План - конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Елена Николаевна Ткачева

План - конспект урока по литературному чтению 1 класс. (УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_1_klass.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Знакомство с буквой Я (УМК «Школа России»)

Цели урока: познакомить детей с буквой, формировать умение находить в словах букву Я; знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой; совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию; способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Ход урока

  1. Включение в учебную деятельность
  • Что мы знаем о звуках русского языка?
  • Какие звуки мы называем гласными? Приведите примеры.
  • Какие бывают согласные звуки? Приведите примеры.
  1. Актуализация знаний
  • Вспомните, что вы знаете про букву Е.
  • В каких случаях эта буква обозначает два звука?
  • Как вы думаете есть еще такие буквы в русском языке?
  • Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой, подругой буквы Е.
  1. Постановка целей и определение темы урока
  • Отгадайте загадку, пожалуйста:

Упрекнула якорь яхта,

Что катается без фрахта.

Спрыгнул якорь с корабля,

Превратился в букву… (Я)

Эта буква - это слово,

В путь всегда оно готово.

О себе рассказ начнешь,

Вот её и назовёшь!

(Буква Я)

  • Какое слово вы говорите, когда рассказывается о себе? (Я)

  1. Работа по теме урока

Знакомство со звуками [ Й’ А ]

  • Работаем с учебником на стр. 111. Рассмотрите внимательно рисунки. Что изображено на них?  (яблоки и яблоня).
  • Что вы можете сказать о схемах к этим словам? (они одинаковые: 3 слога, одинаковое количество звуков в слогах, поровну гласных, мягких и твердых согласных, последовательность звуков в слове)
  • Какие первые два звука в этих словах?

Когда рядом слышаться два звука в такой последовательности [ й’ а ], в письменной речи употребляется одна буква Я.

  • Какие гласные буквы, обозначающие два звука, вы уже знаете? (буква Е)
  • В каких случаях буква Е обозначает два звука? (в начале слова и после гласной буквы). Приведите примеры.
  • В каких случаях буква Е обозначает один звук? (после мягкого согласного). Приведите примеры.
  • Что происходит с согласным звуком при произношении, если в слове буква Е стоит после согласной буквы?
  • Проанализируйте слова: мал -  мял, клякса –плакса.
  • Придумайте свои примеры слов, которые начинаются на букву Я. (Яма, яхта, ягуар, ярость, Ялта,  ябеда, ягода, Якутия, ящерица, Япония, як, ярмарка).

-Знакомство с буквой Я: - В этой загадке нужно сначала отгадать слова, о которых идет речь, а затем — букву, на которую начинаются эти слова. Ее автор – Олеся Емельянова.

Букву за бока кусают,
В море с корабля бросают,
Ею змеи зло творят,
Люди — речи говорят.

Ответ: буква Я (яблоко, якорь, яд, язык)

Работа в прописи часть 3 стр. 20-21 – сравниваем печатную и письменную букву Я.

Проведите звуко-буквенный анализ слов: ЯГОДА и ЗОЯ. В каком случае буква Я обозначает два звука?(в начале слова и после гласного звука) А вот ещё слова: ЯМА, ЯБЛОНИ, Ян, Яна. И пропишите на стр.20-21 образцы. Последнее слово на стр. 21 какое? И какая же последняя буква в этом слове?

  • После какой буквы встала буква Я? Если буква Я в слове написана после согласной буквы, то при произношении она указывает на мягкость предыдущего согласного звука и обозначает звук [a].
  • На стр.111 Азбуки читаем правило про букву Я. (Буква Я обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.).
  • На развороте стр. 110 – 111 что изображено? (карта нашей страны).
  • Название какого города написано на карте?
  • Почему именно этот город важен для нашей страны?
  • На каких видах транспорта можно добираться из одного места в другое в нашей стране?
  • Какие животные живут на территории нашей страны?
  • Какие растения нашей страны вы знаете?
  • Как называется наша с вами страна? (на доску вывешиваются карта, флаг, герб, гимн РФ).
  • Как вы понимаете пословицы на стр. 110? Чему они нас учат?
  • Читаем самостоятельно текст на стр.111 и отвечаем на вопросы: Как называется наша страна?
  • Что посадили у дома? Место где человек родился и\или растёт называется Родина. Каждый старается посадить на Родине сад, цветы, построить дом.
  • Чему будут рады мама, папа и сестра?

Развитие артикулляционного аппарата

  1. Дыхательная гимнастика. «Задуйте свечу».

     Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую        свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами  именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

  1. Артикуляционная разминка: «Шарик»

Надувала кошка шар, а котенок ей мешал: Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик – лоп! Ш- Ш- Ш…

  1. Работа над четкостью произношения: надо произнести скороговорки сначала медленно, потом быстрее и быстрее. -перевёртыши:

Волки рыщут, пищу ищут.

У ёлки иголки колки

Фикультминутка.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Продолжение работы по теме урока

  • Звуко-буквенный анализ слова МАЯК. Почему в слове МАЯК звуков больше чем букв?
  • Работа с учебником на стр.112 чтение слов, напечатанных в столбик. Сначала слова с буквой Я в начале слова, затем с буквой Я в середине слова, в конце слова.
  • Чтение текста МАЯК (дети всё чаще читают тексты и слова самостоятельно) и задают друг другу вопросы по тексту
  • Отгадайте загадку и выложите звуковую модель слова на парте.
  • Всегда он в работе, когда мы говорим
  • А отдыхает, когда мы молчим. (ЯЗЫК)
  • А теперь эти слова надо разделить на группы: маяк, яхта, мял, клякса, пляс, вяз, якорь, яма. Какие слова в 1 группе? (Буква Я обозначает 1 звук)
  • А во второй группе? (буква Я обозначает 2 звука).
  • Выберите любое слово и выложите его звуковую модель.
  1. Подведение итогов урока
  • Когда буква Я обозначает два звука?
  • Кто доволен своей работой на уроке? Смайлики покажите.
  • А кто не очень доволен своей работой и почему?
  • Всё ли было понятно на уроке по теме о букве и звуке Я?
  • Урок окончен. Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе

План урока по литературному чтению в 4 классе ("Начальная школа XXI века") по теме "Поэзия Бальмонта"...

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Верёвочка" с применением презентации " А.Л. Барто-детям"

План-конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф. Климановой  2 класс. На уроке используется презентация, которая позволяет детям  вспомнить  первые стихи своего детства....

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс К.И. Чуковский "Путаница", "Радость" с использованием презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет ввести детей в мир произведений К.И.Чуковского....

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...

План-конспект урока по литературному чтению "Литературные произведения"

На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина "Полевые цветы" и "Детство"...