Мастер-класс по литературному чтению
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Тема: Доброта души делает мир прекраснее (по стихотворению С.А.Махотина «Жук» и картине Ф.П.Толстого «Жук на ветке розы»)
Цель: воспитание доброты, пробуждения светлых чувств к природе, создания целостного нравственно - эстетического переживания на примерах произведений разных видов искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №55» города
Чебоксары Чувашской Республики
Лебедева Ульяна Николаевна
Мастер-класс по литературному чтению
Автор учебника В.Ю.Свиридова , 2 класс. Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 г.
Тема: Доброта души делает мир прекраснее (по стихотворению С.А.Махотина «Жук» и картине Ф.П.Толстого «Жук на ветке розы»)
Цель: воспитание доброты, пробуждения светлых чувств к природе, создания целостного нравственно - эстетического переживания на примерах произведений разных видов искусств.
Задачи урока:
- Способствовать развитию умения видеть точку зрения, отношение писателя, художника, композитора к своему творению.
- Способствовать правильному эстетическому и нравственному восприятию произведений искусств. Усилить выразительную сторону словесного искусства.
- Ввести учащихся в мир образа и показать возможные способы создания образа в разных видах искусств. Показать взаимосвязь разных видов искусств.
- Способствовать развитию речи и творческого мышления.
- Развитие умений анализировать, сравнивать, вести самостоятельный поиск, делать обобщения.
- Развитие умений работать в группах, в парах.
Доброе утро, уважаемые коллеги!
Сегодня я постараюсь показать возможные способы создания образа в разных видах искусств. Раскрыть образ более полно, показать взаимосвязь поэзии, живописи и музыки.
«Интегрировать – объединить в одно целое». Из словаря С.И.Ожегова. Мне интересен синтез искусств.
В учебниках «Литературное чтение», автор В.Ю.Свиридова достаточно много тем, для раскрытия которых целесообразно было бы использовать интегрированные уроки.
Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Поэтические и живописные пейзажи изображают природу, увиденную глазами художника. Такие картины насыщены чувствами, которые передаются юному читателю и зрителю. Всю полноту многокрасочности мира может передать живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интегрированные уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Воспитывается интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Самое главное - у ребенка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Учитель должен довести до ребенка, что все виды искусства говорят о прекрасном: живопись с помощью красок, музыка с помощью звуков, а литература с помощью слов.
Данный мастер-класс посвящен проблеме воспитания доброты, пробуждения светлых чувств к природе, создания условий для рождения целостного нравственно-эстетического переживания.
В начале урока звучит музыка. Фоном включена аудиозапись (Римский-Корсаков «Полет шмеля»)
- Где вы впервые услышали это произведение? (На уроке музыки.)
- Эту музыку написал русский композитор Римский-Корсаков.
- О чем говорит музыка?
- Что музыка изображает? (образ)
- Что музыка выражает? (чувства)
Музыка, которую вы слышали вначале урока , написал русский композитор Римский-Корсаков.
- Как звучит название этого произведения ? («Полет шмеля»)
-Помогает ли вам музыка, придуманная автором представить полет шмеля?
(Как сложно передать музыкой полет шмеля, насколько неуловимы и неопределенны те музыкальные звуки, которое создает крошечное тело шмеля.
- А что вы можете сказать о композиторе, который написал о насекомом музыкальное произведение? (Чуткий, добрый, любящий и понимающий природу человек).
Следующий этап – знакомство с поэтическим образом стихотворение С.А.Махотина «Жук» (страница 68, В.Ю.Свиридова «Литературное чтение» 2 класс).
Задача учителя – так организовать работу над стихотворением, чтобы сопереживая герою произведения, дети испытывали эмоциональное воздействие художественного текста, волновались, радовались и т.д.
Учитель: А теперь откройте учебник «Литературное чтение» на страницу 68.
- Я вам прочитаю стихотворение С.А.Махотина «Жук».
- Но вначале вспомним название главы, в которой помещено данное стихотворение.
« Вперед по дороге открытий…»
- Если вы на уроке хорошо поработаете, то в конце урока вы сделаете открытие. (Показательное чтение стихотворения.)
- Понравилось вам стихотворение?
- Какая тема этого стихотворения?
- Тема стихотворения - жук.
- Прочитайте внимательно стихотворение и скажите, на сколько частей можно его разделить?
- На две. В первой части описывается жук, которого увидел мальчик в лесу, а во второй части говорится о мальчике, настроенном побольше узнать про жука.
«Я в городе в библиотеку пойду…..».
- Сколько героев в произведении?
- Двое: жук и мальчик.
- Скажите, можно ли на основании того, что в стихотворении два героя, сделать вывод, что оно написано в форме диалога?
- Нет. Это монолог.
- Докажите. ( Работа по тексту. Ребята перечитывают стихотворение)
- Жук не разговаривает с мальчиком. Он молчит.
«Он топал, как бык, и рогами качал….»
- Но это же не разговор.
- Это монолог мальчика!
- Почему так грозно держался жук?
- Наверное, ему не нравится эта встреча, и он пытается себя защитить.
- Какие литературные приемы использует автор в своем произведении? (Сравнение, олицетворение, звукопись).
- Мальчик сравнивает шум страниц книги с шумом трав, а звон трамваев с пением птиц.
Для него страницы книги и трамваи живые.
- Почему автор использует такие сравнения?
- Поэт хотел показать, что книги откроют мальчику мир, где живет жук.
- Что вы можете сказать о мальчике?
Ответы учащихся:
- Он добрый, не растоптал жука, а уступил ему дорогу, как человеку.
- Мальчик о жуке говорит, как о человеке: «Мне имя его неизвестно пока».
- Он с уважением относится даже к такому маленькому жуку.
- Он любознательный, пойдет в библиотеку, найдет нужную информацию о жуке.
- Он - добрый, чуткий, внимательный, наблюдательный.
- Так о чем это стихотворение? Только ли о жуке?
- Какова главная мысль произведения?
- Найдите в тексте слова, которые помогают нам воспринимать чувства героя этого произведения.
Он говорит: «Я не забуду лесного жука», «Я всем расскажу про жука моего» и «Как славно, что я не обидел его!» Это звучит очень трогательно.
- Значит, главная мысль стихотворения - это доброта, красота души человека.
- Вы молодцы, что увидели, как автор показал чувства героя.
- Как автор относится к своему герою?
- А сейчас попробуйте представить себя на месте героя стихотворения и прочитайте вслух выразительно, передав чувства и состояние героя так, как вы их поняли.
Скороговорка
У жука не усы, не усищи, а усики.
На следующей странице («Литературное чтение», 2 класс, страница 69) учебника мы видим репродукцию картины русского художника Ф.П.Толстого «Жук на ветке розы».
- Что мы видим на картине?
(Яркую розу в окружении нежных незабудок белого и голубого цвета.)
- Нравятся вам эти цветы? Картина?
(Да. Цветы нарисованы настолько живо, что хочется потрогать их.)
Учитель: все цветы незатейливые по форме. Создается ощущение, что их небрежно бросили на стол. Но они выражают настоящую природную красоту, не кричащую, а скромную.
- Подумай, почему художник хочет, чтобы зритель так внимательно вгляделся в цветы и жука.
- Можно ли назвать картину «Портрет жука»?
- Внимательно присмотритесь к картине. (Увидели жука, деловито ползущего по ветке розы.)
- Какое значение имеет образ жука на картине?
(Здесь могут быть самые разные ответы учащихся: красота притягивает к себе все живое; любовь художника к природе, для художника цветы не менее живые, чем жук и т.д.)
- Маленький, и практически незаметный, он оживляет картину, целенаправленно двигаясь к цветам и листьям.
- Как вы думаете, что чувствовал художник при работе над картиной?
- Почему автор учебника В.Ю. Свиридова поместила репродукцию картины и стихотворение в одной и той же главе?
- К чему призывает автор натюрморта?
(Быть внимательным, чутким к природе).
Итог урока
Что хотели сказать нам в своих стихах Сергей Махотин, в картинах Федор Толстой, Римский-Корсаков?
Что же роднит стихотворение, картину и музыку?
(Как хрупок мир природы, всех надо любить и беречь.)
- Возвращаясь к началу урока, сделаем открытие:
- Все виды искусств учат нас видеть, понимать, чувствовать мир, природу людей.
Заканчивая урок, прочитаем стихотворение Михаила Дудина:
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс по обучению динамическому чтению
показаны приёмы , обучающие динамическому чтению...
Мастер-класс по технологии продуктивного чтения
Мастер-класс по технологии продуктивного чтения с презентацией и вопросами к каждому слайду...
мастер-класс по предмету Литературное чтение "Система образов в басне И.А.Крылова "Квартет".
Данное мероприятие направлено на знакомство с творчеством знаменитого баснописца И.А.Крылова и на то,чтобы уметь выделять особенности характеров главных героев басни....
Мастер- класс «Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира»
Формировать навык смыслового чтения, можно не только на уроках литературного чтения, но и на других общеобразовательных предметах....
Мастер-класс "Использование различных видов чтения"
Цель мастер-класса- формирование навыков осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы....
Мастер - класс по теме "Смысловое чтение в начальных классах"
Мастер- класс по теме "Смысловое чтение в начальных классах"...
Мастер- класс "Приём развития смыслового чтения"
Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением н...