Мастер-класс по литературному чтению (4 класс). Л.Н. Толстой "Лев и собачка" 2022 г.
методическая разработка (4 класс)
Мастер-класс. Литературное чтение. Л.Н. Толстой "Лев и собачка", 4 класс, 2022 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_chteniyu.docx | 338.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский
Новобурасского района Саратовской области»
Мастер-класс по литературному чтению
Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
(Развитие духовно-нравственного воспитания учащихся 4 класса)
Учитель
начальных классов
I квалификационной категории
Бурчеганова О.А.
2022 г.
Тема: Мастер класс по литературному чтению
Л.Н. Толстой "Лев и собачка"
Цели: 1) изучить творчество Л.Н. Толстого, расширить представления об этом
авторе;
2) развивать творческие способности, мышление, умение
анализировать и делать выводы;
3) воспитывать любовь к чтению; воспитывать такие качества, как честность,
справедливость, доброта, уважение к старшим.
Оборудование: презентация, карточки.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА.
- Организационный момент.
Игра “Подари тепло другу”
Содержание: участники встают в круг, поворачиваются лицом друг к другу. Одни раскрывает свои ладошки, а другие накрывает их своими ладонями.
Ведущий говорит: «Посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели ... Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше, пожелайте друг дружке чего-нибудь хорошее».
- Какое у вас сейчас настроение?
Создание групп (возьмитесь по 5 человек за руки), сядьте по группам за столы.
«Самооценка-разогрев» (реакция на утверждения с помощью жеста).
- Если вы согласны, что читая, человек узнаёт много нового, то кивните головой.
- Если вы согласны, что книга – лучший друг, то потопайте ногами.
- Если вы считаете, что сегодня хорошо подготовились к нашей встрече, помашите рукой.
- Если вы пришли сегодня на мастер класс, чтобы подремать, то прикройте рот рукой.
- Если вы уже настроены на работу и готовы выполнять задания, то улыбнитесь.
- Молодцы!
2. Вступительная беседа.
«Разминка» Поработаем в группах.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ. (слайд 1)
1. РАБОТАТЬ ДРУЖНО.
2. ВАЖНО МНЕНИЕ КАЖДОГО.
3. РАСПРЕДЕЛИТЬ ОБЯЗАННОСТИ.
4. ОБЪЯСНЯТЬ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.
5. БЫТЬ ТАКТИЧНЫМИ.
Перед вами море желаний. Нужно выбрать из 10 пять наиболее значимых желаний.
Море желаний. Лист № 1 (слайд 2, 3)
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.
Лист № 2
1 гр.
- Прочитайте слово:
В О С П И Т А Н И Е
- Составьте из букв этого слова слова-предметы. (оса, питание, нос, сон, сито, нити…)
2 гр.
- Подумайте и ответьте, что такое воспитание?
- В толковом словаре сказано, что воспитание - это навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
3 гр.
- Про какого человека говорят «воспитанный человек». Как вы это понимаете?
(воспитанный - отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо себя вести).
- Молодцы!
3. Постановка целей урока.
На доске запись:
ВЕЛ ЙОТСЛОТ (слайд 4)
- Посмотрите, автор шутит с нами - его имя и фамилия записаны наоборот, справа-налево. Итак, вы догадались с произведением какого автора мы будем знакомиться?
3. Знакомство с биографией. (коллеги зачитывают)
1. Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он прожил 82 года. Полное собрание его сочинений насчитывает 90 томов.
2. Толстой всё время трудился и всегда считал, что уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.
3. Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Он очень любил детей. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал.
4. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости.
- Какие произведения Толстого читали? Понравились ли вам они? Почему?
- Чему учат рассказы Толстого? (слайд 3)
4. Работа над новым материалом.
- Послушайте и отгадайте загадки. (слайд 5, 6)
1. С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути. (Лев)
Лев – хищное животное. Длина его тела достигает двух с половиной метров.
2. Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)
- Вы догадались, какая тема нашего мастер-класса? (слайд 7)
– Прочитайте слово под заголовком. (Быль). Что оно обозначает? (правдивая история)
– История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём до конца жизни.
– А видел кто-нибудь, как и чем кормят зверей в зоопарке?
- Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.
Аудиозапись. Беседа после первичного прослушивания. (СЛАЙД)
- Сядьте удобнее, и внимательно послушайте эту историю.
- Какое чувство возникло у вас? (Печаль, грусть, тревога.)
- Я видела, вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте, о чём эта быль? (О любви и привязанности животных друг к другу)
- Назовите главных героев. (Лев и собачка).
- Где происходит действие? (в зверинце)
- Что такое зверинец?
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
- Какой эпизод показался вам самым напряженным?
- Что вы чувствовали?
Л.Н. Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.
5. Словарная работа.
- Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
- Обратите внимание, эти трудные для вашего понимания слова расположены на слайде. (слайд 8)
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
6. Физминутка. (слайд 9)
Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, коллеги, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись...
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
1,2,3,4, (наклоны)
Теперь спинки держим ровно.
Будем вместе мы шагать.
Места нам надо поменять.
(Поменяться группам местами)
Тихо все на место сядем
И закроем глазки
Вспомним всё, чем занимались,
Без моей подсказки.
- Откройте глаза.
- Молодцы!
7. Организация художественного анализа текста (чтение по цепочке)
Работа в группах. Лист № 3 Можно пользоваться текстом.
1 группа.
1) Какие чувства у вас возникли при чтении этого рассказа?
– Грустный рассказ, собачку жаль, льва тоже жалко.
2) В какие моменты они возникли?
– Когда собачка попала в клетку, когда умерла.
3) Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
– Когда животные подружились и лев не хотел никому отдавать собачку.
4) Как выглядят животные?
– Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.
2 группа.
1) А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
– Дружба животных. Нам вместе очень весело.
2) Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?
3) Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом?
4) Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
– Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки.
3 группа.
1) Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?
– Ему стало её жалко, она ему понравилась.
2) В чём проявилась забота льва по отношению к собачке?
– Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого к ней не подпускал. Играл с ней.
3) Как вёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.
4) Отчего лев умер?
– Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.
- Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
– Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.
- Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)
- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?
8. Работа с пословицами (слайд 10)
Л.Н. Толстой в своём творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. (по группам)
– Какая из пословиц подходит к этому рассказу? Почему? Лист № 4
1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
4. Сила сломит всё, а ум силу.
Игра "Да-нетка"
9. Рефлексия.
- О чём рассказ Л. Толстого "Лев и собачка"? Какая главная мысль? (О преданности и любви животных друг к другу)
Я часто думаю: писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, художники создают печальные картины, а композиторы - печальную музыку. Зачем? Вы можете ответить на этот вопрос?
(Чем больше это произведение всколыхнет чувств, чем больше заденет чужая боль, тем лучше произведение, так как оно заставляет нас страдать во имя счастья в жизни.)
Печаль не вечна. Время лечит. В жизни бывает и печаль, и радость.
- Чтобы вы хотели сказать автору этого рассказа? (слайд 10)
– Спасибо, Лев Николаевич, за ваши добрые рассказы, за то, что Вы нас учите делать добро. Учите состраданию.
Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.
На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
– Среди нас есть те, которые умеют жалеть наших младших бессловесных друзей, проявляют чуткость к обиженному, могли бы защитить их в трудный момент?
– Значит у вас, коллеги большое и доброе сердце. Запомните! (слайд 11)
“Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека”
– Разрешите мне подарить вам на память сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”
Домашнее задание.
Нарисовать плакат, посвященный защите животных.
- Попробуйте придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной, и запишите её.
- На своём мастер-классе я показала вам, как можно воспитывать нравственные качества человека через произведение на уроке литературного чтения. А получилось у меня или нет судить вам.
- А сейчас прошу вас оценить мой масте-ркласс с помощью вот этих шариков, если вам понравилось и вы можете для себя что-то взять, раскрасьте весёлый шарик, если нет – грустный.
- Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на моём мастер-классе и смогли понять глубокий смысл литературного произведения.
Самоанализ мастер-класса.
Мастер класс по литературному чтению построила с учётом интереса участников процесса по развитию духовно-нравственного воспитания младших школьников на творчестве Л. Толстого. Показала участникам, как можно работать на уроке с учащимися над развитием духовно-нравственного воспитания. По типу урок комбинированный, т.е. все этапы урока идут друг за другом в тесной связи. Были использованы следующие методы обучения: по виду – словесный, наглядный, практический. По характеру – репродуктивный, частично - поисковый. Форма организации познавательной деятельности – коллективная, групповая.
Этот урок был посвящён знакомству с творчеством Л. Толстого. Большое значение имела работа над развитием духовно-нравственного воспитания учащихся при работе с былью "Лев и собачка".
На уроке была использована презентация для лучшего усвоения материала.
Работа над слайдами была посвящена знакомству с новым материалом, решению воспитательных задач, развитию творческих способностей каждого участника, мышления, умения анализировать и делать выводы; воспитывать любовь к чтению и такие качества, как честность, справедливость, доброта, уважение.
Физкультминутка была специально разработана для данного мастер-класса. Была использована с целью поддержания здоровьесберегающих технологий участников процесса.
Считаю поставленные задачи решёнными, достигнутыми, что доказывает активность, общая атмосфера мастер-класса. Главное, что работало на достижение целей и задач – дифференцированные задания, разнообразие приёмов, форм и методов.
САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ |
САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ |
САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ |
САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ |
САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ |
САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ | САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ |
Игра «Да-нетка»
1. Собака - дикое животное. --
2. Л.Н. Толстой жил в имении Ясная Поляна. +
3. Л. Толстой всю жизнь был военным. --
4. В своём имении он открыл школу для крестьянских детей. +
5. Л. Толстой писал рассказы только для детей. --
6. Л.Н. Толстой знал шестнадцать иностранных языков. +
7. Лев – хищное животное. +
8. Длина его тела достигает двух с половиной метров. +
9. Собаки освоили множество профессий. +
- Ребята, соедините прямыми линиями все плюсы. Что у вас получилось?
- Это конура для собак, чтобы они не были брошенными и бездомными.
- Чем особенно вам запомнился рассказ? Что особо поразило вас?
№ 1
1 группа
Море желаний
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
______________________________________________________________________
№ 2
- Прочитайте слово:
В О С П И Т А Н И Е
- Составьте из букв этого слова слова-предметы.
№ 3
1 группа
1) Какие чувства у вас возникли при чтении этого рассказа?
2) В какие моменты они возникли?
3) Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
4) Как выглядят животные?
№ 1
2 группа
Море желаний
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
______________________________________________________________________
№ 2
- Подумайте и ответьте, что такое воспитание?
№ 3
2 группа
1) А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
2) Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?
3) Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом?
4) Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
№ 1
3 группа
Море желаний
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
_______________________________________________________________________
№ 2
- Про какого человека говорят «воспитанный человек». Как вы это понимаете?
№ 3
3 группа
1) Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?
2) В чём проявилась забота льва по отношению к собачке?
3) Как вёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.
4) Отчего лев умер?
1. Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он писал рассказы для детей и взрослых. Полное собрание его сочинений насчитывает 90 томов. Лев Толстой прожил 82 года.
______________________________________________________________
2. Л.Н. Толстой знал шестнадцать иностранных языков. Он всё время трудился и всегда считал, что уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.
____________________________________________________________
3. Он очень долго жил в имении Ясная Поляна. Он очень любил детей. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал.
______________________________________________________________
4. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости.
______________________________________________________________
Л.Н. Толстой
ЛЕВ И СОБАЧКА.
(Быль)
В Лондоне показывали диких зверей и за смотрение брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принес её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал её.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом. Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лег подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
№ 4
ИГРА "ДА-НЕТКА"
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Да – Х
Нет – 0
1. Собака - дикое животное.
2. Л.Н. Толстой жил в имении Ясная Поляна.
3. Л. Толстой всю жизнь был военным.
4. В своём имении он открыл школу для крестьянских детей.
5. Л. Толстой писал рассказы только для детей.
6. Л.Н. Толстой знал шестнадцать иностранных языков.
7. Лев – хищное животное.
8. Длина его тела достигает двух с половиной метров.
9. Собаки освоили множество профессий.
- Коллеги, соедините прямыми линиями все плюсы. Что у вас получилось?
№ 5
– Какая из пословиц подходит к этому рассказу? Почему?
1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
4. Сила сломит всё, а ум силу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Литературное чтение 1 класс система Л.В. Занкова
Методы и приемы, направленные на реализацию новых образовательных стандартов через УМК системы «Л.В. Занкова», в частности на уроках литературного чтения по учебнику Н.В. Нечаевой, К.С. Бе...
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Литературное чтение мастер класс
Мастер класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "Обучение грамоте. Литературное чтение" 1 класс По учебнику "Азбука" В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская По учебнику "Литературное чтение". Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий
данная программа включет в себя программу по обучению грамоте и программу по литературному чтению с календарно-тематическим планированием...
Мастер - класс по литературному чтению, 2 класс
Мастер-класс на тему «Методы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения», во 2 классе....