мастер-класс по литературному чтению
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
albina_master_kl.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по литературному чтению.
«Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения».
-Добрый день, уважаемые коллеги! Я предлагаю вместе исследовать проблему:
что же значит уметь читать текст?
Вопрос к аудитории.
- Почему дети не понимают смысла прочитанного текста? От чего это зависит?
(медленно читают, не знают лексического значения слов,)
Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?
Существуют разные причины такого спада:
- усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
- резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс;
- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
1. Актуальность темы.
Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек умеющий, добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
- Мы живем в высокотехнологичном мире, и прирост информации ежесекунден. Наша задача - учить тому, чего сами еще не знаем, тому, что понадобится ребенку завтра. Задача школы - не в передаче информации. Мы должны показать подходы и методы работы с информацией.
«Чтение – вот лучшее учение!», - писал А. С.Пушкин.
Проведение мастер-класса
1 шаг
Представление опыта
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется
- владением техникой чтения,
- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (универсальных) умений, навыков, способов деятельности.
2.Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это умение учиться. Различают следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД
- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД
- Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в учебнике;
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- Подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- Слушать и понимать речь других;
- Выразительно читать и пересказывать текст;
- Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
2 шаг
Представление системы упражнений
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
3 шаг
Имитационная игра
Драгунский Друг детства.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
- О чём будет произведение?
УУД:
- Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- Слушать и понимать речь других.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
- Прочитайте вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.
Что такое диалог с автором?
С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом достаточно новый. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершат разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.
Пример диалога с автором.
- Прочитайте текст про себя.
- А теперь прочитаем вслух по частям.
Вопросы по ходу чтения:
- Проверим наши прогнозы.
Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: слово толкуется в контексте.
УУД:
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- Ориентироваться в учебнике;
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Выразительно читать и пересказывать текст;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
- Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. Беседа. Понимание авторского замысла.
- Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного. Это информация ляжет на подготовленную почву:ребёнок сможет соотнести её с тем предположение о личности автора, которое у него сложилось.
- Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник. Точен ли в деталях.
- Выполнение творческих заданий.(придумать конец рассказа)
УУД:
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Выказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
4 шаг
Моделирование
- Подтвердились ли наши предположения? Какой вид текста: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.) Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)
- Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)
- Кого осуждает автор?
1)- Составим модель – описание героев басни. (Работа в группах.)
1 группа – Белка. Какая она?
2 группа – Волк. Какой он?
Проверим ваши работы
(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)
- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?
- А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях)
- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро))
2)- Что же такое добро?( Работа в группах)
1группа – записать ассоциации. Что такое добро?
2 группа – нарисовать. Что для вас добро?
Из наших ответов выросло Дерево доброты.
- Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре.
1)Добро – Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.
2) Хорошее доброе дело.
3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства»
- Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.
- Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)
5 шаг
Рефлексия
- Подведём итог нашей работы.
- Какие универсальные учебные действия формировались на разных этапах работы над текстом?
- До чтения текста? Во время чтения текста? После чтения текста? Проверим ваши ответы.
- Я хочу, чтобы сегодня и всегда вам помогало наше дерево доброты. Человек должен
творить доброе вокруг себя. Ведь светлые мысли делают душу радостной. А значит, счастливой. (учитель спрашивает 2-3 учеников)
Уч-ль: В произведении В.Ю.Драгунского "Друг детства" нет незнакомых слов, но значение двух из них следует уточнить. Посмотрите на доску, расшифруйте записи слов и назовите их.
На доске запись: 17 р 10 с 17 10 ч 10 ло
Уч-к: Это слова приспичило и утиль
(учитель помещает на доску карточки с данными словами)
Уч-ль: Объясните лексическое значение слов
(учащиеся объясняют, а учитель уточняет, что приспичило - это очень захотелось , а утиль - вещи, негодные к употреблению)
Уч-ль: По названию и известным словам из нового произведения попытайтесь предугадать, о чем пойдет речь в произведении В.Драгунского.
(учащиеся делают предположения и высказывают их вслух)
Уч-ль: Давайте прочитаем произведение В.Ю.Драгунского "Друг детства" и определим, чьё предположение оказалось более точным.
(Учитель читает произведение вслух, учащиеся следят за чтением учителя)
Уч-ль: Чьё же предположение оказалось более точным?
Уч-к: Ребята, скажите о чём это произведение в форме одного предложения, используя для этого следующую запись на доске.
На доске :
Это: о том, как мальчик: и передумал быть : .
Уч-ль: Прочитаем это произведение еще раз и определим его жанр.
(учащиеся читают произведение вслух по очереди)
Уч-ль: Какого жанра произведение вы прочитали? Обоснуйте свой ответ.
Уч-к: Это рассказ, потому что произведение "Друг детства" небольшое по объёму с небольшим количеством героев и в нём описывается один случай, произошедший с мальчиком.
Уч-ль: Назовите, кто главный герой рассказа "Друг детства"?
Уч-ль: Кем хотел стать мальчик, когда ему исполнилось шесть или шесть с половиной лет? Как вы думаете, чем привлекала его каждая профессия?
Уч-ль: Какие черты характера проявились у мальчика, когда он думал о разных профессиях? При ответе на этот вопрос, используйте запись на доске: (можно использовать слайд).
На доске:
добрый гордый
мечтательный смелый
фантазёр сдержанный
верный обманщик
увлекающийся преданный
откровенный обидчивый
чувствительный сильный
Уч-ль: Как вы думаете, почему мальчик решил стать боксёром?
Уч-ль: Что предложила мама мальчику для тренировки силы духа?
Уч-ль: Найдите в тексте описание этой игрушки. Прочитайте.
Уч-ль: Почему мальчик отказался развивать силу удара на мишке?
Уч-ль: Какие качества характера проявились в этой части рассказа? Используйте имеющийся на доске список слов.
Уч-ль: Какую основную мысль хотел донести до нас автор этого рассказа?
Обобщение учителя: Человек без друзей, что дерево без корней. Никогда нельзя обижать и предавать своих друзей. Друзьями надо дорожить.
На доске: (запись или слайд)
Верному другу цены нет.
Всякий избирает друга по своему нраву.
Дерево держится корнями, а человек- друзьями.
Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.
Уч-ль: Прочитайте пословицы. Назовите ту, которая наиболее отражает основную цель изучаемого произведения.
Уч-ль: Как вы думаете, осуществил ли мальчик свою мечту?
Составьте дома рассказ об осуществлении мечты Дениски.
В конце урока проводится рефлексия. На доске прикрепляются рисунки боксёрской груши и мишки
Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.
Получив задачу, мы естественно, её внимательно читаем, анализируем условие. Первое, что мы можем заметить при чтении этой задачи, состоит в следующем: в ней имеются Щелчок определённые утверждения и требования, т.е. условие и вопрос. О чём же идёт речь в нашей задаче, вычленим элементарные условия:
16 слайд А в заключении я вас попрошу продолжить 2 предложения, которые я использую на уроке на этапе рефлексии:
- На мастер - классе побывали ….
- Работа в мастер - классе мне….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс по обучению динамическому чтению
показаны приёмы , обучающие динамическому чтению...
Мастер-класс по технологии продуктивного чтения
Мастер-класс по технологии продуктивного чтения с презентацией и вопросами к каждому слайду...
мастер-класс по предмету Литературное чтение "Система образов в басне И.А.Крылова "Квартет".
Данное мероприятие направлено на знакомство с творчеством знаменитого баснописца И.А.Крылова и на то,чтобы уметь выделять особенности характеров главных героев басни....
Мастер- класс «Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира»
Формировать навык смыслового чтения, можно не только на уроках литературного чтения, но и на других общеобразовательных предметах....
Мастер-класс "Использование различных видов чтения"
Цель мастер-класса- формирование навыков осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы....
Мастер - класс по теме "Смысловое чтение в начальных классах"
Мастер- класс по теме "Смысловое чтение в начальных классах"...
Мастер- класс "Приём развития смыслового чтения"
Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением н...