Мастер -класс по литературному чтению
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Тема. «Формирование личностных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения».
1. Цель мастер-класса: Научить применять технологию продуктивного чтения для развития личностных умений учащихся
2.Задачи:
- Показать возможности использования технологии продуктивного чтения.
- Применить на практике полученные знания.
- Проанализировать формирование личностных УУД на разных этапах технологии продуктивного чтения.
Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним из сильнейших средств воздействия на личность, является книга, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. А помочь учителю повысить интерес к чтению могут уроки литературного чтения. Почему так важно возродить чтение?
Как гласит народная пословица: испокон века - книга растит человека. А кроме того, «Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений», как сказал Станислав Густавович Струмилин (профессор Академии наук РФ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по литературному чтению. Конкурс пед. мастерства
« Учитель года 2018»
Тема. «Формирование личностных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения». (Слайд 1)
1. Цель мастер-класса: (слайд 2) Научить применять технологию продуктивного чтения для развития личностных умений учащихся
2.Задачи:
- Показать возможности использования технологии продуктивного чтения.
- Применить на практике полученные знания.
- Проанализировать формирование личностных УУД на разных этапах технологии продуктивного чтения.
Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним из сильнейших средств воздействия на личность, является книга, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. А помочь учителю повысить интерес к чтению могут уроки литературного чтения. Почему так важно возродить чтение?
Как гласит народная пословица: испокон века - книга растит человека. (слайд 3) А кроме того, «Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений», как сказал Станислав Густавович Струмилин (профессор Академии наук РФ)
При формировании личностных УУД я использую в своей работе разные современные технологии и методы обучения, но ведущей (слайд 4) является технология продуктивного чтения, обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Это «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг
(до чтения, в процессе чтения и после чтения)», как отметила автор этой технологии Н. Н. Светловская
- Цель технологии: Формирование личностного и ценностного
отношения к чтению
(слайд 5)
1 этап. Работа с текстом до чтения. (Слайд 5)
Содержание работы:
- Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.
Личностные УУД:
- Формирование представлений о мире, понятий о добре и зле, нравственности, общечеловеческих ценностях;
- Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Рассмотрим, как проводится работа до чтения текста в процессе урока.
Фрагмент урока № 1.
-Догадайтесь, о ком пойдёт речь на нашем занятии,
-Ребята я для вас подготовила загадки.
Она лучше всех на свете, без неё прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети и, конечно, у меня. (мама)
( О матери)
- Отгадайте, о ком ещё будем говорить? ( Загадка)
Маме на радость, папе в награду,
Он появился наследник – отрада.
Родной несмышленый, пуговки – глазки,
Ему все внимание, забота и ласки. (сын) (слайд 6)
- Правильно, сегодня будем читать о маме и её сыне.
Это рассказ «Сыновья» В. Осеевой. . (слайд 7)
- Прочитайте ключевые слова.
( Три женщины, сыновья, мудрый старик)
- Что могло между ними произойти?
Проверим наши прогнозы чуть позже.
- Это был этап урока работы до чтения текста. Проводится он с целью заинтересовать учащихся, придать личную значимость.
(слайд 8)
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Содержание работы:
- Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений.
Личностные УУД:
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам и уважение мнения собеседника.
Фрагмент урока № 2.
- Прочитайте текст про себя. (слайд 9-10)
- Подтвердились ли наши предположения? ( Текст рассказывает об отношении сыновей к матери)
- Найдите в тексте. что говорили о своих сыновьях женщины? (хвалились сыновьями)
Словарная работа:
1 – сын : Ловок да силен, никто с ним не сладит. (никто не может его победить).
- сын: Поет как соловей (звонко, красиво)
- сын: «Ничего в нём особенного нету»
- Перед нами 3 мамы, какие они все?( разные)И все они любят своих сыновей. Как вы думаете, о какой из матерей мы будем говорить? Почему? Чем она отличается от своих собеседниц?(скромная.) В этом молчании заключается ещё и природный ум , мудрость женщины: она понимает, что хвастать нужно другим, не умением петь и
ходить колесом, а умением быть сыном.
- Что ожидали услышать женщины от мудрого старика? (Похвалу сыновей)
- Что ответил старик ? ( Видит только одного сына)
- Почему старик увидел только одного сына? Настоящий сын (слайд 11)- мамин помощник, который заботится о маме)
-Это был фрагмент урока работы во время чтения текста, цель которого учить читать осознанно, эмоционально воздействовать на личность ребёнка.
3 этап. Работа с текстом после чтения. (Слайд 12)
Содержание работы:
- Проблемный вопрос к тексту в целом.
- Выполнение творческих заданий.
Личностные УУД:
- Полноценное восприятие художественного чтения;
- Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
Фрагмент урока № 3.
- Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (- Я только одного сына вижу!)
- Что узнали, прочитав текст? (надо заботиться о маме, помогать ей)
1)- Составим модель – описание героев рассказа.
Мама и её сын. Какие они ?
Проверим ваши работы. Из ваших ответов можно составить следующую модель, характеризующую наших героев (Слайд 13)
-По модели видно, как перекликаются качества наших героев. Почему же у этой мамы растёт такой сын – помощник? Потому что воспитывает она его своим примером, чтобы сын вырос настоящим человеком: честным, работящим, чутким, любящим, верным слову и долгу.
-2) Составьте пословицы: (Слайд 14)
- материнской, впрок, рукой, что, дано, то, пойдёт( Что материнской рукой дано, то впрок пойдёт) : (Слайд 15)
- птица, младенец, а, весне, радуется, матери (Птица радуется весне,
а младенец матери
- Какая из этих пословиц подходит к нашему тексту? (Что материнской рукой дано, то впрок пойдёт) Как понимаете значение пословицы?
3)-Назовите ваши ассоциации. Что для вас слово « мама» ? Ответы
-Правильно. : (Слайд 16) « Мама – это первое слово, главное слово в каждой судьбе»
- Посмотрим значение слова МАМА в Толковом словаре (слайд 17)
(МАМА-ы. ж. 1.То же, что мать , ласк. мамочка, -и. ж; мамуля, -и, ж., мамуся, -и, ж., мамусенька, -и, ж., маму-лечка, -и, ж. и мамусечка. Употребляется обычно при обращении детей к матери.2. Кормилица, женщина, кормящая грудью.
Работа в группах
-А сейчас я предлагаю разделиться на группы и составить синквейн к слову «мама»
Слайд 18 и 19
- Это был этап урока работы после чтения текста. Проводится он с целью формирования личностных качеств и привития учащимся необходимых ценностей.
- Подведём итог нашей работы. Из каких этапов состоит технология
продуктивного чтения? (слайд 20) И мы убедились, что на каждом этапе работы с текстом формировались личностные умения. (слайд 21)
Таким образом, художественная литература – это одно из важнейших средств всестороннего гармоничного развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека, учит детей ''обдумывающему'' восприятию, умению размышлять над книгой, а значит о человеке и о жизни в целом. Поэтому считаю, что на уроках литературного чтения очень важен отбор текстов, значимых для каждого ученика.
Я надеюсь, что тема мастер-класса была значимой и полезной для каждого участника. (слайд 22). Ведь говорили мы сегодня о взаимоотношениях родителей и детей.
- А сейчас я раздам сердечки, а вы напишите пожелания и подарите их своим мамам.
http://indigo55.ru/sites/default/files/Mama.mp4
(слайд 23)Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по литературному чтению с использованием ИКТ "Честь и достоинство человека"
Разработка занятия по литературному чтению на примере произведения Л. Пантелеева "Честное слово", дает возможность понять значение слов "честь" и "достоинство" и применить его в собственном жизненном ...
Мастер-класс по литературному чтению "Мифы народов мира"4 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Урок по литературному чтению разработан для учащихся 4 класса (программа Н.Ф.Виноградова) для межшкольного семинара "Применение РКМЧП"в начальной школе...
Мастер-класс по литературному чтению
Тема: Доброта души делает мир прекраснее (по стихотворению С.А.Махотина «Жук» и картине Ф.П.Толстого «Жук на ветке розы»)Цель: воспитание доброты, пробуждения светлых чувств к природе, создания ...
Презентация мастер-класса по литературному чтению
Мастер-класс по литературному чтению...
Мастер – класс по литературному чтению во 2 классе р. п Озинки
Учитель: Апендеева Ирина Александровна Место работы: МОУ «СОШ с. Пигари» Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века» Тема учебного занятия: Русская народная ...
мастер-класс по литературному чтению
Мастер-класс по литературному чтению "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения" Работа над проблемой почему дети ...
Мастер-класс по литературному чтению (4 класс). Л.Н. Толстой "Лев и собачка" 2022 г.
Мастер-класс. Литературное чтение. Л.Н. Толстой "Лев и собачка", 4 класс, 2022 г....