Мастер-класс по литературному чтению "Мифы народов мира"4 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Компасова Наталья Валерьевна

Урок по литературному чтению  разработан для учащихся 4 класса (программа Н.Ф.Виноградова) для межшкольного семинара "Применение РКМЧП"в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

Применение элементов развития критического мышления через чтение и письмо

Тема: Мифы народов мира(закрепление, обобщение)

Цели:

  1. закрепить знания, полученные на уроках по  изучению мифов.
  2. способствовать формированию навыков свободного общения учеников на уроках, развивать критическое мышление через чтение и письмо,
  3. воспитать интерес к истории и литературе, уважение к культуре и традициям других стран.

Тип урока: урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков

Методы и приемы:

  1. словесный (рассказ учителя, беседа);
  2. личностно-ориентированный
  3. частично-поисковый и проблемный (работа над заданиями).

Оборудование :компьютер, проектор

I.Оргмомент

Сегодня окунемся в мифологию

Ах, мифы, мифы! Им начало,
Конечно ж ,положил НАРОД!
Потом МОЛВА их обтесала, 
Перенося из РОДА в РОД.

Они рождались из тревоги,
Из горя, бедствий, катастроф,
Из тех загадочных миров,
Что землю окружали вновь!

II.Вызов

На предыдущих уроках мы познакомились с мифами народов  мира.

                 -Что такое миф? На этот вопрос ответить нелегко. С древних времён в нашей стране не знали даже самого слова «миф», оно возникло под влиянием других языков лишь в прошлом веке. Само слово «миф» очень легко вводит в заблуждение, так как оно включает в себя понятие удивительного и необычайного.

               -Как вы ответите на этот вопрос?   (прием «Корзина идей»)

                  Миф-это фантастическая история, легенда, сказание  о богах, явлениях природы, открытиях)

                  -Мифы каких народов мы изучили? Заполним кластер

Мифы народов мира

Древнегреческие                                   славянские                                 древнеиндийские

   Арион                                                      Ярило-Солнце                                 Творение

Искусство                                           появление человека                      сотворение мира

III.Целеполагание

-Ребята, а почему в современном мире мы до сих пор  изучаем мифы?

-Что вызывает интерес? (история наших предков, происхождение мира, человека, явлений природы, жизнь и события древних………)

                -Что мы должны сегодня извлечь из мифов? ( доказать, что мифы учат нас, содержат полезную информацию, выяснить, что пытались объяснить древние о жизни человека на земле, о его месте в окружающем мире)

IV.Осмысление

                   Чтобы доказать это, мы разделились на группы и общими усилиями постараемся доказать важность мифов для современного человека.

На партах лежат предметы, которые подскажут вам, о каких героях пойдет речь.

1 группа: лира, дельфин (Арион)

2 группа: солнце  (Ярило-солнце)

3 группа: золотое яйцо (Брахма, миф «Творение»)- запись в кластер

1 группа

2 группа

3 группа

Почему народ помнит об Арионе?

В чем сила человека, сотворенного Солнцем?

Как была создана Вселенная по древнеиндийскому мифу?Рассказать по плану, исправив ошибки

Огонь-золотое яйцо-вода-прародитель Брахма

В чем сила искусства?

Чем человек поразил Ярилу и окружающий мир?

В чем смысл учения Брахмы о страхе?

Подтвердить словами текста , творческим заданием: воссоздать созвездие Лиры и Дельфина

Подтвердить словами из текста, творческим заданием: с помощью символов создать картину Природы с приходом Человека.

Собрать предложения, похожие на пословицы:

С той поры страх приходит ко всякому,

И страх его прошел,

И потому тот, кто пребывает один,

Ибо страх может быть перед кем-то другим

Не знает радости.

Кто остается один.

                 -Что же вызывает интерес современных людей к мифам? Запись в кластер

V.Рефлексия

1) Подведем итог сказанному в виде  синквейна-пятистишия

Миф

Древний, увлекательный рассказ

Влечет, таит и учит

Нам знания дает

Искусство древних

2) Шесть шляп

Белая-факты- Белый цвет, как чистый лист бумаги: Какие факты в изученных мифах доказывают их важность?

Желтая-мышление- Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий .Какие доказательства вы приведете, что мифы необходимы в современном мире?

Черная-проблема- Черный цвет мрачный, словом - недобрый .Есть ли ребята, которые опровергнут наши высказывания? Кто-то не согласен, что мифы нужны?

Красная-эмоции-Какие эмоции вызывает чтение мифов?

Зеленая-творчество- Зеленый цвет - это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Помогли ли творческие задания ответить на важные вопросы?

Синяя-философия- Синий цвет - это цвет неба

Помните: в каждом мифе есть зернышко истины, которое снова может стать нашим хлебом насущным.

Ответить на вопросы, подтвердив  словами текста  и творческим заданием: воссоздать созвездие Лиры и Дельфина с помощью звезд

-Почему народ помнит об Арионе?

-В чем сила искусства?

Ответить на вопросы, подтвердив  словами из текста  и творческим заданием: с помощью символов создать картину Природы с приходом Человека.

-В чем сила человека, сотворенного Солнцем?

-Чем человек поразил Ярилу и окружающий мир?

-Как была создана Вселенная по древнеиндийскому мифу «Творение»?

Рассказать по плану, исправив ошибки

Огонь-золотое яйцо-вода-прародитель Брахма

-В чем смысл учения Брахмы о страхе?

Собрать предложения, похожие на пословицы ( конверт)

Огонь

золотое яйцо

вода

прародитель Брахма

        

С той поры страх приходит ко всякому,

И страх его прошел,

И потому тот, кто пребывает один,

Ибо страх может быть перед кем-то другим

Не знает радости.

Кто остается один.

          Под левым "крылом" Лебедя находится созвездие Лиры с ярчайшей звездой летнего неба Вегой. 

         Лира - относится к небольшим, но очень красивым созвездиям. Это небольшое созвездие, состоящее из четырех слабых звезд, расположенных в вершинах четырехугольника.

        Восточнее можно разглядеть небольшой ромбик из слабых звезд - созвездие Дельфина и

        Дельфин был культовым животным Древней Греции, и потому объяснений, как он оказался на небе, много.Одно из них: это тот самый дельфин-любитель музыки, что спас Ариона от жадных матросов.

 Лисички

Ясной и безлунной ночью в этом созвездии невооруженным глазом можно разглядеть около 30 звезд, но это очень слабые звезды. Только

Ясной

В созвездии Дельфина интерес вызывают две звезды. Одна из них гамма Дельфина - относится к самым ярким и красивым двойным звездам. Главная звезда имеет размер 4m,3. На угловом расстоянии 10",4 от нее находится спутник размером 5m,1. Однако период обращения звезды гамма Дельфина неизвестен. Предполагают, что он равен нескольким тысячам лет.

В зрительном поле телескопа звезда гамма Дельфина представляет очень красивое зрелище. Главная звезда сияет желтым светом, а ее спутник - зеленым.

Звезда дельта Дельфина принадлежит к классу переменных звезд типа дельта Щита (см. о созвездии Щита). Эта звезда четвертой величины открыта в 1956 г. Амплитуда изменения ее блеска очень мала (0,08 звездной величины), а период изменения блеска - 0,135 дня - самый краткий для переменных звезд типа дельта Щита. Звезда дельта Дельфина доступна для наблюден


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока математики в 1 классе по программе Н.Ф. Виноградовой

Разработка  метапредметного урока математики в 1 классе по теме "Увеличение  и уменьшение числа на несколько единиц" и презентация к материалу....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма. В конце программы прилагаются диагностические  материалы....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

Рабочая программа по математике 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма. В конце программы прилагаются варианты математических диктантов....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Урок литературного чтения в 3 классе по системе Н.Ф. Виноградовой Тема: К.Г.Паустовский «Кот – ворюга».

Цели: I. Образовательные:- ввести в круг чтения произведение К. П. Паустовского «Кот- ворюга»;- учить размышлять о прочитанном, отвечать на вопросы по содержанию;- отрабатывать навык чтения через...

Урок окружающего мира в 4 классе по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века" на тему "Как возникали и строились города"

Вначале урока проверка домашнего задания: дифференцированная работа, работа по карточкам, разгадывание кроссворда. Новая тема начинается с постановки роблемной ситуации  по  определению прич...