План - конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
План - конспект урока по литературному чтению 1 класс. (УМК "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_1_klass.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Знакомство с буквой Я (УМК «Школа России»)
Цели урока: познакомить детей с буквой, формировать умение находить в словах букву Я; знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой; совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию; способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Ход урока
- Включение в учебную деятельность
- Что мы знаем о звуках русского языка?
- Какие звуки мы называем гласными? Приведите примеры.
- Какие бывают согласные звуки? Приведите примеры.
- Актуализация знаний
- Вспомните, что вы знаете про букву Е.
- В каких случаях эта буква обозначает два звука?
- Как вы думаете есть еще такие буквы в русском языке?
- Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой, подругой буквы Е.
- Постановка целей и определение темы урока
- Отгадайте загадку, пожалуйста:
Упрекнула якорь яхта,
Что катается без фрахта.
Спрыгнул якорь с корабля,
Превратился в букву… (Я)
Эта буква - это слово,
В путь всегда оно готово.
О себе рассказ начнешь,
Вот её и назовёшь!
(Буква Я)
- Какое слово вы говорите, когда рассказывается о себе? (Я)
- Работа по теме урока
Знакомство со звуками [ Й’ А ]
- Работаем с учебником на стр. 111. Рассмотрите внимательно рисунки. Что изображено на них? (яблоки и яблоня).
- Что вы можете сказать о схемах к этим словам? (они одинаковые: 3 слога, одинаковое количество звуков в слогах, поровну гласных, мягких и твердых согласных, последовательность звуков в слове)
- Какие первые два звука в этих словах?
Когда рядом слышаться два звука в такой последовательности [ й’ а ], в письменной речи употребляется одна буква Я.
- Какие гласные буквы, обозначающие два звука, вы уже знаете? (буква Е)
- В каких случаях буква Е обозначает два звука? (в начале слова и после гласной буквы). Приведите примеры.
- В каких случаях буква Е обозначает один звук? (после мягкого согласного). Приведите примеры.
- Что происходит с согласным звуком при произношении, если в слове буква Е стоит после согласной буквы?
- Проанализируйте слова: мал - мял, клякса –плакса.
- Придумайте свои примеры слов, которые начинаются на букву Я. (Яма, яхта, ягуар, ярость, Ялта, ябеда, ягода, Якутия, ящерица, Япония, як, ярмарка).
-Знакомство с буквой Я: - В этой загадке нужно сначала отгадать слова, о которых идет речь, а затем — букву, на которую начинаются эти слова. Ее автор – Олеся Емельянова.
Букву за бока кусают,
В море с корабля бросают,
Ею змеи зло творят,
Люди — речи говорят.
Ответ: буква Я (яблоко, якорь, яд, язык)
Работа в прописи часть 3 стр. 20-21 – сравниваем печатную и письменную букву Я.
Проведите звуко-буквенный анализ слов: ЯГОДА и ЗОЯ. В каком случае буква Я обозначает два звука?(в начале слова и после гласного звука) А вот ещё слова: ЯМА, ЯБЛОНИ, Ян, Яна. И пропишите на стр.20-21 образцы. Последнее слово на стр. 21 какое? И какая же последняя буква в этом слове?
- После какой буквы встала буква Я? Если буква Я в слове написана после согласной буквы, то при произношении она указывает на мягкость предыдущего согласного звука и обозначает звук [a].
- На стр.111 Азбуки читаем правило про букву Я. (Буква Я обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.).
- На развороте стр. 110 – 111 что изображено? (карта нашей страны).
- Название какого города написано на карте?
- Почему именно этот город важен для нашей страны?
- На каких видах транспорта можно добираться из одного места в другое в нашей стране?
- Какие животные живут на территории нашей страны?
- Какие растения нашей страны вы знаете?
- Как называется наша с вами страна? (на доску вывешиваются карта, флаг, герб, гимн РФ).
- Как вы понимаете пословицы на стр. 110? Чему они нас учат?
- Читаем самостоятельно текст на стр.111 и отвечаем на вопросы: Как называется наша страна?
- Что посадили у дома? Место где человек родился и\или растёт называется Родина. Каждый старается посадить на Родине сад, цветы, построить дом.
- Чему будут рады мама, папа и сестра?
Развитие артикулляционного аппарата
- Дыхательная гимнастика. «Задуйте свечу».
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
- Артикуляционная разминка: «Шарик»
Надувала кошка шар, а котенок ей мешал: Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик – лоп! Ш- Ш- Ш…
- Работа над четкостью произношения: надо произнести скороговорки сначала медленно, потом быстрее и быстрее. -перевёртыши:
Волки рыщут, пищу ищут.
У ёлки иголки колки
Фикультминутка.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.
Продолжение работы по теме урока
- Звуко-буквенный анализ слова МАЯК. Почему в слове МАЯК звуков больше чем букв?
- Работа с учебником на стр.112 чтение слов, напечатанных в столбик. Сначала слова с буквой Я в начале слова, затем с буквой Я в середине слова, в конце слова.
- Чтение текста МАЯК (дети всё чаще читают тексты и слова самостоятельно) и задают друг другу вопросы по тексту
- Отгадайте загадку и выложите звуковую модель слова на парте.
- Всегда он в работе, когда мы говорим
- А отдыхает, когда мы молчим. (ЯЗЫК)
- А теперь эти слова надо разделить на группы: маяк, яхта, мял, клякса, пляс, вяз, якорь, яма. Какие слова в 1 группе? (Буква Я обозначает 1 звук)
- А во второй группе? (буква Я обозначает 2 звука).
- Выберите любое слово и выложите его звуковую модель.
- Подведение итогов урока
- Когда буква Я обозначает два звука?
- Кто доволен своей работой на уроке? Смайлики покажите.
- А кто не очень доволен своей работой и почему?
- Всё ли было понятно на уроке по теме о букве и звуке Я?
- Урок окончен. Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе
План урока по литературному чтению в 4 классе ("Начальная школа XXI века") по теме "Поэзия Бальмонта"...
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Верёвочка" с применением презентации " А.Л. Барто-детям"
План-конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф. Климановой 2 класс. На уроке используется презентация, которая позволяет детям вспомнить первые стихи своего детства....
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс К.И. Чуковский "Путаница", "Радость" с использованием презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет ввести детей в мир произведений К.И.Чуковского....
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку
План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...
План-конспект урока по литературному чтению "Литературные произведения"
На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина "Полевые цветы" и "Детство"...