урок - игра по литературному чтению " По басням великого Крылова"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
Проведен в 3 классе на уроке литературного чтения по программе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_3_klasse_po_krylovu.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: расширение и углубление сведений о баснях И. А. Крылова; проверка знаний о теоретико- литературных понятиях: «басня», «аллегория», «афоризм»; обогащение словарного запаса; развитие творческих способностей (выразительное чтение, инсценировка басен, создание иллюстраций); воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах.
Оборудование: портрет И. А. Крылова, магнитофон с записями басен И.А. Крылова, плакаты с высказываниями, с кроссвордом, черный ящик, сигнальные карточки, жетоны, костюмы участников инсценировок, иллюстрации к басням и рисунки детей.
Ход урока.
Организационный момент.
Под мелодию дети заходят в класс, приветствуют гостей и занимают места за игровыми столами.
Вводная беседа.
Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок – игра. На этом уроке мы вспомним басни И. А. Крылова.
Учитель показывает портрет писателя.
- Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека, Таким же мудрым, проницательным и добрым запечатлён баснописец в бронзе. В Санкт – Петербурге сооружен памятник Крылову. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.
Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около « дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети?
Ответы детей.
- Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как от них избавиться, Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова - значит стать умнее, узнать что–то новое и важное о себе и о людях.
Чтение учителем и детьми с плакатов на доске высказываний о Крылове:
«Он превзошёл всех известных нам баснописцев.» (А.С. Пушкин)
«Басни Крылова _ книга мудрости самого народа.» (Н.В. Гоголь)
«Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым» (В.Г. Белинский).
Работа над теоретико- литературными понятиями.
Крылов был драматургом, издателем, но всемирную известность ему принесли басни, которые он написал уже в зрелом возрасте. Им создано более 200 басен. Они сделали Крылова знаменитым уже при жизни.
Что же такое – басня?
- Басня близка к народному творчеству. Назовите родственные басне жанры.
(Притча, сказка, пословица, загадка).
- Басня наполнена аллегорией. Подберите синонимы к слову «аллегория» (иносказание, эзопов язык).
- Объясните значение выражения «эзопов язык» (Вынужденное иносказание, речь, которая наполнена недомолвками. Выражение связано с древнегреческим баснописцем Эзопом).
- Многие слова и выражения из его произведений стали крылатыми, т. е. со страницы книги перешли в нашу речь. Это произошло потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строке передать основную мысль басни, её мораль
- Что такое мораль басни? (Поучение, которое даётся в начале или в конце её).
А сам Крылов о себе говорил (учитель читает на доске - с плаката):
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
- Какие пороки, что это за пороки, вы скажете в конце урока.
Далее учитель называет номинации конкурса, в которых будут соревноваться учащиеся.
Номинация первая — “Выразительное чтение басен наизусть”
В ней принимают участие чтецы - представители от каждой из трех команд. Какую басню наизусть будут читать дети - решает жребий (на уроках литературы были выучены наизусть басни Крылова «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Зеркало и Обезьяна».)
Номинация вторая – “Знаток басен И.А. Крылова”
Викторина (тур I).
За каждый правильный ответ учащемуся даётся жетон. Принимают участие все, победитель определяется по итогам двух туров.
Назовите героя басни.
- Она “наелась желудей досыта, до отвала”. (Свинья);
- Он “виноват уж тем”, что кому-то “хочется кушать”. (Ягнёнок);
- Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк);
- Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза);
- Она попала “в большие забияки”. (Моська);
- Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка);
- Его “захлопнула злодейка - западня”. (Чиж);
- У него всё вокруг только “моё”. (Волк);
- Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза);
- Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка);
- Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет» (Проказница Мартышка, Осел, Козёл, да косолапый Мишка);
- «Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье спёрло». О ком это? (Ворона)
- Лиса, не видя сроду…С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива». - С кем встретилась лиса? (Со львом)
Учитель: Внимание! « Чёрный ящик».
С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно увидеть, «что там за рожа». Что это за предмет? (зеркало)
Учитель: Внимание! « Чёрный ящик».
В нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе она достала» (очки)
Учитель: Внимание! « Чёрный ящик».
В нем находится предмет, о котором автор басни написал так: «Они как яхонты горят, Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним не зайдет. Хоть видит око, да зуб неймет». (кисти винограда)
Номинация третья – “Инсценировка басни”
Учащиеся характерными деталями костюма подчёркивают особенность своего героя.
Могут быть инсценированы следующие басни:
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей»
Викторина (тур II, усложнённый).
Из какой басни строка?
- А Васька слушает да ест. (“Кот и Повар”).
- Да только воз и ныне там. (“Лебедь, Щука и Рак”).
- Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом. (“Стрекоза и Муравей”). - Хоть видит око, да зуб неймёт. (“Лисица и Виноград”).
- От радости в зобу дыханье спёрло. (“Ворона и Лисица”).
- У Сильного всегда бессильный виноват. (“Волк и Ягнёнок”).
- Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (“Зеркало и Обезьяна”).
- Ты всё пела? Это дело.
Так поди же, попляши. (“Стрекоза и Муравей”). - А он украдкою кивает на Петра. (“Зеркало и Обезьяна”).
Кроссворд « Басни Крылова»
Дети заполняют кроссворд, по мере отгадывания на доске вывешиваются рисунки_ отгадки героев басен. За правильный ответ- жетон.
- Кого «по улицам водили, как будто на показ»? (Слон);
- Кто смеялся «вперед чужой беде»? (Голубь);
- Героиня, которая увидела свой образ в зеркале? (Обезьяна);
- У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом»? (Муравей);
- Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (Ворона);
- Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись». (Рак);
- Кто «без драки» хочет «попасть в большие забияки». (Моська).
Номинация четвёртая – “Иллюстратор басни”
Авторы иллюстраций показывают свои работы, называют басню, эпизод в ней, объясняют свой замысел.( читают отзыв- рецензию на выбранную басню). Учитель потом рисунок учащегося вывешивает на доску.
Номинация пятая - «Крыловские чтения»
Вы очень хорошо читали наизусть басни И. А. Крылова, инсценировали их. Но мы должны учиться у мастеров выразительного чтения правильно делать это Послушайте Как читает басни Крылова актер театра Игорь Владимирович Ильинский. (звучит магнитофонная запись басен «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей» - дети слушают, потом высказывают свои мнения. Затем учитель читает отрывки из басен, а дети зачитывают мораль.
Итоги урока.
Учитель: - Так что же за пороки, которые любил «пощипать» И.А. Крылов? (Болтливость, хвастовство, лень, лесть, жадность).
Жюри даёт оценку каждому конкурсу, вручает дипломы победителям в каждой номинации, в номинации “Инсценировка басни” присуждается специальный диплом за лучшее исполнение роли.
Звучит стихотворение М. Исаковского “И.А. Крылову” (читает учитель или подготовленный ученик).
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
На память о конкурсе учитель дарит каждому учащемуся красочно оформленный лист с крылатыми выражениями знаменитого баснописца.
Афоризмы Крылова
- А ларчик просто открывался.
- Хоть видит око, да зуб неймёт.
- Слона – то я и не приметил.
- Рыльце в пуху.
- Полают, да отстанут.
- От радости в зобу дыханье спёрло.
- А Васька слушает да ест.
- Да только воз и ныне там.
- Если голова пуста,
То голове ума не придадут места. - Медвежья услуга.
- Кукушка хвалит Петуха за то,
Что хвалит он Кукушку. - Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.
- Демьянова уха.
- Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? - Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку. - У сильного всегда бессильный виноват.
Афоризм – краткое, отточенное по форме и выражающее обобщённую мысль изречение (может быть фразой из литературного произведения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по литературному чтению "Слабое звено"
1. Игра состоит из б раундов.2. Если кто-то не сможет ответить, знающий ответ, поднимает сигнальную карточку и отвечает.3. Подсказывать и выкрикивать нельзя.4. Исключаем из игры тех,...
Комбинированный урок-игра по литературному чтению и изобразительному искусству
Урок-игра разработан в виде викторины по сказкам А.С. Пушкина, Ш. Перро и другим сказкам на основе ТРИЗ технологии. ...
Урок игра по литературному чтению
Игра «Литературные тайны» Цели: повторить и закрепить знания, полученные в 4 классе; развивать память, мышление и творческие способности учащихся. Комментарии для учителя. Урок построен на основе т...
Урок- игра по литературному чтению в 3 классе на тему: "Сказка о царе Салтане..."- А С Пушкин"- "Начальная школа XXI века" ФГОС
Если в вашей школе есть мобильная тележка- сейф МТК с ноутбуками или компьютерный класс, то это урок для вас. Все дети любят компьютерные игры. На моём уроке у ребят появилась возможность проверить св...
Интеллектуальный урок-игра по литературному чтению
Повторение малых жанров устного народного творчества в необычной форме....
Урок отчет по литературному чтению. Басни И.А.Крылова.4 класс.
Воспитывать любовь к басням, желание их читать. ...
Литературная викторина "Басни дедушки Крылова" (презентация+сценарий)
Презантация к литературной викторине "Басни дедушки Крылова" для 2-3 классов....