Мастер -класс по литературному чтению
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Калашникова Надежда Александровна

Тема. «Формирование личностных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения».

1. Цель мастер-класса: Научить применять технологию продуктивного чтения для развития личностных умений учащихся

2.Задачи:

  • Показать возможности использования технологии продуктивного чтения.
  • Применить на практике полученные знания.
  • Проанализировать формирование личностных УУД на разных этапах технологии продуктивного чтения.

Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним  из сильнейших средств воздействия на личность, является книга,  как средство сохранения и передачи нравственных ценностей  и традиций. А помочь учителю повысить интерес к чтению могут уроки литературного чтения. Почему так важно возродить чтение?

Как гласит народная пословица: испокон века - книга растит человека. А кроме того,  «Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений», как сказал  Станислав Густавович Струмилин (профессор Академии наук РФ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Мастер – класс по литературному чтению. Конкурс пед. мастерства                                  

                                                         « Учитель года 2018»

Тема. «Формирование личностных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения». (Слайд 1)

1. Цель мастер-класса: (слайд 2) Научить применять технологию продуктивного чтения для развития личностных умений учащихся

2.Задачи: 

  • Показать возможности использования технологии продуктивного чтения.
  • Применить на практике полученные знания.
  • Проанализировать формирование личностных УУД на разных этапах технологии продуктивного чтения.

Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним  из сильнейших средств воздействия на личность, является книга,  как средство сохранения и передачи нравственных ценностей  и традиций. А помочь учителю повысить интерес к чтению могут уроки литературного чтения. Почему так важно возродить чтение?

Как гласит народная пословица: испокон века - книга растит человека. (слайд 3) А кроме того,  «Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений», как сказал  Станислав Густавович Струмилин (профессор Академии наук РФ)

При формировании личностных УУД я использую в своей работе разные современные технологии и методы обучения, но ведущей (слайд 4)  является технология продуктивного чтения, обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Это  «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг
(до чтения, в процессе чтения и после чтения)», как отметила автор этой технологии Н. Н. Светловская

  • Цель технологии: Формирование личностного и ценностного
    отношения к чтению

(слайд 5)

1 этап. Работа с текстом  до  чтения. (Слайд 5)

Содержание работы:

  • Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.

Личностные УУД:

  •  Формирование представлений о мире, понятий о добре и зле, нравственности, общечеловеческих ценностях;

  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Рассмотрим, как проводится работа до чтения текста  в процессе урока.                          

Фрагмент урока № 1.

-Догадайтесь, о ком пойдёт речь на нашем занятии,  

-Ребята я для вас подготовила загадки.

Она лучше всех на свете, без неё прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети и, конечно, у меня. (мама)

 ( О матери)

- Отгадайте, о ком  ещё будем говорить? ( Загадка)

    Маме на радость, папе в награду,

Он появился наследник – отрада.

Родной несмышленый, пуговки – глазки,

   Ему все внимание, забота и ласки. (сын) (слайд 6)

- Правильно, сегодня будем читать о маме и её сыне.

Это рассказ «Сыновья» В. Осеевой. . (слайд 7)

- Прочитайте ключевые слова.

 ( Три женщины, сыновья, мудрый старик)

- Что могло между ними произойти?

Проверим наши прогнозы чуть позже.

- Это был этап урока работы до чтения текста. Проводится он с целью заинтересовать учащихся, придать личную значимость.

(слайд 8)

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Содержание работы:

  • Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений.

Личностные УУД:

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам и уважение мнения собеседника.

Фрагмент урока № 2.

- Прочитайте текст про себя. (слайд 9-10)

- Подтвердились ли наши предположения? ( Текст рассказывает об отношении сыновей к матери)

- Найдите в тексте. что говорили о своих сыновьях женщины? (хвалились сыновьями)

Словарная работа:

   1 – сын : Ловок да силен, никто с ним не сладит. (никто не может его победить).

  1. сын: Поет как соловей (звонко, красиво)
  2. сын: «Ничего в нём особенного нету»

- Перед нами 3 мамы, какие они все?( разные)И все они любят своих сыновей. Как вы думаете, о какой из матерей мы будем говорить? Почему? Чем она отличается от своих собеседниц?(скромная.) В этом молчании заключается ещё и природный ум , мудрость женщины: она понимает, что хвастать нужно другим, не умением петь и

ходить колесом, а умением быть сыном.                                                                           

- Что ожидали услышать женщины от мудрого старика? (Похвалу сыновей)

- Что ответил старик ? ( Видит только одного сына)

- Почему старик увидел только одного сына? Настоящий сын  (слайд 11)- мамин помощник, который заботится о маме)

-Это был фрагмент урока работы во время  чтения текста, цель которого учить читать осознанно, эмоционально воздействовать на личность ребёнка.

3 этап. Работа с текстом после чтения. (Слайд 12)

Содержание работы:                                                                                                                

  • Проблемный вопрос к тексту в целом.
  • Выполнение творческих заданий.

Личностные УУД:

  • Полноценное восприятие художественного чтения;
  • Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

  • Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  • Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.

Фрагмент урока № 3.

- Прочитайте предложение, в котором заключена  главная мысль? (- Я только одного сына вижу!)

- Что узнали, прочитав текст? (надо заботиться о маме, помогать ей)

1)- Составим модель – описание героев рассказа.

Мама  и её сын. Какие они ?

Проверим ваши работы. Из ваших ответов можно составить следующую модель, характеризующую наших героев (Слайд 13)

 -По модели видно, как перекликаются качества наших героев. Почему же у этой мамы растёт такой сын – помощник? Потому что воспитывает она его своим примером, чтобы сын вырос настоящим человеком: честным, работящим, чутким, любящим, верным слову и долгу.

-2) Составьте пословицы: (Слайд 14)

  •  материнской, впрок, рукой, что, дано, то, пойдёт( Что материнской рукой дано, то впрок пойдёт) : (Слайд 15) 
  • птица, младенец, а,  весне, радуется, матери (Птица радуется весне,
    а младенец матери

- Какая из этих пословиц подходит к нашему тексту? (Что материнской рукой дано, то впрок пойдёт) Как понимаете значение пословицы? 

3)-Назовите ваши ассоциации. Что  для вас слово « мама» ? Ответы  

-Правильно. : (Слайд 16) « Мама – это первое слово, главное слово в каждой судьбе»

- Посмотрим  значение слова МАМА в Толковом словаре (слайд 17)

(МАМА-ы. ж. 1.То же, что мать , ласк. мамочка, -и. ж; мамуля, -и, ж., мамуся, -и, ж., мамусенька, -и, ж., маму-лечка, -и, ж. и мамусечка. Употребляется обычно при обращении детей к матери.2. Кормилица, женщина, кормящая грудью.

 Работа в группах

-А сейчас я предлагаю разделиться на группы и составить синквейн  к слову «мама»

Слайд 18 и 19

- Это был этап урока работы после чтения текста. Проводится он с целью формирования личностных качеств и привития учащимся необходимых ценностей.

- Подведём итог нашей работы. Из каких этапов состоит технология                                                    

продуктивного  чтения? (слайд 20) И мы убедились, что на каждом этапе работы с текстом формировались личностные умения. (слайд 21)

Таким образом, художественная литература – это одно из важнейших средств всестороннего гармоничного  развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека, учит детей ''обдумывающему'' восприятию, умению размышлять над книгой, а значит о человеке и о жизни в целом. Поэтому считаю, что на уроках литературного чтения очень важен отбор текстов, значимых для каждого ученика.

Я надеюсь, что тема мастер-класса была значимой и полезной для каждого участника. (слайд 22).  Ведь говорили мы сегодня о взаимоотношениях родителей и детей.

- А сейчас я раздам сердечки, а вы напишите пожелания и подарите их своим мамам.

http://indigo55.ru/sites/default/files/Mama.mp4 

(слайд 23)Спасибо за внимание!                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по литературному чтению с использованием ИКТ "Честь и достоинство человека"

Разработка занятия по литературному чтению на примере произведения Л. Пантелеева "Честное слово", дает возможность понять значение слов "честь" и "достоинство" и применить его в собственном жизненном ...

Мастер-класс по литературному чтению "Мифы народов мира"4 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Урок по литературному чтению  разработан для учащихся 4 класса (программа Н.Ф.Виноградова) для межшкольного семинара "Применение РКМЧП"в начальной школе...

Мастер-класс по литературному чтению

Тема: Доброта души делает мир прекраснее (по стихотворению С.А.Махотина «Жук» и картине  Ф.П.Толстого «Жук на ветке розы»)Цель: воспитание доброты, пробуждения светлых чувств к природе, создания ...

Презентация мастер-класса по литературному чтению

Мастер-класс по литературному чтению...

Мастер – класс по литературному чтению во 2 классе р. п Озинки

Учитель: Апендеева Ирина Александровна Место работы: МОУ «СОШ с. Пигари» Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века» Тема учебного занятия: Русская народная ...

мастер-класс по литературному чтению

Мастер-класс по литературному чтению "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения" Работа над проблемой почему дети ...

Мастер-класс по литературному чтению (4 класс). Л.Н. Толстой "Лев и собачка" 2022 г.

Мастер-класс. Литературное чтение. Л.Н. Толстой "Лев и собачка", 4 класс, 2022 г....