирает себе задание (в разноцветных конвертах)
Красный сектор.
- В сказке «О рыбаке и рыбке» старик пожалел рыбку и отпустил её обратно в синее море: « …Бог с тобой, золотая рыбка,
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе…»
Как потом помогала золотая рыбка старику за его доброту? (Исполняла желания старухи).
- В какой сказке Пушкина трудолюбивый работник совершал чудеса – своим умом, смекалкой, находчивостью заставил чертей платить оброк? (Балда из сказки «О попе и его работнике Балде»).
- Почему царевич Елисей из сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» нарушил вечный сон мёртвой царевны?
- «…Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела попала в море;
Это горе – все не горе.
Отплачу тебе потом!
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил…»
В какой сказке А.С. Пушкина царевич спас девицу-лебедь?
Синий сектор «Сказочный сундучок»:
- В сказках чудо совершают не только сказочные герои, но и сказочные вещи. Достаем из сундучка вещи и называем то чудо, которое совершилось с их помощью.
Золотой ключик (открыл потайную дверь)
Хрустальный башмачок (помог королевичу найти Золушку)
Веретено (из сказки «Спящая красавица» принцесса укололась и заснула мертвым сном)
Горошина (помогла принцу найти принцессу)
Зелёный сектор Сказки Шарля Перро
- Кто помог бедной Золушке поехать на бал?
- В сказке «Красная Шапочка» свершилось чудо – девочка и её бабушка были спасены. Кто не побоявшись серого волка, спас их?
- Кто в сказке «Мальчик – с – пальчик», не побоявшись смерти, спас мальчика – с – пальчика и его братьев в доме людоеда?
Желтый сектор: Получите телеграмму.
Какие сказочные герои могли отправить телеграммы?
- Женюсь на девушке, которой башмачок придётся впору!
- Спасите! Нас съел серый волк!
- Мышку уже съел!
- Простое яичко уже снесла!
- Приезжайте, доктор в Африку скорей!
И спасите, доктор, наших малышей!
Рыжий сектор: Волшебные заклинания.
В какой сказке есть это волшебное заклинание?
- Ну, Иван-царевич, ложись спать: утро вечера мудренее. (Царевна- лягушка)
- «Сивка-бурка, вещая Каурка, встань передо мной, как лист перед травой»
- «Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, и в другое вылезь – все будет сработано»
- «По щучьему велению, по моему прошению»
- Добро пожаловать, Мороз! Знать, бог тебя принес по мою душу грешную.
(Морозко)
Белый сектор. Домашнее задание.
- Рассказать сказку, показать отрывок из сказки без слов.
- Вот и закончилась наша викторина. Теперь вы знаете, что чудо в сказках совершалось тогда, когда сказочный герой добивался намеченной цели, побеждая злых героев своим умом, смекалкой, настойчивостью, сноровкой и силой, когда сказочный герой по-доброму относился к окружающим… Теперь вы и сами можете совершать чудеса, если станете такими же, как ваши любимые добрые сказочные герои.
А в завершении нашего урока-игры хочу вам предложить пофантазировать, какие волшебные помощники в нашей современной жизни могут помогать нам для совершения добрых дел. Может это цветок, палочка-выручалочка, а может что-то другое. Нарисуйте свой талисман добрых дел.
И мы в конце урока составим наш общий талисман добрых дел.
« …Бог с тобой, золотая рыбка, Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе…» Как потом помогала золотая рыбка старику за его доброту? |
|
|
Мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня Есть не будешь ты три дня, Что стрела попала в море; Это горе – все не горе. Отплачу тебе потом! Ты не лебедь ведь избавил, Девицу в живых оставил, Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил…» В какой сказке А.С. Пушкина царевич спас девицу-лебедь? |
|
|
|
|
|
|
|
И спасите, доктор, наших малышей! |
|
|
|
по моему прошению» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.
Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1. Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...
Открытое учебное занятие по литературному чтению и изобразительному искусству. З класс.
Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения....
Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Презентация к интегрированному уроку литературного чтения и изобразительного искусства по теме "М. М. Пришвин Ёж. Рисование ежа с натуры". 2 класс
Данная презентация помогает учащимся расширить свои представления о жизни ежей в природе....
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Творчество С.А.Есенина. Стихотворение "Береза"
Разработка интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства, презентация к нему...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...